Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Примерные темы самостоятельных работ



2019-12-29 202 Обсуждений (0)
Примерные темы самостоятельных работ 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Анализ флоры места проведения практики.

2. Списки нуждающихся в охране редких и исчезающих растений, места изучения.

3. Составление «ключей» для определения растений отдельных систематических групп (по разным признакам).

4. Характеристика водорослей во флоре места проведения практики.

5. Характеристика лишайников, их флористический состав.

6. Описание флористических мхов и экология.

7. Характеристика хвощей, их флористический состав.

8. Папоротники, их флористический состав.

9. Спектры жизненных форм в отдельных систематических группах.

10. Последствие антропогенного воздействия на различные фитоценозы (влияния рубок, сенокошение, рекреационных воздействий и т. д.).

Примерные темы докладов и рефератов

1. Представление о положении царства грибов в системе организмов.

2. Особенности строения клеток грибов.

3. Эволюционные тенденции полового и бесполого размножения грибов.

4. Направления эволюции паразитизма у грибов.

5. Экологические группы грибов.

6. Характеристика основных отделов водорослей.

7. Экологические группировки водорослей.

8. Лишайники как симбиотические организмы.

9. Проблема происхождения высших растений и возможные пути их эволюции.

10. Характеристика основных отделов высших растений.

11. Экология и биология опыления у цветковых растений.

12. Проблема происхождения цветка.

13. Характеристика основных семейств цветковых растений.

Список литературы

Основная

1. Алексеев, Ю. Е. Осоки (морфология, биология, онтогенез, эволюция) /
Ю. Е. Алексеев. — М. : Аргус, 1996.

2. Артюшенко, З. Т. Атлас по описательной морфологии высших растений / З. Т. Артюшенко, Д. Д. Федоров. — Л., 1986.

3. Васильев, А. Г. Ботаника. Анатомия и морфология растений / А. Г. Васильев [и др.]. — М. : Просвещение, 1999.

4. Воронин, Н .C. Руководство к лабораторным занятиям по анатомии
и морфологии растений / Н. C. Воронин. — М. : Просвещение, 1981.

5. Горбунова, Н. П. Альгология : учеб. пособие для вузов по специальности «Ботаника» / Н. П. Горбунова. — М. : Высш. шк., 1991.

6. Гордеев, Т. Н. Практический курс систематики растений / Т. Н. Гордеев [и др.]. — 3-е изд. — М., 1986.

7. Горышина, Т. К. Экология растений / Т. К. Горышина. — М. : Высш. шк., 1979.

8. Гуленкова, М. А. Учебно-полевая практика по ботанике / М. А. Гуленкова [и др.] — М. : Просвещение, 1975.

9. Жизнь растений / под ред. А. Л. Тахтаджян. — М. : Просвещение, 1974—1982. — Т. 1—6.

10. Комарицкий, Н. А. Ботаника. Систематика растений / Н. А. Комарицкий. — М. : Просвещение, 1975.

11. Левина, Р. Н. Репродуктивная биология семенных растений / Р. Н. Левина. — М. : Наука, 1981.

12.  Михайловская, И. С. Строение растений в связи с условиями их жизни /
И. С. Михайловская. — М. : Просвещение, 1977 ; Наука, 1981.

13. Серебряков, И. Г. Экологическая морфология растений / И. Г. Серебряков. — М. : Высш. шк., 1962.

14.  Серебрякова, Т. П. Морфогенез побегов и эволюция жизненных форм злаков / Т. П. Серебрякова. — М. : Наука, 1971.

15.  Фегри, К. Основы экологии опыления / К. Фегри, А. Ван дер Пейл. — М. : Мир, 1982.

 

Дополнительная

1. Голубкова, П. С. Определитель лишайников средней полосы Европейской части СССР / П. С. Голубкова. — М. ; Л. : Наука, 1996.

2. Губанов, И. А. Определитель сосудистых растений центра Европейской России / И. А. Губанов [и др.]. — М. : Аргус, 1975.

3. Маевский, П. Ф. Флора средней полосы Европейской части СССР / П. Ф. Маевский. — Л. : Колос, 1964.

4. Мельничук, В. М. Определитель лиственных мхов средней полосы и юга Европейской части СССР / В. М. Мельничук. — Киев : Наукова думка, 1970.

5. Рычин, Ю. В. Флора гигрофитов / Ю. В. Рычин. — М. : Сов. Наука, 1948.

6. Рычин, Ю. B. Сорные растения / Ю. В. Рычин. — М. : Учпедгиз, 1952.

7. Слуке, З. А. Зеленые мхи / З. А. Слуке. — М. : Изд-во МГУ, 1980.

8. Фисунов, А. В. Определитель всходов сорняков / А. В. Фисунов. — Киев : Урожай, 1987.

9. Хомякова, И. М. Лесные травы. Определитель по вегетативным признакам / И. М. Хомякова. — Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1974.

 

Список русских и латинских названий растений, необходимых
к сдаче зачета по полевой практике по ботанике с фитоценологией

 

1. Семейство КОЧЕДЫЖНИКОВЫЕ — ATHYRIACEAE

Кочедыжник женский, или Женский папоротник — Athyrium filix - femina ( L .) Roth .

2. Семейство ЩИТОВНИКОВЫЕ — DRYOPTERIDACEAE (Aspidiaceae)

Щитовник мужской, или Мужской папоротник — Dryopteris filix - max ( L .) Schott.

3. Семейство ТЕЛИПТЕРИСОВЫЕ — THELYPTERIDACEAE

Телиптерис болотный — Thelypteris palustris Schott.

4. Семейство ОРЛЯКОВЫЕ — HYPOLEPIDACEAE

Орляк обыкновенный — Pteridium aquilinum (L.) Kuhn .

5. Семейство САЛЬВИНИЕВЫЕ — SALVINIACEAE

Сальвиния плавающая — Salvinia natans (L.) All.

6. Семейство ХВОЩЕВЫЕ — EQUISETACEAE

Хвощ речной — Equisetum fluviatile L.

Хвощ болотный — Equisetum palustre L.

Хвощ полевой — Equisetum arvense L.

Хвощ лесной — Equisetum sylvaticum L.

Хвощ луговой — Equisetum pratense Ehrn.

7. Семейство СОСНОВЫЕ — PINACEAE

Cосна обыкновенная — Pinus sylvestris L.

Лиственница сибирская — Larix sibirica Ledeb .

8. Семейство КИПАРИСОВЫЕ — CUPRESSACEAE

Можжевельник казацкий — Juniperus sabina L .

Туя — Thuja occidentalis L.

8. Семейство ЛЮТИКОВЫЕ — RANUNCULACEAE

Лютик ползучий — Ranunculus repens L.

Купальница европейская — Trollius europaeus L .

9. Семейство ГВОЗДИЧНЫЕ — CARYOPHYLLACEAE

Гвоздика пышная — Dianthus superbus L.

Звездчатка средняя, или Мокрица — Stellaria media ( L .) Vill.

10. Семейство ГРЕЧИШНЫЕ — POLYGONACEAE

Почечуйная трава — Polygonum persicaria L .

Горец птичий, или Спорыш — Polygonum aviculare L . s . l .

Гречиха съедобная — Fagopyrum esculentum Moench .

11. Семейство БУКОВЫЕ — FAGACEAE

Дуб обыкновенный — Quercus robur L .

12. Семейство БЕРЕЗОВЫЕ — BETULACEAE

Береза бородавчатая — Betula pendula Roth .

Ольха клейкая, или Черная — Alnus glutinosa (L.)Gaertn.

Орешник, или Лещина обыкновенная — Corylus avellana L .

13. Семейство ИВОВЫЕ — SALICACEAE

Ива трехтычинковая — Salix triandra L .

Ива ломкая, или Ракита — Salix fragilis L .

Ива остролистная, или Верба — Salix acutifolia Willd .

Ива козья — Salix caprea L.

Тополь черный, или Осокорь — Populus nigra L .

Тополь белый, или Серебристый — Populus alba L .

Тополь дрожащий, или Осина — Populus tremula L .

14. Семейство КРАПИВНЫЕ — URTICACEAE

Крапива жгучая — Urtica urens L.

Крапива двудомная — Urtica dioica L.

15. Семейство КРЕСТОЦВЕТНЫЕ — CRUCIFERAE (Brassicaceae)

Дикая редька — Raphanus raphanistrum L.

Ярутка полевая — Thlaspi arvense L.

Гулявник лекарственный — Sisymbrium officinale (L.)Scop.

Клоповник мусорный — Lepidium ruderale L.

Пастушья сумка обыкновенная — Capsella bursa-pastoris (L.)Medik.

Икотник серо-зеленый — Berteroa incana (L.) DC.

16. Семейство РОЗОЦВЕТНЫЕ — ROSACEAE

Таволга степная — Filipendula stepposa Juz.

Яблоня домашняя — Malus domestica Borkh.

Терн степной — Prunus spinosa L.

Роза собачья — Rosa canina L.

Лапчатка гусиная, или Гусиная лапка — Potentilla anserina L.

Гравилат городской — Geum urbanum L .

17. Семейство ЗОНТИЧНЫЕ — UMBELLIFERAE (Apiaceae)

Синеголовник плосколистный — Eryngium planum L .

Болиголов крапчатый — Conium maculatum L .

Морковь дикая — Daucus carota L .

Укроп огородный — Anethum graveolens L .

Дудник лесной — Angelica sylvestris L.

18. Семейство МОТЫЛЬКОВЫЕ (Бобовые) — PAPILIONACEAE (Fabaceae)

Люцерна посевная — Medicago sativa L.

Клевер луговой — Trifolium pratense L.

Горох посевной — Pisum sativum L.

19. Семейство БУРАЧНИКОВЫЕ — BORAGINACEAE

Синяк обыкновенный — Echium vulgare L .

Липучка обыкновенная — Lappula squarrosa ( Retz .) Dumort .

Нонея темная — Nonea pulla (L.)DC.

20. Семейство ПАСЛЕНОВЫЕ — SOLANACEAE

Паслен черный — Solanum nigrum L .

Картофель — Solanum tuberosum L .

Помидор, или Томат — Solanum lycopersicum L .

Белена черная — Hyoscyamus niger L .

21. Семейство НОРИЧНИКОВЫЕ — SCROPHULARIACEAE

Коровяк медвежье ухо — Verbascum thapsus L .

Льнянка обыкновенная — Linaria vulgaris Mill.

Вероника дубравная — Veronica chamaedrys L.

22. Семейство ГУБОЦВЕТНЫЕ — LABIATAE (Lamiaceae)

Яснотка белая, или Глухая крапива — Lamium album L .

Будра плющевидная — Glechoma hederacea L .

Душица обыкновенная — Origanum vulgare L .

23. Семейство ЛИЛЕЙНЫЕ — LILIACEAE

Гусиный лук желтый — Gagea lutea ( L .) Ker - Gawl .

Пролеска сибирская — Scilla siberica Haw .

Тюльпан Биберштейна — Tulipa biebersteiniana Schult .

Рябчик русский — Fritillaria ruthenica Wikstr.

24. Семейство СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ — COMPOSITAE (Asteraceae)

Одуванчик лекарственный — Taraxacum officinale Wigg . s . l .

Ромашка лекарственная — Chamomilla recutita ( L .) Rausch .

Подсолнечник однолетний — Helianthus annuus L .

Тысячелистник обыкновенный — Achillea millefolium L .

25. Семейство ОСОКОВЫЕ — CYPERACEAE

Осока пузырчатая — Carex vesicaria L .

Осока черная — Carex nigra (L.)Reichard.

Камыш озерный — Scirpus lacustris L.

Камыш лесной — Scirpus sylvaticus L.

26. Семейство ОРХИДЕИ — ORCHIDACEAE

Венерин башмачок настоящий — Cypripedium calceolus L .

Ночная фиалка, или Любка зеленоцветковая — Platanthera chlorantha ( Cust .) Reichenb .

Гнездовка обыкновенная — Neottia nidas - avis ( L .)R ich .

27. Семейство ЗЛАКИ — GRAMINEAE (Poaceae)

Мятлик однолетний — Poa annua L .

Овес посевной — Avena sativa L .

Кукуруза обыкновенная — Zea mays L .

Просо посевное — Panicum miliaceam L .

ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА ПО ОБЩЕЙ ЭКОЛОГИИ
(3 курс)

Полевая практика по общей экологии предназначена для углубленного изучения основ экологии студентами педвузов, учащимися старших классов общеобразовательных школ, учащимися специализированных (медико-биологических) лицеев. Практика помогает приобрести навыки работы в природе, углубить и закрепить теоретические знания, может использоваться как дополнение к учебнику экологии.

 

Тематическое планирование

 

№ п/п Тема занятий Кол-во часов
1 Морфоэкологическая разнокачественность ценно-попу-ляций растений (на примере ценопопуляций подорожника большого) 6
2 Лес как экосистема 12
3 Луг как экосистема 6
4 Степь как экосистема 6
5 Водоем как система 6
6 Сравнение анатомических особенностей растений из разных мест обитания 6
7 Сравнение анатомического строения растений одного вида в разных условиях обитания 6
8 Сравнение структуры листьев гелиофитов и сциофитов 6
9 Анализ жизненных форм многолетних трав 12
10 Сравнительный анализ жизненных форм саранчовых 3
11 Сравнение теневых и световых листьев одного растения 3

Практическая работа № 1.
Тема «Морфоэкологическая разнокачественность ценопопуляций растений (на примере ценопопуляций подорожника большого)»

Оборудование: мерная рулетка, линейка, микрокалькулятор, авторучка, карандаш, тетрадь для записей.

Выполнение работы

1. Опишите место, которое занимает популяция, и условия ее существования. Какова площадь данной территории?

2. Разделитесь на несколько групп. Заложите произвольно по одной площадке (1×1) в любом месте территории, занимаемой популяцией.

3. Подсчитайте количество экземпляров подорожника большого на своей площадке. Обменяйтесь этими данными между группами и вычислите среднее число особей, приходящихся на 1 м2.

4. Зная площадь территории, занимаемой популяцией, и ее плотность на 1 м2, определите численность популяции.

5. Нанесите все растения изучаемой популяции на план своей учетной площадке и определите тип распределения особей в пространстве.

6. Разделите растения подорожника большого на три возрастные периода (прегенеративный, генеративный, постгенеративный). Подсчитайте число особей, находящихся в каждом из трех периодов. Обменяйтесь полученными данными между группами и вычислите средние величины числа особей в возрастных периодах. Перенесите результаты подсчетов на всю площадь популяции и постройте ее возрастную пирамиду.

7. Выберите по 5 растений из трех возрастных периодов. Не срезая их, определите число листьев, длину и ширину листовой пластинки, длину листового черешка, а у генеративных особей еще длину цветоноса. Вычислите средние арифметические величины проявления вышеназванных признаков, а также укажите их минимальные и максимальные значения.

8. Сделайте вывод по работе, в котором оцените способность популяции к самоподдержанию и развитию.

Практическая работа № 2.
Тема «Лес как экосистема»

Оборудование: термометр, люксметр, анемометр, гигрометр, бинокль, энтомологический сачок, мерная рулетка, колышки, определители растений, животных и грибов, лопата, равнобедренный прямоугольный треугольник, миллиметровая бумага, планшет, булавки, шнуры, учебные принадлежности (тетрадь для записей, авторучка, цветные и простые
карандаши, линейка и т. п.), вата.

Выполнение работы

1. Выберите однородный участок лесной изучаемой лесной экосистемы. Заложите на нем площадку размером 400 м2 (20×20 м), отмерив мерной рулеткой стороны, по углам вбейте ограничивающие колышки.

2. Определите тип леса по основной лесообразующей породе. Укажите его название и местоположение.

3. При помощи простейших метеорологических приборов (термометр, люксметр, анемометр, гигрометр) изучите микроклимат данной территории. Подобные измерения проведите на открытом пространстве. Сравните полученные результаты и сделайте вывод об особенностях действия климатических факторов в лесу.

4. Дайте качественную оценку загрязнения воздуха на данном участке с помощью лишайников. Для этого выберите 10 отдельно стоящих старых, но здоровых, вертикально растущих деревьев, на каждом из которых подсчитайте количество видов лишайников. При этом не обязательно знать точное название видов, надо лишь различать их по цвету и форме слоевища. Все обнаруженные виды разделите на 3 группы: кустистые, листоватые, накипные.

Степень загрязнения воздуха определите по таблице 1.

Таблица 1



2019-12-29 202 Обсуждений (0)
Примерные темы самостоятельных работ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Примерные темы самостоятельных работ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)