ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
Один из результатов реформирования высшей школы, демократизации системы управления высшим образованием — предоставление вузам самостоятельности в вопросах обучения иностранных студентов. Достаточно ли сегодня высшим учебным заведениям России автономии в этой области? По мне 68 нию большинства ректоров (80%), их вузам этой автономии вполне достаточно. Противоположной точки зрения придерживается лишь один из десяти экспертов (11%), и почти такая же доля экспертов затрудняется однозначно ответить на данный вопрос. В наибольшей мере степень самостоятельности устраивает руководителей технических вузов, в меньшей мере — руководителей вузов отраслевого профиля обучения. С точки зрения ведомственной принадлежности, более самостоятельными в вопросах подготовки иностранных специалистов считают себя руководители образовательных учреждений, относящихся к ведению Минобразования России, несколько менее самостоятельными — руководители отраслевых вузов, подчиняющихся различным министерствам (табл. 4). Таблица 4 Мнение экспертов о степени самостоятельности вузов в вопросах обучения иностранных студентов (% опрошенных)
Аргументы об отсутствии должной самостоятельности сводятся в основном к недовольству многочисленными формальностями в оформлении на учебу иностранных студентов на коммерческой основе — нужно согласовывать договора с Москвой. Кроме того, некоторые руководители вузов высказали пожелания об отмене налоговых отчислений с оплаты за учебу иностранных студентов. В большинстве вузов отменена практика планирования набора иностранных студентов и аспирантов (табл. б). Сохраняется она преимущественно в вузах отраслевого профиля обучения и подведомственных различным министерствам.
69 Таблица 5 Наличие планирования набора иностранных студентов и аспирантов в вузах различного типа (% опрошенных)
Планирование набора иностранных студентов и аспирантов связано прежде всего с наличием мест в студенческих общежитиях и бытовыми условиями (28%), в меньшей мере — с наличием учебных помещений (10%), межгосударственными соглашениями, госзаказами (7%), материальными возможностями оплаты за учебу иностранных студентов (5%), а также с другими обстоятельствами (11%), например изменением перечня изучаемых специальностей. Как полагают эксперты, их вузы готовы принять на учебу и большее число иностранных студентов и аспирантов, однако качество образовательных и бытовых услуг, которые они могут предоставить иностранным учащимся, существенно различается. Так, качество обучения, уровень лабораторных и практических занятий в своем вузе эксперты оценивают по пятибалльной шкале на 4,5 балла. Ниже (на 4) оценивается оснащенность учебных кабинетов, мастерских современным оборудованием и качество учебников и методических пособий, предназначенных для иностранных студентов. Еще ниже (на 3,5) оценивается медицинское обслуживание. Хуже всего дело обстоит с условиями проживания иностранных студентов в общежитиях, организацией их досуга и отдыха и безопасностью. Последние три позиции оцениваются ректорами применительно к своим вузам не более чем на 3. Это характерно практически для всех вузов. Крайняя неустроенность быта иностранных студентов подтверждается и ответами экспертов на вопрос: "Каковы основные проблемы, с которыми сталкивается ваш вуз при подготовке специалистов для зарубежных стран?" Наибольшая доля опрошенных ректоров (41%) указала на трудности обеспечения хороших (достойных) жилищно-бытовых условий, и лишь четверть экс 70 пертов (26%) — на слабую базовую подготовку иностранных абитуриентов (особенно по русскому языку), каждый седьмой (14%) — на отсутствие или нехватку современной учебно-методической литературы, каждый третий (35%) — на другие проблемы (в том числе недостаток квалифицированных преподавательских кадров). Несмотря на хроническую нехватку мест в общежитиях большинство экспертов считает наиболее эффективным дневное обучение иностранных студентов, хотя часть ректоров считает целесообразным заочную форму обучения и экстернат (табл. 6). Таблица 6 Мнение экспертов о целесообразности других помимо очной форм обучения иностранных студентов (% опрошенных)
Больше всего противников дополнительных форм обучения среди ректоров медицинских вузов: против заочного обучения 64% руководителей этих образовательных учреждений, против экстерната 55%. Их аргументы: очное обучение наиболее эффективно и ему нет ни альтернативы, ни замены, особенно по медицинским специальностям. Наибольшая доля поддерживающих экстернат — среди ректоров технических вузов (45%). Как отмечалось, одно из слабых мест учебного процесса для иностранных студентов — нехватка специальных учебников, справочно-методической литературы. Потребность в ней испытывает в целом 4/5 вузов, особенно технических (рис. 2). Какой литературы не хватает вузам для обеспечения учебного процесса? Прежде всего — по русскому языку для иностранцев (23%), по общественным и гуманитарным дисциплинам (11%), по специальным предметам (16%, в том числе по ЭВМ), 71 Рис. 2. Потребность вузов в специальных учебниках и справочно-методической литературе для иностранных студентов по экономике (9%), математике и техническим дисциплинам (7%), литературе для подготовительных отделений (8%), а также по физике, химии, естественно-научным дисциплинам, медицине, по всем преподаваемым предметам, новой методике, в целом новой учебной литературе (от 9 до 4%). Улучшит ли ситуацию введение в вузах преподавания иностранным учащимся на иностранных языках? Большинство экспертов (55%) ответило однозначно отрицательно, за эту практику — 1/3 экспертов (37%). Больше всего сторонников преподавания на иностранных языках — среди руководителей технических вузов (табл. 7). Таблица 7 Мнение руководителей вузов о целесообразности введения преподавания зарубежным студентам на иностранных языках (%)
Сторонники данного нововведения предлагают вводить преподавание прежде всего на английском языке (27%) — по 72 математике, основам технических дисциплин, информатике и вычислительной технике (12%), по общественным и гуманитарным наукам (6%), по специальности, специальным дисциплинам (10%), по всем основным изучаемым предметам (10%). Несмотря на полученную самостоятельность в подготовке иностранных учащихся каждый второй опрошенный ректор (49%) однозначно выступает за введение в России единых нормативов по обучению иностранных учащихся, против — немногим более 1/3 экспертов, остальные не определили своей позиции. Характерно, что данные нормативы наиболее активно поддерживают ректоры вузов ведомственного подчинения и отраслевого профиля обучения (табл. 8). Таблица 8 Мнения экспертов о необходимости введения единых нормативов по обучению иностранныхстудентов в российских вузах (% опрошенных)
Один из путей оптимизации эффективности процесса подготовки специалистов для зарубежных стран в российской высшей школе — использование положительного опыта, передовых методов обучения иностранных студентов. Абсолютное большинство экспертов (85%) убеждены, что следует регулярно проводить под эгидой Министерства образования всероссийские (межвузовские) семинары, конференции, совещания по вопросам обучения иностранных студентов; не видят пользы от подобных мероприятий лишь 3% экспертов, затруднились ответить — 12%. В этом ректоры единодушны с опрошенными деканами по работе с иностранными учащимися и проректорами по международным связям.
73
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |