Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функциональная асимметрия головного мозга



2019-12-29 323 Обсуждений (0)
Функциональная асимметрия головного мозга 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Исследования по проблеме естественно-научных основ психики продолжаются и на современном этапе. В настоящее время появилось много взглядов, концепций. Одна из известных - теория функциональной асимметрии мозга.

Известно, что мозг состоит из левого и правого полушарий. Установлено, что психические функции определенным образом распределены между ними, но существует функциональная асимметрия- различная степень выраженности тех или иных функций в левом и правом полушариях.

Функцией левого полушария является чтение и счет, вообще преимущественное оперирование знаковой информацией (словами, символами, и т.д.). Левое полушарие обеспечивает возможность логических построений, без которых невозможно последовательное аналитическое мышление. Расстройство деятельности этого полушария ведет к нарушению речи (появлению афазий), блокирует возможность нормального общения, а при глубоком поражении нервной ткани - к серьезным дефектам мыслительной деятельности.

Правое полушарие оперирует образной информацией, обеспечивает ориентацию в пространстве, восприятие музыки, эмоциональное отношение к воспринимаемым и понимаемым объектам. Оба полушария функционируют во взаимосвязи. Функциональная асимметрия присуща только человеку, формируясь в процессе общения, в котором может сложиться относительное преобладание у личности функционирования левого или правого полушария, что сказывается на его индивидуально–психологических характеристиках.

ЛЕКЦИЯ 7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ФИЛОГЕНЕЗЕ

1.Возникновение и развитие психики в связи с развитием материи.

2.Психические характеристики основных форм поведения в животном мире: инстинкт, навык, разумное поведение. Условия и предпосылки возникновения психики человека.

 

Возникновение и развитие психики в связи с развитием материи

 

Вопрос о возникновении психики может быть исследован в связи с длительным развитием материи. Материя вечна, и она находится в состоянии движения, изменения и развития. Вся материя, начиная от неживой, неорганической, и кончая самой высшей и сложной материей - человеческим мозгом, обладает всеобщим качеством материального мира - качеством отражения как способностью отвечать на воздействия.

Формы отражения зависят от формы существования материи: отражение проявляется в способности отвечать на внешние воздействия в соответствии с характером воздействия и формой существования материи.

Отражение является своеобразным «мостиком», переходом от материи неорганической к органической. В неживой природе движение может выступать в виде механического, физического или химического воздействия тел или веществ. (Пример: солнечный луч, отражаемый от поверхности воды).

При переходе к живой материи качественно изменяются и формы ее движения. Живой материи присущи биологические формы отражения, а на определенном этапе развития живой материи возникает психика как качественно новая форма отражения.

Органическая материя делится на периоды:

1) растительный;

2) животный.

Все живые организмы на всех этапах эволюции растительных и животных форм обладают особой, биологической, формой отражения - раздражимостью. Раздражимость - способность живого организма реагировать на воздействия биологически значимых (биотических) влияний. Появляется на растительном этапе. (Пример: корни растения раздражимы по отношению к питательным веществам, которые содержатся в почве: при соприкосновении с раствором этих веществ они начинают их всасывать). Раздражимость является предпосылкой возникновения еще более сложной формы отражения, которая появляется на этапе животной жизни и называется чувствительностью.

Эволюцию отражения можно выразить следующей схемой:

 

Отражение

неорганической à Раздражимость à Чувствительность

Материи

 

Появление чувствительности рассматривают как критерии возникновения психики. Чувствительность, как форма психического отражения характеризуется двумя психологическими признаками:

1. Животный организм, отражая окружающую действительность, начинает реагировать не только на биотические (жизненно важные), но и на абиотические раздражители.

а) биотические удовлетворяют биологические потребности (пища, влага, половые потребности);

б) абиотические (запах, цвет, форма, движение) раздражители биологические потребности не удовлетворяют, но выполняют сигнальную функцию для организма, т.к. сигнализируют о наличии или отсутствии жизненно важных раздражимостей.

2. Поведение животных начинает носить избирательный характер. Животные исследуют окружающую среду, в которой находятся, ориентируются в ней, на основе ориентации осуществляют поиск важных факторов и так же активно избегают то, что опасно для жизни.

Чувствительность как форма отражения материи возникает на высоком этапе развития материи, когда появляются организмы, наделенные нервной системой.

Развитие чувствительности усложняется в связи с развитием ее носителя - нервной системы, а так же с развитием и деятельностью отдельных и элементарных форм отражения (ощущение, восприятие, память, мышление). Это происходит в результате длительной эволюции. Развитие психики связанно с развитием организма, а развитие организма зависит от развития среды обитания. Благодаря чувствительности к биотическим и абиотическим раздражителям у животных возникает возможность отражать значительно больше воздействий, чем это доступно растениям. Так, например, наблюдалось образование реакции у инфузории на нейтральный для них признак-свет.

Таким образом, возникновение психики и ее развитие связанно с развитием или эволюцией материи и всеобщим свойством материи - отражением, которое в процессе эволюции материи переходит от неорганической формы к раздражимости и чувствительности.

 



2019-12-29 323 Обсуждений (0)
Функциональная асимметрия головного мозга 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Функциональная асимметрия головного мозга

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (323)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)