ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Ж.П. ЛАБОДАЕВА, Н.А. БОЛДИНА
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ
Учебно-методическое пособие
Минск БГМУ 2010
УДК 613.71-053.2(075.8) ББК 51.28 я 73 Л.12
Рекомендовано Научно-методическим советом университета в качестве учебно-методического пособия
А в т о р ы: доц. Ж.П. Лабодаева, доц. Н.А. Болдина
Р е ц е н з е н т ы: зав. кафедрой общей гигиены БГМУ, канд. мед. наук, доцент Н.Л. Бацукова; доцент кафедры физического воспитания и спорта БГМУ Л.А. Колосовская.
Лабодаева Ж.П. Л.12 Организация физического воспитания детей и подростков. Медицинский контроль: учеб.-метод. пособие /Ж.П. Лабодаева, Н.А. Болдина. – Минск: БГМУ, 2010. Рассмотрены вопросы медицинского и санитарно-гигиенического контроля за условиями и организацией физического воспитания детей и подростков в организованных коллективах; влияния физических упражнений на процессы роста и развития. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов медико-профилактического и педиатрического факультетов.
УДК 613.71-053.2 (075.8) ББК 51.28 я 73
© Оформление. Белорусский государственный медицинский университет, 2010
Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения. (А. Моссо)
Общее время занятий: 10 учебных часов
МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ Физическое воспитание детей и подростков существовало уже в первобытном обществе в форме организованных подвижных игр и развлечений. По свидетельству историков, оно возникло на основе трудовой деятельности. Первоначальные формы труда и добывание средств существования потребовали от человека необходимых физических способностей и выделили физическое воспитание в особую сферу деятельности. С развитием военного дела физическое воспитание стало неотъемлемой частью военно-прикладной подготовки молодежи. Возникновение и огромная популярность Олимпийских игр и других спортивных событий, античные идеалы гармоничного физического развития человека, воплощенные в произведениях искусства, ярко свидетельствуют о значимости физического воспитания. Особое развитие физическое воспитание получило в Древней Греции, приобретя характер государственной подготовки к выполнению гражданских обязанностей и несению военной службы. В феодальном обществе физическое воспитание пришло в упадок, но интерес к нему вновь возрос в эпоху Возрождения. В начале XV в. в Италии была открыта первая загородная школа, в которой большое внимание уделялось физическому воспитанию детей. Стремление к созданию системы физического воспитания молодежи усилилось в период перехода от феодализма к капитализму. В этот период ученые разных стран, изучая опыт прошлого, выдвигали различные педагогические теории и предлагали различные формы организации физического воспитания детей и подростков. Среди ученых того времени наиболее известны имена Иеронима Меркуриалиса (XVI в.), написавшего первое руководство по гимнастике; Джона Локка (XVII в.), рекомендовавшего физические упражнения не только для развития физических способностей, но и для укрепления воли и характера. Чешский педагог мыслитель-гуманист Ян Амос Коменский (XVII в.) рассматривал физическое воспитание как важнейшую часть педагогического процесса. Жан-Жак Руссо (XVIII в.) считал физическое воспитание основой развития личности и подчеркивал его значение для умственной деятельности и трудового обучения детей. В конце XIX и начале XX веков. во многих европейских странах стали проводиться специальные научные исследования, положившие начало созданию самостоятельной научной дисциплины – теории и методики физического воспитания. К виднейшим ученым того времени следует отнести П.Ф. Лесгафта (1837-1909), изучавшего теоретические ос новы физического воспитания детей и подростков. Большой вклад в проблему научного обоснования физической культуры подрастающего поколения в Республике Беларусь внесли труды профессора Н.Т. Лебедевой. По ее инициативе в 1981 г. была создана кафедра гигиены детей и подростков в Минском медицинском институте, которой профессор Н.Т. Лебедева руководила до 1990 года. В научных исследованиях Н.Т. Лебедевой отражены возрастные закономерности двигательного поведения здоровых детей и детей с аномалиями развития в различных условиях организации физического воспитания в условиях города и села, а также на загрязненных радионуклидами территориях. Результаты научной деятельности профессора Н.Т. Лебедевой широко используются в практике здравоохранения и народного образования. Они внесены в программы физического воспитания и другие нормативные документы. Таким образом, возникновение и развитие области знаний, получившей название теории физического воспитания, имеет свои объективные причины, а именно потребность в специальной умственной и физической подготовке различных социальных групп людей к трудовой, военной и другим видам деятельности. Из общей педагогики физическое воспитание выделилось в самостоятельную дисциплину со своими средствами, формами и методами обучения. Специфика физического воспитания состоит в том, что осознанная информация становится мотивированным побудителем к выполнению физических упражнений, использованию естественных факторов природы и формированию такого образа жизни, который способствует достижению как личных, так и общественных целей. Конечная цель физического воспитания социально детерминирована, определена интересами общества и государства. Поэтому физическое воспитание можно считать формой социального воздействия на человека. Задачи физического воспитания детей и подростков в разные времена менялись. Однако целью физического воспитания всегда являлось достижение не спортивных результатов, а высокого уровня здоровья, который необходим для продуктивной в социальном и экономическом отношении жизни. В основу организации физического воспитания в нашей стране положен «Закон Республики Беларусь о физической культуре и спорте» в редакции от 29.11.2003 №251-3. В статье первой закона сказано: «Физическое воспитание – часть образовательного процесса, направленного на развитие физических способностей и приобретение знаний в сфере физической культуры и спорта, формирование двигательных навыков». Цель занятия: изучить научно-методические основы организации двигательного режима детей и подростков и овладеть методикой его оценки. Задачи занятия: 1. Изучить основные принципы организации и формы физического воспитания с учетом возраста и состояния здоровья детей и подростков. 2. Овладеть методиками: а) распределения детей на группы физического воспитания; б) гигиенической оценки различных форм физического воспитания в организованных детских коллективах, в) контроля за эффективностью физического воспитания в различных типах учебно-воспитательных и оздоровительных учреждений. 3. Научить студентов контролировать гигиенические условия проведения занятий по физической культуре. Требования к исходному уровню знаний. Для полного усвоения темы студентам необходимо повторить соответствующий материал из: – нормальной анатомии: развитие костно-мышечной системы; – нормальной физиологии: формирование двигательного анализатора; – биохимии: специфическое стимулирование развития основных двигательных качеств; – пропедевтики детских болезней: влияние мышечных нагрузок на нервную, сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы организма. Контрольные вопросы из смежных дисциплин. 1. Возрастные особенности развития костно-мышечной системы. 2. Возрастные особенности формирования двигательного анализатора. 3. Развитие основных двигательных качеств. 4. Влияние мышечных нагрузок в зависимости от возраста на нервную, сердечно-сосудистую и дыхательную системы в зависимости от возраста. Контрольные вопросы по теме занятия: 1. Влияние физических упражнений на процессы роста и развития. 2. Гигиенические принципы физического воспитания. 3. Гигиеническая характеристика форм физического воспитания в дошкольном учреждении. 4. Гигиеническая характеристика форм физического воспитания в общеобразовательном учреждении. 5. Медико-педагогический контроль за физкультурным занятием в дошкольном учреждении. 6. Медико-педагогический контроль за уроком физического воспитания и здоровья в общеобразовательном учреждении. УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ Физическая культура – часть общей культуры общества, средство укрепления здоровья, всестороннего развития человека. Включает в себя физические упражнения, спорт, туризм, закаливание. Физическое воспитание – часть общего воспитания, представляющая собой организованный педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья и всестороннее развитие физических способностей путем воздействия на человека физических упражнений, гигиенических мероприятий и естественных сил природы для обеспечения определенного уровня физического развития, формирования и совершенствования двигательных качеств, воспитания умений и навыков с целью лучшей подготовки к разнообразной деятельности. Двигательная активность – суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени (час, сутки). Гипокинезия – дефицит движений. Гиперкинезия – чрезмерная двигательная активность Кинезофилия – естественная биологическая потребность человека в движении. Двигательные навыки – привычные движения, элементы которых выполняются автоматически. Борьба с заболеваемостью детей всегда ведется по двум направлениям: первое – оздоровление среды обитания, второе – оздоровление самого организма, тренировка его защитных сил, устойчивости к действию неблагоприятных факторов. Многочисленными исследованиями установлено, что одним из наиболее доступных и в то же время достаточно эффективных способов укрепления здоровья является оптимальный двигательный режим. Потребность ребенка в движении так же естественна, как потребность в пище и сне. Мышечные движения являются обобщенной, интегральной формой взаимодействия организма со средой. Поэтому, чем богаче двигательный фонд ребенка, тем тоньше его взаимодействие с окружающим миром и шире гамма возможных контактов, а следовательно, и возможности совершенствования в процессе роста и развития. Здоровье в значительной степени определяется уровнем привычной двигательной активности. Необходимость двигательной активности для детей и подростков заключается в ее биологической целесообразности. Двигательные навыки, формирующиеся у детей, проходят сложный путь, в котором можно выделить пять этапов: 1. Первые попытки выполнения незнакомого движения лишь отдаленно напоминают сформированное движение, так как ребенок не имеет готовых вспомогательных навыков либо не умеет использовать их применительно к решению данной двигательной задачи. 2. На начальной стадии формирования двигательного навыка сенсорные коррекции несовершенны, присутствует много лишних движений. 3. Выработка двигательного навыка идет через закрепощение мышц, наблюдается скованность движений и лишь постепенно организм находит такие формы выполнения движений, при которых воздействие иннервационных и реактивных сил устраняется. Мышцы, непосредственно не участвующие в движении, расслабляются. 4. В процессе образования двигательного навыка компоненты движения выполняются на более низких уровнях построения движений. При этом ведущий уровень разгружается от лишней работы. Происходит автоматизация движений. 5. Двигательный навык можно считать сформированным в том случае, когда все вспомогательные движения перешли на фоновые уровни построения (стали точными, плавными, легкими), а количество энергии, затрачиваемое на движения, уменьшилось (по сравнению с начальными этапами выработки навыка). Любой двигательный навык формируется с участием костно-мышечной и нервной системы, но осуществляется на разных уровнях построения движения. Различают ведущий (главный) уровень построения данного движения и фоновые (вспомогательные) уровни. Уровень предметных действий осуществляется за счет активности не только двигательных центров в коре головного мозга, но и соматосенсорных центров, так как необходимы осознание действий, правильная их последовательность. На уровне предметного действия совершается большинство трудовых, спортивных движений. Данный уровень движений свойствен только человеку. Спинно-мозговой уровень не является ведущим. К спинно-мозговым двигательным рефлексам относятся рефлексы на растяжение, сгибательные и рефлексы отталкивания. Они носят защитный характер, а также составляют основу сложных локомоций – ходьбы, бега, прыжков. Уровень красного ядра – фоновый уровень. Он участвует в управлении мышечным тонусом, в создании позы для осуществления конкретного движения. В процессе построения движения к красному ядру поступают импульсы от рецепторов мышц и суставов, а также от вестибулярного аппарата. Уровень синергий редко выступает как ведущий, но играет роль фона при всех сложных движениях, которые невозможны без согласования работы мышц – антагонистов и синергистов, без преодоления реактивных и иннервационных сил. Взаимодействие мышц-антагонистов не является постоянным и единственно возможным. В определенных ситуациях (фиксация суставов, точностные движения) они могут одновременно активизироваться, расширяя диапазон приспособительных действий. Уровень синергий обеспечивает сотрудничество, совместную работу различных мышц (например, движение рук в такт шагам при ходьбе). Построение движений на уровне синергий связано с поступлением через таламус сигналов, характеризующих взаимное положение частей тела. Это проприоцептивные импульсы от мышц, сухожилий, суставов, импульсы от рецепторов осязания и боли. На уровне синергий обеспечиваются важные компоненты двигательных актов (например, расслабление разгибателей при сгибании конечностей, контроль над организацией целостной позы тела, закрепление общего рисунка ходьбы, почерк при письме и т.д.). К нервным центрам уровня синергий не поступают импульсы от зрительных и слуховых рецепторов. На этом уровне невозможно сложное приспособление движений к изменяющимся условиям внешней среды. Уровень пространственного поля – это обобщенное восприятие пространства. Все формирующиеся здесь движения направлены на внешний мир. Импульсы поступают от зрительных и слуховых рецепторов, от рецепторов осязания, проприорецепторов и от вестибулярного аппарата. Движения, формирующиеся на уровне пространственного поля, являются ведущими при выполнении ходьбы, бега, плавания, прыжков, упражнений на гимнастических снарядах. Любые двигательные навыки статического (сидение, стояние) или динамического (ходьба, трудовой и спортивный навык, письмо, рисование и др.) характера требуют обучения и учета биологических закономерностей двигательного поведения детей. Без необходимого объема движений организм детей и подростков не может нормально функционировать. Поэтому при проведении профилактических и оздоровительных мероприятий наибольшее внимание следует уделять физическому воспитанию, начиная с самого раннего возраста. Выделяют три основных вида физических упражнений: · скоростно-силового характера с преимущественным воздействием на нервно-мышечный аппарат; · циклического характера, предъявляющие значительные требования (в зависимости от длительности и интенсивности применения) к вегетатике (сердечно-сосудистой и дыхательной системам, энергообеспечению); сложные по координации упражнения с повышенными требованиями к нервной и сенсорным системам Задачи медицинских работников – сохранять и укреплять здоровье пациента, раскрывать резервы его организма на каждом возрастном этапе. Одним из таких резервов является повышение функциональных возможностей за счет естественных стимулов – физических упражнений, многостороннее воздействие которых по своей силе в десятки раз превосходит действие фармакологических средств, ибо: «Фунт профилактики стоит пуда лечения» (Н.И. Пирогов). Задача педагогов, и прежде всего преподавателя физической культуры, – владеть не только методиками формирования двигательных качеств (гибкости, ловкости, быстроты движений, выносливости, скоростно-силовых качеств), но и методиками управления физическим состоянием (уровнем развития морфофункциональных систем), умениями формировать потребность человека в ежедневном использовании физических упражнений для поддержания здоровья и его совершенствования. Физкультурные назначения каждому ребенку, рекомендуемые врачом и педагогом позволят: · расширить диапазон физиологических функций и тем самым увеличить адаптационные возможности организма (сопротивляемость отрицательным факторам среды); · устранить отставание в развитии физиологических систем; · повысить уровень умственной работоспособности, что облегчит обучение ребенка, школьника; · сформировать жизненно важные двигательные качества; · закрепить интерес детей к самостоятельному использованию двигательного отдыха (в настоящее время менее 20% школьников предпочитают физкультурные занятия другим видам отдыха); · вытеснить нездоровые интересы и тем самым обеспечить социальные аспекты здоровья, здоровый образ жизни. Оздоровительная роль физических упражнений заключается в следующем: · повышение неспецифической устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, что способствует снижению заболеваемости; · стимулирование процессов роста и развития, что благоприятно сказывается на созревании и функциональном совершенствовании ведущих систем организма, на повышении его биологической надежности; · совершенствование реакций терморегуляции, обеспечивающих устойчивость к простудным заболеваниям; · своевременном формировании двигательного анализатора и специфическом стимулировании развития основных физических качеств (сила, быстрота, ловкость, выносливость, равновесие и координация движений), что обеспечивает оптимальную работоспособность организма; · нормализации нарушенной деятельности отдельных органов и функциональных систем, а также коррекции врожденных или приобретенных дефектов развития; · повышении тонуса коры головного мозга и создании положительных эмоций, что способствует охране и укреплению физического здоровья; · выраженном положительном влиянии на кровообращение растущего организма, повышении адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы, усилении кровотока, что способствует ускорению выведения радионуклидов (особенно цезия) из организма, что немаловажно для жителей Республики Беларусь, где более 2,2 миллионов человек в той или иной степени испытали последствия Чернобыльской катастрофы. Основные средства физического воспитания – физические упражнения, природные факторы, массаж, естественные локомоции, личная гигиена. Физическое воспитание оказывает разностороннее благотворное влияние на организм, если оно осуществляется при соблюдении следующих гигиенических принципов: · наличие оптимального двигательного режима с учетом потребностей организма в движении и его функциональных возможностей; · дифференцированное применение форм физического воспитания в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья и физической подготовленности; · систематичность занятий, постепенное увеличение нагрузок и комплексное использование разнообразных средств и форм физического воспитания; · создание благоприятных условий окружающей среды во время занятий физической культурой и спортом. Современное научное понимание здоровья включает в себя комплекс признаков, в числе которых можно выделить три вида возрастной зрелости растущего организма: · биологическая (соответствие анатомо-физиологических систем возрасту); · школьная (готовность к восприятию систематического обучения); · моторная Моторная зрелость – это степень биологического созревания двигательного центра коры головного мозга, нервно-мышечной системы, которые обеспечивают диапазон двигательных координаций и готовность совершенствовать их при помощи физических упражнений. Моторная зрелость недостаточно диагностируется (определяется) и используется в практической деятельности, что затрудняет процесс физического воспитания, препятствует его оздоровительной направленности. Несвоевременное развитие моторики на ранних этапах усложняет и нередко делает невозможным освоение «пропущенных» движений в более старшем возрасте. В свою очередь, интерес ребенка к физкультуре, ощущение «мышечной радости» обусловлено его моторной зрелостью. Диагностика моторной зрелости детей преследует цели: - выявить фактический уровень моторной зрелости – моторный возраст, его соответствие (несоответствие) метрическому возрасту; - конкретизировать уровень отстающих (опережающих) звеньев мотори-ки; - повысить функциональный уровень организма детей, имеющих задержку моторного развития; - использовать динамику моторной зрелости в качестве объективного критерия оздоровительной эффективности физического воспитания; - выявить двигательно одаренных детей. Тестовую проверку развития моторики и двигательных навыков могут выполнять медицинский работник совместно с преподавателем физкультуры Оценка моторного развития проводится по тестам Н.И. Озерецкого-Гельница. При составлении назначений по коррекции моторного развитияобращается внимание на то, какие показатели моторики являются отстающими. Сообщение ребенку, родителям о положительных сдвигах в развитии моторики стимулирует интерес к физическим упражнениям (последние следует постоянно обновлять). Необходимо помнить, что непосильные задания для детей с задержкой моторного развития снижают интерес к физической культуре. Воспитатель, учитель физической культуры, планируя уроки физической культуры, подбирая упражнения, игры для динамических перемен, физкультминуток, обязаны учитывать моторную зрелость детей. Отдельные двигательные тесты могут быть включены в сценарии праздников здоровья, конкурсы, и другие формы воспитания оздоровительной направленности. Положительные изменения в развитии моторики проявляются в двигательных качествах, обеспечивают усвоение техники движений, являются средством становления потребности двигательного отдыха. Физическое воспитание детей и подростков представляет систему, слагаемую из 4 подсистем или видов обучения: основное, дополнительное, факультативное и самостоятельное обучение. Первые три вида обучения осуществляются по единым Государственным программам. Основной вид обучения включает занятия или уроки физической культуры и здоровья. Дополнительный вид представлен физкультурно-оздоровительными и физкультурно-спортивными мероприятиями: гигиеническая гимнастика, физкультурные паузы, игры на переменах, «спортивный час» в режиме групп продленного дня, спортивные праздники, «дни здоровья» и др. Основной и дополнительный виды обучения являются обязательными для режима дня детей и подростков, воспитывающихся и обучающихся в образовательных учреждениях. Оно осуществляется дифференцированно, в зависимости от состояния здоровья и физической подготовленности детей. Факультативный вид обучения не является обязательным с точки зрения его организации в образовательных учреждениях, но важен в плане повышения двигательной активности детей, коррекции нарушений в их здоровье, спортивной подготовке. Данный вид обучения представлен внеклассными и внешкольными занятиями в спортивных секциях и кружках (спортивная тренировка) по специальным программам, в группах лечебной физкультуры (ЛФК) или индивидуально с методистами (лечебно-оздоровительные занятия). Самостоятельное обучение включает индивидуальные или массовые занятия в спортивных и оздоровительных Центрах или клубах с использованием разнообразных средств физического воспитания. Система физкультурно-оздоровительной работы включает следующие группы мероприятий: физкультурно-оздоровительные, психогигиенические, эколого-гигиенические. физкультурно-оздоровительные – утренняя гимнастика; физкультурные занятия; подвижные игры и упражнения на прогулке; гимнастика после дневного сна; лечебная физкультура (ЛФК) для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья; физкультминутки на занятиях; закаливание (воздушные и солнечные ванны, водные процедуры); физкультурный досуг; дни здоровья; физкультурные праздники; пешие прогулки; уроки здоровья, направленные на формирование здорового образа жизни; массаж и самомассаж; использование фитотерапии; применение ингаляций по показаниям; психогигиенические– психогимнастика; объявление минут тишины; использование релаксационной музыки во время засыпания; проведение тренинга на релаксацию в игровой форме. эколого-гигиенические – влажная уборка помещений; сквозное проветривание и ионизация воздуха; обеспечение норм освещения и вентиляции, а также необходимого температурного режима; подбор комнатных растений, поглощающих вредные химические вещества; использование игрушек из экологически безопасного материала; применение взрослыми косметики, не вызывающей аллергии у детей; экологически чистое окружение для игр и отдыха. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Физическое воспитание в дошкольном учреждении – это процесс приобщения ребенка к ценностям физической культуры как предпосылкам формирования гармонично развитой личности. Физическое воспитание в дошкольных учреждениях является частью общегосударственной системы физического воспитания. Оно проводится с учетом возрастных, психологических особенностей детей при обязательном контакте с семьей. Целью физического воспитания является достижение высокого уровня здоровья дошкольника и формирование фундамента физической культуры будущего взрослого человека. Физическое воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О физической культуре и спорте», Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О мерах повышения эффективности физического воспитания дошкольников, учащихся и студентов», Государственной программой «Здоровье народа», «Концепцией физического воспитания в условиях реформирования системы образования», "Базисной программой воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении "Пралеска" и вариативными программами, «Санитарными правилами устройства и содержания дошкольных учреждений». В условиях возрастания объемов и интенсивности учебно-познавательной деятельности особую актуальность приобретает поиск новых форм, путей и средств повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы с детьми, нашедших отражение в ряде утвержденных программ «Пралеска», «Физкульт-Ура!», «Шаг за шагом» и др. В них представлены современные тенденции развития системы физического воспитания в детских дошкольных учреждениях в условиях реформирования образования. Учитывая состояние здоровья, уровень физического и двигательного развития детей, материально-техническую базу дошкольного учреждения, руководитель учреждения определяет приоритетные направления и формы работы по физическому воспитанию, средства физического воспитания, специфику физкультурно-оздоровительных мероприятий на учебный год. Развитие, обучение, воспитание – эти три стороны единого образовательного процесса – находят полное воплощение в структуре и содержании раздела «Физическая культура» в базисной государственной программе дошкольного образования «Пралеска» Стержнем физической культуры в дошкольном учреждении является оптимальная двигательная активность детей, представленная разными видами двигательной деятельности и формами ее организации. Педагоги широко используют физическую культуру не только для укрепления здоровья, развития физических способностей, но и для развития личности ребенка в целом, его позитивного «образа Я», чувства самоценности, творческих начал, уверенности в себе, ценных нравственных качеств. В разделе «Физическая культура» реализуется здоровьесберегающая педагогическая технология, в основе которой лежит понятие «здоровье», предложенная Всемирной организацией здравоохранения. Проявляя заботу о сохранении и укреплении здоровья, необходимо уделить особое внимание формированию потребности в здоровом образе жизни у воспитанников, ибо обязательной составляющей здорового образа жизни является потребность в физических упражнениях. Педагогическая технология физического воспитания рассматривается как системный педагогический процесс, направленный на положительную динамику индивидуальных показателей здоровья, физического и двигательного развития детей и обеспечивающий формирование личности дошкольника средствами физической культуры. Технологическим процессом предусматриваются следующие обязательные виды деятельности педагога: 1) диагностика и прогнозирование показателей физического состояния каждого ребенка в диапазоне его «ближайшие зоны развития»; 2) коррекционная работа; создание условий здорового образа жизни и развивающей физкультурно-игровой среды; 3)тесное взаимодействие с родителями воспитанников; 4) мониторинг и оценка эффективности физического воспитания как органичной части целостного педагогического процесса. В годичном цикле процесс физического воспитания строится следующим образом. В начале каждого учебного года (в сентябре) проводится диагностика: 1) соматического состояния детей, по результатам которой определяется «ближайшая зона» здоровья, 2) физического и двигательного развития для каждого ребенка, т.е. прогнозируются конечные результаты. Далее разрабатывается система здорового образа жизни, включающая: 1) отбор форм и методов индивидуальной и дифференцированной коррекционной работы, 2) создание развивающей и физкультурно-игровой сред; 3) решение задач и форм сотрудничества с семьями воспитанников. Такая четко продуманная перспектива деятельности помогает обеспечить осмысленность и целенаправленность системы физического воспитания, ее результативность, а также создает фундамент здоровьеберегающего образовательного процесса в дошкольном учреждении. Осуществляя воспитательно-образовательный процесс, педагоги и медицинские работники, оценивают эфффективность текущих физкультурно- оздоровительных мероприятий; при необходимости ищут дополнительные средства оздоровления, вносят изменения в содержание и методики оздоровительного процесса. Особенности физического развития детей Рациональное физиологически и гигиенически обоснованное физическое воспитание невозможно без учета основных биологических закономерностей формирования детского организма. Характерным для детей 3-6 лет является незавершенность процессов развития, определяющая специфику реакций детского организма на внешнее воздействие. На данном возрастном этапе происходит совершенствование физических возможностей детей. Физическое развитие характеризуется значительным изменением длины и увеличением массы тела В результате неравномерного роста головы, туловища, конечностей заметно меняются пропорции тела. Интенсивно формируется опорно-двигательный, связочный аппарат, мышечная система. Однако позвоночник, несущий опорные функции, почти целиком состоит из хрящевой ткани, мышечный корсет слаб. Несоблюдение гигиенических условий, несоответствующие возрасту и состоянию здоровья, физические нагрузки могут легко привести к нарушениям осанки. Стопа ребенка за счет плотной жировой прослойки имеет уплощенный вид. При подборе физических упражнений воспитатель должен учитывать указанные особенности формирования стопы, в целях профилактики развития плоскостопия исключить резкие толчки во время приземления при прыжках. В 3 года у ребенка не сформированы произвольные движения, только начинает формироваться способность их координировать, движения носят подражательный характер. Главная задача двигательного развития ребенка третьего года жизни - освоение и совершенствование новых видов движений, особенно пальцев рук и кисти, закрепление и совершенствование навыков основных видов движений: ходьбы, бега, прыжков, подбрасывания и ловли мяча. К 4-5 годаму детей отмечается большой запас разнообразных движений, возникает стремление к новым упражнениям, подвижным играм. Двигательное развитие ребенка четвертого года жизни направлено на освоение движений, главным образом из арсенала спортивного характера, с постановкой конкретной цели: пробежать быстрее, метнуть далеко и т.п. Обращается внимание на освоение элементов техники бега, прыжка, метания, элементов игры с мячом руками и ногами, катания на лыжах, плавания. Основная направленность физической подготовки детей пятого года жизни - освоение сложных в техническом отношении упражнений, которые способствуют выработке умения правильно, в соответствии с заданием перемещать тело в пространстве, точно воспроизводить заданные траектории, направление, скорость и темп движений. Значительное место занимают упражнения, направленные на силовую подготовку мелких мышц, управляющих движениями кисти, стопы, голени, предплечья, упражнения, способствующие освоению отдельных элементов спортивных движений (беговые, прыжковые, метательные и др.), развивающие физические качества (ловкость, быстроту, гибкость). К 6-и годам движения становятся все более осознанными. Это период становления произвольной двигательной функции. Дети хорошо владеют основными движениями, осваивают различные спортивные упражнения, элементы спортивных игр. В этом возрасте все большее место занимают специализированные тренировки отдельных физических качеств и способностей. Акцентируется р
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |