Луговая растительность
Понятие о луге. Луга пойменные и материковые. Основные черты строения и формирования поймы, экологические условия. Роль злаков в составе растительности пойменных лугов. Их видовое разнообразие, жизненные формы. Бобовые растения в составе луговой растительности, их значение Развитие луга. Заселение свежего аллювия. Биологические типы растений пионеров. Смена луговой растительности. Луг как покосное и пастбищное угодье. Влияние вытаптывания скотом и распашки на луга. Охрана пойм. Разнообразие лугов, отличительные признаки растительности лугов. Влияние выпаса, рекреационные воздействия. Степная растительность Понятие о степи. Разнотравно-ковыльные степи, ритмика развития, зависимость от погодных условий и увлажнения почвы, видовая насыщенность. Почвы степей, климат, его континентальность, сезонные колебания температуры. Ксероморфная организация степной растительности: опушение, мощная кутикула, небольшая листовая пластинка, глубоко уходящая корневая система. Характерные растения степей, узколистные дерн и злаки, многолетние травы с сокращенным периодом вегетации — эфемероиды и эфемеры. Изменение травостоя, урожайность степей. Влияние вытаптывания скотом и распашки. Охрана степей. Агрофитоценозы Понятие об агрофитоценозе. Видовой состав и жизненные формы сорняков в сочетании с важнейшими культурами района практики. Ярусное строение агрофитоценозов. Взаимоотношение культурных растений Растительность водоемов и прибрежий Распределение растительных сообществ по берегам проточных и непроточных водоемов, экологическая обусловленность. Причины и закономерности зарастания водоемов. Альгофлора водоемов. Различные группы водорослей, их значение Сезонная практика Цель сезонной практики — ознакомление с сезонными явлениями, характерными для растений и растительного покрова умеренной зоны. Это имеет важное значение для общего биологического образования будущего учителя, для более глубокого понимания им структурных и приспособительных особенностей отдельных растений, а также умения проводить в любое время года экскурсии со школьниками. Сроки сезонной практики и число экскурсий варьируется в зависимости от местных условий. Желательно выполнение индивидуальных занятий в разные сезоны. Зимние экскурсии Цель экскурсий — ознакомить студентов с зимним состоянием растений разных жизненных форм в различных условиях и фитоценозах. Деревья и кустарники. Распознавание их в безлистном состоянии по коре, почкам и другим признакам. Строение зимующих почек, степень сформирования в них побега будущего года. Структура побегов и их систем в безлистном состоянии. Вечнозеленые деревья и кустарники, строение их листьев. Выявление растений, у которых плоды и семена опадают зимой. Типы этих плодов. Приспособление к их распространению. Кустарнички и травянистые растения. Изучение их подснежного состояния в разных сообществах. Связь с особенностями снегового покрова и характера промерзания почв. Морфология растений, собранных из-под снега: типы почек, характер облиственности, строение и состояние почек. Подснежное развитие побега (особенно у эфемероидов). Проростки. Зимнее состояние мхов, лишайников, зимнее состояние эпифитов (водоросли, лишайники, грибы). Растение как пища для животных в зимний период. Весенние экскурсии Цель экскурсий — ознакомить студентов с весенним состоянием сообществ, с переходом многолетних растений от состояния покоя к активной вегетации, цветением ранневесенних растений, весенним прорастанием семян. Деревья и кустарники. Сроки набухания и развертывания почек у разных видов в разных условиях. Морфология почек и молодых побегов, характер почечных чешуй, степень сформированности побега, заложение новых почек. Раннее цветение деревьев и кустарников. Кустарнички и травянистые растения. Состояние листьев при выходе из-под снега (вечнозеленые, зимне-зеленые и летне-зеленые растения). Перезимовка мохообразных. Состояние почек, морфология развертывающихся побегов. Раннецветущие кустарнички и травы. Биология их цветения и опыления. Характеристика эфемероидов. Основным методом работы на полевой практике является экскурсия По учебному плану на полевую практику отводится на дневном отделении 18 рабочих дней, на заочном отделении — 6 дней. За это время на дневном отделении проводится 6 экскурсий, на заочном отделении — 3. Для проведения полевой практики необходимы следующее экскурсионное снаряжение и оборудование: 1) копалка или лопата; 2) нож; 3) гербарная папка с запасом бумаги для укладки растений (сложенные пополам газетные листы); 4) черновые этикетки, шариковая ручка или карандаш; На бригаду берется ботанизирка и, если предполагается знакомство Необходимы также простейшие приспособления и приборы для геоботанических наблюдений (компас, рулетка, эклиметр). Организация практики Объектами изучения на полевой практике являются флора и растительность. На каждой экскурсии изучаются растения, их сообщества, обсуждаются признаки отдельных систематических групп, биологические и экологические особенности видов. Изучаются состав, строение, экология фитоценозов. Под руководством преподавателя на экскурсиях выполняются простейшие наблюдения и обосновываются соответствующие методики. На экскурсию отводится обычно большая часть дня (с 9 до 14 ч), вторая часть рабочего дня (с 15 до 17 ч) предоставляется для лабораторной работы: систематизации собранного гербария, обработки полевых дневников, приведения в порядок полевых записей. Время, отведенное на проведение летней полевой практики, распределяется следующим образом: 1-й день. Вводная беседа и экскурсия. Тема «Флора степей». Задание — собрать и загербаризировать 50 видов растений степей. Собрать материал по самостоятельным индивидуальным темам. 2-й день. Камеральная обработка собранного материала и оформление дневника практики. Под камеральной обработкой подразумевается определение растений, оформление гербария, написание чистовых этикеток, составление списков растений по семействам с указанием фенологии, жизненной формы, места обитания, хозяйственного значения. 3-й день. Отчет. Необходимо знание не менее 50 видов научных названий растений степных участков с указанием семейства, к которому они относятся. Кроме того, каждый студент должен уметь дать полную характеристику следующим семействам с указанием представителей, собранных на экскурсии: злаковые, губоцветные, бурачниковые, сложноцветные, норичниковые, розоцветные, молочайные. 4-й день. Экскурсия. Тема «Растительность степей». Описание ассоциаций на специальных бланках, заранее вычерченных в полевых дневниках. Знакомство с методами геоботанических исследований: заложение площадок и их описание. Необходимо описать не менее 3-х растительных ассоциаций: 1) типчаково-полынковую, 2) типчаково-тырсовую, 3) разнотравную или другие. Сбор материала по самостоятельным индивидуальным темам. 5-й день. Обработка материала геоботанической экскурсии и отчет. Уточнение и запись научных названий описанных видов растений, вычисление отношения различных групп растений в фитоценозе и установление хозяйственной ценности описанных ассоциаций, проверка 6-й день. Экскурсия. Тема «Флора пойменных лесов». Необходимо загербаризировать 50 видов растений леса. Сбор материала по самостоятельным индивидуальным темам. 7-й день. Камеральная обработка собранного материала и оформление дневника практики. Составление списков растений пойменных лесов. 8-й день. Отчет. Необходимо знание не менее 50 видов растений пойменных лесов, 9-й день. Экскурсия. Тема «Растительность водоема». Необходимо знать не менее 50 видов растений водоема с указанием семейств, к которым они относятся. Кроме того, каждый студент должен уметь дать характеристику следующим семействам: лютиковые, губоцветные, осоковые, злаковые, нимфейные, рясковые. 10-й день. Камеральная обработка собранного материала и оформление дневника практики. Составление списков растений. 11-й день. Экскурсия. Тема «Флора и растительность пойменных лугов». Сбор гербария (50 видов растений) и описание луговых ассоциаций. Сбор материала по самостоятельным индивидуальным темам. 12-й день. Камеральная обработка собранного материала. Составление списка растений пойменных лугов. 13-й день. Экскурсия. Тема «Сорная флора». Сбор гербария. 14 и 15-й дни. Камеральная обработка собранного материала и оформление дневника практики. 16-й день. Общий отчет. Представляется отчет о самостоятельной работе студента и дневники практики.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (281)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |