Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ



2019-12-29 209 Обсуждений (0)
ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ 0.00 из 5.00 0 оценок




ЭКОНОМИКА

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

    

 

 

САРАНСК

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОРДОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

 
2007

УДК 33(07)

ББК У01

    О753

А в т о р : С. А. Щанкин,канд. экон. наук., доц.

 

Р е ц е н з е н т ы:

 Д.э.н., профессор Сорокин С.Ф.

 К.э.н., доцент Тингаев В.К.

О753
                           Щанкин С. А.

Экономика: Учебно-методическое пособие. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007. – 132 с.

ISBN 5–7103–0551–0

Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с программой учебного курса. Кроме введения в экономическую теорию, пособие включает разделы посвященные микроэкономике, макроэкономике, основам мирохозяйственных связей и экономике переходного периода. 

Предназначено для студентов неэкономических специальностей, изучающих курс «Экономика».

 

УДК 338.24.021.8 

ББК У01

 

Учебное издание

ЩАНКИН Сергей Алексеевич

Экономика: Учебно-методическое пособие

Редактор

Компьютерная верстка

Лицензия ЛР № 020344 от 20.01.97. Подписано в печать 14.11.2007.

Формат 60 x 84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура Таймс.

Усл. печ. л. 0,00. Уч.-изд. л. Тираж 100 экз. Заказ №

Издательство Мордовского университета

Типография Издательства Мордовского университета

430000, г. Саранск, ул. Советская, 24

ISBN 5–7103–0551–0                                      © Издательство Мордовского

 
   университета, 2007

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемое учебно-методическое пособие рассчитано на студентов не экономических специальностей, обучающихся по программе «Экономика».

Цель настоящей работы – активизировать деятельность студентов в изучении курса, помочь в учебно-методологической и самостоятельной работе.

Важным элементом и неотъемлемой частью учебного процесса является самостоятельная работа студентов. Особое значение она имеет при изучении социально-гуманитарных наук, в частности, экономики. Это предполагает активную, творческую деятельность и является плодотворной формой обучения.

Экономика – мировоззренческая наука, поэтому ценно, чтобы студенты не получали знания в готовом виде, а приходили к нужным выводам индивидуально, в процессе активных творческих поисков, самостоятельного анализа сложных и противоречивых жизненных ситуаций.

Пособие рассчитано на студентов, имеющих высокий общеобразовательный уровень и развитые навыки самообучения, но не знакомых в достаточной мере с современной экономической теорией. Впрочем, «сжатость» текста имеет для изучения материала явные преимущества. Оно пригодится при подготовке к экзаменам. В этом качестве пособие может быть полезно и студентам экономических специальностей.

Предлагаемые учебные задания способствуют организации систематической самостоятельной работы студентов, проверки их знаний, выработки навыков экономического анализа и повышения степени активного творческого овладения изучаемым предметом.

Рассматриваемое пособие содержит методический материал по изучаемой теме, которая соответствует содержанию читаемого лекционного курса. Отдельная тема предполагает постановку изучаемой цели, краткую аннотацию, вопросы для обсуждения, Тематика рефератов и эссе, список основной и дополнительной литературы, тесты и задачи различной степени сложности, а также вопросы для проведения коллоквиума. Для полноценного усвоения материала в ходе индивидуальной работы каждое задание снабжено словарем терминов и понятий. В качестве приложения предлагается деловая игра по конкретному разделу курса. Решение тестов и задач по отдельным темам, предлагает всестороннее изучения данного курса. Автором предлагаются логические схемы, отражающие причинно-следственные связи между экономическими явлениями.

Работа включает 6 разделов. Раздел I посвящен характеристике процесса становления и современному состоянию экономической теории и ее предмета. Раздел II отражает основные категории экономической теории. В разделе III изложены основы микроэкономической теории. Раздел IV рассматривает основные положения макроэкономической теории. Раздел V характеризует современное состояние мирового хозяйства и международных экономических отношений. Раздел VI отражает особенности переходного периода в экономике России.

Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с требованиями, изложенными в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования.   

Данный материал может быть использован для подготовки к зачетам и экзаменам.

 

 
 


Р а з д е л I

ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

 

   Т е м а 1. СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.

                    ПРЕДМЕТ. МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

Цель изучения: определить предмет экономической теории, его эволюцию, охарактеризовать становление и развитие научной системы экономической теории, определить генезис, основные этапы и направления развития экономической теории; оценить особенности методологического подхода в науке.

Аннотация

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Производственные возможности общества и экономический выбор. Основная экономическая проблема.

Процесс становления экономической науки. Основные этапы развития экономической теории. Ранние школы экономической мысли. Классическая политическая экономия, марксизм, маржинализм. Классификация современных направлений развития экономической теории: неокейнсианство, неоклассическое направление, институционализм и неоинституционализм. Предмет экономической теории, его эволюция. Структура экономической теории. Нормативная и позитивная экономическая теория.

Задачи и функции науки. Основные принципы экономической теории. Взаимосвязь экономической теории с другими экономическими науками. Экономические отношения, закономерности развития экономических отношений. Методы и инструменты экономической теории. Методологические подходы экономического исследования. Формальная логика как метод экономического исследования. Диалектика, ее значение как метода научного познания. Методы эконометрического анализа. Экономические модели. Математическое моделирование. Значение практики для экономической науки. Критерии оценки экономических знаний. Методологический плюрализм. Конвенционализм.               

Сущность и определение экономических законов. Особенности экономических законов, их отличие от законов природы. Классификация экономических законов. Механизм действия и использования экономических законов. Экономические категории.

Лекционные вопросы

 1. Возникновение экономической теории и основные этапы ее эволюции.               

 2. Предмет экономической теории, его эволюция: экономия, политическая экономия, экономикс, экономическая теория. Микроэкономика и макроэкономика.

3. Задачи и функции экономической теории.

4. Методы исследования экономических явлений. Позитивный и нормативный анализ. Экономические законы и категории.

Вопросы для семинарских занятий

1. Этапы и история становления экономической теории как науки. Меркантилизм. Классическая политэкономия. Марксизм. Маржинализм.

2. Ведущие современные научные школы: кейнсианство, неоклассика (монетаризм) институционализм. Развитие российской экономической мысли.

3. Предмет экономической теории. Задачи, функции и принципы науки.

4. Основные методы и инструменты экономического анализа.

5. Характеристика понятий «блага», «потребности», «ресурсы», «экономический выбор» и «экономические отношения». Закономерности развития.

6. Исходные принципы экономики. Безграничность потребностей. Редкость ресурсов.

7. Основная экономическая проблема. Технологический выбор в экономике.

8. Экономические законы и категории. Механизм их реализации.

Тематика рефератов

1. Определение предмета экономической теории различными научными школами.

2. Политическая экономия и экономикс: общее и особенное.

3. Принципиальное отличие нормативного и позитивного подходов экономической теории.

4. История формирования экономической теории. Ее научные направле­ния.

5. Вклад российских ученых экономистов в развитие науки.

ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ

1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: учеб./ В.З. Баликоев.- 5-е изд. – М.: ОМЕГА-Л, 2006.- 732 с. Р.I.

2. Экономическая теория: учеб..- / под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича..- М.: ИНФРА-М, 2006. – 672.с., Р.I.

3. Станковская Н.К., Стрелец И.А. Экономическая теория: учеб. - / Н.К. Станковская, И.А. Стрелец .- 2-е изд.- М.: Эксмо, 2006. 448 с. Гл.1.

4. Куликов Л.М. Экономическая теория: учеб./ Л.М. Куликов - М.: ТК «Велби», изд-во Проспект, 2005. 432 с. Гл.1.

5. Курс экономической теории: учеб./ под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. 5-е доп.изд. Киров «АСА» 2006.- 832 с. Р.1

6. Микроэкономика. Теория и российская практика: учеб. / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова – 6-е изд. – М.: КНОРУС, 2006.- 624 с. Тема1.

7. Ядгаров Я.С. История экономических учений: учеб. / Я.С. Ядгаров – М.: ИНФРА-М, 2005.-320.с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 1. Экономическая теория. Экспресс-курс: учеб. пособ. под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. – 2-е изд. – М.: КНОРУС, 2006. – 608 с.P.I

2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. – М.: Республика, 2006 . – 624 с. Т.I .Гл.1.

3. Экономика: учеб. пособ./ Т.С. Бутырнова и др.; под ред. К.И. Лахитова, Т.С. Венеркиной . – М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2005. – 363 с. Р.I.

4. Экономическая теория: учеб. пособ. /В.М. Соколинский, В.Е. Корольков и др.; под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского. – 2-е изд. - М.: КНОРУС, 2006. – 464 с. Р.I.

5. Лоусон Т. Современная «экономическая теория» в свете реализма // Вопр. экон. 2006. №.2. С.75-82.

6. Экономическая теория: истоки и перспективы (материалы к международ. симпозиуму) // Рос. экон. журн. 2006. № 3. С. 91-94.

7. Хубиев К. О проблемах научной методологии // Экономист.2006. №10. С.47-53.      

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

I. Зачем экономическая наука современному обществу? Почему невоз­можно обойтись техническими дисциплинами в решении стоящих перед обще­ством задач?

II. Выберите правильные ответы:

1. Экономическая школа, которая в качестве предмета исследования рас­сматривает процесс производства, -это:

а) меркантилизм;

б) кейнсианство;

в) физиократизм;

г) марксизм;

д) монетаризм.

2. Экономическая теория структурно не включает:

а) макроэкономику;

б) мегаэкономику;

в) микроэкономику;

г) геоэкономику;

д) этноэкономику;

3. Формирование в границах экономической теории микро- и макроэкономики осуществлено под влиянием исследований:

а) А.Смит и Д. Рикардо;

б) Дж. С. Милля и Ж.-Б. Сэя;

в) Дж. М. Кейнса и П. Самуэльсона;

г) К. Маркса и Ф. Энгельса;

4. Объединение неоклассической микроэкономики с кейнсианской макроэкономикой определяется как:

а) микроэкономический синтез;

б) кейнсианская революция;

в) неоклассический синтез;

г) маржинальная революция.

5. В числе основных функций экономической теории необходимо назвать:

а) идеологическую;

б) прагматическую;  

в) познавательную;

г) эстетическую.

6. Предметом экономической науки по заключению П. Самуэльсона необходимо назвать:

а) экономика – наука о взаимодействии производительных сил и производственных отношений;

б) это наука об использовании ограниченных производственных возможностей, допускающих альтернативные возможности достижения поставленных задач;

в) экономика занята анализом путей накопления богатств в стране. 

III. Схематично отразите взаимосвязь экономической теории с другими экономическими науками.

IV. В экономике страны N существует 100 ед. труда с производительностью 3 м. ткани или 1 кг сыра. Страна M имеет 200 ед. труда с производительностью 1 м. ткани или 5 кг сыра. 

Определите: А) кривую производственных возможностей (КПВ) каждой страны.

При объединении стран, определите :Б) Каковы совокупные альтернативные издержки производства 1000 кг. сыра?

V. Сформировать логическую схему 1. 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ

                                  

 

                                      

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

 
 

 

 


С х е м а 1. Становление экономической теории как науки

Эссе: Объяснить особенности подхода экономической теории к исследованию моделей экономик, как интернационализированных национальных экономических систем.



2019-12-29 209 Обсуждений (0)
ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)