Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Диагностируйте не речевые умения, а качество детских сочинений по определенным выше показателям.



2019-12-29 352 Обсуждений (0)
Диагностируйте не речевые умения, а качество детских сочинений по определенным выше показателям. 0.00 из 5.00 0 оценок




Таблица 1

Диагностика уровней творческого рассказывания старших дошкольников

 (констатирующий срез).

Группа/ уровень развития Экспериментальная Контрольная
Высокий 10% 8%
Средний 60% 70%
Низкий 30% 22%

 

                                                         

Диаграма 1.

 

В процентном соотношении уровни развития детей в контрольной и экспериментальной группах представлено в Таблице 1. Из таблицы видно, что разница в обеих группах незначительная и даже в контрольной группе уровень творческого рассказывания старших дошкольников

Дайте приличный качественный анализ рассказов детей

Для детей обеих групп оказалось очень сложным задание, где предлагалось самостоятельно придумать сказку, которое было выполнено на низком уровне. ПОЧЕМУ ЭТО ОКАЗАЛОСЬ ТРУДНЫМ, С ЧЕМ НЕ СПРАВИЛИСЬ ДЕТИ?

Дети знают много сказок, предлагают свои варианты концовок, но сочинить свой рассказ им сложно.

Дошкольники допускали ошибки в образовании разных грамматических форм ("бежу" к маме), у них вызывало затруднение правильное построение предложений, так как в этом возрасте данные умения начинают формироваться. Некоторые дети употребляют слова и выражения, неточно понимая их смысл. Это говорит о том, что у них сравнительно небольшой активный словарь при наличии значительного пассивного словаря. Некоторые дети, верно произнося звуки, затрудняются в различении их на слух, что может привести в дальнейшем к трудностям в овладении грамотой. Это связано и с возрастными индивидуальными особенностями и недостаточной работой педагога по развитию у детей звуковой культуры речи.

Дайте примеры рассказов детей разных уровней!

Таким образом, мы выяснили, что работа по использованию современных литературных сказок  со старшими дошкольниками организована недостаточно. Родители и педагоги не используют полностью их развивающий потенциал, в том числе и для развития речи. Итак, мы еще раз убедились в том, что комплексная методика развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами современной литературной сказки просто необходима.

 

Выводы

 

 

Содержание и методика использования современной литературной сказки в развитии творческого рассказывания детей.

Формирующий этап экспериментальной деятельности проводился на протяжении трех месяцев и проходил в два этапа.

В ходе первого (ознакомительного) этапа формирующего эксперимента проводилось чтение и обсуждение литературных сказок современных писателей (произведений Джанни Родари, Пьера Грипари, Жака Превера) во второй половине дня.

Старшим дошкольникам читались следующие сказки:

 Д.Родари:

«Большая морковка», «Дудочник и автомобили», «Волшебный барабан», «Хитрый Буратино», «Дерево на котором растут туфли», «Как лису хоронили», «Страна без ошибок», «Дети и куклы» Джанни Родари;

Пьера Грипари:

«Добрый маленький чертёнок», «История пары туфель», «Дом дядюшки Пьера»

Жак Превер:

«Страус», «Морской слон», «Недовольный Дромадер».

 

С помощью чтения отобранных сказок мы стремились разрушить у дошкольников стандарт восприятия сказочного произведения, разнообразить сюжеты детских сочинений, уделяли внимание работе над смысловой стороной слова, формировали умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации, формировали навыки пересказа (понравившегося отрывка, всего произведения, с продолжением, по ролям и т.д.).

Так, при ознакомлении со сказкой Д.Родари «Большая морковка» мы учили дошкольников осмыслять идею произведения, понимать сходство и различие в построении сюжетов, в идеях похожих сказок (было предложено сравнить сказку Д.Родари «Большая морковка» с русской народной сказкой «Репка»). Внимание детей было направлено на выявление выразительных средств в сказке (Каких конкретно?), понимание целесообразности их использования. Одним из важных этапов работы со сказкой стало задание придумать разные варианты ее окончания.

Речевому развитию детей содействовали инсценировки по сказкам Джанни Родари. Так, на данном этапе была запланирована и проведена инсценировка сказки «Хитрый Буратино». После чтения и анализа сказки детям были розданы роли, воспитатель оговорил сложные моменты, объяснил непонятные слова и выражения. Подробнее описать инсценировку. Реакции детей. Словарную работу.

В ходе подготовительного этапа были использованы развивающие игры Не ссылаться на приложение, а описать игры здесь, указать, по каким сказкам они проводились, что отрабатывалось, каков интерес детей, успехи в усвоении речевого и творческого материала.(Приложение 7).

В ходе второго этапа формирующего эксперимента были разработаны и проведены занятия (указать, сколько их было проведено всего, почему именно такое количество, какого типа были эти занятия, в какой отрезок времени проводились, дайте названия занятиям), на которых дети учились самостоятельно сочинять сказки, волшебные истории, т.е. создавать тексты, отличающиеся содержанием построения речи.

На первом занятии (дать название!) детям была предложена сказка Д.Родари «Дудочник и автомобили». Посредством анализа творческого авторского текста дети учились понимать характеры сказочных героев, ситуаций, развивали умение придумывать сказки и активно использовать запас образной лексики в собственных сочинениях (Распишите занятие детально: подготовку и оборудование, программное содержание, виды работы. Все должно быть конкретно. Дайте реакции детей на занятие. Точно по такой же схеме опишите и другие занятия, выделив их творческий характер)

Второе занятие (Приложение 5) по чтению сказки Пьера Грипари «История пары туфель» было направлено на обучение детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки героев. Также был сделан акцент на обучение дошкольников понимать и выделять главную идею сказки, развивая этим их воображение и речь.

 На последнем занятии (Приложение 6) по изучениюсказки-стихотворения Джанни Родари «Дети и куклы» дошкольникам было предложено ознакомиться с новым видом сказки (Каким именно?) и ее особенностями. На занятии решались следующие задачи:

ü научить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки-стихотворения;

ü научить понимать и сопереживать главным героям сказки;

ü развить воображение и речь, учить отличать сказку-стихотворение от обычной сказки.

(Опишите, как эта задача решалась, какие вопросы задавались, как шло обучение творческому рассказыванию)

Недостаточно только занятий, подключите игровую и художественную деятельность детей. Опишите работу с родителями! С воспитателями

На заключительном этапе исследования по методике констатирующего эксперимента был проведен контрольный срез: выявлялись изменения в уровне творческого рассказывания старших дошкольников контрольной и экспериментальной групп.

Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности разработанной нами обучающей методики.

(Таблица 2). Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился на десять процентов (Диаграмма 2). Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития увеличилось на двадцать процентов.

 

 

Таблица 2

Диагностика уровня творческого рассказывания старших дошкольников

                      (контрольный срез)

Группа / уровень развития Экспериментальная Контрольная
Высокий 20% 8%
Средний 75% 75%
Низкий 5% 17%

 

Диаграмма 2

 

Качественный анализ изменений в творческом рассказывании старших дошкольников свидетельствует о том, что:

Ø у детей повысился интерес к современным литературным сказкам (в особенности, к творчестве Джанни Родари), они просят читать новые книги в свободное время, интересуются изменениями в книжном уголке;

Ø дошкольники охотно отзываются на предложение воспитателя сочинить сказку или рассказ, могут сочинить собственное произведение по началу, по опорным словам, с несколькими концами;

Ø дети используют в своей речи образные средства языка

Ø дать примеры! Должны быть видны дети!

Ø Дать еще качественную характеристику (что изменилось в образной системе, сюжетах детских сочинений)

 

Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу о том, что уровень творческого рассказывания  детей старшего дошкольного возраста повышается при условиях

ü  стимуляции процесса творческого рассказывания детей со стороны педагогов дошкольного учреждения;

ü организации специального обучения «сочинительству» с использованием новаторского опыта современных  писателей-сказочников;

ü творческого преобразования различных видов детской деятельности (не только учебно-словесной, но и изобразительной, театрально-художественной, игровой);

ü организации семинаров для воспитателей и родителей по вопросам развития вербального творчества детей.

 

 

                              Заключение.

Проблема развития творческих способностей, в том числе и вербального творчества, на протяжении длительного времени изучалась педагогами и психологами детства. Вопросы творческого рассказывания дошкольников сегодня рассматриваются в исследованиях Л.А. Пеньевской, Э.П. Коротковой, О.С. Ушаковой, Л.В. Ворошиной, В.Н. Наумчик, В.В. Рокаш, Е.А. Кац, Л.С. Кац, Л.С. Ковалевской, Д.Н. Дубининой, Н.С.Старжинской и др.  (Дать по алфавиту, инициалы должны предшествовать фамилии) Характерная для современного этапа развития общества гуманизация образовательного процесса, обращение к личности ребенка стимулирует необходимость формирования у детей способностей и стремления к творческой деятельности.

  Нами были изучены возможности современной литературной сказки в развитии творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста. Для экспериментальной программы были отобраны произведения зарубежных сказочников с выраженным новаторским построением сюжета (открытый финал, наличие вариативных концовок), отличающиеся многообразием используемых образных средств.

Изучение состояния проблемы в практике современного дошкольного учреждения показало (кратко изложить результаты констатирующего эксперимента)...

С целью стимуляции и формирования творческого рассказывания детей была разработана специальная программа, включившая---- (описать, что делали на формирующем этапе).

Динамика изменения творческого рассказывания старших дошкольников свидетельствует о (дать результаты контрольного среза, кратко, в процентном отношении; кратко – качественная характеристика изменений в сочинениях детей) Таблицы в заключении не приводятся!

 

Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу о том, что уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повышается  при условиях

ü  стимуляции процесса творческого рассказывания детей со стороны педагогов дошкольного учреждения;

ü организации специального обучения «сочинительству» с использованием новаторского опыта современных  писателей-сказочников;

ü творческого преобразования различных видов детской деятельности (не только учебно-словесной, но и изобразительной, театрально-художественной, игровой);

ü организации семинаров для воспитателей и родителей по вопросам развития вербального творчества детей.

На основании проведенного исследования нами были разработаны следующие методические рекомендации:

1. Работа по развитию вербального творчества должна начинаться с диагностики уровня развития творческого рассказывания дошкольников.

2. Нужны конкретные рекомендации по вашей работе (с указанием произведений, видов работы и пр.)

 

 

  



2019-12-29 352 Обсуждений (0)
Диагностируйте не речевые умения, а качество детских сочинений по определенным выше показателям. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Диагностируйте не речевые умения, а качество детских сочинений по определенным выше показателям.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (352)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)