Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 5. Теоретико-методологические предпосылки развития социологии в России середины XIX — начало XX века



2019-12-29 268 Обсуждений (0)
Лекция 5. Теоретико-методологические предпосылки развития социологии в России середины XIX — начало XX века 0.00 из 5.00 0 оценок




ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Влияние идей О. Конта на формирование социологии в России.

2. Фазы эволюции российской социологии, процесс ее институционализации,

3. Дискуссия научных социологических школ вокруг предмета социологии и ее структуры.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Процесс институционализации, гносеология, научное направление, национально-буржуазная идеология, гуманистическая ориентация социальных теорий, социальные потребности, концепция, социальная философия, национальное самосознание, славянофильство и русофильство, западничество, субъективное направление в социологии, общество, личность, детерминизм, структура социологического знания и социологической теории.

ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ

Проанализировать процесс становления социологических научных школ и направлений в России. Доказать, что российская социология, как и западная, уходит научными корнями не в 50-е годы нынешнего столетия, а в 50-е — 60-е годы прошлого века.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Первый вопрос. При анализе влияния идей О. Конта на развитие социологии в России обратите внимание студентов на социально-политическую ситуацию, сложившуюся в Рос

19

сии после отмены крепостного права в 1861 г., подчеркните роль научных концепций гуманистической направленности, ориентированных на "страдающего человека". Потребность интеллектуальной общественности России в науке, способной раскрыть обществу социальный мир с его проблемами, найти позитивные идеи его совершенствования, практически подготовила почву для развития нового научного направления — социологии О. Конта.

Второй вопрос. Рассматривая фазы эволюции российской социологии и процесс ее институционализации, следует выделить этапы появления различных идей в работах отечественных ученых, активно осваивавших новое научное направление, и отметить, что начальный этап ее становления связан с бесконечным пересмотром научных гипотез, концепций и результатов как родственных, так и весьма далеких от социологии наук. Выделяются три фазы эволюции социологии. Первая — сциентистская, характеризуемая господством натуралистических, позитивистских моделей общества. Ее главные теоретические принципы: эволюционизм, социологический реализм, детерминизм, сравнительно-исторический метод, редукционизм.

Вторая фаза — аналитическая, для которой характерны антипозитивистская реакция, ценностные модели общества и культуры. Главные теоретико-методологические принципы: критика эволюционизма, номинализм, индетерминизм, нормативизм, поиски специфики социального.

Третья фаза — неопозитивистская. Ее характеризуют сциентистская программа социологии как науки о поведении, умеренный эволюционизм и социальные изменения, попытки синтеза реализма и номинализма, эмпирическое обоснование теории, наблюдение, уточнение редукционизма.

Укажите, что каждая из этих фаз представляет собой теоретическую систему, содержащую в себе одновременно различные типы исследований.

Третий вопрос. Рассматривая дискуссию научных социологических школ вокруг предмета, метода и структуры социологии, проанализируйте взгляды представителей натуралистического направления (например, Л.И. Мечникова), психологического направления (Е.В. Роберти), плюралистического направления (М.М. Ковалевского). Кратко обрисуйте дискуссию о предмете социологии в советский период (1970— 1980 гг.), свяжите се с идеологической борьбой в российском обществе и попытками прогрессивных отечественных ученых

20

В. Ядова, А. Харчева, Г. Осипова, Ю. Левады и других восстановить институциональную самостоятельность социологической науки.

Выводы. Обобщите изложенный материал, сосредоточьте внимание учащихся на основных научно-теоретических этапах развития социологии в России, назовите основные научные школы и определите их подходы к пониманию предмета и структуры социологической науки

ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ

Подготовка рефератов по темам научных школ и направлений развития социологической науки. Примерные темы:

Взгляды М.М. Ковалевского на предмет и структуру социологической науки.

Натуралистическое направление в концепции Л.И. Мечникова.

Научные взгляды представителей субъективного направления в российской социологии (С.Н. Южаков, Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров).

Марксистское направление в российской социологии и его представители: Г.В. Плеханов, В.И. Ленин.

Социологические воззрения русского неокантианства и его представители Б.А. Кистяковский и А.С. Лаппо-Данилевский.

Социологические взгляды С.Н. Булгакова и Н.А. Бердяева.

ЛИТЕРАТУРА

1. Социологическая мысль в России. Л.: Наука, 1978.

2. Сиповский В. Этапы русской мысли. Пг., 1924.

3. Сорокин П. К основанию социологической секции Исторического общества при СПб университете // Запросы жизни. 1912. № 48.

4. Чагин Б.А. Очерк истории социологической мысли в СССР. Л.: Мысль, 1971.

5. Голосенко И.А. История социологии как научная проблема // Социологические исследования. 1976 № 1.

6. Южаков С.Н. Социологические этюды. Т. П. СПб., 1896.

7. Ковалевский М.М. Очерк истории развития социологии в конце XIX и в начале XX века // История нашего времени. Современная культура и ее проблемы. Пг., 1914—1910. Т. VII. Вып. 27—30.

8. Михайлов П.Е., Ковалевский М.М. Возрождение социологии // Научное обозрение. 1911. № 18, 19.

9. Филиппов М. Конт и его метод // Научное обозрение. 1898. № 3.

10. Кукушкина Е. И. Русская социология XIX — начала XX века. М.: МГУ, 1993.

 

21

11. Алексеева Г.Д. Народничество в России в XX в. Идейная эволюция. М.: Высшая школа, 1990.

12. Бердяев Н.А. Самопознание. М.: МГУ, 1990.

13. Голосенко И.А. Питирим Сорокин: судьба и труды. Сыктывкар. 1992.

14. Кареев Н.И. Огюст Конт как основатель социологии: Введение в изучение социологии. СПб.: 1903.

15. Ковалевский М.М. Социология. В 2 т. СПб., 1910.

16. Михайловский Н.K. Герои и толпа. СПб., 1882.

17. Российская социология. Межвузовский сборник СПб ун-та, 1993.

 



2019-12-29 268 Обсуждений (0)
Лекция 5. Теоретико-методологические предпосылки развития социологии в России середины XIX — начало XX века 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 5. Теоретико-методологические предпосылки развития социологии в России середины XIX — начало XX века

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (268)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)