Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика организации работ на пришкольном участке



2019-12-29 283 Обсуждений (0)
Методика организации работ на пришкольном участке 0.00 из 5.00 0 оценок




Тщательно продуманное планирование работ в соответствии с программно-методическими требованиями — важное условие успеха в организации и содержании опытно-практических работ учащихся на участке.

Основные разделы планирования работ на учебно-опытном участке:

1. Постановка цели и задач работы учащихся на учебно-опытном участке.

2. Итоги работы на учебно-опытном участке за прошлый год.

3. Организация земельной площади.

4. Отделы учебно-опытного участка и их площадь (чертеж).

5. Тематика опытов (по классам).

6. Общественно полезный труд на учебно-опытном участке.

7. Агротехнический план работы по отделам учебно-опытного участка.

8. Необходимые для работы инвентарь, удобрения, посевной и посадочный материал.

9. График летних работ учащихся на учебно-опытном участке.

10. План сбора растений и изготовления наглядных пособий по биологии.

Основные требования к постановке опыта следующие:

1. Тема опыта должна отвечать требованиям программы, в соответствии с которой проводится опыт, обязательным условием закладки сельскохозяйственного опыта является его хозяйственная ценность.

2. Участок, выделенный под опыт, должен быть выровненным,
с одинаковой почвой по своему составу и плодородию. Для выравнивания почвы по плодородию необходимо проводить уравнительные посевы, особенно после опытов с применением удобрений.

3. Нельзя закладывать опыт на участках, засоренных многолетними сорняками.

4. На участке, выделенном под опыт, должен быть один и тот же предшественник. Разные предшественники на делянках одного опыта не допустимы. Это снизит его достоверность.

5. Необходимо четко определить варианты опыта. При этом для учащихся среднего и тем более младшего возраста целесообразно закладывать опыт в двух вариантах: опыт и контроль.

6. Обязательным условием постановки опытов является наличие опытной и контрольной делянок. На опытной делянке изучается влияние нового агротехнического приема, новый перспективный сорт, на контрольной отсутствует исследуемый прием выращивания районированного сорта.

7. Для постановки опыта должна быть выделена достаточная площадь. Минимальная площадь для сельскохозяйственных опытов под делянкой 20 м2, однако посевы новых культур и сортов при небольшом количестве семян могут быть произведены и на меньшей площади.

8. Чтобы опыты были более достоверными, необходимо ставить их не менее чем в трех повторностях, т. е. иметь две опытные и две контрольные делянки.

9. Для своевременного проведения всех работ на опытных и контрольных делянках с соблюдением агротехнических требований нужно разработать четкий агротехнический план с указанием видов и сроков проведения работ.

10. Посевной и посадочный материал для закладки опытов должен быть сортовым и одинакового высокого качества как для посева (посадки) на опытных, так и контрольных делянках, если различие его не обусловлено темой опыта.

11. Все работы на контрольных и опытных делянках должны проводиться на высоком агротехническом уровне в одни и те же сроки на опытной и контрольной делянках, если срок проведения какой-то работы не является целью исследования.

12. За растениями на контрольных и опытных делянках нужно систематически вести фенологические наблюдения, проводить необходимые измерения учеты

13. Сбор урожая с контрольных делянок надо проводить одновременно. Перед уборкой урожая растения на делянках осматриваются и при наличии выпадов и повреждения растений на делянках отмечаются места «выключен» и защитных полос. На выключенных из учета площадях делянок урожай убирается отдельно.

14. После учета урожая с опытных и контрольных делянок подводятся итоги по схеме, данной в приложении к дневнику опытнической работы.

Дневник является первичной формой планирования и учета опытнической работы учащихся. Записи в нем делают члены звена, проводящего опыт.

В дневник должны быть записаны:

1. Культура, сорт, тема опыта.

2. Цель проведения опыта.

3. Размер делянок, число повторностей, варианты опыта.

4. Описание биологических особенностей подопытной культуры.

5. Календарный план работы по проведению опыта.

6. Содержание выполненных учащимися работ по уходу за растениями.

7. Наблюдения за ростом и развитием растений.

8. Сроки уборки и учет урожая с опытных и контрольных делянок, пересчет урожая на гектар.

9. Выводы по итогам опытной работы

10. Перечень учебно-наглядных пособий, изготовленных в результате проведения опыта.

В дневник записывают также фенологические наблюдения за опытными и контрольными растениями:

— зерновые культуры — время сева, появления всходов, появление третьего листа, кущения, выхода в трубку, колошения или выметывания, цветения, наступления молочной, восковой и полной спелости;

— овощные, бобовые, технические культуры — время посева или посадки, появление единичных всходов (10 %), массовых всходов (75 %), появление первого и третьего листа, начала цветения, начала образования плодов, начала созревания плодов, конца плодоношения;

— плодовые деревья и ягодные кустарники — время набухания почек, распускания почек, появления листьев, обособление бутонов, начала цветения, образования завязи, созревания плодов, пожелтения листьев, листопада;

— цветочно-декоративные растения — время посева, появление всходов, время посадки рассады в грунт, начало цветения, конец цветения, продолжительность цветения, начало созревания семян, время уборки семян, конец вегетации.

Фенологические наблюдения: задачи, значение,
организация и программа

Весь комплекс сезонных явлений природы изучает фенология — наука о явлениях, учитывающая, систематизирующая закономерности порядка и сроков наступления сезонных явлений, т. е. изучающая закономерности сезонного развития природы. Фактическую основу фенологических знаний составляют фенологические наблюдения, содержащие сведения о сроках (календарных датах) наступления конкретных сезонных явлений.

Любой процесс характеризует продолжительность затрачиваемого на него времени. Мера времени, учитываемая практически во всех случаях изучения развития, в фенологии становится предметом специального изучения. Фенологию интересует время, требуемое для развития того или иного природного объекта, в его точной привязке к календарным датам.

Процессы развития в фенологии описываются датами наступления
определенных стадий и фаз, устанавливаемых по внешнему их проявлению. Главное в фенологическом освещении развития природных объектов — это точная привязка как развития в целом, так и каждого из его этапов к определенной календарной дате (календарному времени). Сведения о поэтапном календаре развития растений и животных составляют существенную часть их общей характеристики. Так, каждый биологический вид отличается присущей только ему привязкой развития к календарному времени. Занимаясь календарем развития биологических видов, фенология исследует, таким образом, одну из присущих всему живому форму их адаптации (приспособления) к среде обитания.

В зависимости от изменений условий существования календарь развития биологических видов может существенно изменяться. При этом очень часто влияние среды становится доминирующим. Внешне это проявляется в том, что одно и то же сезонное явление наступает по годам в несовпадающие сроки. Причем это присуще всем сезонным явлениям.

Изменчивость сроков наступления сезонных явлений, ее закономерности составляют главный предмет изучения фенологии, а каждое из сезонных явлений может считаться изученным в фенологическом плане, если известно, в каких пределах изменяются (варьируют) сроки его наступления по годам и чем обусловлена изменчивость этих сроков. Для получения таких сведений необходимы многолетние наблюдения, поэтому многолетняя повторяемость наблюдений и составляет основу метода фенологических исследований.

Задачи фенологии тесно связаны с проблемами рационального использования биологических и климатических ресурсов. Совместно с другими науками она участвует в разработке вопросов природно-экономи-ческого районирования, размещения и специализации различных отраслей хозяйства. Для решения этих вопросов необходимо глубокое знание географической среды и многосторонняя характеристика территории, которая будет неполной без сведений о ходе сезонного развития компонентов живой и неживой природы, составляющих эту среду. Ее назначение — дать ответ на множество касающихся сроков практических вопросов, связанных с освоением новых земель, с развитием и размещением отраслей сельского хозяйства, туризма и отдыха. В бесконечном множестве случаев необходимо знать, как вписывается годовой цикл развития интересующих нас объектов природы в рамки астрономического календаря и в каких пределах могут меняться сроки их сезонного развития.

Центральной и в известной степени самостоятельной частью фенологической характеристики является ее фенологический календарь. Это разделение года на качественно различающиеся фенологические периоды — сезоны и подсезоны, каждому из которых свойственно специфическое состояние объектов живой и неживой природы и их особое взаимодействие. Фенологическую периодизацию называют естественной, подчеркивая тем самым ее принципиальное отличие от универсального для всей территории гражданского календаря. В фенологическом календаре для каждой конкретной территории даются не условные, а реальные сроки перехода природы из одного сезонного состояния в другое. Естественная фенологическая периодизация исходит из того, что каждому времени года (сезону, подсезону) присущ строго определенный специфический набор сезонных явлений. Эта определенность позволяет использовать сезонные явления в качестве индикаторов времен года и строить на этой основе естественный календарь природы конкретных территорий, при этом по срокам наступления феноиндикаторов времен года очень четко
и соизмеримо выявляются различия между отдельными природными районами.

Система фенологической периодизации как часть комплексной фенологической характеристики территории имеет важное значение в связи
с другой главной задачей фенологии, заключающейся в определении
и прогнозировании наилучших (оптимальных) сроков проведения сезонных работ.

Поскольку сроки сезонного развития природы изменчивы, оптимальное планирование производственных календарей становится в зависимость от возможностей своевременного определения и прогнозирования хода сезонного развития природы. Эти возможности заложены в индикационной фенологии — учении о временной сопряженности сезонных явлений. Принципы ее довольно просты. Если путем наблюдения мы устанавливаем, что какая-то группа сезонных явлений ежегодно наступает практически одновременно (синхронно), мы можем говорить об общности условий, определяющих срок наступления явлений этой группы, а в ряде случаев и о причинно-следственных связях между отдельными явлениями. В данном случае важен не характер связей, а сам факт синхронности. Если он установлен, то очевидно, что срок наступления одного из явлений синхронной группы может служить индикатором, сигнализирующим о наступлении прочих явлении этой группы.

Сезонные явления, служащие индикаторами естественных фенологических периодов, вместе с тем приобретают значение синхронизаторов наступления времени проведения связанных с тем или иным периодом сезонных работ. Уже известно много сезонных явлений, используемых
в качестве указателей оптимальных сроков проведения работ и мероприятий в сельском хозяйстве, в области защиты растений, в лесном хозяйстве. Однако возможности фенологической индикации на основе синхронности явлений далеко еще не исчерпаны. Дальнейшие поиски надежных систем фенологической сигнализации остаются одной из важнейших задач фенологии.

Многочисленными исследованиями доказано, что развитие растений
и холоднокровных животных во многом определяется температурным режимом. Активные процессы их развития начинаются лишь при достижении определенного порога положительных температур. В зависимости от того, как распределяется тепло во времени, развитие может ускоряться или замедляться. На этой зависимости основано фенопрогнози-рование по данным о потребности организма в тепле на разных стадиях его развития. Зная потребности организма в тепле и то, как будет складываться температурный режим согласно метеорологическому прогнозу, можно предсказать сроки наступления интересующих нас фаз и связанных с ними работ.

Температурные условия — очень важный, но не единственный среди факторов среды, определяющий сроки сезонного развития живых организмов. Из метеофакторов большое значение имеют влажность и освещенность, а из биологических — условия питания. Фенологический прогноз будет тем точнее, чем полнее учитывается влияние этих факторов
в их взаимодействии.

Из всего сказанного выше следует, что задачи фенологической индикации и прогнозирования решаются на основе анализа связей и зависимостей между сезонными явлениями. Так как каждое явление по сроку его наступления изменчиво и, выражаясь математическим языком, представляет собой переменную величину, анализ сводится к выяснению характера связей между рядами переменных величин, которые представляют собой многолетние ряды дат наступления сезонных явлений. Чем длиннее эти ряды, тем точнее может быть охарактеризована степень прочности связей между явлениями. Поэтому для решения задач фенологической индикации и прогнозирования требуется создание широкой сети долгодействующих пунктов фенологических наблюдений.

Детальное изучение конкретных объектов составляет задачу частной фенологии. Получение информации, дающей представление об особенностях сезонного развития природы в различных природных зонах и районах, составляет предмет обшей фенологии. К отбору объектов и явлений, включаемых в программы общих фенологических наблюдений, предъявляются определенные требования:

1. Объекты наблюдений должны быть широко распространены, что диктуется необходимостью получения однотипных наблюдений на больших территориях.

2. Объекты наблюдений должны быть хорошо известны и безошибочно узнаваемы.

3. Отмечаемые явления должны относиться к наиболее характерным для отдельных сезонов и подсезонов года, так как одна из главных задач общих фенологических наблюдений заключается в разработке фенологической (биоклиматической) периодизации года применительно к различным природным зонам и районам.

Наблюдения за сезонным развитием объектов живой и неживой природы в течение нескольких лет дают возможность составить естественный календарь природы своего района.

Организация фенологических наблюдений обычно начинается с выбора участка и маршрутов наблюдений. Следует иметь в виду, что проводить фенологические наблюдения можно практически везде, где имеются указанные в программах объекты — обычные и широко распространенные виды растений и животных. Участки и маршруты наблюдений необходимо выбирать так, чтобы их можно было часто посещать в течение многих лет.

Выбору участков (маршрутов) предшествует ознакомление с окружающей природой. Надо обратить внимание на древесные растения. Они должны быть представлены не одиночными экземплярами, а достаточно большими группами (не менее 5—10). Предпочтение следует отдать средневозрастным группам нормально развивающихся деревьев и кустарников. Травянистые растения также должны быть представлены достаточно большим количеством экземпляров. Для наблюдения за сельскохозяйственными растениями предпочтительны крупные массивы отдельных культур. В городах местами наблюдений обычно являются окраины, парки, скверы, хорошо озелененные улицы.

После того, как выбраны участки и намечены маршруты наблюдений, необходимо детально их описать. Описание целесообразно дополнить схематической картой с обозначением местонахождения основных растительных объектом. Это обеспечивает преемственность в наблюдениях, продолженных другим лицом.

Регулярность наблюдений — важнейшее условие получения надежных фенологических данных. Научная и практическая ценность наблюдений зависит от того, насколько точно определены даты наступления сезонных явлений. А это значит, чем чаще проводятся наблюдения, тем вероятность ошибки и определении даты наступления явления становится меньше.

Наиболее точные результаты дают ежедневные наблюдения. Однако это удается далеко не всегда. В разное время года темп сезонного развития неодинаков. В весеннее время сезонные явления сменяются быстро,
и поэтому весной наблюдения необходимо проводить как можно чаще — не реже одного раза в 2—3 дня. По возможности постоянным должно быть и время суток, в которое проводятся наблюдения. Рекомендуется проводить их в утренние часы. В это время зацветает большинство растений и наиболее жизнедеятельны птицы. Однако строгой регламентации здесь нет.

Правила регистрации фенологических наблюдений в целом должны обеспечивать накопление безошибочных фенологических данных, хорошо сопоставимых по годам и четко оформленных, чтобы в дальнейшем
не возникло трудностей при их использовании. В дневнике по каждому дню выхода после указания даты и часов наблюдения следует отмечать:

а) состояние погоды и явлений в неживой природе;

б) изменения (явления) в растительном и животном мире.

В дневник следует заносить не только данные, рекомендуемые программой, но и сведения о других явлениях, которые привлекли к себе внимание. Записи должны быть достаточно полными, с необходимыми пояснениями, чтобы не только по свежей памяти, но и много лет спустя их можно было легко прочесть и понять.

Основным документом длительно действующего фенопункта должен быть календарь природы. Для него лучше всего взять альбом для рисования большого формата. На первых страницах даются краткие сведения
о пункте (местонахождение, рельеф, растительность, степень освоенности ландшафта и т. п.). Приводится картосхема участка, выбранного для наблюдения, с указанием пути, по которому идут наблюдатели, местонахождения выбранных растительных объектов и животных (дуплянки, норы, гнезда, тропы и т. д.). На следующей странице таким же образом должны быть нанесены дополнительные маршруты. Все эти сведения нужны для обеспечения преемственности работы на последующие годы. Далее
в хронологическом порядке записываются явления, за которыми ведутся наблюдения (отдельно метеорологические, ботанические и зоологические), а в правой части страницы, разделенной вертикальными линиями, наблюдения за год. Последняя, шестая графа оставляется для записи средних дат. Последующие страницы отводятся для характеристики климатических особенностей года, отметки о необычных явлениях природы
и прочих сведений из записных книжек.



2019-12-29 283 Обсуждений (0)
Методика организации работ на пришкольном участке 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика организации работ на пришкольном участке

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (283)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)