Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учение А. Р. Лурия о блоках мозга и об их функциях в психическом отражении



2019-12-29 375 Обсуждений (0)
Учение А. Р. Лурия о блоках мозга и об их функциях в психическом отражении 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Толчком к изучению взаимодействия мозга и психики стали клинические наблюдения во время войны и разработка методик, позволяющих восстанавливать поврежденный мозг бойцов во время войны.

Рассматривая психику как свойство мозга, многие годы ученые направляли исследования на поиск отдельных локальных участков мозга (центров, связанных с определенными психическими процессами). Считалось, что в психическом отражении принимают участие не мозг в целом а лишь высшие отделы - кора головного мозга (поверхностный слой нейронов 16 млрд.).

А.Р. Лурия разработал подход о том, что в психическом отражении и при образовании как простых, так и сложных образов психики принимает участие не локальные участки мозга, а мозг в целом как сложная динамическая структура. А любая структура состоит из отдельных подструктур.

А.Р. Лурия предложил выделить три анатомически относительно автономные блока головного мозга, обеспечивающие нормальное функционирование соответствующих групп психических явлений. Каждый блок в психическом отражении выполняет свою специфическую функцию. Но поскольку эти блоки взаимосвязаны, то нарушение функции одного блока может быть заменено оптимальным развитием другого блока, который берет на себя функцию разрушенного блока.

Блоки мозга:

I. Нижний – блок мозговых структур, поддерживающих определенный уровень активности. Он включает неспецифические структуры разных уровней: ретикулярную формацию ствола мозга, структуры мозга и глубинных его отделов, лимбической системы, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. От работы этого блока зависит общий уровень активности и избирательная активизация отдельных подструктур, необходимая для нормального осуществления психических функций. Нарушение этого блока приводит к тому,что человек становится пассивным, безразличным, неработоспособным, сонливым, внимание неустойчивое, так как никакого психического отражения в мозге быть не может. Этот блок выполняет функцию энергетического заряда мозга, выделяет физиологическую специфическую энергию, благодаря которой мозг становится активным. При нарушении лобных долей оказывается возможным выполнение отдельных логических операций, но невозможным планирование хода решений задачи, выпадает ориентированная основа действия.

II. Средний, его функция боле сложная, связана с познавательными психическими процессами, восприятием, переработкой и хранением разнообразной информации. Переработка информации носит аналитико-синтетический характер, причем одни отделы среднего мозга выполняют аналитические функции, а другие – синтетические. Его корковые проекции в основном располагаются в задних и височных отделах коры головного мозга, который включает также подкорковые отделы, зрительные бугры, таламус и гипоталамус. Мозг включает височную, затылочную и теменную области, а также подкорковые отделы мозга, особенно зрительные бугры, таламус и гипоталамус. Функция этого блока более сложная, заключается в приеме, переработке, хранении поступающей извне информации. Нарушение этого блока приводит к потере чувствительности – ложной и глубокой, теряется четкость движений. Человек с повреждением левой височной доли хорошо ориентируется в условиях задачи, но не может использовать прошлый опыт; при повреждениях теменной и затылочной доли интеллектуальная деятельность остается осмысленной, но затрудняется установление временных отношений.

III. Центральный блок охватывает передние отделы коры головного мозга. Он связан с мышлением, программированием, высшей регуляцией поведения и психических функций, сознательным их контролем. Выполняет основную функцию в психическом отражении - планирование и целеполагание. Нарушение работы этого блока вызывает дефекты поведения.

Все три блока взаимосвязаны и составляют целостную структуру.

С блочным представлением структур мозга связана проблема, которая получила название проблемы локализации психических функций, т.е. более или менее точного их представительства в отдельных мозговых структурах. Есть 2 разные точки зрения на решение этой проблемы.Одна получила название локализационизма, другая - антилокализационизма.

Согласно локализационизму, каждая психическая функция, психологическое свойство связано с работой ограниченного участка мозга, так что все психические явления можно расположить на поверхности и в глубинных структурах головного мозга на вполне определенных местах.

Впоследствии оказалось, что различные нарушения психических процессов нередко связаны с одними и теми же мозговыми структурами, и наоборот, поражения одних и тех же участков мозга часто приводят к выпадению различных функций. Эти факты в конечном счете подорвали веру в локализационизм и привели к возникновению альтернативного учения – антилокализационизма. Сторонники последнего утверждали, что с каждым психическим явлением практически связана работа всего мозга в целом, всех его структур, так что говорить о строгой соматотопической представленности (локализации) психических функций в ЦНС нет достаточных оснований.

Обсуждаемая проблема нашла свое решение в понятии функционального органа, под которым стали понимать прижизненно формирующуюся систему временных связей между отдельными участками мозга, обеспечивающую функционирование соответствующего свойства, процесса или состояния. Различные звенья такой системы могут быть взаимозаменяемы, так что устройство функционального органа у разных людей может быть различным.

Однако антилокализационизм не может до конца объяснить факт существования боле или менее определенной связи отдельных психических и мозговых нарушений. В связи с этим ни локализационизму, ни антилокализационизму до настоящего времени не удалось одержать окончатеьноц победы друг над другом, и оба учения продолжают сосуществовать, дополняя друг друга в слабых своих позициях.

Исследования А.Р. Лурия имели большое практическое и теоретическое значение. Теоретическая значимость заключается в том, что его учение противопоставлено традиционному подходу о локальной деятельности мозга в психическом отражении. А.Р. Лурия доказал, что психическое отражение есть результат не отдельных центров мозга, а мозга в целом, выступающего как сложная динамическая структура, состоящая из отдельных подструктур-блоков.

Практическая значимость учения А.Р. Лурия заключается в том, что оно позволило реабилитировать, возвращать к нормальной жизни людей, которые ранее считались неизлечимыми и становились инвалидами. Это стало возможным благодаря тому, что А.Р. Лурия доказал, что все блоки мозга функционируют во взаимосвязи. Нарушение одних блоков может быть компенсировано за счет оптимального развития функций другого блока, который начинает защищать пораженные участки мозга.

 



2019-12-29 375 Обсуждений (0)
Учение А. Р. Лурия о блоках мозга и об их функциях в психическом отражении 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учение А. Р. Лурия о блоках мозга и об их функциях в психическом отражении

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (375)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)