Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Состояние проблемы в практике работы дошкольного образовательного учреждения.



2019-12-29 329 Обсуждений (0)
Состояние проблемы в практике работы дошкольного образовательного учреждения. 0.00 из 5.00 0 оценок




Экспериментальная часть исследования проводилась на базе детского дошкольного образовательного учреждения № 8 города Сморгони в течение трех месяцев (с 01.03.2010 по 31.05.210). Исследованием было охвачено 20 детей (10 детей контрольной группы и 10 экспериментальной), а также воспитатели, работающие в исследуемых группах.

Констатирующий эксперимент состоял из двух этапов.

В ходе первого этапа исследования решались следующие задачи:

· определение степени осведомленности педагогов и родителей по проблеме детского творческого рассказывания;

· изучение деятельности воспитателей по развитию творческого рассказывания старших дошкольников средствами художественной литературы, использования в данном дошкольном учреждении творческого потенциала современной литературной сказки и, в частности, произведений Джанни Родари.

С целью решения данных задач проводилось анкетирование среди воспитателей (Приложение 1), осуществлялся анализ педагогической документации, велось регулярное наблюдение за работой воспитателей.

Исследование показало, что воспитатели заботятся о формировании речи детей, учат оперировать понятиями, обогащают словарь. Для правильного развития детской речи педагоги используют комплексное обучение дошкольников, одним из путей ее гармоничного развития выступает совмещение общеобразовательных и коррекционных задач.

Развитие речевого общения в данном дошкольном учреждении происходит не только на специально организованных занятиях, но и в ходе игр, рисования, лепки, конструирования и других видов детской деятельности.

Для более успешного развития речи воспитатели проводят занятия по развитию зрительно-слухового сосредоточения детей на речи. Формирование этого процесса проходит при использовании метода сказкотерапии, созданного петербургскими авторами Т.Д. Зинкевич и А.М. Михайловым, нацеленного на интеграцию личности, расширение сознания и совершенствование взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Методом сказкотерапии решаются следующие задачи:

- снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;

- развитие умения преодолевать трудности и страхи;

- выявление и поддержка творческих способностей;

- формирование навыков конструктивного выражения эмоций;

- развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

Также воспитатели руководствуются процессом формирования у детей правильного звукопроизношения, регулярно проводят артикуляционную гимнастику, целью которой является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.

Анализ просмотренных занятий по развитию речи показал наличие таких видов деятельности детей, как слушание и запоминание сказок; пересказ текста одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей; рисование сказок, проведение дидактических игр на основе сказочных образов и сюжетов. В деятельности воспитателей недостаточное внимание уделяется стимуляции речевого творчества детей развернуть (показать отсутствие систематической работы по данному вопросу.

Показать, что современную сказку (и в том числе Родари) воспитатели знают слабо, ее возможности не используют)

В ходе первого этапа контрольного эксперимента нами была разработана также комплексная анкета, направленная на выявление степени осведомленности родителей по изучаемой проблеме (Приложение 2).

Исследованием были охвачены  родителей детей из экспериментальной группы и  родителей детей из контрольной группы.

 Анализ анкет показало, что все родители понимают значимость сказок в развитии личности дошкольников. Однако при выборе книги они чаще предпочитают известные сказки, не обращая внимания на авторство («Кот в сапогах», «Золушка» и др.), существенной разницы между классическими и современными писателями не видят. Покупая ребенку книгу, родители не всегда уделяют должное внимание содержанию, обращая внимание на красочность оформления и  цену. Не все родители проводят беседы с детьми после чтения сказок. Методы стимуляции творческого рассказывания детей большинству родителей неизвестны. Инсценировкой сказок родители из-за отсутствия времени (и необходимых навыков), за редким исключением, не занимаются. Некоторых родителей беспокоит то, что их ребенок неправильно произносит слова, не понимает значений ряда слов, допускает много грамматических ошибок, не может четко и внятно отвечать на вопросы.

В целом анкетирование показало, что, понимая важность проблемы речевого развития детей, родители предпочитают оставлять ее решение за дошкольными учреждениями образования.

В ходе второго этапа констатирующего эксперимента решались задачи диагностического характера: были выявлены особенности и уровни развития творческого рассказывания у старших дошкольников в исследуемых группах.

 

Анализ образцов творческого рассказывания детей (Приложение 3) осуществлялся по следующим показателям:

ü композиционная целостность;

ü выразительность речи;

ü самостоятельность.

ü вариативность.

Для выявления уровней творческого рассказывания использовались критерии,  предложенные Л.В. Ворошниной:

 (указать, где, в каком исследовании):

 

· умения представлять события в последовательности их развития от возникновения действия до его окончания, умение выявить героя, его взаимоотношения с другими действующими лицами, выражать зависимость между отдельными событиями и поступками героев;

· умение детей видоизменять, комбинировать, преобразовывать имеющиеся знания, личный опыт в ходе составления рассказов;

· понимание использования в речи образных средств языка (эпитеты, сравнения, повторы);

· умение творчески использовать имеющийся опыт при поиске образов, развитии сюжета, при выборе героев.

· владение связной монологической речью: умение и стремление связно, понятно, точно передавать свои мысли в устной речи.

· эмоциональное отношение к процессу творческого рассказывания и эмоциональная отзывчивость на произведения художественной литературы.

К высокому уровню рассказы относились в том случае, если ребенок .....дать характеристику высокого, среднего и низкого уровнейАнализируя рассказ № 2 (Приложение 5), следует отметить, что ребенок проявил интерес к рассказыванию. Он удачно дал характеристику герою: детально описал его образ жизни и поведение («На улице она бегает и прыгает. Лилу очень любит гулять на улице»), причем сюжет повествования не был заимствован из образца воспитателя или сочинения товарищей. Ребенок подробно описал внешний вид героя его рассказа («Она большая, черная и красивая. У Лилу большие лапы и длинный хвост. У нее всегда мокрый нос»). От темы рассказа он не отступал. Ребенок передал основное содержание темы и удачно использовал выразительные средства раскрытия образа («полезными вещами», «красивая»). Дошкольник владеет связной монологической речью, что проявляется в умении связно, понятно, точно передавать свои мысли в устной речи.

Важно отметить логическое начало рассказа, раскрытие темы и логическое его завершение. Повествование было последовательным и четким, без пауз и отступлений. Ребенок при рассказывании правильно подобрал факты и характеристики.  

В процессе рассказывания воспитатель не помогал ребенку подсказывающими вопросами. В этом процессе дошкольник проявил высокий уровень самостоятельности. Это показывает на сложившийся словарный запас и активное его использование.

Рассказ о любимом герое у ребенка получился очень эмоциональным. Дошкольник с воодушевлением и большой любовью описывал своего питомца («Я очень сильно люблю Лилу»). Интонационно ребенок выделял важные по его мнению моменты в рассказе («Мы гуляем с ней вместе с родителями. … Она очень любит есть кашу. Дома я гуляю с ней с мячиком»). Необходимо отметить, что дошкольник в своем рассказе опирался на личный жизненный опыт, описав героя подробно и достоверно.   

Умение понимать задачу и решать ее свидетельствует о высоком уровне творческого рассказывания ребенка. 

 

К среднему уровню развития творческого рассказывания можно отнести рассказ №1 (Приложение 3). Хотя ребенок и проявил интерес к рассказыванию, он был невнимательным и не проявил желания говорить правильно. Уже в первом предложении мы видим, что ребенок не правильно группирует слова («постарались, потянули и вытянули»). Следует отметить употребление ребенком слов-паразитов «и тут», которые перенасыщают его речь. Дошкольник с трудом переходил от одной мысли к другой. Причиной этому является небольшой словарный запас. Несколько раз в тексте ребенок употреблял слова «увидели», «открыл» «все», не заменяя их синонимами.

Из текста так же видно, что рассказчик неправильно употребляет грамматические формы, их усвоение вызывает у него трудности: согласование прилагательных и существительных («все увидели большого сундука»), образование форм глаголов («пришел дождь»).     

Но стоит отметить и положительные стороны. При рассказывании ребенок придерживался основной темы рассказа и соблюдал композиционную целостность, т.е. в тексте присутствует завязка, развитие сюжета и кульминация. Причем, воспитатель не помогал ребенку наводящими вопросами, дошкольник достаточно самостоятельно, пусть и с затруднениями переходил от одного предложения к другому. Сказка ребенка переполнена эмоциями и вдохновением, в полной мере была проявлена фантазия, он описывал действия так реалистично, словно сам был их участником. Сюжет продолжения сказки не был заимствован им не у вариантов автора, не у сочинений товарищей.

Несмотря на недостатки, дошкольник говорил внятно, достаточно громко и сумел заинтересовать слушателя, используя выразительность речи. В процессе рассказывания ребенок чувствовал себя раскованно, уверенно и непринужденно. 

В целом, ребенок в полной мере понял задачу и выполнил ее.

 

Пример низкого уровня творческого рассказывания – рассказ № 3. Ребенок с самого начала не проявил интереса не к теме, предложенной воспитателем, не к процессу творческого рассказывания. Дошкольник не заострял внимания на том, что говорит и как он это делает. Складывалось впечатление, что это был рассказ по принуждению. Точнее говоря, это было не творческое рассказывание, а беседа воспитателя и ребенка на заданную тему. Так как без наводящих вопросов воспитателя ребенок не мог формулировать свои мысли.

В своей речи дошкольник неправильно использует грамматические формы: он не всегда различает категории рода (в тексте мы видим употребление глагола «купила» относительно существительного мужского рода «папа»), категории числа («папа и мама купила»), неправильное употребление местоимения («Они и трансформер»).

Ребёнок с трудностью строит синтаксические конструкции, в тексте он использует только простые развитые предложения. При рассказывании дошкольник не использует образные средства языка (эпитеты, сравнения, повторы). Так же ребенок не в состоянии подбирать различные слова со сходным значением и использовать их в речи.  

В сочинении не соблюдена композиционная целостность. Ребенок, начав рассказ про любимую игрушку, не раскрывает тему полностью, а вводит в рассказ другого персонажа («мама недавно мне купила человека-паука»). А окончание рассказа не соответствует предложенной теме («И еще очень хочу, чтобы папа и мама купила мне пистолет»). Следовательно, в тексте отсутствует завязка, развитие сюжета и концовка.

В рассказе ребенка отсутствует четкое описание персонажа, действия непоследовательны, что привело к отсутствию внимания к рассказчику. Это связано с небольшим словарным запасом, незнанием значения слов и, как следствие, не умение их правильно употреблять.



2019-12-29 329 Обсуждений (0)
Состояние проблемы в практике работы дошкольного образовательного учреждения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Состояние проблемы в практике работы дошкольного образовательного учреждения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (329)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)