Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Управленческая роль ИТ-менеджера на различных этапах жизненного цикла информационного продукта



2019-12-29 500 Обсуждений (0)
Управленческая роль ИТ-менеджера на различных этапах жизненного цикла информационного продукта 0.00 из 5.00 0 оценок




Человек, который может видеть информационные решения, проектировать информационные технологии, управлять построением информационных систем получил уже устоявшееся определение – ИТ-менеджер. Такая узкая специализация менеджмента тоже обусловлена требованиями современного общества. Эволюционно, в российских организациях уже сейчас складываются позиции «узких» менеджеров. Это и финансовый директор, и исполнительный директор, и генеральный директор. Должности были несколько лет назад позаимствованы из структур зарубежных западных организаций. Но и за рубежом принципы управления развиваются. Так, недавно, практически в каждой крупной организации появилась позиция CIO (Chief Information Officer), по сути эквивалентная складывающейся в России позиции ИТ-менеджера. И специализация менеджеров достигла такой степени, что при общении с западным бизнесменом при употреблении слова «менеджер» необходимо уточнять, о каком именно менеджере идет речь. Возможно, через несколько лет произойдет очередная трансляция западного опыта и в российских компаниях появится должность информационного директора. На данный момент лишь некоторые прогрессивные организации включают ИТ-менеджера в состав правления организации.

Сейчас профессия ИТ-менеджера приобретает все больший спрос и уже позиционируется как престижная. Ведущие вузы России открывают новые направления подготовки в сфере ИТ-менеджемента. Но при этом далеко не все разделяют «грамотность» и «профессионализм». Именно поэтому, говоря об образовании в области информационных технологий, было бы правильным разделить это понятие как минимум на два. К первому можно отнести начальное ИТ-образование, носителями которого являются более или менее опытные пользователи ПК. А ко второму — профессиональное ИТ-образование, обладателями которого являются менеджеры в области информационных технологий и технические специалисты: системные инженеры, программисты и т. д.

 

2.1. Области деятельности ИТ-менеджера:[2]

· формирование технологической среды ИС;

· развитие ИС и обеспечение ее обслуживания;

· планирование в среде ИС;

· формирование организационной структуры в области информатизации;

· использование и эксплуатация ИС;

· формирование инновационной политики и осуществление инновационных программ;

· управление персоналом в сфере информатизации;

· управление капиталовложениями в сфере информатизации;

· формирование и обеспечение комплексной защищенности информационных ресурсов (ИР).

 

 

.

Для работы ИТ-руководителя характерны следующие факторы: высочайшая ответственность за принятые решения, жесткое планирование, умение принимать решения в условиях высокой неопределенности, четко определенная система взаимодействия с другими отделами, строгость требований к персоналу и организации труда.

Очевидно, что без средств автоматизации здесь просто не обойтись. А чем больше штат ИТ-отдела, шире круг решаемых им задач, тем больше требований к таким средствам.

ПО, которое направлено на сокращение издержек в работе руководителя, можно классифицировать по функциональности согласно приведенным выше направлениям. Существуют систематизированные решения, то есть позволяющие решать задачи руководителя в рамках одной программной среды. Оперативность доступа к данным, возможность взаимодействия с существующим ПО, систематизация информации по функциональным блокам – вот те важные требования, которые предъявляются к рабочему месту руководителя.

В рамках каждого функционального блока, будь то сведения о графиках планирования рабочего времени персонала или смета предстоящих расходов, должна быть предусмотрена полная детализация информации с возможностью подключения к базам данных – первоисточникам такой информации.

2.2. От теории к практике

ПО, используемое руководителем ИТ-отдела, должно позволять оперативное взаимодействие с сотрудниками отдела, где бы они не находились. Возможность взаимодействия с мобильными устройствами персонала – ноутбуками, КПК, сотовыми телефонами – является важной составляющей эффективной системы управления. Сюда можно отнести также средства планирования, подготовки и проведения всевозможных плановых и внеплановых оперативных совещаний, в том числе и с сотрудниками, находящимися в удаленном доступе.

Наличие оперативных средств связи является неотъемлемой частью взаимодействия сотрудников ИТ-отдела. Но этого мало. Необходимо обеспечить потребность удаленных пользователей в информации так, словно они и не покидали офис.

На практике сегодня широко используются решения от различных производителей. Следует назвать продукты cемейства Lotus от IBM, которые предоставляют средства беспроводного доступа к электронной почте и другим ресурсам, а также поддерживают различные мобильные устройства - мобильные телефоны, смартфоны, PDA, пейджеры. Известна своими новациями в плане использования средств удаленного доступа в совместной работе и корпорация Microsoft. Это, в частности, решения, входящие в состав Exchange Server (Outlook Mobile Access, ActiveSync, Outlook Web Access), которые позволяют осуществлять безопасный доступ к корпоративным данным даже в условиях низкоскоростных каналов и держать связь с персоналом, находящимся далеко от офиса.

Как уже говорилось, еще одним аспектом функциональности ПО рабочего места ИТ-менеджера является отслеживание состояния выполняемых ИТ-отделом работ с полной детализацией информации по ним. Детализация отражает сроки выполнения, ответственных лиц с возможностью переключения на графики рабочего времени конкретных сотрудников и получения информации об их занятости и степени загруженности работой. Желательно предусмотреть функциональность, которая позволяла бы детализацию состояния работ по конкретной задаче на определенный момент времени: результаты на данный момент, планируемый срок завершения, возможность передачи другому сотруднику или группе сотрудников. Все это предусматривает тесную взаимосвязь автоматизированного места ИТ-руководителя с существующими на предприятии или планируемыми к внедрению средствами автоматизации работы как самого ИТ-отдела ( система обработки заявок в ИТ-отдел, документирование изменений в конфигурации ИТ-инфраструктуры, система сбора информации о существующих или потенциальных угрозах в области ИТ), так и предприятия в целом.

В рамках рассматриваемого ПО также должны решаться вопросы составления разнообразной отчетности, связанной с ИТ-подразделением. Должна быть реализована система шаблонов такой отчетности и документооборота с возможностью прозрачной и не требующей больших дополнительных затрат разработки и обновления указанных шаблонов.

Одной из важных составляющих ПО является возможность получения аналитической информации о работе ИТ-отдела. Здесь либо должна быть предусмотрена взаимосвязь с автоматизированной системой показателей эффективности, либо указанная система может быть реализована в разрезе показателей эффективности ИТ-структуры в рамках ПО руководителя ИТ-отдела с возможностью сбора необходимой информации из существующих источников данных.

В качестве примера предлагаемых решений можно рассмотреть программный пакет Serena Team Track, который является средством автоматизации рабочих процессов ИТ-подразделений и позволяет осуществлять управление задачами на каждом этапе их выполнения - назначать ответственных исполнителей, приоритеты, проставлять статусы и отслеживать сроки выполнения. Это ПО легко интегрируется с продуктами Microsoft (Outlook), MS Project, IIS, а также предоставляет широкие возможности по расширению модели бизнес – процессов и технологии документооборота, имеет инструмент разработки TeamScript, основанный на известном продукте MS VBScript. Высокая масштабируемость данного продукта основана на возможности выбора одной из таких БД, как MS SQL, Oracle, MS Access.

Конечно, нельзя обойти вниманием решения от Microsoft. Это линейка продуктов, входящих в Microsoft Office, Microsoft Project, технологии Microsoft SharePoint и InfoPath. SharePoint создан для создания корпоративного внутреннего сайта, позволяющего осуществлять взаимодействие между службами предприятия, и включающего в себя средства контроля документооборота. InfoPath является эффективным средством сбора информации с широким выбором шаблонов и возможностью их расширения. Поддерживает любые пользовательские XML –схемы, что позволяет интегрировать собранную с помощью InfoPath информацию с различными Web-сервисами и бизнес-процессами. Большим преимуществом является то, что эти продукты предоставляют и широко используют уже привычную среду и инструментарий офисных приложений Microsoft, а так же используют для хранения и обмена информацией БД MS SQL Server, могут интегрироваться с другими источниками данных.

Технология Microsoft Operations Manager позволяет предотвратить возможные инциденты в сфере ИТ, избежать дополнительных издержек, связанных с изменением конфигурации. На основании подключаемых пакетов управления, ориентированных на мониторинг и контроль за определенным сервисом, данный продукт позволяет отслеживать состояние этого сервиса, фиксировать изменения в конфигурации и многое другое.

Весьма полезным будет наличие в распоряжение ИТ-менеджера средств планирования и расчета затрат на внедрение определенных решений, то есть наличие некого калькулятора трудовых ресурсов и финансов на основании вводимых параметров от реализации дополнительных средств защиты информации на предприятии до расширения локальной сети с покупкой необходимого оборудования.

Существуют интеллектуальные решения указанной задачи, когда для облегчения труда ИТ-менеджера на основании существующей базы знаний выдаются соответствующие рекомендации по выбору методов автоматизации и рассчитываются затраты на выполнение конкретных работ на основании параметрических данных. Многие из них входят в уже рассмотренные линейки продуктов.

2.3. Гибкость интеграции – залог успеха

ПО рабочего места руководителя может быть встроенным в общую систему автоматизации предприятия с возможностью подключения к OLAP-системе (хранилищу данных), организованному в рамках этой системы. Другой вариант развития событий возникает, когда продукт не входит в состав ПО автоматизации предприятия. Но в этом случае необходимо предусмотреть возможность сопряжения с такой системой. Если отдельный программный продукт, обеспечивающий функционал руководителя ИТ-отдела, удовлетворяет всем предъявляемым требованиям и плюс к тому имеет развитые системы импорта-экспорта данных, возможность надежной синхронизации данных с уже существующими и планируемыми к внедрению системами хранения и обработки информации, такое решение также может являться вполне приемлемым, поскольку в будущем может динамично вписаться в систему автоматизации.

Конечно, необходимо учитывать и финансовую сторону вопроса – стоимость такого продукта и затраты на владение – сложность настройки, поддержки и так далее. Такие издержки как техническая поддержка ПО и траты на настройку взаимодействия с существующими системами должны быть сведены к минимуму.

На основании приведенных выше примеров можно заключить, что наиболее востребованные и популярные продукты имеют развитый интерфейс для взаимодействия с различными БД, а также гибкие механизмы интеграции в другие приложения.

Обладая эффективными автоматизированными средствами сбора и анализа необходимой информации, руководитель ИТ-отдела будет иметь возможность в любой момент времени оценить ситуацию и принять максимально целесообразное решение, владеть полной информацией о занятости сотрудников и при необходимости связываться с ними, контролировать состояние проектов.

В заключение надо отметить, что каким бы эффективным не было ПО, используемое в любой сфере, не следует не забывать о роли человеческого фактора. Чтобы почувствовать мощь технических решений, надо сначала очень хорошо представлять цели и тщательно планировать работу. Персонал должен четко понимать возложенные на него обязанности и нести полную ответственность за принимаемые решения. В подразделении необходимо обеспечить хорошую взаимосвязь, а с заказчиками установить абсолютно прозрачные, зачастую строго формализованные отношения, которые не допустят двусмысленности и непонимания.

 

3.  Соотношение информационной технологии и информационной системы[3]

Информационная технология тесно связана с информационными системами, которые являются для нее основной средой. На первый взгляд может показаться, что определения информационной технологии и системы очень похожи между собой. Однако это не так.

Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах. Основная цель информационной технологии — в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую для пользователя информацию.

Информационная система является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, различного рода технические и программные средства связи и т.д. Основная цель информационной системы — организация хранения и передачи информации. Информационная система представляет собой человеко-компьютерную систему обработки информации.

Реализация функций информационной системы невозможна без знания ориентированной на нее информационной технологии. Информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы. (Например: Информационная технология работы в среде текстового процессора Word 6.0, который не является информационной системой. Информационная технология мультимедиа, где с помощью телекоммуникационной связи осуществляются передача и обработка на компьютере изображения и звука.)

Таким образом, информационная технология является более емким понятием, отражающим современное представление о процессах преобразования информации в информационном обществе. В умелом сочетании двух информационных технологий — управленческой и компьютерной — залог успешной работы информационной системы.

Обобщая все вышесказанное, предлагаем несколько более узкие, нежели введенные ранее, определения информационной системы и технологии, реализованных средствами компьютерной техники.
Информационная технология – совокупность чётко определённых целенаправленных действий персонала по переработке информации на компьютере.
Информационная система – человеко-компьютерная система для поддержки принятия решений и производства информационных продуктов, использующая компьютерную информационную технологию.

 

 

4. Распределение ИТ между лицами, принимающими решения в зависимости от типа управленческой структуры[4]



2019-12-29 500 Обсуждений (0)
Управленческая роль ИТ-менеджера на различных этапах жизненного цикла информационного продукта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Управленческая роль ИТ-менеджера на различных этапах жизненного цикла информационного продукта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (500)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)