Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Воспитанием в детских учреждениях



2019-12-29 201 Обсуждений (0)
Воспитанием в детских учреждениях 0.00 из 5.00 0 оценок




Руководящая роль в вопросах физического воспитания детей принадлежит руководителю детского учреждения, ко­торый определяет формы физического воспитания и методы контроля.

Вся работа по физическому воспитанию осуществляется воспитателями групп, руководителем физического воспита­ния при регулярном контроле со стороны медицинских ра­ботников и руководителя дошкольным учреждением. Два раза в год участковым врачом-педиатром или врачом дошкольного учреждения проводится динамическое наблюдение за со­стоянием здоровья и физического развития детей. Данные фи­зического развития, группы здоровья, рекомендации по физи­ческой нагрузке заносятся в справку установленного образца. Родители представляют справку медработнику дошкольного учреждения, который заносит данные в медицинскую карту ребенка, доводит до сведения воспитателей. Запись в меди­цинской карте должна отражать все параметры здоровья и иметь четкие заключения (указывается группа здоровья, группа по физкультуре и назначения). В последних перечис­ляют все рекомендованные для данного ребенка формы физи­ческого воспитания. Кроме того, в листе здоровья, который оформляется в каждой возрастной группе, заполняют графы: отклонения в здоровье (диагноз); отставание в развитии; группа здоровья; группа по физкультуре. Также в него нужно вносить рекомендации по оздоровлению, закаливанию, особенности двигательной активности, группу мебели и др.

При назначении различных средств физического воспи­тания выделяют две группы детей:

-  основная группа - не имеющая никаких медицинских и пе­дагогических противопоказаний и ограничений для занятий.

 - ослабленная группа - имеющая ограничения временного характера в величине и интенсивности физической нагрузки и объеме закаливающих мероприятий. К этой группе относятся дети II, III, IV групп здоровья.

Дети, отнесенные к ослабленной группе, должны иметь индивидуальные назначения, в рамках всех разделов физиче­ского воспитания и получать более низкую фи­зическую нагрузку. Для этого воспитатель при проведении физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр, спортивных упражнений должен уменьшить число по­вторений каждого упражнения в игре, при выполнении спор­тивных и беговых упражнений. С такой же нагрузки должны начинать дети, вернувшиеся в дошкольные учреждения после болезни (острые респираторные заболевания, обострение хронического бронхита и др.)

Индивидуально врач решает вопрос о необходимости освобождения на 1-2 физкультурных занятия после длитель­ного отсутствия ребенка в дошкольном учреждении по болезни (более 1 месяца) - грипп, пневмония, ангина, детские инфекции. Дви­гательная деятельность этих детей должна быть ограничена, однако ежедневные занятия утренней гимнастикой обязатель­ны.

Особой заботы требуют часто и длительно болеющие дети. Для них предусматривается щадящий общий режим дня (при необходимости более продолжительный дневной сон, сокращенные занятия во избежание переутомления), более чуткое внимание к их нервно-психическому состоянию, к двигательной активности. Недопустимы переохлаждения и перегревы. Закаливающие мероприятия ни в коем случае не отменяются, но проводятся по индивидуальному назначению. Врач назначает для этих детей специальные лечебно-профилактические мероприятия, в комплексах физкультурных занятий, утренней гимнастики предусматриваются корригирующие упражнения.

Коррекционная работа проводится дифференцированно с подгруппами детей, имеющих однородные отклонения, а также индивидуально.

При определении медицинской группы по физкультуре, а также при допуске к занятиям физкультурой после заболе­ваний необходимо проводить функциональную пробу (Приложение 1).

Дети ослабленной группы находятся под постоянным наблюдением медицинских работников и при положительных сдвигах в состоянии здоровья без задержки переводятся на общий режим дошкольного учреждения.

Результаты врачебного обследования и индивидуальные назначения по вопросам общего и двигательного режима, ве­личине физической нагрузки, методике проведения закали­вающих мероприятий заносятся в карту индивидуального развития ребенка и доводятся до сведения воспитателей групп.

Медико-педагогические наблюдения направлены на определение индивидуальной программы физического вос­питания для каждого ребенка с учетом их состояния здоровья, физического развития, реакций на нагрузку и т.д. Проводятся врачом или медицинской сестрой дошкольного учреждения совместно с руководителем учреждения , воспитателем-методистом и воспитателем группы. Медперсонал детского дошкольного учреждения не менее 2-х раз в год в каждой возрастной группе обязан провести комплексную оценку со­стояния всех разделов физического воспитания и закаливания детей. Совместные посещения занятий физической культурой позво­ляют выявить достоинства и недостатки, наметить совмест­ные мероприятия для дальнейшей оптимизации физического воспитания.

Главное внимание при осуществлении контроля необ­ходимо уделять двигательному режиму, суммарно отражаю­щему общую двигательную активность детей.

Оценка двига­тельного режима проводится на основании комплекса показа­телей:

1) времени двигательной активностидетей с отражением содержания и качества в различные режимные моменты, оп­ределяемого с помощью метода индивидуального хрономет­ража;

2) объема двигательной активностис использованием ме­тода шагометрии для количественной оценки двигательной активности;

3) интенсивности двигательной активностиметодом пульсометрии (подсчет частоты сердечных сокращений в ударах/мин.) при выполнении различных видов мышечной деятельности.

    Достаточный объем двигательной активности является важнейшим условием здоровья, физического развития детей. Согласно современным критериям оценки двигательной ак­тивности, дневная норма условных шагов при 9-ти часовом пребывании в детском саду составляет для различных возрас­тных групп:

- 2-х летних детей – 5,5-6 тысяч шагов;

- 3-х летних детей – 9-10 тысяч шагов;

- 4-х летних детей – 11-14 тысяч шагов;

- 5-7 летних детей – 14-18 тысяч шагов.
   Состав движений должен обеспечить нагрузку на все группы мышц, способствовать общему развитию детей, по­ложительному эмоциональному состоянию.

На основе характера двигательной активности ребенка можно отнести к одной из 3-х групп:

1 группа - дети со средней, нормальной двигательной активностью отличаются более ровным и спокойным поведе­нием, равномерной подвижностью на протяжении всего дня. Таких детей примерно половина или чуть больше в группе. Они самостоятельны и активны, движения их уверенные, чет­кие, целенаправленные. Такие дети, как правило, имеют нор­мальный вес, редко болеют, хорошо усваивают учебный ма­териал.

Ко 2-ой группе относят детей малоподвижных, с низкой двигательной активностью Их характеризует общая вялость, пассивность, они быстрее других устают, робки в общении, не уверены в себе, не любят игры с движениями. Малая подвиж­ ность - фактор риска для ребенка. Она объясняется его нездо­ровьем, отсутствием условий для движения, отрицательным психологическим климатом, слабыми двигательными уме­ниями или тем, что ребенок уже приучен к малоподвижному образу жизни, что особенно тревожно. Многие из них отли­чаются повышенным весом и различными отклонениями в состоянии здоровья. Сопротивление утомлению, вызванному умственной работой, осуществляется у детей за счет движе­ний. Уменьшение числа движений у тучных детей в условиях умственного утомления свидетельствует о несовершенстве процессов саморегуляции. Индивидуальный подход к таким детям заключается в пересмотре и уменьшении рациона пита­ния и увеличении двигательной активности. Особое внимание уделяется развитию всех основных движений, особенно ин­тенсивных (бег, разные способы прыжков). Малоподвижные дети вовлекаются в активную двигательную деятельность на протяжении всего дня. Следует позаботиться о том, чтобы она была для детей интересной, непринужденной.

К 3-й группе относятся дети с большой двигательной ак­тивностью. Они находят возможность двигаться в любых ус­ловиях. Из всех видов движений выбирают чаще бег, прыжки, избегают движений, требующих точности и сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Из-за высокой интенсивности двигательной активности они как бы не успе­вают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять в должной степени своими движениями. Чрезмерная подвиж­ность является сильным раздражителем для нервной системы. Большой объем движений может привести к отклонениям в деятельности сердечно-сосудистой системы. Такие дети так­же подвержены заболеванием из-за усиленной теплоотдачи, быстрого переохлаждения организма. По отношению к таким детям должен быть индивидуальный подход в плане регули­рования интенсивности движений. Пусть по времени дети двигаются как можно больше - важно запрограммировать та­кой состав движений, которые требуют сосредоточенности внимания, сдержанности, точности. Ребят надо специально учить точным движениям: метанию в цель, прокатыванию мяча по ограниченной площади, ловле мяча, отбиванию его от пола.

Особенности двигательной активности детей должны знать воспитатели групп, руководители физического воспи­тания, чтобы определить приоритетные направления в работе по физическому воспитанию. Например, если в группе значи­тельное число детей с низкой двигательной активностью, сле­дует предусмотреть усиление двигательного режима, для де­тей с отклонениями в физическом развитии - предусмотреть специальные формы работы с подбором соответствующих физических упражнений, определить щадящий режим для группы часто болеющих и т.д.

Повышение уровня двигательной активности детей обеспечивается особенностями методики, а также возможно­стью проведения занятий на значительно большем простран­стве по сравнению с физкультурным залом. Закаливающий эффект таких занятий обусловлен проведением их круглый год на открытом воздухе в спортивной одежде.

Оценка двигательной активности детей на занятии про­водится путем вычисления общей и моторной плотности.

При определении общей плотности занятия учитывает­ся время, затрачиваемое на выполнение движений, показ и объяснения воспитателя, перестроения и расстановку, уборку спортивного инвентаря (полезное время), за вычетом време­ни, затраченного на простои детей по вине воспитателя, неоп­равданные ожидания, восстановления нарушенной дисципли­ны. Общая плотность представляет собой отношение полез­ного времени к общей продолжительности всего занятия, вы­раженное в процентах.

Общая плотность занятия должна составлять не менее 80-90%.

                              полезное время
Общая плотность =--------------------------- х 100

продолжительность занятия

Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемым ребенком на вы­полнение движений, ко всему времени занятия, выраженным в процентах. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70—85%.

время выполнения движений

Моторная плотность = ---------------------------- ----- х 100

общее время занятия

В зависимости от задач конкретного занятия, его содер­жания может меняться его моторная плотность, особенно в младших возрастных группах (от 60 % до 85 %).

Количественная характеристика двигательной активно­сти (объем двигательной деятельности) детей на занятии мо­жет быть получена с помощью шагомера. Шагомер  позволяет фиксировать основные движения, в которых принимает участие большинство крупных мышечных групп (шаги при ходьбе и беге, приседания, подскоки, наклоны и т. д.), не регистрируя движений отдельных мышечных групп (плечевого пояса, рук, ног). Использование шагомеров позво­ляет оценить двигательную активность детей и дать количе­ственную характеристику проведения физкультурного t заня­тия.

Двигательная активность детей зависит от методики и условий организации занятия. На первых этапах обучения и при выполнении сложных движений особое значение имеет индивидуальный метод.

Достижение тренирующего эффекта обеспечивается оп­тимальными показателями двигательной активности детей.

Средние показатели (М) двигательной активности детей на занятиях должны быть следующие.

Показатели двигательной активности детей на занятиях (М±σ)

 

Возраст

В зале

На улице

    а
(к-во лет)   Интенсив­ность движ/мин Общее количество движений Интенсив­ность движ/мин Общее количество движений   σ  
3 62 930 - - 26
4 67 1340 - - 26
5 68 1700 114 2850 23
6 70 2100 120 3600 24
7 71 2485 120 4200 15

Интенсивность мышечной нагрузки зависит от под­бора физических упражнений, их сложности и сочетания, час­тоты повторений. При подборе и использовании физических упражнений для нормирования физической нагрузки следует ориентироваться на сдвиги частоты сердечных сокращений при их выполнении. Частота сердечных со­кращений отражает влияние физической нагрузки на орга­низм детей и имеет прямую связь с характером энергообеспе­чения мышечной деятельности.

Для определения интенсивности мышечной нагрузки, правильности построения занятия и распределения физиче­ской нагрузки проводят измерение частоты сердечных сокра­щений 10-секундными отрезками до занятия, после вводной части, общеразвивающих упражнений, основных движений подвижной игры, заключительной части и в восстановитель­ном периоде в течение 3–5 минут.

На основании изменений частоты сердечных сокраще­ний строят физиологическую кривую занятия - графиче­ское изображение частоты сердечных сокращений. По гори­зонтали откладываются в масштабе времени части занятия, а по вертикали - показатели частоты сердечных сокращений.

При правильно построенном занятии физиологическая кривая постепенно повышается от начала занятия к основной его части. Максимальная частота сердечных сокращений обычно достигается во время подвижной игры, что объясня­ется как увеличением нагрузки, так и большим эмоциональ­ным возбуждением детей. Обычно в вводной части занятия частота сердечных сокращений возрастает на 15–20 %, в ос­новной части - на 50-60 % по отношению к исходной величи­не, а во время подвижной игры учащение ее достигает 70–80%. В заключительной части частота сердечных сокращений снижается и превышает исходные данные на 10–15 %, после занятий (спустя 2–3 минуты) возвращается к исходному уровню (типовое физкультурное занятие). В зависимости от содержания занятия, формы организации и методики прове­дения можно получить кривые различного типа: с одной или несколькими вершинами; носящие волнообразный характер.

Для обеспечения тренирующего эффекта на физкуль­турных занятиях средний уровень частоты сердечных сокра­щений для детей 3-4 лет должна составлять - 130-140 уд/мин, 5 -7 лет – 140-160 уд/мин.  Средний уровень частоты сердечных сокращений за все время занятия определяется путем сумми­рования частоты сердечных сокращений после: вводной час­ти, общеразвивающих упражнений, основных видов движе­ний, подвижной игры, заключительной части и деления на 5 (Приложение 2)

В зависимости от интенсивности мышечной нагрузки находятся и энерготраты организма. Наибольшие затраты энергии отмечаются во время бега (по сравнению с покоем возрастают в 3-4 раза) и во время подвижной игры (в 5 раз). После занятия на 2-3 минуте энерготраты остаются выше ис­ходного уровня на 20-15 %. Эти данные указывают на необ­ходимость четкого и правильного проведения заключитель­ной части занятия.

Важное значение при проведении медико-педагогических наблюдений приобретает определение внешних признаков утомления. Осуществляя контроль, необходимо отмечать внешние признаки утомления и степень их выраженности, используя схему (Приложение 3). При значительном утомле­нии все перечисленные в данном приложении признаки резко выражены. В этом случае воспитатель должен задуматься о соответствии предлагаемой нагрузки уровню физической подготовленности детей данной группы и соответственно снизить ее и перестроить занятие. При наличии средних при­знаков утомления у ряда детей воспитатель должен ограни­чить нагрузку для них, уменьшить число повторений упраж­нений, исключить наиболее трудные, удлинить отдых и т. д.

При проведении всех форм физкультурно-оздоровительной работы воспитатель, руководитель физиче­ского воспитания должны создавать благоприятный микро­климат с целью формирования психологического здоровья ребенка - состояния душевного благополучия, радости к жиз­ни. Следует предоставлять детям полную свободу в любом виде физкультурной деятельности, выражать участие, под­держку, интерес к его двигательной активности. В то же вре­мя необходимо учить детей видеть и понимать товарищей, согласовывать с ними свои действия.

Периодический контроль за организацией физического воспитания в дошкольных учреждениях проводится специа­листами органов и учреждений санитарно-эпидемиологи­ческой службы.

Контроль за санитарно-гигиеническими условиями



2019-12-29 201 Обсуждений (0)
Воспитанием в детских учреждениях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Воспитанием в детских учреждениях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)