Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Медицинский контроль за физическим воспитанием



2019-12-29 370 Обсуждений (0)
Медицинский контроль за физическим воспитанием 0.00 из 5.00 0 оценок




              в общеобразовательном учреждении

Должностные обязанности медицинских работников общеобразовательных учреждений предусматривают контроль за физическим воспитанием и включают:

1) медицинское освидетельствование детей и подростков с целью определения групп здоровья и физических нагрузок и группы (основной, подготовительной, специальной, ЛФК) занятий физкультурой;

2) оформление медицинской документации (запись в медицинскую карту учащегося, назначение физкультрецептов, заполнение листка здоровья класса;

3) врачебно-педагогические наблюдения за всеми формами физического воспитания (гимнастика до занятий, уроки физкультуры, динамические перемены, физкультминутки на общеобразовательных уроках, работа спортивных кружков и секций и т.д.);

4) профилактику травматизма;

5) врачебно-консультативную работу;

6) санитарно-просветительную работу, пропаганду оздоровительного влияния физической культуры, одного из важнейших компонентов здорового образа жизни.

1. Медицинское освидетельствование состояния здоровья осуществляется при углубленных осмотрах детей, подростков в декретивные сроки. Обследование выполняет не только педиатр, но и бригада врачей из поликлиники – невропатолог, отоларинголог, окулист, хирург-ортопед, стоматолог, логопед, по показаниям – психиатр и другие специалисты. Кроме того, ежегодно врачом педиатром проводится комплексная оценка здоровья с применением функциональных проб, что позволяет выявить реакцию сердечно-сосудистой системы и дыхательной систем на физическую нагрузку.

В заключение по итогам обследования каждому учащемуся должны быть определены: группа здоровья; группа для занятий физической культуры; рекомендации педагогу по двигательному режиму (физкультрецепт), противопоказания и назначения обследуемому.

   С учетом комплексной оценки здоровья (проводимой до 15 сентября) ежегодно (учащиеся, не прошедшие медицинский осмотр к занятиям физической культуры, не допускаются) дети и подростки распределяются на группы для занятий физкультурой: 1) основную (ОГ); II) подготовительную (ПГ); III) специальную медицинскую (СМГ); IV) лечебной физкультуры (ЛФК) (Пр.4).

Основная группа включает детей I и частично II группы здоровья – с небольшими функциональными отклонениями со стороны сердечно-сосудистой системы при общем хорошем самочувствии. Им разрешены все виды физического воспитания, предусмотренные учебно-воспитательной программой, как в режиме дня, так и в режиме недели. Школьники основной группы могут заниматься в спортивных секциях (Приложение 5).

В подготовительную группу  входят дети II группы здоровья – с задержкой физического развития и небольшими функциональными нарушениями деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, перенесшие острые инфекционные болезни (грипп). Временно пополняют эту группу дети, перенесшие простудные заболевания и др.

Физическое воспитание детей основной и подготовительной групп проходит вместе, но для последней нагрузку ограничивают за счет сокращения кратности повторений, замены трудных движений более легкими, облегчения исходного положения (например, наклоны с широко расставленными ногами вместо наклонов из исходного положения ноги вместе).

Учащиеся как основной, так и подготовительной групп сдают установленные контрольные нормативы, при этом школьники, относящиеся к подготовительной группе, нуждаются в некоторых ограничениях нагрузок и в более постепенном освоении комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением организму повышенных требований.

Для учащихся подготовительной группы с отклонениями со сторонысердечно-сосудистой системы рекомендуется использовать физические нагрузки, направленные преимущественно на развитие выносливости. Основными средствами являются ходьба, дозированный бег умеренной интенсивности, плавание, упражнения на тренажерах, подвижные и спортивные игры (по упрощенным правилам), упражнения на развитие равновесия, дыхательные упражнения, средства закаливания, самомассаж, водные процедуры.

Не рекомендуется выполнять прыжки в длину с места и поднимать туловище (для девочек) из положения лежа, упражнения с задержкой дыхания, натуживанием, статическим напряжением.

Учащимся подготовительной группы с нарушением функции органов брюшной полости, малого таза, можно выполнять упражнения для улучшения осанки, укрепления мышц брюшного пресса и тазового дна, дыхательные упражнения. Им необходимы массаж, самомассаж, водные процедуры.

Не следует делать наклоны туловища из положения сидя, подтягиваться на перекладине (для мальчиков), поднимать туловище из положения лежа (для девочек), прыгать в длину с места, снижается нагрузка на мышцы брюшного пресса.

Учащимся с анатомическими дефектами опорно-двигательного аппарата, отстающим в физическом развитии (при массе и росте в пределах минус σ по сравнению с возрастными стандартами), нарушениями осанки, плоскостопием, остаточными явлениями и последствиями закрытых травм черепа (не ранее чем через год после занятий в специальной группе) физические нагрузки подбирают строго индивидуально!

 Болезни органов зрения – исключаются прыжки, кувырки, упражнения с натуживанием, стойки на руках и голове.

Специальную медицинскую группу составляют дети с хроническими заболеваниями (III группа здоровья), частыми обострениями. Это дети, нуждающиеся в специальных занятиях. Для них уроки (занятия) физкультурой необходимы больше, чем для здоровых детей. Физической культурой с ними занимаются специально подготовленные преподаватели. Уроки (занятия) физкультурой ведутся в рамках учебного расписания параллельно с уроками физкультуры для здоровых детей. Кроме того, дети СМГ должны выполнять специальные домашние задания по физкультуре, тщательно соблюдать специфический двигательный режим, предложенный врачом, преподавателем физкультуры.

Специальная медицинская группа оформляется приказом директора школы. Комплектование СМГ проводится медицинским работником школы весной (в конце учебного года), так как в задачу медицинского осмотра входят рекомендации по выравниванию отклонений здоровья в летний период. В начале учебного года списки СМГ уточняются.

Группа лечебной физкультуры включает детей с заболеваниями сердца, хроническими пневмониями III степени, с частыми приступами бронхиальной астмы, хроническими гастритами, энтеритами, колитами, нефритами, эндокринными заболеваниями (гипертиреоз, диабет, ожирение и др.), сколиозами II и III степени. С этими детьми занимаются в специально оборудованных залах поликлиники и общеобразовательных учреждениях в специально отведенное время (2-4 раза в неделю). Кроме того, дети и подростки должны выполнять примерный объем ежедневной и недельной двигательной активности, конкретные рекомендации с перечнем упражнений и кратностью их выполнения – физкультрецепт, который дает детям врач во время осмотров. Медицинские работники обязаны следить за выполнением физкультурных назначений.

2. Оформление медицинской документации является основой для контроля выполнения назначений врача воспитателями, учителями, родителями. Запись в медицинской карте (карте развития ребенка) должна отражать все параметры здоровья, иметь четкие заключения (указывается группа здоровья и группа по физкультуре) и назначения. В последних перечисляют все целесообразные для данного ребенка формы физического воспитания и необходимые физкультрецепты. Кроме того, в листке здоровья, который оформляется в каждом классе школы заполняют графы: отклонения в здоровье (диагноз), отставание в развитии, группа здоровья, группа по физкультуре и назначения. К сожалению, последнюю графу часто заполняют формально (например, консультация ортопеда, соблюдение режима и т.д.)

3. Врачебно-педагогические наблюдения за физическим воспитанием детей осуществляются при посещении урока, динамической перемены, занятий спортивных секций, прогулок и т.д. К выполнению контроля целесообразно привлечь учителя, завуча школы, отвечающих за педагогический аспект физического воспитания. Совместное посещение, например урока физкультуры, позволит выявить достоинства и недостатки и сразу же устранить последние либо наметить совместные мероприятия для дальнейшей оптимизации физического воспитания.

Оценка любой формы физического воспитания и прежде всего занятия и урока физической культуры и здоровья выполняется по следующей схеме:

·  соответствие содержания урока и величины нагрузки состоянию здоровья, уровню физической подготовленности, возрасту и полу учащихся;

·  методически правильное построение с выделением отдельных структурных частей урока, обеспечением оптимальной общей и моторной плотности, физиологической нагрузки;

·   выполнение физических упражнений, содействующих укреплению здоровья, гармоническому развитию и формированию правильной    осанки;

·  место урока физкультуры в расписании учебного дня и недели;

·  проведение урока в специальном помещении (спортивном или гимнастическом зале), на специально оборудованных площадках пришкольных участков, стадионе, лыжной трассе или в бассейне;

·  выполнение учащимися упражнений в спортивной одежде и обуви, при температурных условиях, обеспечивающих закаливание организма.

Уроки по физической культуре в школе должны проводиться не реже 2 раз в неделю. Сдвоенные уроки допускаются только по лыжной подготовке.

Для определения общей плотности урока учитывают полезно затраченное время урока, т.е. время, затраченное на выполнение движений, объяснение и показ упражнений, страховку, оценку и т.д. Общую плотность урока определяют отношением полезно затраченное времени к общей продолжительности урока и выражают в процентах. На правильно организованном уроке общая плотность должна приближаться к 100%.

Моторная (двигательная) плотность урока представляет собой суммарное время двигательной активности одного ученика в течение всего урока, выраженное в процентах.

Величина моторной плотности зависит от типа урока, а также от многих других факторов – от возраста учащихся, количества учащихся в классе, числа мальчиков и девочек, уровня физической подготовленности и т.д.

          Примерные величины моторной плотности уроков

                            физической культуры

   Тип урока                                                           Моторная плотность

Вводный урок                                                            10%- 40%

Урок ознакомления с новым материалом               20% - 40%

Урок разучивания нового материала                       30% - 50%

Урок закрепления и совершенствования           

нового материала                                                      50% - 80%

Контрольный урок                                                    40% - 50%

Комбинированный урок                                            40% - 60%

Сюжетные уроки (сказка, путешествие и др.),

урок-соревнование                                                     30% - 60%

Урок – круговая тренировка                                     50% - 80%.

    Наиболее информативным показателем реакции организма на физическую нагрузку является частота пульса. По динамике ее изменения на протяжении урока физкультуры и в восстановительном периоде оценивают правильность построения урока, соответствие нагрузки функциональным возможностям организма школьника. Частоту пульса определяют за 10-секундные отрезки времени – до урока, после подготовительной части, на высоте основной, после основной, после заключительной части и в течение 3-5 мин в восстановительном периоде. Полученные данные используют для построения кривой физиологической нагрузки.

    Нормальная физиологическая кривая представляет собой восходящую линию, которая может подниматься в основной части урока на 80-100% (основная медицинская группа) по отношению к исходному уровню, с несколькими зубцами, соответствующими выполнению наиболее интенсивных упражнений. В заключительной части урока должна наблюдаться выраженная тенденция к снижению кривой. Разница исходных и конечных показателей не должна превышать 20%. Незначительный подъем кривой свидетельствует о малой нагрузке на уроке, не обеспечивающей тренирующего эффекта.

    При правильной организации урока физической культуры и здоровья частота пульса у детей после подготовительной части должна увеличиться на 50-60% от исходного, в основной части – на 70-90%, после заключительной части – на 10-15% и восстанавливаться через 3-5 минут после окончания урока.

  Правильное чередование различных по трудности и интенсивности упражнений способствует значительным колебаниям пульса и оказывает посильный тренирующий эффект, который выявляется по среднему за урок пульсу (сумма частоты пульса за урок, деленная на количество измерений). Средний пульс учащихся 7-14 лет равен 140-160 ударов в минуту.

Врачебно-педагогический контроль урока физкультуры включает оценку реализации учителем здравоведческих разделов учебных программ. Последние содержат ряд базовых тем знаний и умений, которые осваиваются в предмете «Физическая культура» с 1-го по 11-й класс.

Каждая из тем преподается с учетом особенностей и уровня подготовленности в предыдущем классе. Например, тема «Значение физкультуры для здоровья и жизни человека». К окончанию 1-го класса ученик должен знать, как сделать сильными мышцы, как научиться правильно дышать, уметь напрягать и расслаблять мышцы, задерживать дыхание не менее 20 с.

К окончанию 2-го класса – знать пользу утренней гимнастики и подвижных игр, уметь правильно выполнять комплекс упражнений утренней гимнастики, физкультминутки в школе и дома.

В 3-м классе – знать, почему работа мышц улучшает здоровье, как физкультурные навыки могут спасти жизнь, уметь выполнять точные и быстрые упражнения, плавать.

К окончанию 4-го класса – знать, почему физические упражнения доставляют радость (удовольствие) человеку, уметь использовать двигательный отдых в школе и дома.

Кроме того, в каждом разделе учебной программы по физкультуре дается специфика сохранения здоровья, например, специфика одежды, ухода за кожей при занятиях плаванием, лыжной подготовкой,  легкой атлетикой.

Изучение здравоведческих вопросов на уроках физкультуры интегрируется с их преподаванием в других учебных предметах (человек и мир, география, биология, физика, химика и др.). Важно не копировать, а совершенствовать знания и умения учащихся с позиций разных учебных предметов.

Для подведения итогов усвоения здравоведческих разделов используются экспресс-тесты в ходе уроков и в конце каждой учебной четверти.

По такому же типу проводится обучение и осуществляется медико-педагогический контроль в средних и старших классах.

Результаты медико-педагогического контроля записывают по следующей схеме.

1) Форма физического воспитания (урок, физкультурное занятие, динамическая перемена и т.д.), школа, класс. Число детей по списку, из них присутствуют; место физического воспитания в режиме дня (например, второй урок (9.00-9.45); фактическая длительность; хронометраж с последующим расчетом общей и моторной плотности; оценка физиологических сдвигов на примере двух учащихся; индивидуализация нагрузок (указать, в чем она состояла); гигиенический материал, предусмотренный учебной программой (перечислить); домашнее задание (указать его содержание).

2) Оценка условий занятия: площадь зала; температура до и после занятия, вентиляция (ее исправность); освещение (световой коэффициент, удельная мощность); оборудование и его санитарное состояние, место хранения; оборудование и чистота раздевалок; режим уборки помещений, его выполнение; спортивная форма и личная гигиена детей; наличие правил внутреннего распорядка и их выполнение.

3) Анализ материалов по пунктам 1 и 2.

4) Предложения по материалам контроля: учителю, администрации. Обобщенные материалы обсуждаются на педсоветах.

   4. Профилактика травматизма – еще один аспект работы врача по контролю за физическим воспитанием детей. Из-за упрощенного представления о причинах травм этот контроль часто выполняется не полностью, ограничивается контролем за страховкой и ее правильностью. Вместе с тем 75-90% травм являются следствием неудовлетворительной подготовки мест занятий (неправильное размещение и использование спортивного оборудования, его неисправность), нарушения методических правил ведения урока, его подготовительной части, обучения детей технике приземления, падения (например, при передвижении на лыжах), допуска к занятиям детей, перенесших острые заболевания, без текущего медицинского освидетельствования, а также следствием нарушения правил гигиены (выполнение упражнений натощак, после недосыпания, несоответствие гигиеническим требованиям одежды и обуви).

Комплекс мероприятий по профилактике травматизма выполняется при контроле за любой формой физического воспитания (урок физкультуры и здоровья, динамическая перемена, спортивные соревнования и т.д.). Каждая травма (ушиб, ссадина, растяжение, перелом, сотрясение мозга и т.д.) должна регистрироваться преподавателем (тренером) с дальнейшим разбором ее причин.

5. Врачебно-консультативная работа - это прежде всего определение функциональной готовности детей к сдаче нормативных тестов, участию в соревнованиях, туристских походах.

При решении вопросов о допуске ребенка к занятиям в спортивных кружках, секциях, а также о допуске школьников к сдаче нормативных тестов оценивается функциональная готовность организма. Участие в соревнованиях, в сдаче нормативных требований функционально не готовых детей наносит вред здоровью: вызывает перенапряжение, травмы, болезни и даже детальные исходы. Неудачи надолго отталкивают детей от дальнейших занятий физкультурой.

При определении функциональной готовности организма необходимо учитывать следующие показатели:

1) реакцию сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку субмаксимальной мощности.

2) уровень физического развития и полового созревания. При задержке физического развития, его дисгармоничности, а также задержке полового развития, как правило, отмечают низкую реактивность и низкие показатели ЧСС и АД при функциональной пробе с замедленным восстановителем. Таких детей следует считать функционально не готовыми. Повышенная реактивность сердечно-сосудистой системы при функциональной пробе с большими величинами пульса и артериального давления, наличием бесконечного тона при определении минимального давления часто встречается у рослых школьников, опережающих своих сверстников по уровню физического развития и полового созревания. Такие школьники должны заниматься физкультурой в подготовительной группе без допуска к соревнованиям.

3) состояние предболезни – недомогание, а также неполное восстановление после перенесенных заболеваний. Окончательное решение о готовности (неготовности) школьника к сдаче нормативных тестов и участию в соревнованиях принимают при сопоставлении результатов функциональной пробы, физического развития, половой зрелости и заболеваемости. От сдачи нормативных требований полностью никто не освобождается. Все учащиеся могут и должны сдать теоретический курс: знать правила личной гигиены, влияние физических упражнений на развитие организма и предупреждение заболеваний; продемонстрировать навыки личной гигиены и комплекс утренней гигиенической гимнастики, элементы самоконтроля. Принимает зачеты медицинский работник школы и преподаватель физкультуры. При сниженной функциональной возможности сердечно-сосудистой системы учащиеся могут сдавать нормативы по метанию и прыжкам, так как их выполнение в основном связано с развитием силовых качеств и не требует длительного напряжения сердечно-сосудистой системы.

Недопустимо формальное разрешение или запрещение учащимся сдавать нормы и участвовать в соревнованиях, что является прямым невыполнением функциональных обязанностей медицинских работников.

Санитарный надзор за местом и условиями проведения соревнований (сдачи нормы) осуществляет медицинский работник совместно с местной санитарно-эпидемиологической службой с привлечением административно-хозяйственного персонала школы.

Медико-санитарное обеспечение физкультурных праздников, дней здоровья, внутри- и межшкольных соревнований включает проверку правильности допуска участников к соревнованиям (наличие медицинского заключения) и состояния специального оборудования, инвентаря, одежды и обуви участников (соответствие их гигиеническим требованиям и нормам безопасности), а также общих гигиенических условий и режима проведения соревнований (праздника, дня здоровья). Сценарий праздников, дней здоровья согласовывают с медицинскими работниками школ.

Медицинское обеспечение туристских походов, путешествий и экскурсий предполагает работу в различных направлениях. Участнику похода необходимо не только хорошая физическая подготовленность, но и определенный уровень закаленности, ибо точно предсказать погодные условия (температуру, влажность, скорость движения ветра, осадки) невозможно. Любой, даже однодневный туристский поход требует существенной и длительной подготовки. Важно учесть сложность похода и его длительность.

6. Санитарно-просветительная работа по физическому воспитанию- важная обязанность медицинских работников школы. Ее эффективность в конкретном общеобразовательном учреждении зависит от использования показателей здоровья детей, фактических гигиенических навыков.

Медицинский работник должен проводить воспитательную работу с детьми, воспитателями, учителями, родителями.

Работа с детьми осуществляется индивидуально при медицинском освидетельствовании, физкультурных назначениях, а также при подведении итогов знаний и умений детей на физкультурных праздниках, специальных занятиях, беседах. Медицинский работник использует наглядные пособия, приводит положительные примеры знаний и умений сверстников.

Гигиенические знания и умения могут быть получены детьми во время игр, праздников, дней здоровья. Они должны быть построены увлекательно и интересно (игры, стихи, песни, сюрпризы и т. д.). Тематические праздники могут идти под девизами: «Чистота – залог здоровья», «Красивым и стройным может стать каждый», «Физкультура и труд – здоровье дают», «Путешествие в страну Спортландию» и т.д. Обязательная часть праздника – викторины, конкурсы (например, «Викторина «Айболит»», «Конкурс чистюль»). Украсят праздники специальное оформление помещений, соответствующие атрибуты, выступления не только детей, но и взрослых. Медицинские работники принимают непосредственное участие в подготовке таких праздников (помогают в составлении сценариев, контролируют правильность их содержания). С более старшими детьми гигиеническое обучение лучше осуществлять индивидуально при их медицинском освидетельствовании.

Санитарно-просветительная работа врача с учителями сводится к оценке правильности и уровня доступности изложения гигиенического материала. Медицинский работник обязан пополнять методический кабинет школы соответствующей литературой и наглядными пособиями, проводить открытые занятия для учителей; оказывать методическую помощь при подготовке к занятиям, урокам на гигиенические темы; участвовать в составлении сценариев физкультурных праздников, дней здоровья.

   Санитарно-просветительная работа врача с родителями  преследует цель обеспечить преемственность физического воспитания в дошкольном учреждении, школе и дома. Активное участие родителей в «малых формах» физического воспитания детей (утренняя гимнастика, подвижные игры на прогулках, турпоходы в выходные дни и каникулярное время) не только поддерживает их интерес к физической культуре, но и сохраняет здоровье членов семьи. Полезны совместные посещения бассейнов, прогулки на лыжах, катание на коньках. Формируя у родителей интерес к физической культуре, медицинский работник консультирует их, как более эффективно (с большей пользой для здоровья) обеспечивать семейный двигательный отдых, какие ошибки при этом могут быть допущены. В работе с родителями следует уходить от устаревших форм, таких, как лекции на общую тему о пользе физкультуры. Нужна конкретная работа с группой родителей, отдельной семьей, Дети и родители очень любят участвовать в спортивных праздниках «папа, мама, я – спортивная семья», «Я и мои сестры» и т.п.

   Об эффективности оздоровления детей и подростков средствами физической культуры следует судить по активности детей (участию в различных формах физического воспитания, выполнению двигательного режима), изменению уровня функционирования физиологических систем, сформированности потребности в ежедневной двигательной активности и ее реализации.

    



2019-12-29 370 Обсуждений (0)
Медицинский контроль за физическим воспитанием 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Медицинский контроль за физическим воспитанием

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (370)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)