Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 6. Современные социологические теории. Представления об объекте и предмете социологической науки



2019-12-29 320 Обсуждений (0)
Лекция 6. Современные социологические теории. Представления об объекте и предмете социологической науки 0.00 из 5.00 0 оценок




ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Плюрализм в развитии современной социологической науки.

2. Четыре основные парадигмы современного социологического знания: социальные факты, социальные дефиниции, социальное поведение и детерминизм.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Парадигма, теория, плюрализм, социальное поведение, социальные факты, социальные действия, социальные дефиниции, психологический редукционном, теория социального обмена, символический интеракционизм, этнометодология, социальная интеграция, интерналистский и экстерналистский подходы, концептуально-теоретический и феноменологический подходы к пониманию предметной области науки социологии.

ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ

Анализ современного состояния мировой социологической науки.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Первый вопрос. Раскрывая проблему плюрализма в современной социологической науке, представьте основные направления в современной социологии: макро- и микросоциологическое, концептуально-теоретическое и феноменологическое. Охарактеризуйте три основных течения:

1. Сциентистски ориентированные концепции, в которых главная роль принадлежит позитивизму.

 

23

2. Различные теории понимающей социологии (этнометодологию, феноменологическую социологию, символический интеракционизм и др.).

3. Критическое направление, представленное в Европе Франкфуртской школой, в США и Великобритании — радикально-критической социологией.

Второй вопрос. При анализе современных научных школ, объединяющихся вокруг одной из предметных областей социологии, выделите четыре парадигмы современного социологического знания: социальных фактов, социальных дефининиций, социального поведения и детерминизма, широко используя примеры социальной практики. Особо следует выделить экономический детерминизм в марксизме.

Выводы. При обобщении изложенного материала перечислите научные направления и парадигмы современного социологического знания.

ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ

1. Подготовка рефератов. Рекомендуется создавать группы из двух-трех студентов на подготовку одного реферата.

2. Научная конференция с докладами учащихся по темам рефератов. Разнообразие форм отчетности хорошо воспринимается студентами. Кроме того, подобная работа позволяет студентам учиться анализировать информацию, обобщать ее и делать выводы.

Литература

1. Веккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М.: Изд-во иностр. лит., 1991.

2. Американская социологическая мысль / Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А. Шюц. М.: Изд-во МГУ, 1994.

3. Тексты по истории социологии XIX—XX веков. Хрестоматия. М.: Наука, 1994.

4. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987.

5. Современная американская социология / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994.

6. История буржуазной социологии первой половины XX века / Под ред. Л.Г. Ионина, Г.В. Осипова. М.: Наука, 1979.

7. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994.

8. Социологический словарь. Минск, 1991.

 

 

24

Лекция 7. Культура как социальная реальность

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Многообразие подходов к определению культуры, ее основные компоненты: ценности, обычаи, верования, социальные нормы, язык и техника.

2. Функции культурных ценностей и их роль в социальных взаимодействиях.

3. Типы культур: субкультура, контркультура, культурный релятивизм, культурная гомогенность и культурная деградация.

4. Культурные процессы, эволюция ценностно-нормативных систем общества.

Примечание . Ввиду важности я сложности темы, большого объема материала желательно на эту тему отвести четыре часа.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Культура, культурные ценности, социокультурные нормы, культурная реальность, верования, обычаи, традиции, функции культуры (утилитарная, эстетическая, информационная, символическая), субкультура, контркультура, культурный релятивизм, культурная гомогенность, культурная деградация, культурная ассимиляция, культурная интервенция, социокультурный процесс.

ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ

Сформировать представление о целостности и многообразии такого уникального социального явления, как культура. Показать ее роль в жизнедеятельности общества и личности.

 

25

РЕКОМЕНДАЦИИ

Первый вопрос. Проанализируйте многообразие подходов к определению понятия культуры, раскройте специфику предметного анализа данного феномена, например, культура цивилизации, быта, эпохи, народа, и т. д., а также ее основные компоненты: ценности, язык, социальные нормы, верования, технику. В процессе изложения материала используйте как молено больше примеров из практики жизнедеятельности общества и жизни студентов.

Второй вопрос. Анализируя функции культурных ценностей, подчеркните их роль в регулировании общественных отношений. Уделите особое внимание интериоризации (освоению) культурных ценностей субъектами в процессе социализации, покажите противоречивость этого процесса, разъясните понятия ценности жизни, ценности целей, ценности средств. Рассмотрите характер влияния основных компонентов культуры на науку, искусство, идеологию, политику.

Третий вопрос. Говоря о типах культур, сконцентрируйте внимание учащихся на таких понятиях, как субкультура, контркультура, культурный релятивизм, культурная гомогенность, дайте представление о процессах социокультурного развития и культурной деградации, охарактеризуйте источники того и другого. Этот вопрос может быть проанализирован на примере социокультурных процессов, характерных для современного российского общества.

Четвертый вопрос. Рассматривая социокультурные процессы, обратите внимание учащихся па характер функционирования культуры общества, выявите уровни культурного развития и факторы, детерминирующие их. Покажите роль и влияние ценностно-нормативной системы культуры на характер социальных процессов в обществе. В этом разделе можно проанализировать проблемы взаимодействия национальных культур в процессе исторического развития общества. Целесообразно рассмотреть культурно-экологические процессы и их влияние на биопсихологическое здоровье и жизнедеятельность человека и общества.

Выводы. Обобщая изложенный материал, обратите внимание учащихся на роль и значение культуры в жизнедеятельности общества и каждого человека. Сделайте акцент на ценностно-нормативной структуре общества и роли культурных ценностей в процессах социализации и социальных взаимодействий людей, особенно в снижении уровня социальных конфликтов, формировании терпимости по отношению к другим культурам и народам.

 

26

ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ

1. Традиционный опрос.

2. Рефераты о роли отдельных компонентов культуры: языка, религии, социокультурных норм, ценностей в жизнедеятельности общества, его коммуникативных процессов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вебер М. Избранные произведения. Ч. 2. Критические исследования в области логики наук о культуре. М.: Прогресс, 1090.

2. Возрождение культуры России: истоки и современность. Изд-во МГУ, 1994.

3. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М.; Изд-во иностр. лит., 1961.

4. Смелзер И. Культура как социальная система // Социологические исследования. 1991. № 7.

5. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.; Республики, 1992.

6. Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой. Тексты по истории социологии XIX—XX веков. Хрестоматия. М.; Наука, 1994.

7. Сорокин П.А. Эмиль Дюркгейм о религии // Новые идеи в социологии. Сб. 4. СПб.: Образование, 1914.

8. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, личность. М.: Республика, 1991.

9. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.

10. Очерки по истории теоретической социологии XX столетия. М.: Наука, 1994.

11. Культурология XX век: антология. Философия и социология культуры. М.: ИНИОН, 1994.

12. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.

13. Иония Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1990.

 



2019-12-29 320 Обсуждений (0)
Лекция 6. Современные социологические теории. Представления об объекте и предмете социологической науки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 6. Современные социологические теории. Представления об объекте и предмете социологической науки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (320)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)