ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Т е м а 2. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА Цель изучения: сформировать сущность понятия «экономическая система общества», определить роль – «homo oeconomicus» и место в структуре экономической системы, дать классификацию общественным системам. Аннотация Сущность понятия «экономическая система общества». Ее цели и задачи. Свойства экономических систем. Основные экономические проблемы. Роль человека в функционировании общественной системы. Мотивация экономической деятельности человека. Модели человека в экономике. Экономические интересы. Элементы, характеризующие содержание экономической системы. Производство. Факторы производства. Сферы производства. Производительные силы и производственные отношения. Способы производства. Факторы трансформации способов производства. Распределение. Распределение продуктов, условий и факторов производства. Перераспределение. Обмен. Разделение труда. Потребление. Производственное и личное потребление. Экономический кругооборот. Воспроизводство. Сбережение и накопление. Инвестиции. Индивидуальное и общественное воспроизводство. Хозяйственная эффективность. Хозяйственный механизм. Понятие эффективности. Показатели эффективности производства. Эволюция общественных систем. Факторы и закономерности. Цели национального экономического развития. Особенности спецификации национальной экономики России. Современные классификации экономических систем. Типы экономики. Цивилизационные экономические системы. Распределение ресурсов и типы экономических систем. Традиционная экономика. Натуральная форма хозяйства. Рыночная экономика. Рыночный механизм. Командная экономика. Смешанная экономика, ее модели. Лекционные вопросы 1. Сущность экономической системы и ее основные типы. Различные подходы к классификации экономических систем. 2. Функционирование и развитие экономических систем. Экономический прогресс и его критерии. 3. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества. 4. Типы и модели экономических систем. Вопросы для семинарских занятий 1. Общественное производство. Факторы производства. Материальное и нематериальное производство. 2. Общественный продукт и его движение. 3. Понятие экономической системы и ее структура. 4. Процесс воспроизводства в экономической системе. Понятие эффективности. 5. Место и роль человека в системе общественного воспроизводства. 6. Причины эволюции экономических систем. 7. Классификация экономических систем. 8. Цели и приоритеты системы. Экономический выбор и типы социально-экономических систем. Тематика рефератов 1. Основные тенденции и проблемы различных типов экономических систем. 2. Экономический закон возвышения потребностей. 3. Теория факторов производства Ж.-Б. Сэя. 4. Современные модели смешанной экономики. ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ 1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: учеб.-Изд. 5-е./ В.З. Баликоев – М.: ОМЕГА-Л., 2006.-732 с. Р.I. 2. Экономическая теория: учеб.- Изд.доп. / Под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича.- М.: ИНФРА-М., 2006. Р.I. 3. Куликов Л.М. Экономическая теория: учеб.- / Л.М. Куликов - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.- 432 с. Тема 4. 4. Станковская Н.К., Стрелец И.А. Экономическая теория: учеб. / Н.К. Станковская, И.А. Стрелец . 2-е изд. доп. М.: Эксмо, 2006. – 448. с. Гл. 2. 5. Курс экономической теории: учеб./ МГИМО, под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Кисилевой. Изд. 5-е. – доп. Киров.; АСА, 2006. – 832 с. Р.I. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Экономическая теория. Экспресс-курс: учеб. пособ. Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. – 2-е изд. – М.: КНОРУС, 2006. – 608 с. 2. Экономическая теория: учеб. пособ. /В.М. Соколинский, В.Е. Корольков и др.; под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского. – 2-е изд. - М.: КНОРУС, 2006. – 464 с. 3. Бузгалин И., Колганов А. Человек, рынок и капитал в экономике ХХI века // Вопр.экон. 2006. №3. С.125-133. 4. Губанов С. Путь России в базисных координатах эпохи // Экономист. 2006. №7. С. 3-22. 5. Швецов А., Андреева Е. Управление социально-экономическими системами: развертывание методолого – теоретических и прикладных исследований // Рос. Экон. журн. 2006. № 3. С.55-81. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ I. Охарактеризуйте преимущества и недостатки российской модели переходной экономики. II. Выберите правильные ответы: 1. Классификация экономических систем строится с учетом: а) места и роли государства в экономике; б) доминирующей формы собственности; в) уровня и степени развития производительных сил общества; г) господствующей социально-экономической концепции. 2. Современная смешанная экономика отличается: а) вмешательством государства в рыночный механизм; б) невмешательством государства в рыночные отношения; в) активным взаимодействием трудящихся и предпринимателей: г) отсутствием сотрудничества между трудом и капиталом. 3. Максимальное возможное использование факторов производства способно привести к: а) увеличению производства материальных благ; б) возрастание занятости населения; в) повышение темпов экономического роста; г) способствует углублению экологических проблем. 4. Экономическая система, в которой используется стихийный способ координации деятельности, характеризуется тем, что: а) экономика не способна удовлетворить потребности покупателей; б) координирующую функцию выполняет рыночное ценообразование; в) хозяйственные решения принимаются коллективным голосованием; г) потребители принимают решение стихийно. 5. Производственные отношения – это: а) эффективное использование ресурсов; б) взаимодействие человека со средствами производства; в) отношения производства, распределения, обмена и потребления. 6. Рыночная экономика – это система координации деятельности, которая в результате собственного функционирования использует: а) механизм ценообразования как определяющий способ координации; б) соблюдение прав собственности; в) стихийный способ координации деятельности; г) желание потребителей реализовать собственные субъективные потребности. III. Если рыночная экономика располагает производственными возможностями, которые отражены на рисунке 2, то ее нахождение в точке А означает, что: а) экономика достигла пределов производства; б) экономика использует, лишь часть ресурсов; в) ресурсы страны используются достаточно эффективно? Р и с. 2. Кривая производственных возможностей IV. Определите, какие из возможных комбинаций принадлежат кривым производственных возможностей. Т а б л и ц а 2.1
V. Сформировать логическую схему 2. СОДЕРЖАНИЕ
КЛАССИФИКАЦИЯ
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА
С х е м а 2. Экономическая система страны Эссе: Объяснить возникновение и неустранимость кризисных явлений в реформируемой российской экономике.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |