Примерное распределение дней полевой практики
УДК 58 ББК 28.5я73 П49
Авторы-составители: М. А. Занина — зав. кафедрой биологии и методики ее преподавания, С. В. Кабанина —кандидат биологических наук, доцент; Н. Ю. Семенова —кандидат биологических наук, старший преподаватель; Е. М. Сулига — кандидат биологических наук, доцент.
Рецензенты: Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Балашовского филиала А. Ф. Штурбабин; Кандидат биологических наук, доцент Балашовского филиала В. А. Обидина. Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом П49 Полевые практики по биологии и экологии : учеб.-методич. пособие для студентов фак-та экологии и биологии / М. А. Занина, С. В. Кабанина [и др.]. — Балашов : Николаев, 2008. — 84 с. ISBN 978-5-94035-341-6
В учебно-методическом пособии изложены методические рекомендации и задания к прохождению полевых практик студентами факультета экологии и биологии. Пособие предназначено для студентов биологических и экологических специальностей, преподавателей, аспирантов, учителей школ. УДК 58 ББК 28.5я73 ISBN 978-5-94035-341-6 © Занина М. А., Кабанина С. В. [и др.], 2008 О г л а в л е н и е
Введение......................................................................................................... 4 Полевая практика по ботанике с основами фитоценологии (2 курс)........ 6 Полевая практика по общей экологии (3 курс)......................................... 20 Полевая практика по биологическим основам Полевая практика по физиологии растений (3 курс)................................. 51 Полевая практика по теории и методике
ВВЕДЕНИЕ Практика — одно из важнейших звеньев системы профессиональной подготовки будущего специалиста. Она является связующим звеном между теоретическим обучением студента и его будущей самостоятельной деятельностью. Организация и проведение практики — это целостный процесс, характеризующийся интегрированностью, взаимосвязанностью всех компонентов, что обеспечивает высокий уровень развития и функционирования. Обязательность организации практики — это подчинение всех ее частей, этапов, компонентов, функций основной цели — развитию индивидуальности студента как будущего специалиста, совершенствованию его компетентности как интегральному показателю. Целью проведения практик на факультете биологии и экологии является обеспечение практической реализации знаний будущего специалиста Факультет биологии и экологии обеспечивает проведение: — полевых практик на собственной лабораторно-экспериментальной базе, на базах предприятий и организаций, с которыми заключены договора, в полевых условиях в окрестностях г. Балашова и Балашовского района; — педагогических практик на базе образовательных учреждений, способных обеспечить высокий организационный уровень их реализации. Полевые практики — обязательное звено учебного процесса в системе высшего образования естественно-научного направления. Данное учебно-методическое пособие посвящено организации полевых практик на факультете экологии и биологии. В основные задачи полевых практик входят: — развитие целостного научного мышления согласно сложившейся современной естественно-научной концепции о взаимосвязях и уровневой организации всех компонентов природы, о зависимости хозяйственной деятельности человека от окружающей природной среды и об антропогенном влиянии на среду; — закрепление теоретических знаний, полученных студентами во время аудиторных занятий; — изучение и распознавание существующего в природе биоразнообразия с учетом влияния местных условий; — выработка навыков ведения наблюдений за природными процессами и явлениями; — освоение методик проведения полевых исследований; — овладение умениями и навыками, необходимыми для ведения самостоятельной исследовательской работы с природными объектами. В пособие включены задания, методические рекомендации к их выполнению, рекомендуемая литература и т. д. по ряду полевых практик: по ботанике с основами фитоценологии, общей экологии, биологическим основам сельского хозяйства, физиологии растений, теории и методике преподавания биологии. Пособие может быть полезным для студентов биологических специальностей, преподавателей, аспирантов, учителей школ.
ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА ПО БОТАНИКЕ Программа включает сезонную и летнюю полевые практики, которые проводятся после завершения лекционно-лабораторного периода работ, как правило, в июне. Такая структура позволяет ознакомить студентов Летняя учебная практика студентов биологов является одной из важных и необходимых форм их подготовки. Она способствует глубокому Основная цель практики состоит в том, чтобы показать взаимосвязь В период полевой практики по ботанике на 2 курсе студенты знакомятся с растительным покровом как компонентом биосферы. Следует обратить внимание на те особенности растительного покрова, которые рассматриваются в курсе ботаники и общей биологии в средней школе. Изучение растительности начинается с флоры как ее органической Особое внимание следует обратить на трудные для определения семейства (злаки, осоки, сложноцветные). Кроме того, необходимо углубить знания по систематике низших и высших растений, так как мхи, папоротники, а иногда и лишайники играют важную роль в сложении фитоценозов. В ходе полевой практики на 2 курсе, которая завершает двухлетнюю работу студентов по ботанике, должны использоваться, конкретизироваться и пополняться все ботанические знания студентов, поэтому задачи ее многообразны. В результате летней практики студент должен: — уметь отличать основные типы растительного покрова; — изучить флору и закономерности распределения и состав ведущих растительных сообществ (Саратовской области); — усвоить методы флористических, исследований и выработать соответствующие практические навыки в определении растений по репродуктивным и вегетативным признакам; — приобрести твердые знания об основных видах местной флоры — иметь представления о влиянии растительных сообществ на окружающую среду и об антропогенном воздействии на растительные сообщества, а также знать предохранительные меры для каждого типа фитоценозов; — приобрести навыки хозяйственной приблизительной оценки растительного покрова (смена пород, заболачивание лугов и т. д.); — уметь оценивать роль и состояние отдельных видов и фитоценозов, хозяйственно ценных растений: кормовых, технических, лекарственных, медоносных, редких, исчезающих видов. Для зачета студент должен представить: — гербарий (30 листов); — аннотированный систематический список известных студенту растений района практики (флористическая тетрадь); — письменный отчет о выполнении индивидуальной темы. Успешное решение поставленных задач предполагает самостоятельное ознакомление студентов с вопросами систематики, основными понятиями биогеоценологии. Наряду с групповыми экскурсиями проводится и самостоятельная работа студентов. Примерное распределение дней полевой практики
Введение Понятие о растительном покрове. Общая характеристика топологических и экологических условий района практики. Размещение главнейших угодий в зависимости от топологических значений природных угодий в народном хозяйстве. Влияние антропогенных факторов на растительность в районе практики. Понятие Основные структурные элементы фитоценоза. Знакомство с методикой описания фитоценозов. Лесная растительность Ярусное строение лесного сообщества. Состав и строение древесных ярусов, их сомкнутость и высота, формы крон, стволов. Роль животных Подлесок (флористический состав, покрытие). Зависимость кустарникового яруса от древесного полога. Кустарниковый и травяной ярусы: состав, сомкнутость, фенофазы. Биология доминантов (кустарники и травянистые растения): способы размножения, перезимовка, цветение, плодоношение, распространение. Влияние травяного и кустарникового яруса на возобновление древесных пород. Напочвенный покров. Главнейшие мхи и лишайники, их влияние на возобновление древесных пород. Отмершие листья и другие элементы опада, их участие в подстилке, ее разрушение. Паразитная и сапрофитная грибная флора. Ее значение Основные типы леса района практики. Коренные и временные типы леса. Хозяйственная ценность лесных угодий. Растительность вырубок. Рекреационные воздействия на лесную растительность. Естественное
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |