Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психика как предмет психологии



2019-12-29 347 Обсуждений (0)
Психика как предмет психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Этот этап связан с исследованиями отечественных психологов, начиная с 20-30 гг. XX века (А.Н. Леонтьев, C.Л. Рубинштейн) и др. Началом этого этапа можно считать 1923 год, когда в Москве проходил психоневрологический съезд. С этого времени предметом психологии становится психика, которая стала рассматриваться как единство сознания и деятельности. Рассматривая психику с позиции диалектического материализма, наши ученые опирались на основные законы диалектической философии. Эти законы заключались в следующем:

- все явления находятся в развитии, следовательно, и психику надо изучать в развитии.

- все предметы и явления взаимосвязаны, следовательно, все психические явления надо рассматривать во взаимосвязи и т.д.

Деятельность и сознание — не две в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое — не тождество, но единство. Движимый каким-нибудь влечением, человек будет действовать иначе, когда он осознает его, т. е. установит объект, на который оно направлено, чем действовал, пока он не осознал. Сам факт осознания своей деятельности изменяет условия ее протекания, а тем самым ее течение и характер; деятельность перестает быть простой совокупностью ответных реакций на внешние раздражители среды; она по-иному регулируется; закономерности, которым она подчиняется, выходят за пределы одной лишь физиологии; объяснение деятельности требует раскрытия и учета психологических закономерностей. С другой стороны, анализ человеческой деятельности показывает, что самая осознанность или неосознанность того иного действия зависит от отношений, которые складываются в ходе самой деятельности. В ходе деятельности действие осознается, когда частичный результат, который им достигается, превращается в прямую цель субъекта, и перестает осознаваться, когда цель переносится дальше и прежнее действие предается лишь в способ осуществления другого действия, направляемого на более общую цель: по мере того как более мелкие частные задачи приобретают относительную самостоятельность, действия, на них нацеленные, осознаются; по мере того как они вбираются в более обширные общие задачи, действия, на них направленные, выключаются из сознания, переходят в подсознательное. Таким образом, сознание включается и выключается в зависимости от отношений —  между задачами и способами их осуществления, — которые складываются в самом процессе деятельности. Сознание не является внешней силой, которая извне управляет деятельностью человека. Будучи предпосылкой деятельности, сознание вместе с тем и ее результат. Сознание и деятельность человека образуют подлинное единство.

Таким образом, психика как единство сознания и деятельности или поведения основывается на единстве сознания и действительности или бытия, объективное содержание которого опосредует сознание, на единстве субъекта и объекта. Одно и то же отношение к объекту обусловливает и сознание, и поведение, одно — в идеальном, другое — в материальном плане.

На современном этапе психология рассматривается как наука о фактах, механизмах, закономерностях психики, как складывающийся в мозге образ действительности. На основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, имеющие у человека личностный характер.

 

ЛЕКЦИЯ 3. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Сущность и соотношение понятий: метод, методология, методика.

2. Классификация методов.

3. Характеристика методов.

4. Требования к проведению психологического исследования.

 

__________

Выводы

и предложения

обработка материала

Методики исследования

конкретное воплощение метода

в соответствии с целью исследования

Методы исследования

способы получения фактов о проявлении психики,

отвечающие методологическим принципам

методологические принципы психологического исследования

требования к построению психологического исследования

МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

диалектико-материалистическое понимание психологии

________________________________________________________________________

Рис. 1. Соотношение понятий: методология, метод, методика

 



2019-12-29 347 Обсуждений (0)
Психика как предмет психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психика как предмет психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (347)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)