Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика методов



2019-12-29 393 Обсуждений (0)
Характеристика методов 0.00 из 5.00 0 оценок




Как все естественные и общественные науки, психология располагает двумя методами получения фактов, подлежащих дальнейшему анализу, — методами наблюдения и эксперимента, которые, в свою очередь, имеют ряд модификаций, не изменяющих их сущности.

Наблюдение становится методом психического изучения лишь в том случае, если оно не ограничивается описанием внешних явлений, а осуществляет переход к объяснению психологической природы этих явлений. Сущность наблюдения не в одной лишь регистрации фактов, а в научном объяснении причин этих психологических фактов. Регистрацией фактов ограничиваются так называемые житейские наблюдения, в которых человек на ощупь отыскивает причины тех или иных поступков и действий. Житейские наблюдения отличаются от научного наблюдения прежде всего своей случайностью, неорганизованностью и бесплановостью. В них редко осуществляется учет всех существенных условий, влияющих на возникновение психического факта и протекание его. Научное психологическое наблюдение в отличие от житейского предполагает необходимый переход от описания наблю­даемого факта поведения, деятельности к объяснению его внутренней психологической сущности. Формой этого перехода является гипотеза, возникающая в ходе наблюдения. Существенно важным требованием к психологическому наблюдению является наличие четкого плана, а также фиксирование полученных результатов в специальном дневнике. Разновидностью наблюдения будет психологический анализ продуктов деятельности. Сюда же относится метод обобщения независимых характеристик, полученных при наблюдении личности в различных видах деятельности.

Основной инструмент получения новых психологических фактов и объективного научного познания — это экспериментальный метод. В отличие от наблюдения психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого. Различают два основных вида экспериментального метода: лабораторный и естественный эксперимент. Характерный признак лабораторного эксперимента — не только то, что его проводят в лабораторных условиях с помощью специальной психологической аппаратуры и что действия испытуемого определяются инструкцией, но и отношение испытуемого, который знает, что над ним экспериментируют. С помощью лабораторного эксперимента можно исследовать свойства внимания, особенности восприятия, памяти и т. д. Естественный эксперимент (впервые предложен А. Ф. Лазурским в 1910 г.), который решает задачи психолого-педагогического исследования, называют психолого-педагогическим экспериментом. Его роль исключительно велика при изучении познавательных возможностей учащихся на различных возрастных этапах, при выяснении конкретных путей формирования личности школьника и т. д. Различия между лабораторным и естественным экспериментом в настоящее время весьма условны и не должны быть абсо­лютизированы.

Методы, о которых шла речь до сих пор, являются исследовательскими — с их помощью ученый может установить важные для научного познания факты, открыть наличие тех или иных закономерностей, обнаружить интимный механизм психических явлений. Другими словами, предмет исследований, осуществляемых посредством этих методов, совпадает с предметом психологии как науки. Психологические методы могут быть использованы не только для целей исследования, но и для целей испытания. В последнем случае задачей является не получение каких-либо новых данных, которые были бы необходимы для дальнейшего углубления научных знаний, а выяснение, насколько психологические качества испытуемого соответствуют уже ранее выявленным психологическим нормам и стандартам. Такими методами, с помощью которых психолог стремится установить определенные психологические качества личности, являются тесты.

Тест — это кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических функций. При помощи тестов стремятся выявить наличие или отсутствие определенных способностей, навыков, умений, наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности, выяснить степень пригодности для работы в области той или иной профессии и т. д. Недостаточно обоснованные и проверенные психологические тесты могут стать причиной серьезных ошибок, которые способны причинить значительный ущерб в педагогической практике, в области профотбора, при диагностике дефектов и временных задержек психического развития. Надежность теста - это учет и устранение источников погрешностей, которые снижают точность тестов. Надежность тестов (т.е. его согласованность) повышают посредством повторного испытания в последующем вычислении коэффициента корреляции между данными первого и второго тестирования. Подобная тщательная и объективная проверка надежности теста необходима психологам, чтобы знать, для каких целей и в каких пределах его можно пременять. Наряду с надежностью к тесту предъявляется требование валидности, или адекватности. Валидностъ - это степень, в которой тест является инструментом, измеряющим то, для чего он предназначен. Для установки волидности обычно требуется независимый внешний критерий по отношению к тому, что тест должен измерить. Валидность - мера соответствия результатов исследования объективным внешним критериям.

Опрос представляет собой получение информации об изучаемом индивиде, группе социальной общности в ходе непосредственного (интервью) или опорного (опросник-анкета) общения экспериментатора и респондента, т.е. лица, отвечающего на вопросы исследователя. Опрос является одним из самых распространенных, хотя и не очень надежных методов исследования личности. Цель опроса - выявить мнения, установки, представления человека о себе, окружающих людях и явлениях действительности. Различают три вида инструментального обеспечения метода опроса: а) интервью, б) опросники-анкеты, в) личностные опросники.

Интервью - представляет собой способ получения информации в процессе устной беседы. Метод интервью столь же древний как метод наблюдение. В психологии интервью применяют в клинической практике, при консультировании, при исследовании личности, в профессиональных и образовательных целях и т.д. Различают интервью свободное и структурированное (или стандартизированное). Интервью нередко применяют и для установления тесного личного контакта с собеседником, чтобы обеспечить последующую работу ним.

Анкета - методическое средство для получения первичной и социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации.

Опросники-анкеты - метод социально-психологического исследования с помощью анкеты, предназначен для получения такой информации о субъекте, которая не имеет непосредственного отношения к его личностным чертам и особенностям. Биографическая анкета-опросник предназначена для получения сведений из истории жизни человека, и ее применяют, когда нелегко провести интервью. Опросники интересов предназначены для выявления профессиональных и образовательных потребностей испытуемых, а также задач профессионального отбора.

Личностные опросники предназначены для исследования и измерения выраженности тех или иных индивидуальных особенностей субъектов. В настоящее время существует несколько сотен разнообразных личностных опросников, получивших широкое распространение в диагностических исследованиях во всем мире. Наиболее известные среди них - личностный опросник Г.Айзенка, шестнадцати факторный личностный опросник Р.Кеттела и др.

Проективные методы представляют собой способ опосредованного изучения личностных особенностей человека по результатам его продуктивной деятельности. Главной особенностью проективных методик является то, что заданный вопрос стимулирует испытуемого на неограниченное разнообразие и количество возможных ответов. Различают следующие наиболее известные проективные методики: методика чернильных пятен Роршаха, методика фрустраций Розенцвейга.

 



2019-12-29 393 Обсуждений (0)
Характеристика методов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика методов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (393)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)