Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация педагогической практики



2019-12-29 202 Обсуждений (0)
Организация педагогической практики 0.00 из 5.00 0 оценок




Требования к организации практики определяется ГОС ВПО. Основные усилия в процессе организации на всех этапах должны быть направлены на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

Педагогическая практика студентов факультета иностранных языков БФСГУ в школах г. Балашова проводится на основе договоров, заключенных с образовательными учреждениями, в соответствии с которыми указанные учреждения обязаны предоставлять места для прохождения практики студентам института. В качестве базовых отобраны средние школы города, лицей, гимназии, располагающие высококвалифицированным творческим кадровым составом учителей и материально-технической базой, необходимыми для эффективного обучения студентов педагогической деятельности.

Студенты не менее чем за две недели до активной педагогической практики закрепляются за определенными классами (причем для практики на 4-м курсе предпочтительными являются средние классы, а на
5-м курсе — начальные и старшие). Во время практики кроме функций учителя по иностранному языку студенты выполняют функции помощников классного руководителя, работают с детьми в соответствии с планом воспитательной работы, отдельные внеклассные мероприятия проводят на иностранном языке.

Работа студентов в школе ведется как комплексная личностно-ориентированная педагогическая деятельность, включающая в себя учебную, внеклассную работу по предмету, воспитательную работу в классе, научно-методическую работу в соответствии с планом школы и индивидуальное исследование по проблеме курсовой и выпускной квалификационной работы.

Руководство практикой со стороны вуза осуществляется руководителем педпрактики факультета иностранных языков, групповыми руководителями из числа преподавателей языковых (английской, немецкой) кафедр, владеющими современной методикой его преподавания и имеющими опыт педагогической работы в школе, а также методистами по педагогике и психологии соответствующих кафедр. Каждое образовательное учреждение в свою очередь выделяет руководителя педагогической практикой из числа наиболее опытных педагогов школы.

В начале практики проводится установочная конференция для студентов, на которой конкретизируются цели и задачи практики, разъясняются требования к студентам, критерии оценивания их педагогического труда, уточняются сроки сдачи отчетной документации и другие вопросы. По окончании практики проходит итоговая конференция, на которой подводятся общие итоги, объявляются отметки, дается оценка лингвистической и педагогической компетенции студентов, обсуждаются наиболее типичные трудности и выявленные недостатки в педагогической и учебно-методической подготовленности студентов.

Каждый этап педагогической практики студента завершается оценкой его работы, отражающей степень развития его педагогической компетентности.

Итоговая оценка педагогической практики выставляется групповым руководителем при согласовании с консультантами по педагогике и психологии.

Для оценки педпрактики групповой руководитель использует следующие методы: посещение уроков студентов, их анализ, посещение внеклассных мероприятий, беседы с учителем, к которому прикреплен студент, анализ отчетной документации и т.п.

Студенты, не выполнившие программу педагогической практики по уважительной причине, направляются на практику вторично в свободное от учебы время. Студенты, не выполнившие программу педагогической практики без уважительной причины или получившие отрицательную отметку, могут быть отчислены из БФСГУ как имеющие академическую задолженность.

Большое значение для непосредственной подготовки к педагогической практике имеет вводная курсовая конференция. На ней студентов знакомят с задачами, организацией и содержанием данного вида практики, с программой учебно-воспитательной работы с учащимися в период практики.

Для того чтобы студенты могли познакомиться с основной педагогической литературой, в кабинете педагогики, психологии и в кабинетах частных методик по иностранным языкам организуются уголки и выставки, где находятся программа по педагогической практике, рекомендательные списки методической литературы по теории и практике воспитания, методические материалы (примерные индивидуальные планы практикантов, схемы анализа разных форм учебной и воспитательной работы, схемы отчета по педпрактикам, форма ведения педагогического дневника, программа изучения учащихся и т.д.), книги и журналы.

На факультетских выставках весьма полезными и интересными бывают стенды, отражающие результаты практики предшествующих лет. На этих стендах помещаются письменные работы учащихся и студентов как по преподаванию учебных предметов, так и по воспитательной работе; индивидуальные планы практикантов с отметкой классного руководителя о выполнении намеченных мероприятий или краткой характеристикой работы студентов; характеристики, данные группам или отдельным студентам руководителями школ; планы, программы и методические разработки различных воспитательных мероприятий, а также фотографии, отображающие работу практикантов.

Особое значение для правильной организации учебно-воспитательной работы студентов имеет первая неделя практики в школе. В первые дни пребывания в школе студенты встречаются с директором, его заместителями по учебно-воспитательной работе, председателем предметной методической комиссии, учителями-предметниками, знакомятся с особенностями данной школы, системой работы, классами, в которых будет проходить практика.

 

План работы на первую неделю может быть примерно следующим:

 

  10 февраля 11 февраля 12 февраля 13 февраля 14 февраля 15 февраля
1. Ознакомление с учебно-воспитательной работой школы.     Изучение учащихся и классного коллектива Беседа с директором школы, его заместителями Посещение уроков в своем классе     Беседа с учителями о классе, изучение классного журнала Посещение уроков разных учителей в своем классе Посещение уроков разных учителей. Беседа с активом класса и отдельными учащимися Посещение уроков разных учителей. Изучение плана классного руководителя. Посещение уроков учителей. Составление и утверждение индивидуального плана работы на период практики
2. Учебно-воспитательная работа по предмету Ознакомление с планом учителя-предметника   Ознакомление с оформлением, оборудованием кабинета Посещение и анализ уроков учителя-предметника Изучение учебных программ, учебных пособий по определенным темам Разработка графика проведения уроков в период практики. Проверка контрольных работ учащихся Изучение литературы (научной, учебной, методической) по темам предстоящих уроков Разработка конспектов первых уроков.   Подбор дидактического материала, изготовление наглядных пособий, подготовка ТСО
3. Воспитательная работа с учащимися Беседа с классным руководителем о задачах и системе воспитательной работы в классе Беседа с активом класса, отдельными учащимися Посещение и анализ классного часа Подготовка учащихся к внеклассным мероприятиям Проверка дневников учащихся  
4. Общественно-педагогическая работа среди населения         Подготовка беседы для родителей на педагогическую тему  
5. Методическая и исследовательская работа   Консультации ме-тодистов и учителей. Оформление педагогического дневника   Консультации по педагогике Консультации по психологии Участие в методическом совещании учителей

 

Целесообразно составить также план на весь период педагогической практики.

Руководство учебно-воспитательной работой студентов-практикан-тов в школе осуществляют групповой руководитель практики, методисты по специальности, методисты по педагогике, психологии, учителя-предметники и классные руководители. Принимают участие в руководстве работой студентов в период педпрактики в школе также преподаватели специальных кафедр.

Руководители практики ставят перед практикантами конкретные учебно-педагогические и воспитательные задачи, оказывают методическую помощь студентам в подготовке к проведению уроков и воспитательных мероприятий, осуществляют контроль за работой студентов в период практики, проводят групповые и индивидуальные собеседования с целью анализа и оценки выполнения как отдельных мероприятий, так и программы практики в целом.

Одной из основных форм работы преподавателей со студентами в период практики являются семинары и консультации, которые позволяют в наибольшей степени использовать обучающие, развивающие и воспитывающие возможности педагогической практики, целенаправленно руководить процессом формирования педагогических умений, развивать педагогическое мышление.

Семинары являются одной из эффективных форм методической работы практикантов. Их цель — расширение, углубление и закрепление знаний студентов по дидактике, методике преподавания предмета, по теории и методике воспитания на основе изучения педагогической литературы, анализа опыта учебно-воспитательной работы школы, в которой проводится практика, и обобщение опыта самих студентов.

Семинары организуются преподавателями педагогики, психологии и методики. Темы семинаров определяются с учетом содержания практики студентов, их интересов, а также с учетом задач учебно-воспитательной работы школы.

Со студентами предвыпускного курса семинары могут проводиться по следующим темам: "Изучение учащихся и коллектива класса, составление их характеристик" (сообщения студентов и классных руководителей); "Планирование внеклассной воспитательной работы с учащимися" (совместно с классными руководителями); "Методика учета и оценки знаний учащихся на уроке"; "Индивидуальный подход к учащимся на уроке и во внеклассной работе"; "Методика проведения индивидуальных бесед с родителями во время посещения учащихся дома" и др.

Семинары студентов выпускного курса в период педпрактики приобретают более проблемный характер. Круг проблем, обсуждаемых на этих семинарах, может быть следующим: "Тематическое планирование и его роль в повышении успеваемости"; "Планирование воспитательной работы классного руководителя в старших классах"; "Организация проблемного обучения на уроке"; "Развитие познавательных интересов учащихся на уроке и во внеклассной работе"; "Работа по профессиональной ориентации учащихся" и др. Для того чтобы ту или иную тему изучить глубоко и полно, необходимо изучить теорию вопроса, передовой опыт школ, учителей, классных руководителей, освещенных в педагогической литературе, целенаправленно изучить постановку учебно-воспитательной работы в своей школе или классе, а также педагогически осмыслить и обобщить свой опыт учебно-воспитательной работы и опыт своих товарищей.

Проблемы, обсуждаемые на семинарах, представляют интерес и для работников школ (учителей-предметников, классных руководителей, администрации), поэтому нередко и они привлекаются к работе семинаров.

Методы проведения семинаров различны. Чаще всего это дискуссии, беседы, обсуждение докладов, рефератов, отдельных педагогических статей, обзор литературы на ту или иную тему и т.д. Приведем пример семинарского занятия, посвященного вопросам проблемного обучения.

Студенты к семинару должны восстановить знания о значении, сущности, психолого-педагогических основах проблемного обучения, изучить опыт учителей школы (на основе наблюдений на уроках и бесед с учителями) по созданию проблемных ситуаций на уроках, осуществлению проблемного изложения знаний, постановке проблемных вопросов перед учащимися. На семинаре обсуждаются примерно такие вопросы: "Условия создания проблемных ситуаций"; "Пути осуществления проблемного изложения знаний учителем"; "Проблемные самостоятельные работы учащихся" и др.

Наряду с семинарами большую помощь оказывают практикантам консультации, проводимые руководителями практики и педагогами школы. Их цель — оказать конкретную методическую помощь студентам в подготовке уроков и отдельных воспитательных мероприятий, показать им конкретные пути решения дидактической или воспитательной задачи, пути преодоления трудностей, возникших в процессе подготовки к уроку, при проведении воспитательной работы, причины ошибок и неудач, постигших их при проведении конкретных видов учебно-воспитательной работы, создать у студентов определенный психологический настрой, способствующий успешному выполнению программы практики.

Консультации могут быть индивидуальными и групповыми и могут проводиться по широкому и узкому кругу вопросов, связанных с теорией и методикой организации учебно-воспитательного процесса.

Например, сложность организационных задач в начальный период практики требует проведения групповой консультации на тему "Первая неделя практиканта в школе". На этой консультации студентам напоминают программу и методы первичного ознакомления с классом и отдельными учащимися; содержание и методику изучения системы воспитательной работы, проводимой классным руководителем; раскрывают методику планирования воспитательной работы.

На консультациях классные руководители, преподаватели вуза разъясняют, как можно в соответствии с возрастом учащихся и интересами ребят конкретизировать ту или иную тему, какую использовать литературу самим студентам и что рекомендовать ученикам, какую избрать организационную форму, какие подготовить средства наглядности и т.д. Групповые консультации могут проводиться и по другим вопросам практики студентов, например, по ведению педагогического дневника. На консультации преподаватели педагогики, частных методик знакомят студентов с методикой ведения дневника, техникой записи в нем, учат анализировать результаты наблюдений.

Нередко именно консультация помогает студенту осмыслить суть того или иного педагогического действия, составляющего основу дидактического или воспитательного умения, найти конкретный путь применения теоретического знания на практике. Консультации (и групповые, и индивидуальные) нацеливают студента на применение педагогической теории в своей практической деятельности, на творческое овладение педагогическими умениями, на развитие самостоятельности и творческой активности.

Готовясь к консультациям, следует продумать вопросы проблемного характера:

· Почему отобран именно такой материал для урока или воспитательного мероприятия?

· Чем обусловлен выбор методов обучения для данного урока и методов проведения данного воспитательного мероприятия? Как учитывать возрастные особенности детей в организации воспитательной работы с ними? И т.д.

Проверка и учет работы студентов в период педагогической практики осуществляются в соответствии со следующими требованиями:

1) учет должен быть индивидуальным, т.е. должна оцениваться работа каждого студента в соответствии с выполненным объемом и качеством работы;

2) проверка и учет работы проводятся систематически, осуществляются на основе повседневного наблюдения за работой практиканта;

3) при оценке практики студентов учитываются индивидуальные особенности студентов и конкретные условия, в которых проходит практика.

В опыте работы педагогических вузов сложились два вида учета работы студентов: текущий (в ходе практики) и итоговый (в конце практики).

Текущий учет осуществляется в процессе систематического наблюдения за учебно-воспитательной работой студента. Руководители практики присутствуют на уроках каждого студента и анализируют их, уделяя главное внимание организационной, дидактической и воспитательной сторонам урока, поведению практиканта как учителя. Наблюдая за деятельностью студента на уроке, можно судить о степени подготовленности и отношении практиканта к учебно-воспитательной работе, о качестве его работы в роли учителя-воспитателя, об уровне его педагогических умений и навыков, профессиональной компетенции.

Присутствуя на уроке практиканта, можно провести некоторые наблюдения и за работой его как классного руководителя, например: как организованы дежурство и самообслуживание в классе, ведется ли работа с дневниками учеников, следит ли практикант за посадкой учеников, их внешним видом, поведением во время перемен и т.д. Проверка и учет работы студентов в качестве классных руководителей в основном осуществляются в ходе наблюдения за их текущей воспитательной работой, подготовкой и проведением внеклассных и воспитательных мероприятий.

Большое обучающее значение имеет коллективный анализ проведенных студентами-практикантами уроков. Уроки обсуждаются и анализируются при участии всех практикантов, учителей, методистов. Обсуждение и анализ уроков осуществляются по единой схеме, объединяющей общедидактический, психологический и методический аспекты анализа. В процессе обсуждения обращается внимание на: содержание урока (научность, связь с жизнью, использование воспитательных возможностей материала); его организацию (осуществление принципов обучения, оценка методов обучения, используемых на уроке, оценка методов и приемов организации познавательной деятельности школьников и др.); поведение практиканта на уроке, его взаимодействие с учащимися (знание учащихся, контакт с ними, уровень развития того или иного педагогического умения, речь и др.). В заключение делаются общие выводы по уроку (достижение цели урока, положительные и отрицательные его стороны).

В процессе анализа очень важна правильная оценка студентом своей работы, умение его самостоятельно анализировать свои возможности как педагога. Коллективное обсуждение урока обычно начинается с самооценки, с анализа студентом результатов урока, с характеристики им своего состояния на уроке, с оценки педагогических умений. Этот момент необычайно важен в формировании необходимых педагогу качеств. Многие студенты на заключительных конференциях по практике всегда отмечают, что коллективное обсуждение уроков, особенно самоанализ, было для них нередко не менее важным, а чаще и более важным, чем сами уроки. Именно после анализа урока особенно ясным становилось, какой шаг вперед сделан, над чем еще надо работать, что дает большое удовлетворение.

Самоконтроль и самоанализ охватывает все этапы работы, начиная с ее замысла (какого результата надо достичь), проведения текущего контроля за своей деятельностью (как реализуется замысел, степень соответствия или рассогласования) и кончая оценкой результатов деятельности (что удалось, что не удалось реализовать). При этом надо учитывать как содержательные критерии, характеризующие результат работы (например, качество знаний, умений и навыков учащихся, уровень поведения учащихся — их зависимость от качества работы учителя), так и процессуальные, характеризующие процесс и динамику развития детей и учителя (степень изменения и развития по сравнению с начальным уровнем). Самоконтроль и самооценка предусматривают анализ и оценку самим студентом качества учебно-воспитательной работы, ее положительных и отрицательных сторон, уровня знаний, умений и навыков, развития профессиональных черт личности, степени реализации целей и задач своей деятельности, хода выполнения индивидуального плана работы; корректировку своей деятельности с целью ее совершенствования. В осуществлении самоконтроля большую помощь оказывает ведение педагогического дневника, в котором анализируются результаты деятельности. Нередко самооценка студента, являясь завышенной или заниженной, не отражает реального положения дел. Опыт показывает, что только объективная оценка уровня своей подготовленности к самостоятельной педагогической деятельности стимулирует повышение качества работы, обеспечивает целенаправленное профессиональное самообразование и самовоспитание. Недооценка или переоценка своих возможностей, качества своей работы затрудняют профессиональное становление.

Чтобы научиться объективно оценивать себя, важно осознать и выработать правильные критерии оценки своей работы. Основным показателем оценки является качество работы: степень общественной активности и творческий подход к учебно-воспитательной работе, характер отношения студента к педагогической профессии, детям, школе (ответственность, требовательность к себе и товарищам). Целесообразно постоянно оценивать качество своей работы и профессиональной подготовки по сравнению с предыдущим этапом: что стало получаться лучше, какие трудности удалось преодолеть, над чем надо еще работать?

Все студенты, проходящие практику в данной школе, участвуют в анализе внеклассных и воспитательных мероприятий, проводимых в классах. Это может быть любая форма массовой внеклассной работы (пресс-конференция, диспут, конференция и др.). В коллективном обсуждении участвуют группа студентов, классный руководитель, учитель, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, преподаватели педагогики, психологии, методики.

В ходе коллективного обсуждения практикант раскрывает тему, цель, место данного мероприятия в системе воспитательной работы класса, методику его подготовки (разработка плана, распределение поручений между учащимися класса, активность учащихся, методы руководства и контроля работы школьников), показывает трудности, удачи и неудачи в его проведении. Студенты, присутствовавшие на этом мероприятии, анализируют положительные и отрицательные стороны в его проведении: соответствие содержания занятия и методики его проведения возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, уровень дисциплины, активности школьников, их отношение к данному виду работы, роль практиканта в процессе проведения мероприятия. Классный руководитель во время обсуждения показывает основные воспитательные задачи в работе с детским коллективом и цели данного вида работы, место его в общей системе воспитательной работы с классом, положительные и отрицательные стороны в работе практиканта по подготовке и проведению мероприятия, которые необходимо учесть всем студентам в дальнейшей работе.

Коллективное обсуждение и анализ как отдельных форм, так и системы воспитательной работы с учащимися являются важным средством обучения методике воспитательной работы в школе, закрепления и углубления знаний по теории и методике воспитания.

Текущий учет работы студентов в период педагогической практики дополняется итоговым учетом.

Итоги педагогической практики студентов подводятся на заключительной итоговой научно-практической конференции на факультете, которая организуется деканатом, специализированными кафедрами, а также кафедрами педагогики, психологии.

Задачи научно-практической конференции на факультете заключаются в подведении итогов учебно-воспитательной работы практикантов, выявлении достижений и недостатков в их работе. В результате итогового учета практики необходимо сделать выводы о теоретической и практической подготовке студентов к учебно-воспитательной работе в школе, оценить качество работы по организации практики преподавателей института и педагогов школ, наметить мероприятия по дальнейшему совершенствованию практики.

Уровень проведения итоговой конференции зависит, в первую очередь, от подготовки каждой школьной группы студентов.

На конференциях предвыпускного курса в основном заслушивают отчеты каждой школьной группы студентов, в которых освещается вся их работа.

Доклады по обобщению опыта работы студентов по отдельным вопросам организации учебно-воспитательного процесса в школе составляют основное содержание заключительных конференций студентов-выпускников.

На итоговые научно-практические конференции желательно приглашать студентов младших курсов. Ознакомление их с учебной и воспитательной работой практикантов способствует правильному отношению к педагогической деятельности, практике, изучению теоретических дисциплин.

К этим конференциям организуются выставки. Материалами для выставки по учебной и воспитательной работе студентов в период практики могут быть: стенные газеты и тематические стенды, оформленные практикантами, фотографии, отображающие разные формы воспитательной работы с учениками (вечера, экскурсии, туристические походы, собрания и др.), программы вечеров, развернутые планы уроков, занятий кружка, предметных вечеров, бесед, устных журналов, радиогазет, различные поделки учеников, выполненные под руководством студентов (макеты, модели и др.), карты, схемы и таблицы, подготовленные студентами и учащимися по отдельным темам уроков, и т.д.

Важное значение при подведении итогов педагогической практики имеет анализ отчетных документов. В отчетах по итогам практики дается анализ проведенной работы, обосновываются результаты практики. С проверкой и учетом работы студента-практиканта тесно связана оценка этой работы, которая имеет большое воспитательное значение.

Важнейшими условиями правильной оценки работы студентов в период практики являются: объективность, всесторонний учет выполненного объема работы и анализ ее качества; единство требований руководителей практики в оценке качества работы студентов; учет индивидуальных особенностей каждого студента. При оценке работы студентов следует прежде всего учитывать уровень теоретической подготовленности будущего учителя к самостоятельной педагогической деятельности, степень овладения педагогическими умениями и навыками, уровень знания основных задач, содержания и методики воспитания на современном этапе.

Общая оценка работы каждого студента является комплексной, учитывающей все стороны его деятельности в период практики. При оценке практики учитывается также качество работы студента на методических семинарах и консультациях, его отношение к учебно-воспитательной работе с учащимися. Общая оценка за практику не является средней арифметической, выводимой из суммы оценок за все виды работ, а определяется на основе обсуждения и согласования мнений руководителей практики: методистов, преподавателей педагогики, психологии, учителей, классных руководителей.

Важное место в организации педагогической практики в школе принадлежит старостам групп, которые назначаются из числа студентов, работающих в данной школе. Старосты с помощью руководителей практики планируют работу всей группы студентов, проходящих практику в данной школе.

Все студенты во время практики проводят научно-исследо-вательскую работу по теме курсовой или выпускной квалификационной работы по психолого-педагогическим дисциплинам.

Выпускные квалификационные работы по педагогике с методикой преподавания иностранных языков являются одной из основных форм учебной работы на выпускных курсах, важнейшим видом научно-исследовательской деятельности студентов, завершающим этапом в системе профессионально-педагогической подготовки будущих учителей.



2019-12-29 202 Обсуждений (0)
Организация педагогической практики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация педагогической практики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)