Оценка эффективности физкультурно-оздоровительной работы
При составлении отчета о состоянии здоровья детей медицинские работники обязаны использовать показатели эффективности (неэффективности) физкультурно-оздоровительной работы данного учреждения. Оздоровительную эффективность физкультурно-оздоровительной работы медицинские работники учебных заведений должны оценивать по: · показателям заболеваемости (дням временной нетрудоспособности, числу заболеваний на 1 ребенка); · функциональным показателям: а) частота пульса в покое; б) время восстановления частоты сердечных сокращений после функциональной пробы; в) тип реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку; г) длительность задержки дыхания на вдохе; · самостоятельному использованию школьниками физических упражнений в режиме дня для укрепления здоровья (данный показатель определяется в ходе беседы с учащимися во время врачебного приема); · перераспределению детей по группам здоровья, медицинским группам по физической культуре (производится при очередном медицинском обследовании). При этом обращается внимание на динамику показателей, которые послужили основанием для зачисления учащегося в подготовительную группу, специальную медицинскую группу, группу ЛФК. · критерии эффективности физкультурно-оздоровительной работы могут быть сведены в форму, заготовленную средним медицинским работником и вклеенную в медицинскую карту учащегося. · для каждого обследованного на основании анализа полученных данных делается запись, в которой характеризуются и оцениваются вышеперечисленные показатели. · если из 8 показателей более половины изменились положительно, делают заключение о наличии оздоровительного эффекта занятий физической культурой. Если положительная динамика выявилась в 3 и менее показателях, оздоровительный эффект недостаточный (требуется выяснение причин недостаточности). При 2-3 и более отрицательных показателях оздоровительного эффекта нет. Суммируя индивидуальные заключения, составляют сводные данные по форме: N___ численность детей медицинской группы (основная группа, подготовительная группа, специальная медицинская группа) на конец 2008/2009 учебного года составляла ________, оздоровительный эффект занятий по физической культуре проявился у ______детей (________%), недостаточный у ______детей (_____%), нет оздоровительного эффекта у ____ детей (_____%). Медицинский работник учебного заведения вносит предложения по улучшению физкультурно-оздоровительной работы, которые доводятся до сведения администрации учреждения. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ При посещении дошкольного учреждения (осенний семестр) и школы (весенний семестр) студенты оценивают физкультурное занятие и урок физической культуры и здоровья, на которых индивидуально выполняют конкретные практические задания: – оценка физической нагрузки (хронометраж, подсчет пульса); – оценка гигиенических условий проведения занятия. На занятии на кафедре студенты полученные данные вносят в учебные карты «Гигиеническая оценка физкультурного занятия в дошкольном учреждении» (Приложение 6) и «Гигиеническая оценка урока физической культуры и здоровья» (Приложение 7). Каждый студент проводит анализ полученных результатов, составляет заключение и предложения по устранению выявленных недостатков. Самоконтроль усвоения темы Решение ситуационных задач из «Сборника ситуационных задач по гигиене детей и подростков», Мн., 2002 г, с 38-45, по оценке физкультурного занятия в дошкольном учреждении и урока физической культуры и здоровья в школе. СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА Дать гигиеническую оценку физкультурного занятия и условий его проведения в старшей группе (5-6 лет) дошкольного учреждения. Занятие по счету первое. Место проведения – зал для гимнастических занятий. Температура воздуха +22оС, относительная влажность 75%, скорость движения воздуха 0,01 м/сек, световой коэффициент 1:5, освещенность люминесцентными лампами 175 лк. Влажная уборка и проветривание зала перед занятием не проводились. Форма одежды – хлопчатобумажные футболки, колготки, шорты, кроссовки. Длительность вводной части занятия – 3 минуты, на общеразвивающие упражнения отведено 10 мин, на обучение основным движениям – 9 мин, подвижную игру – 7 мин, заключительная часть – 1 мин. Общая плотность занятия на основании хронометража мальчика составила 75%, моторная – 55%. Частота пульса у ребенка А до занятия 90 уд/мин, после вводной части и общеразвивающих упражнений – 153 уд/мин, после обучения основному движению – 126 уд/мин, после подвижной игры – 144 уд/мин после занятия – 130 уд/мин. Время восстановления пульса 5 мин. Решение ситуационной задачи. При гигиенической оценке физкультурного занятий и условий его проведения в старшей группе дошкольного учреждения установлено: 1. Нецелесообразно проводить занятие первым по счету, лучше – после занятий по обучению грамоте или счету. 2. Не соблюдаются санитарно-гигиенические условия проведения занятия: а) не проводилась влажная уборка и проветривание зала; б) температура воздуха повышена и составляет 22оС (19о), снижена скорость движения воздуха 0,01 м/сек (0,2 м/сек), повышена влажность воздуха 75% (60%) в) недостаточной является искусственная освещенность 175 лк (200 лк). 3. Форма одежды не соответствует гигиеническим требованиям – колготки не следует надевать под шорты. 4. Не соблюдаются гигиенические рекомендации по продолжительности отдельных частей занятий: увеличена длительность общеразвивающих упражнений до 10 мин (6 мин) и подвижной игры до 7 мин (4 мин), занижена длительность обучения основным движениям – 9 мин ( 13 мин) и заключительной части – 1 мин (4 мин). 5. Физиологическая кривая по пульсу ребенка А не правильного типа, так как максимальный подъем пульса наблюдается после общеразвивающих упражнений – на 70% (15-20%), такой пульс должен быть после подвижной игры. После обучения основному движению – на 40% (50-60%), после подвижной игры – на 60%. 6. Снижена общая и моторная плотность занятий – 75% и 55% (80%, 60% соответственно). Заключение. Физкультурное занятие в старшей группе дошкольного учреждения не соответствует гигиеническим требованиям. Предложения: 1. Проводить физкультурное занятие вторым или третьим по счету в режиме дня. 2. Соблюдать санитарно-гигиенические требования к условиям для гимнастических занятий. 3. Соблюдать форму одежды для занятий физкультурой. 4. При организации занятия придерживаться гигиенических рекомендаций по продолжительности отдельных частей занятий. 5. При проведении занятия учитывать состояние здоровья и физическую подготовленность детей. СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА Дать гигиеническую оценку урока физической культуры и здоровья и условий его проведения в 5-ом классе общеобразовательной школы. Уроки физической культуры и здоровья в указанном классе проводятся два раза в неделю (вторник, среда) последними по счету. Место проведения – спортивный зал, расположенный в цокольном этаже школы. На момент обследования температура воздуха +22оС, относительная влажность – 70%, содержание СО2 - 0,3%. Освещенность зала – боковое левостороннее, КЕО – 1,2%, уровень искусственной освещенности на полу (лампы люминесцентные) – 150 лк. Все учащиеся одеты в спортивную форму. Длительность урока составила 40 мин. В структуре урока выделены три части: подготовительная (6 мин), основная (32 мин), заключительная (2 мин). Общая плотность урока на основании хронометража ученика А составляет – 75%, моторная плотность – 55%. Частота пульса ученика А (отнесен к основной группе по состоянию здоровья) до урока составила 70 уд/мин, после подготовительной части - 90 уд/мин, в основной части – 110 уд/мин, после заключительной части – 80 уд/мин. Время восстановления пульса – 3 мин. Средняя частота пульса 87 уд/мин. Решение ситуационной задачи. При гигиенической оценке урока физической культуры и здоровья в 5-ом классе общеобразовательной школы выявлены следующие недостатки: 1. Уроки физической культуры и здоровья в указанном классе проводятся два дня подряд последними по счету, в то время как рекомендуется проведение их 3 и 4 уроками по счету (не более одного раза в неделю первыми и последними уроками). 2. Не допустимо расположение основных помещений школы (спортивного зала) в цокольном этаже. 3. Нарушены санитарно-гигиенические требования к условиям проведения урока: температура воздуха 22оС и относительная влажность 70% в спортивном зале повышены (соответственно гигиенический норматив +15 - +18оС; 30-60%). Увеличено содержание СО2 до 0,3% (гигиенический норматив – 0,1%). Значение параметров естественной и искусственной освещенности ниже гигиенических нормативов: КЕО – 1,2%, в то время как коэффициент естественной освещенности при боковом левостороннем освещении в наиболее удаленной от окон точке учебного помещения должен составлять не менее 1,5%; рекомендуемый уровень искусственной освещенности в спортивном зале при освещении люминесцентными лампами –200 лк. 4. Не соблюдаются гигиенические рекомендации по продолжительности урока и его структурных частей. Длительность урока физической культуры и здоровья составляет 40 мин (45 мин), увеличена длительность основной части – 32 мин (30 мин), снижена длительность заключительной части – 2 мин (3-5 мин). 5. Физиологическая кривая по пульсу ученика А (основная группа по состоянию здоровья) правильного типа: постепенное увеличение частоты пульса с максимальным подъемом в основной части и последующим снижением частоты сердечных сокращений в заключительной части урока). Однако, физическая нагрузка на уроке недостаточна, так как при правильной организации урока физической культуры и здоровья частота пульса после подготовительной части должна увеличиваться на 50-60% от исходного (у ученика А частота пульса после подготовительной части увеличилась на 28%); в основной части урока частота пульса должна возрастать на 70-90% (у ученика А частота пульса в основной части увеличилась на 57%). Таким образом незначительный подъем физиологической кривой и средняя частота пульса – 87 уд/мин (140-160 уд/мин) свидетельствуют о недостаточной нагрузке на уроке, не обеспечивающий тренирующего эффекта. 6. Низкие величины общей и моторной плотности – 75% и 55% соответственно (рекомендуемые их величины 80% и 60%) также подтверждают недостаточную физическую нагрузку на уроке. Заключение. Условия проведения и организации урока физической культуры и здоровья в 5-ом классе общеобразовательной школы не соответствуют гигиеническим требованиям. Рекомендации: 1. Проводить уроки физической культуры и здоровья 3-им или 4-ым по счету в режиме дня. 2. Соблюдать санитарно-гигиенические требования к условиям проведения урока. 3. Выполнять рекомендации, касающиеся длительности урока и его структурных частей. 4. Учитывая физическую подготовленность и состояние здоровья учащихся, увеличить физическую нагрузку на уроке.
ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Кучма, В.Р. Гигиена детей и подростков: учеб./ В.Р. Кучма, М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. 174-196 с. Дополнительная 2. Гигиена детей и подростков: Руководство для санитарных врачей /Под ред. Г.Н. Сердюковской и А.Г Сухарева. М.: Медицина, 1986.– 186-220 с. 3. Руководство для врачей школ /Под ред. Г.Н Сердюковской, М.: Медицина, 1983. 154-167 с. 4. Лебедева, Н.Т. Профилактическая физкультура для детей /Н.Т. Лебедева. Минск: Высшая школа, 2004, 190 с. 5. Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков./А.Г.Сухарев, М., Медицина, 1991. – 272 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ Мотивационная характеристика темы ……………………….. 3 Учебный материал ………………………………………………7 Организация физического воспитания в дошкольных учреждениях …………………………………………………… 16 Организация физического воспитания в общеобразовательных учреждениях ………………………… 54
Гигиенические требования к организации занятий учащихся специальной медицинской группы …………………………… 73 Задания для самостоятельной работы ……………………..….. 79 Литература ……………………………………………………… 84 Приложения …………………………………………………….. 86
Приложение 1 Методика проведения функциональных проб (из Методических рекомендаций «Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста» МЗ СССР от 23.12.82 г., № 08-14/12)
При определении медицинской группы по физкультуре, а также при допуске к занятиям физкультурой после заболеваний необходимо проводить функциональную пробу: пробу Мартинэ-Кушелевского (10-20 приседаний за 15-20 сек). Детей предварительно обучают данному движению, чтобы они приседали ритмично, глубоко, с прямой спиной. Дети 3-4 лет могут держаться за руку взрослого, которой регулирует их движения по глубине и ритму, им рекомендуется 10 приседаний. Пробу проводят следующим образом: ребенок садится на стульчик у детского стола, ему надевают манжетку для измерения артериального давления, спустя 1-1,5 мин ( когда исчезает рефлекс исчезает и возбуждение, вызванное наложением манжеты) каждые 10 сек определяют частоту сердечных сокращений до получения 2-3 близких показателей и берут их них средний и записывают в графу «до нагрузки». Одновременно определяют характер пульса (ровный, аритмия и т.д.). После этого измеряют артериальное давление. Эти данные тоже записывают как исходные до нагрузки. Затем, не снимая манжеты (резиновую трубку отсоединяют от аппарата и закрепляют за манжету), ребенку предлагают сделать приседания. Приседания ребенок делает под четкий счет взрослого. После окончания дозированной нагрузки ребенка сразу сажают и в течение первых же 10 секунд определяют частоту сердечных сокращений, затем быстро измеряют артериальное давление и продолжают подсчет частоты сердечных сокращений по 10-секундным интервалам до возвращения ее к исходной. После этого второй раз измеряют артериальное давление. Визуально следят за частотой и характером изменения дыхания.
Образец записи результатов функциональной пробы
Приложение 2 Колебания частоты сердечных сокращений (удары в минуту) при различных физических упражнениях у детей 5 – 7 лет (из Методических рекомендаций «Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста» МЗ СССР от 23.12.83 г.)
* Данная частота сердечных сокращений достигается в конце 1-ой, начале 2-ой мин выполнения упражнения и практически не изменяется на протяжении всего времени выполнения упражнения.
Приложение 3
Внешние признаки утомления (из Методических рекомендаций «Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста» МЗ СССР от 23.12.83 г.)
Приложение 4 Показатели для назначения медицинской группы при некоторых отклонениях в состоянии здоровья у учащихся
продолжение приложения 4
продолжение приложения 4
продолжение приложения 4
Приложение 5
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |