Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 3. Социологическая мысль в России XVII—XVIII веков



2019-12-29 317 Обсуждений (0)
Лекция 3. Социологическая мысль в России XVII—XVIII веков 0.00 из 5.00 0 оценок




ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЛЕКЦИИ

1.          Социально-экономическая обусловленность развития общественных отношений в России XVII—XVIII веков.

2.          Выдающийся ученый-социолог Юрий Крижанич и его социологическая концепция развития России.

3.          Социологические идеи в работах российских ученых А. Радищева и В. Татищева. Их взгляды на проблемы человека и общественное развитие.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Век Просвещения, этика, теология, народная и элитарная культура, традиции и обычаи, формы государственного управления, анархия, просвещенный абсолютизм, социальные реформы, сословия, дуализм взглядов, социолингвистика, социальная структура общества, социальный тип личности.

ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ

Выделить раздел о развитии социологической мысли в России, тем самым восстановив историческую справедливость.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Первый вопрос. Приступая к изложению материала, следует указать, что существует мнение, отмеченное знаменитой византинисткой М.В. Безобразовой, согласно которому в России до конца XVIII в. не было собственных социально-философских работ.

 

14

Рассматривая развитие общественных отношений в России XVII—XVIII вв., необходимо определить характер влияния социально-экономических факторов на становление мировоззрения, а следовательно, сознания и менталитета представителей российского общества. Россия во времена Петра I характеризовалась бурными миграционными процессами, влиянием европейских культур: немецкой, голландской, французской, что сказалось на русской культуре, сознании и мировоззрении русской нации. Первые годы царствования Петра I отмечены обострением разногласий между старообрядцами и обновленным православием, расширение социальных связей не могло не отразиться на характере социальной жизни России, которая все больше и больше интегрировалась в цивилизованное европейское сообщество. Эти процессы усложняли социальную жизнь, стимулировали научный интерес, направленный на ее осмысление. Именно в это время на долгие годы в Россию приезжает Юрий Крижанич, по происхождению хорват, идеолог объединения славян вокруг России.

Второй вопрос. Изучая взгляды Юрия Крижанича на социальный мир России, необходимо остановиться на социологической концепции ученого по поводу ее общественного и политического устройства, познакомить учащихся с идеей реформ российского государства как пути совершенствования общественных отношений, раскрыть вклад ученого в классификацию наук. Крижанич глубоко изучил русский национальный характер, в связи с чем подверг критике предвзятое мнение, будто бы все беды в России заключаются в "урожении", т.е. "природе русаков", в их исконной "неспособности". Этим взглядам Крижанич противопоставил свою социальную концепцию, согласно которой не бывает "избранных народов", а все социальные качества людей складываются в процессе исторического развития общества. "Пусть же никто не говорит, будто бы нам, славянам, путь к наукам был заказан каким-то роком небесными, будто бы мы не можем или не должны учиться наукам" [4, с. 108].

Третий вопрос. При анализе социологических идей Татищева и Радищева основанием могут служить и их философские работы, и их литературное наследие, в котором самое яркое отражение находят социальные проблемы, особенно вопросы воспитания, образования, социальных отношений. Примером тому служит книга Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву".

Выводы. Обобщая информацию по данной теме, сосредоточьте внимание на характере и формах изложения социологи

15

ческой мысли в России до XVII в. и бурном развитии социологических взглядов и теорий начиная с XVIII в. Особенно следует подчеркнуть вклад российских мыслителей в мировую социологическую науку.

ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ

1. Основная форма отчетности — специальный семинар, посвященный роли отечественных ученых XVII—XVIII вв. в развитии мировой социально-философской и социологической мысли.

2. Доклад по теме "Юрий Крижанич: социологические взгляды". О Юрии Крижаниче очень мало известно в отечественной литературе. Необходимо восстановить историческую справедливость в отношении гениального российского мыслителя и социолога, вклад которого в социологическое наследие является самым значительным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Громов М. Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль X—XVII веков. М.: Мысль, 1990.

2. Безобразова М. В. Философские этюды. СПб.; М., 1892.

3. Горонович И. Крижанич и его философия национализма. Казань, 1899.

4. Крижанич Ю. Русское государство в половине X века. В 2 ч. М., 1869.

5. Татищев В.Н. История российская с самых древнейших времен. Кн. 1. М., 1708.

6. Радищев А. О познании // Энциклопедия мировой философии. Т. 2. М.: Наука, 1970.

7. Антология мировой философии. Т. 2, 3. М.: Мысль, 1970.

Лекция 4. Возникновение и развитие социологии как науки. Конт и его последователи

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Идеи О. Конта о создании новой науки об обществе — социологии. Структура и задачи социологической теории.

2. Позитивизм как направление социологии и его основные постулаты.

3. Последователи О. Конта: Г. Спенсер, Дж. Милль, II. Сорокин, К. Тахтарев и другие, их роль в развитии социологической науки.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Эволюция социально-философской мысли, социальная статика и социальная динамика, социальный прогресс, иерархия отношений, социальный класс, теологическая, метафизическая и промышленная стадии развития общества (по О. Конту), постулаты позитивизма, протосоциология, дифференциация и интеграция (Г. Спенсер), эволюционизм, онтология, феноменология, натурализм, этнография, механицизм, социальный склад личности, социальный характер, однородность.

ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ

Разъяснить взгляды О. Копта на программу и развитие новой науки — социологии.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Первый вопрос. Излагая идеи О. Конта о необходимости создания новой науки — социологии, обратите внимание учащихся на предлагаемую им программу развития науки, разъясните понятия социальной статики и динамики, докажите лишь относительную их самостоятельность, изложите представления Конта отно

17

сительно социальной структуры существа, а также стадии его развития: теологическую, метафизическую и промышленную.

Второй вопрос. Рассматривая позитивизм как направление социологии и его основные постулаты, еще раз напомните учащимся об источниках зарождения социологической мысли и социологического знания, это позволит понять необходимость выдвижения постулатов позитивизма для целей и задач развития нового научного направления как самостоятельного, независимого от других наук.

Третий вопрос. Анализируя бурный рост числа последователей О. Конта, заострите внимание студентов на роли социологической науки в обществе и ее возможностях, а также дальнейшей эволюции позитивизма и развитии его эмпирического и институционального направлений, связанных с именем Г. Спенсера, и методологических ориентации Дж. Милля. Рассмотрите четыре метода анализа, предложенные Миллем, на конкретных примерах изменений в социальной жизни общества, можно использовать идеи Г. Спенсера, П. Сорокина о социальных изменениях.

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

1. Рефераты с обсуждением их на семинарских занятиях.

2. Специальный семинар, посвященный идеям О. Конта и его последователей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М.: Изд-во инстр. лит., 1961.

2. Конт О. Курс позитивной философии // Родоначальники позитивизма. Вып. 4. СПб, 1912.

3. Социальная философия. Хрестоматия. Ч. 1. М.: Высшая школа, 1994.

4. Тексты по истории социологии XIX—XX веков. Хрестоматия. М.: Науки, 1904.

5. Комаров М.С. Введение в социологию. М.: Наука, 1994.

6. Тернер Дж. Структура социологической теории. М.: Прогресс, 198G.

7. Ионин Л. Г. Понимающая социология. М.: Наука, 1978.

8. Родоначальники позитивизма. Сборник статей. Вып. IV. СПб., 1912. 9. Спепсер Г. Социология как предмет изучения. СПб., 1890.

10. Дюркгейм Э. Метод социологии. Киев, 1809.

11. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

12. Тахтарев К.М. Социология. Петроград, 1917.

13. Сорокин П. Человек. Прогресс. Общество. М.: Высшая школа, 1992.

 

18

 



2019-12-29 317 Обсуждений (0)
Лекция 3. Социологическая мысль в России XVII—XVIII веков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 3. Социологическая мысль в России XVII—XVIII веков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (317)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)