Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Творческое прочтение сказки П.Грипари «История пары туфель».



2019-12-29 296 Обсуждений (0)
Творческое прочтение сказки П.Грипари «История пары туфель». 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель занятия : учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки героев; учить понимать и выделять главную идею сказки; развивать воображение и речь.

- Как вы думаете, о чём будет эта сказка?

- Могут ли туфли быть главными героями?

А сейчас сядьте поудобнее и внимательно послушайте сказку. Зачитывается сказка, после этого проводится беседа с детьми:

- Назовите главных героев этой сказки?

- Как туфли относятся друг к другу?

- Что с ними произошло после того, как их купили в магазине?

- Почему они начали грустить?

- Какой выход их ситуации они нашли?

- Как туфли попали к служанке и что из этого вышло?

- Хорошо или плохо поступила служанка, забрав туфли у хозяйки? Почему?

- Как туфли попали к племяннице служанки? Как им жилось там?

- Что сделали туфли, чтобы никогда не расставаться?

- Как заканчивается сказка? Вам нравится этот конец?

- Расскажите, а с кем вы никогда не могли бы расстаться?

Дети предлагают разные варианты (родители, брат или сестра, домашнее животное, игрушки). А теперь придумайте сказку о вас со счастливым концом.

Рассказ № 2.(назовите имя ребенка)

У меня живет собака Лилу. Она большая, черная и красивая. У Лилу большие лапы и длинный хвост. У нее всегда мокрый нос. Вчера мы гуляли с ней вместе с родителями. На улице она бегала и прыгала очень высоко. Лилу очень любит гулять на улице. Вдруг налетел сильный ветер, и нас с Лилу унесло на волшебный остров. Я сначала испугался, но собачка мне сказала:

- Не бойся, я буду твоим защитником.

Я сел к Лилу на спину, и она переплыла море. Мы оказались дома. Родители были рады и дали Лилу косточку. Я очень люблю свою собаку.

 

 

 

Приложение №7

 Занятие № 4.

Чтение и анализ сказки-стихотворения Д. Родари «Дети и куклы».

Цель занятия : учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки-стихотворения; учить понимать и сопереживать главным героям сказки; развивать воображение и речь, учить отличать сказку-стихотворение от обычной сказки.

Сегодня на занятии я познакомлю вас с очень необычной сказкой. Необычна она тем, что написана в форме стихотворения. Вы помните, что такое стихотворение? Какие стихи вы знаете? А сказки-стихотворения вы читали?

Тогда слушайте внимательно. Сказка называется «Дети и куклы», написал ее уже известный вам сказочник Д.Родари.

После прочтения проводится беседа.

- Чем отличается прочитанная сегодня сказка от остальных?

- Что дочке подарил папа?

- Кто живет в кукольном домике?

- Что есть у куклы?

- Что есть у куколки-дочки?

- Почему эта сказка грустная?

А теперь давайте сочиним рассказы (или сказки) о ваших любимых игрушках. И будем беречь их.

Рассказ № 3.(назовите имя ребенка)

Моя любимая игрушка – трансформер. Мне купил эту игрушку папа. Трансформер коричневый, черный и синий. Он умеет собираться в машину и ездить. А мама мне недавно купила человека-паука. Он очень сильный и смелый. Человек-паук и трансформер борются. Когда я вырасту, буду таким, как он. Он защищает слабых маленьких трансформеров. Я им горжусь. И еще очень хочу, чтобы папа и мама купили мне пистолет.

 

   Литературу из приложения можно включить в список использованных источников                                                                         

 

 

                                                                          Приложение №8

 

 Семинары по проблеме развития творческого рассказывания дошкольников .                                                                                                                                                                     

Занятие № 1

Тема: «Психолого – педагогические аспекты творческой деятельности».

Содержание занятия:

- понятие творчества в трудах философов, ученых, педагогов;

- необходимые компоненты творчества;

- выделение И.П.Павловым основных типов высшей нервной деятельности;

- основные слагаемые творческой одаренности;

Практические задания:

- изучение творчества как продуктивного вида деятельности;

- самоанализ творческой деятельности в ДУ;

- объединение группы педагогов по организации творческой деятельности дошкольников;

- диагностика педагогических работников с целью определения творческого потенциала коллектива.

Рекомендуемая литература:

1. Беляева Л.А. Развитие творческих способностей в контексте идей Л.С. Выготского // Социально – педагогическая работа.- 1998.- №6.

2. Зуй М.И. О творчестве // Адукацыя і выхаванне. – 1998.- №10.

3. Ковалева Г.В. Психолого – педагогические аспекты развития творческих способностей // Современые технологии развития детей. – Витебск, 1998.

4. Позняк Л. Подготовка педагогов нового поколения // Дошкольное воспитание.- 2000.- №2.

5. Подготовка дошкольных работников к творческой професиональной деятельности// Дошкольное воспитание.- 1999.- № 2.

 

 

Занятие №2

Тема: “Роль педагога в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста”.

Содержание занятия:

- влияние личности педагога на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;

 - формы работы с педагогами по повышению их професионального мастерства;

 - основные направления в области учебной и воспитательной работы с педагогами.

Практические задания:

 - овладение педагогами ДУ разными способами организации творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста;

 - разработка конспектов по любым видам деятельности с целью развития творческих способностей старших дошкольников;

 - организация открытых занятий – панорам для пропагандирования передового опыта по даной теме;

- овладение педагогами ДУ методами диагностики творческих способностей детей;

- налаживание систематического диалога с родителями по даной проблеме;

- оказание социально – психологической подержки семье и ребенку.

Рекомендуемая литература:

1. Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей. – Самара, 1994.

2. Леонтьева А.А. Научите человека фантазии // Вопросы психологии.- 1998.- №5.

3. Методы и способы развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Методические рекомендации. – Витебск, 1999.

 

 

Занятие № 3

Тема: “Роль воображения в развитии творческих способностей старшего дошкольника”

Содержание занятия:

  - воображение как особая форма отражения;

- направления развития вооображения;

- законы развития воображения;

- уровни развития воображения;

- игры, игры – упражнения по развитию воображения.

Практические задания:

- изучение воображения при помощи сказочных образов;

- изучение знако – символических функций ( по И.Г. Соломиной);

- изучение уровня развития воображения детей дошкольного возраста (по О.М.Дьяченко);

- организация занятий – панорам по даной проблеме;

- разработка сценариев мероприятий с родителями по обогащению их знаний по проблеме творческого развития ребенка в условиях ДУ;

- участие представителей семьи в воспитательно – образовательном процесе ДУ по расмотреной проблеме.

 Рекомендуемая литература:

1. Альтов Г.С. Найти идею. – Новосибирск, 1986.

2. Венгер Л.А., Венгер А.П. Домашняя школа мышления. – М., 1985.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1997.

4. Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание.- 1998.- № 2.

5. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – М., 1990.

6. Родари Дж. Граматика фантазии. – М., 1978.

 

Занятие №4

Тема: “ Память – один из важнейших познавательных процесов в развитии творческих способностей старшего дошкольника”.

Содержание занятия:

- виды памяти в дошкольном возрасте;

- процес запоминания в различных видах деятельности;

- самоконтроль в процесе воспроизведения;

- роль слова в процесе непроизвольного запоминания.

Практические задания:

- изучение соотношения непроизвольной и произвольной памяти;

- изучение эфективности запоминания, осмысленого запоминания, осмысленого материала;

- изучение зависимости объема произвольной образной памяти от содержания запоминаемого материала;

- организация занятий – панорам по даной проблеме;

- проведение диагностики по уровню запоминания ( Н.Я. Кушнир);

- участие родителей в цикле занятий по даной проблеме;

- составление игрового комплекса для развития памяти дошкольника.

Рекомендуемая литература:

1. Богданова Т.П., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М., 1994.

2. Зак А.З. Развитие интелектуальных способностей у детей 6-7 лет. – М., 1996.

3. Кетерадзе Е.Д. Роль слова в запоминании и некоторые особености памяти ребенка // Вопросы психологии.- 1990.- №1.

4. Юрочко С.П. Развитие познавательных способностей для детей старшего дошкольного возраста методом наглядного маделирования. – Мн., 1993.

 

Занятие № 5

Тема: “ Развитие творческих способностей ребенка в различных видах деятельности”.

Содержание занятия:

- творческие способности, их сущность;

- современые педагогические технологии развития творческих способностей детей;

- содержание работы с детьми по развитию их способностей;

- взаимодействие ДУ с семьей по развитию способностей детей старшего дошкольного возраста.

Практические задания:

- провести диагностику творческих способносте детей старшего дошкольного возраста;

- разработать систему воспитательно – образавательной работы с детьми по их развитию;

- создать предметно – игровую развивающую среду в группе;

- апробировать методы ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности;

- пранализировать содержание работы с родителями по проблеме ;

- обсудить с родителями правила Девида Льюса.

Рекомендуемая литература:

1. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка . – М., 1994.

2. Прохорова А. Развитие творческой активности дошкольников // Дошкольное воспитание.- 1996.- №№ 5, 8, 9.

3. Скуратович Ю.В. К вопросу о развитии творческих способностей детей. - Гродно, 1998.

4. Методы и способы развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Методические рекомендации. – Витебск, 1999.

 Занятие № 6

Тема: “ Использование элементов теории изобретательских задач (ТРИЗ) в развитии творческих способностей старших дошкольников”.

Содержание занятия:

- теория решения изобретательских задач – технология мышления;

- направления работы ДУ по системе ТРИЗ;

- основная часть противоречия;

- характеристика независимости мышления.

Практические задания:

- более детальное изучение данной методики в трудах Г.С.Альтштуллера;

- разработка конспектов занятий с использованием элементов теории решения изобретательских задач;

- изучение использования даной методики на практике в других ДУ;

- изготовление дидактических пособий совместно с родителями по развитию творческих способностей у детей;

- проведение КВН совместно с родителями с использованием элементов даной методики.

Рекомендуемая литература:

1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. – М., 1979.

2. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением : жизненная стратегия творческой личности. – Мн., 1994.

3. Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Филатов В. И. Поиск новых идей : от озарения к технологии: Теория и практика решения изобретательских задач. – Кишинев, 1989.

4. Самойлова О.Н. Технологические цепочки РТВ для работы с дошкольниками. – Ульяновск, 1991.

5. Страунинг А.М. Методы активизации мышления, Ч.1. – Обнинск, 1991.

6. Страунинг А.М. “Росток”: Програма по ТРИЗ – РТВ для детей дошкольного возраста. – Обнинск, 1995. 

 

 

 

Включить в приложения:

Таблицу распределения образцов детских сочинений по уровням (констатирующий и контрольный этапы).

Методику проведения диагностики творческого рассказывания старших дошкольников.

Образцы детских сочинений на начальном и конечном этапах исследования.

Серию занятий и других видов работы с детьми на формирующем этапе (упражнения, развивающие и дидактические игры, конкурсы на “лучшего писателя” и др.)

Будьте внимательны: в работе, в том числе и в приложении, было много орфографических ошибок. Все, что я видела, исправила. Не повторите их больше!

 

 

Образец выступления на защите дипломной работы

Уважаемая комиссия, уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется дипломная работа на тему «Развитие речи и словесного творчества детей среднего дошкольного возраста на основе ознакомления с малыми фольклорными жанрами».

 Проблема влияния фольклора на процесс развития речи детей дошкольного возраста является актуальной и разрабатываемой в современно педагогической науке. Она поднимается в работах белорусских и российских ученых Н.В.Гавриш, Л.М.Гурович, Д.Н.Дубининой, Н.С.Карпинской, Л.А.Пеньевской, О.И.Соловьёвой, Н.С.Старжинской, Е.И.Тихеевой, А.П.Усовой, О.С.Ушаковой, Е.А.Флёриной, С.М.Чемортан, А.Я.Шибицкой и др. Современные педагоги и психологи подчеркивают важную роль восприятия произведений искусства и накопления художественного опыта в становлении словесного творчества детей. Ознакомление с фольклорными произведениями, их специфическими особенностями, по мнению ученых, вводит ребёнка в мир художественных образов, способствует развитию творческого воображения, воспитывает умение использовать разнообразные языковые средства при создании собственных сочинений.

Несмотря на теоретическую разработанность проблемы речевого развития дошкольников, в практике работы детских садов фольклор, как средство развития образной и выразительной речи дошкольников, активизации их словесного творчества, используется в недостаточной мере. Отметим также, что проблема развития вербального творчества детей рассматривается преимущественно в отношении к старшему дошкольному возрасту, возможности среднего возраста остаются недостаточно изученными. Все сказанное обусловило выбор темы настоящего исследования.

Объектом исследования является речевое развитие дошкольников.

Предмет исследования – формирование образной речи и словесного творчества детей среднего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров.

Цель исследования – изучить возможности малых фольклорных жанров в развитии образной речи и словесного творчества детей и разработать методику ознакомления с ними дошкольников среднего возраста.

Гипотеза исследования – процесс развития словесного творчества детей на основе ознакомления с фольклорными жанрами будет эффективным при условии организации специального обучения, соблюдения игрового принципа проведения занятий, осуществления взаимодействия между детским садом и семьей.

Задачи исследования:

-  теоретическое обоснование проблемы развития речевой активности дошкольников средствами фольклора на основе анализа психолого-педагогических, литературоведческих, лингвистических исследований;

- выявление педагогического потенциала малых фольклорных жанров;

- проведение диагностики уровней речевого развития детей с учетом творческого компонента;

- разработка и апробация методов и приемов работы, стимулирующих развитие словесного творчества детей;

- подготовка методических рекомендаций для воспитателей.

Методы исследования:

- теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

- анкетирование воспитателей;

- анализ документации воспитателя детского сада;

- анализ продуктов детской деятельности;

- опытно-экспериментальная работа.

Настоящая работа состоит из 2-ух глав – теоретической и практической. В теоретической части исследования раскрыты научно-методические аспекты проблемы развития образности речи и творчества детей на основе восприятия художественных произведений, выявлен педагогический потенциал малых фольклорных жанров.

 Вторая глава посвящена изучению влияния малых фольклорных жанров на развитие образной речи и словесного творчества средних дошкольников. С этой целью нами был проведён педагогический эксперимент на базе детского сада №550 г. Минска. В исследовании принимали участие 40 детей средних групп (20 детей – в контрольной группе, 20 детей – в экспериментальной), 4 воспитателя.

На констатирующем этапе эксперимента изучалось состояние проблемы в практике работы детского сада, осуществлялась диагностика уровней речевого развития детей с учётом творческого компонента. В основу диагностики была положена модифицированная нами методика О.С.Ушаковой. Диагностическая методика включила в себя четыре серии заданий. Речь детей изучалась по следующим критериям: словарь, звуковая культура, связность, развитие образности и речевого творчества.

Проведенная диагностика показала, что у большинства детей среднего дошкольного возраста нет точных представлений о жанровых, композиционных и выразительных особенностях произведений малого фольклора. Были отмечены низкие показатели по критериям связности детских высказываний, их выразительного оформления, активности в области слова. Раздел диагностики, включивший задания по вербальному творчеству, вызвал наибольшие затруднения у дошкольников.

Диагностические данные, а также выводы, сделанные в процессе наблюдения за речевым общением детей, позволили нам определить ведущие направления работы на формирующем этапе:

- обогащение синонимики детской речи; развитие образной и интонационной выразительности детских высказываний; обогащение знаний детей о малых фольклорных жанрах и на этой основе обучение вербальному творчеству (сочинению загадок, считалок, скороговорок, сказок).

Формирующий эксперимент состоял из двух этапов. При этом развитие образности осуществлялось как в специально организованной учебно-речевой и художественно-речевой деятельности, так и в ежедневной жизни (игры, отношения с взрослыми и сверстниками, самостоятельная художественная деятельность).

1-ый этап обучения включал комплекс занятий по художественно-речевой деятельности, проводимых на основе изучения произведений малых фольклорных жанров. При проведении занятий детей знакомили с определённым фольклорным жанром, затем шло выполнение игровых творческих заданий и упражнений. Внимание дошкольников направлялось на восприятие выразительных средств в различных фольклорных жанрах (колыбельная песня, потешка, небылица, загадка и др.),  на освоение элементарных знаний об их особенностях, что способствовало более глубокому литературно-познавательному развитию средних дошкольников.

2-ой этап формирующего эксперимента был посвящён формированию у детей умений использовать средства выразительности в процессе собственного словесного творчества. С этой целью предполагалось выполнение серии игровых словесных упражнений («Нарисуй словами отгадку», «Цепочка красивых слов», «Скажи по-другому», «Найди красивое сравнение» и др.). Особый интерес вызвал блок «Маленький театр»: дети знакомились со сказками, основными персонажами которых были звери из загадок, пели песенки, рассказывали потешки, считалки. После прочтения целой сказки или её части детям предлагались задания: «Продолжи…», «Расскажи сказку от имени…», «Подбери пословицу», предлагалось разыграть определённую речевую ситуацию по тексту сказки.

На художественно-речевых занятиях была организована специальная работа по обучению дошкольников толкованию пословиц, поговорок как фразеологических единиц. Детей побуждали к самостоятельному сочинению загадок, причём в своих сочинениях они должны были использовать различные средства выразительности: «Я загадала тебе загадку, а теперь ты попробуй загадать мне свою загадку». Нами использовался метод создания загадок, основанный на противопоставлении («Зелёный, но не огурец, прыгает, но не заяц, есть уши, но не на голове»).

Вне занятий проводилась индивидуальная работа с детьми, особое внимание уделялось развитию умений выстраивать самостоятельные сочинения в логической последовательности, использовать образные слова и выражения.

Помимо всего вышеизложенного нами было организовано взаимодействие с родителями, целью которого явилось привлечение взрослых к совместному с детьми сочинительству. Для реализации указанной задачи были разработаны домашние задания по составлению всевозможных загадок, рассказов, сказок, которые обязательно должны были содержать пословицу, фразеологизм.

Эффективность экспериментального обучения продемонстрировал контрольный эксперимент: у детей экспериментальной группы было зафиксировано обогащение словаря, усиление интонационной выразительности речи, значительное улучшение качественных характеристик связной речи. Были отмечены положительные сдвиги в сочинительстве детей. Средние дошкольники к концу обучения оказались способными самостоятельно сочинить описательную и сравнительную загадку, скороговорку, считалку, составить рассказ о своем друге, домашнем животном, члене семьи, используя фольклорную образность (устойчивые выражения, эпитеты, синонимы). Ознакомление с произведениями малого фольклора оказало влияние на обогащение повседневного речевого общени

 



2019-12-29 296 Обсуждений (0)
Творческое прочтение сказки П.Грипари «История пары туфель». 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Творческое прочтение сказки П.Грипари «История пары туфель».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (296)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)