Строение деятельности (по А.Н. Леонтьеву)
В строении деятельности А.Н. Леонтьев выделяет два аспекта: 1. Личностный аспект. 2. Операционно-технический аспект. Личностный аспект деятельности включает в себя потребности и мотивы. Мотив тесно связан с потребностями. Потребность только состояние, а реализуется благодаря мотиву. Потребности – это состояние нужды человека в чем-либо, что находится вне его (С.Л. Рубинштейн). Потребности бывают разных видов и существуют разные классификации потребностей. Общепринятая классификация это деление потребностей на биологические и социальные. Биологические (природные, витальные, естественные) потребности. имеют место и у человека, и у животных. Например, пищевая, половая потребности. Но биологические потребности человека не являются аналогами этих же потребностей у животных. Это отличие выражается в способах удовлетворения потребностей. У человека способы удовлетворения потребностей формируются в процессе социализации, присвоения опыта накопленного человечеством. Биологические потребности у человека социально обусловлены . Социальные потребности возникают только у человека в процессе жизни, социализации. Социальные потребности делятся на материальные и духовные. Материальные – потребности в предметах, необходимые для удовлетворения духовных потребностей. Духовные – высший уровень потребностей: в труде, в общении, в познании, а также нравственные и этические потребности и т.д. Среди многообразия потребностей, некоторые из них становятся базисными и необходимыми для нормального развития, формирования личности. Это потребности сформированные в раннем возрасте и остаются до конца жизни: в общении, в положительных эмоциях, потребность во внешних впечатлениях. А.Н. Леонтьев выделяет основные характеристики потребностей. 1.Потребности предметны. Любые предметы, которые окружают человека, несут два значения: объективное и субъективное. Когда предмет становится лично-значимым , этот предмет будет потребностью человека. 2.Потребностям свойственно развитие (поступательный характер). Удовлетворенная потребность порождает более сложную потребность и требует более сложного удовлетворения. 3.Потребностям свойственно воспроизводство. Удовлетворенная потребность может возникать вновь. Потребности и деятельность. Потребность – это источник активной деятельности. Леонтьев выделяет два этапа формирования потребностей в связи с деятельностью. Первый этап – период до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность; второй этап – после этой встречи. На первом этапе потребность не представлена субъекту, не «расшифрована» для него. Он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это состояние вызвано. Со стороны же поведения потребностное состояние в этот период выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных вариантов. На втором этапе — встреча с предметом приведет к опредмечиванию потребности. В процессе опредмечивания обнаруживаются две важные черты потребности. Первая заключается в первоначально очень широком спектре предметов, способных удовлетворить данную потребность. Вторая черта – в быстрой фиксации потребности на первом удовлетворившем её предмете. Итак, в момент встречи потребности с предметом происходит опредмечивание потребности. В этом акте рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Мотив – это побуждение к деятельности. Потребность – это состояние, а мотив реализует этот состояние в процессе деятельности. Мотив придает направленность деятельности. Вся активность определена мотивом. Таким образом, мотив придает определенный вектор, направление деятельности. Одна и та же деятельность может быть мотивирована не одним, а несколькими мотивами. Деятельность полимотивирована. Немотивированной деятельности быть не может. Операционно-технический аспект. Деятельность, прежде всего, включает в себя действие. Действие – это основная единица анализа действия. Действие – это процесс направленный на реализацию цели. Таким образом, в определение действия входит еще одно понятие, которое необходимо определить, - цель. Цель – это образ желаемого результата, т.е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Следует отметить, что имеется в виду сознательный образ результата: последний удерживается в сознании всё то время, пока осуществляется действие. Характеризуя понятие «действие», можно выделить следующие четыре момента. Первый момент: действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Но данный акт сознания не замкнут в самом себе, а «раскрывается» в действии. Второй момент: действие – это и акт поведения. Третий момент: через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Четвертый момент: понятие действия выводит деятельность человека в предметный и социальный мир. Итак, вернемся к связке цель – действие. Цель задает действие, действие задает реализацию цели. Все действия человек выполняет с помощью определенных операций. Операцией называется способ выполнения действия. Одно и тоже действие может быть выполнено различными операциями. Если действие всегда сознательное, то операция как способ может быть осознанным, большинство же операций не осознаны и носят характер навыка. Психофизиологический уровень деятельности. Под психофизиологическими функциями понимаются физиологические обеспечения психических процессов. К ним относятся ряд способностей организма, такие, как способности к ощущению, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная способность и др. Соответственно говорят о сенсорной, мимической, моторной функциях. А также имеют в виду врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы, и те, которые созревают в течение первых месяцев жизни. Таким образом, рассматривая строение деятельности, А.Н. Леонтьев выделяет и основные уровни: Мотив - деятельность; Цель - действие; Операция — условия; Психофизиологический уровень.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (459)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |