вводная | О с н о в н а я |
Заключи- тельная | ||||
Общераз- виваю- щие упражне- ния | Основ- ные дви- жения | Подвиж- ные игры | ||||
3 – 4 | 20 | 2 | 4 | 9 | 3 | 2 |
4 – 5 | 25 | 3 | 5 | 11 | 3 | 3 |
5 – 6 | 30 | 3 | 6 | 13 | 4 | 4 |
6 – 7 | 35 | 3 | 8 | 15 | 5 | 4 |
В зависимости от поставленной задачи, программного материала, места проведения (в зале, на улице, в бассейне), структура и продолжительность частей занятия может меняться при условии соблюдения нагрузки физиологическим возможностям ребенка.
От правильной организации выполнения физических упражнений зависит моторная плотность занятия, объем двигательной активности ребенка. Существуют фронтальный, групповой и индивидуальный способы организации детей. Для фронтального способа характерно выполнение всеми детьми одинаковых заданий. При групповом способе группа делится первоначально на 2, позже на 2-4 подгруппы, каждая из которых выполняет свое задание. Через некоторое время подгруппы меняют вид движения. Групповой способ требует не только двигательной, но и организационной подготовленности детей, поэтому используется, как правило, в старшем дошкольном возрасте. Первая подгруппа под непосредственным руководством воспитателя (руководителя физвоспитания) выполняет более сложное или новое, или требующее страховки упражнение. Вторая (3-я, 4-я) подгруппа выполняет упражнение относительно самостоятельно, поэтому его подбор надо тщательно продумать. Упражнение должно быть знакомо детям; при его выполнении детям не требуется поддержка и страховка; упражнение должно иметь характер конкретного задания и тем самым приучать детей контролировать свои действия (например, детям можно дать задание: отбивать мяч от пола, не выпуская его из круга; вести мяч по дорожке с последующим броском в кольцо; прокатывать мяч с попаданием в цель; прыгать со скалкой – кто прыгает дальше всех и др.).
Индивидуальный способ организации может иметь место при разучивании нового упражнения. Он дает возможность воспитателю осуществить контроль за техникой его выполнения.
Эффективность каждого способа организации детей зависит от того, каков порядок выполнения упражнений. В зависимости от двигательной характеристики, упражнения выполняются детьми одновременно, пооче-
редно или поточно.
Например, вводная часть любого физкультурного занятия и общеразвивающие упражнения основной части при фронтальной организации выполняются одновременно. При выполнении основных движений такой порядок действий удобен, например, для прыжков со скакалками, для ведения мяча на месте и в движении, для ползания по-пластунски и др.
Упражнения, требующие страховки, выполняются поочередно. При поочередном выполнении дети действуют по одному или сразу по несколько человек в зависимости от физических характеристик движения. Так. прыжки в длину с места выполняются поочередно, по 3-4 человека, а прыжки с разбега - поочередно по одному.
Упражнения, характеризующиеся длительностью действия (ползание, равновесие - продвижение по скамейке, дорожке) выполняются поточно. Поточно выполняются и объединенные в одно задание несколько основных движений, например: прыжок в длину с места, ползание на четвереньках по скамейке, перелезание любым способом, прыжок в длину с места и др.
Плотность потока (друг за другом, или тройка за тройкой, четверка, пятерка) зависит от вида движения, подготовленности детей и места проведения.
Физкультминутка – комплекс специальных упражнений и (или) игро-вых заданий для отдельных групп мышц. Физкультминутка проводится на занятиях малоподвижного характера с целью освобождения от мышечного и умственного напряжения, создания положительных эмоций, подъема актив-ности детей. Упражнения могут быть представлены подвижными играми, которые решают одну из программных задач занятий, так и комплексами, включающие 3-4 общеразвивающих упражнения, которые выполняются в течении 1,5-3 минут (для плечевого пояса, рук, для туловища, ног, гимнастика для глаз на занятиях, требующих напряжения зрения). Физкультминутки проводятся как двигательный игровой компонент по заданию воспитателя. Сигналом к проведению физкультминутки является двигательное беспокойство детей, снижение их внимания. Завершают физкультминутку - упражнения на расслабление (потряхивание кистей рук и стоп ног) или спокойная игра.
Физкультурная пауза – перерыв между занятиями, во время которого проводятся игры, игровые задания, комплексы упражнений. Физкультурная пауза необходима для снятия эмоционального напряжения и утомления у детей, сформировавшегося в процессе занятий с умственной нагрузкой, повышения двигательной активности детей.
Упражнения после дневного сна содействуют постепенному переходу организма из состояния сна в бодрствование, повышают эмоциональный и мышечный тонус, способствуют эффективному закаливанию, хорошо сочетаются с водными процедурами.
Организованная двигательная активностьна прогулках (утреннейи вечерней) направлена на совершенствование двигательных действий, воспитание личностных качеств в игровой деятельности. Для подвижных и спортивных игр используют игровой материал и пособия в соответствии с утвержденным типовым перечнем физкультурного и спортивного инвентаря и оборудования для учреждений дошкольного образования. Спортивные игры проводятся по упрощенным правилам.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулкекак форма работы имеют различные варианты: проводятся но типу физкультурных занятий со своей группой одновременно или по подгруппам. Здесь решается целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Подбор упражнений подчинен тем же требованиям (обеспечение нагрузки на все группы мышц, разная интенсивность с постепенным повышением нагрузки и снижением ее в конце), что и к физкультурным занятиям. При их проведении обеспечивается достаточно высокая моторная плотность - 80-85%.
Однако подвижные игры и физические упражнения на воздухе нельзя отождествлять с физкультурными занятиями. Главное отличие их в том, что первые проводятся в более непринужденной форме, длительность их меньше. Здесь шире учитываются интересы детей, разнообразие видов и форм проведения:
- комплекс из однотипных физических упражнений так называемого тематического характера. Например, только из основных движений или элементов одной -нескольких спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей) или спортивных упражнений (лыжи, коньки и т.д.);
- подвижные игры (2-4 игры) разной подвижности и на разные движения;
- комплексы подвижных игр и физических упражнений с определенной направленностью для дифференцированной работы с детьми (развитие ловкости, упражнения в основных видах движений и пр.). Например, подбираются различные упражнения в метании: метание мяча малого размера (8-10 см) назад, в сторону и бег за ним; подкидывание мяча вверх с одновременным подпрыгиванием, ловля; бросание мяча вдаль
- "кто дальше?", прокатывание мяча по скамейке (одним толчком) - "чей мяч дальше укатится?";
- сюжетные игры с движениями: "Альпинисты", "Туристы", "Пограничники" и др.;
- игры с элементами спортивного ориентирования;
- индивидуальная работа с детьми;
- самостоятельная двигательная деятельность детей при опосредованном руководстве воспитателя (руководителя физвоспитания);
Общее время двигательной активности детей на прогулке не менее 60-70% ее продолжительности. Важно обеспечить разнообразие физических упражнений.
Обогащению двигательной деятельности способствует вынос на прогулки разнообразных физкультурных пособий и оборудования. Помимо стандартного оборудования, целесообразно выносить легко переносные пособия типа досок, лесенок, легких ящиков, из которых дети могут по желанию составлять разнообразные комплексы для выполнения тех или иных движений.
Особое внимание следует уделить второй половине дня. Целесообразно включить в этот период физкультурный досуг длительностью 15-20 минут, прогулки за пределы участка детского сада.
Коррекционное занятие – комплекс мероприятий медицинского и психофизиологического характера, которые направлены на восстановление индивидуального здоровья детей. Коррекционное занятие проводится руководителем физического воспитания и (или) воспитателем с подгруппами детей при наличии единых медицинских показаний и противопоказаний и (или) индивидуально. При наличии единых медицинских показаний и противопоказаний к занятиям физическими упражнениями могут быть созданы разновозрастные группы детей. Коррекционные комплексы упражнений включают в распорядок дня. Для выполнения коррекционных упражнений в домашних условиях организуется консультирование родителей.
Физкультурный досуг является формой коллективного деятельного отдыха. Проводится с участием 1-2 групп учреждения дошкольного образования, способствует совершенствованию двигательных умений, формированию личностных качеств детей.
Содержанием его являются физические упражнения, которые имеют форму веселых игр. забав и развлечений. Задача воспитателя (руководителя физвоспитания) – привлечь детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных двигательных действиях. При подборе содержания досуга лучше использовать занимательные сюжеты: "Поездка в лес", "У нас в гостях Петрушка" и т.п. Большая часть основного времени досуга (60-80%) должно быть заполнено движениями. Предусматривается в основном фронтальная работа с детьми, но при этом обеспечивается смена мышечной и эмоциональной нагрузки.
Важно приучить детей к самостоятельному участию в совместных упражнениях, играх, развлечениях, побуждая ребенка к проявлению своих возможностей.
Физкультурный праздник – форма совместного отдыха детей, коллектива сотрудников учреждений дошкольного образования и родителей. Проводится с участием 1-2 или нескольких учреждений дошкольного образования с целью приобщения детей к массовой физической культуре, формирования потребности в здоровом образе жизни, воспитания нравственных качеств личности, дружеских отношений.
Физкультурные праздники проводятся 2-3 раза в год
Задачи физкультурного праздника - привлечь детей к участию в коллективных и индивидуальных действиях, обогатить их яркими впечатлениями, доставить радость от ощущения свободы и красоты движений в играх, забавах, танцах и хороводах.
В программу праздника включаются физические упражнения, игры с элементами спорта, подвижные игры, спортивные упражнения, игры-эстафеты, а также занимательные викторины и загадки. На праздник к детям приглашаются школьники, спортсмены, активными его участниками являются родители.
Содержание праздника разнообразят спортивные танцы детей. Кроме игр и упражнений, в сценарий могут быть включены песня, одно - два стихотворения, загадки физкультурной тематики. Очень оживят праздник выступления детей с физкультурными упражнениями, танцами со скакалками, лентами, мячами и другими предметами. Эти номера подготавливаются обычно заранее на физкультурных и музыкальных занятиях, но можно использовать выступления-экспромты, например, поскакать под музыку со скакалками.
Кульминационным моментом праздника являются сюрпризы. В одном сценарии можно предусмотреть несколько маленьких и один большой, главный сюрприз. Маленькие сюрпризы предваряют очередной номер программы. Большой сюрприз выражает главную идею праздника или является самым веселым его моментом, особенно если связан с раздачей подарков или угощения детям.
Заканчивается праздник построением команд. Жюри объявляет победителя, и участникам праздника вручаются памятные сувениры.
День здоровья – активная форма отдыха в учреждении дошкольного образования, направленная на формирование понимания ценности «здоровья» проводится не реже одного раза в квартал. Содержание дня здоровья обращено на повышение физической активности детей во всех видах деятельности на протяжении дня и включает проведение подвижных игр, музыкальных и спортивных развлечений, конкурсов, выставок, конференций, туристических походов.
Воспитательная работа в этот день направлена на создание условий для активного отдыха детей, в связи с чем отменяются все занятия. В теплое время года желательно, чтобы дети максимально находились на открытом воздухе в течение дня, в холодное время года - пребывание детей на воздухе по возможности увеличивается. В День здоровья необходимо обеспечить достаточно высокую двигательную активность детей. Этому могут способствовать подвижные и дидактические игры, в которых основными видами движений являются прыжки, метание, лазание, бег. В самостоятельных играх эти виды движений занимают значительное место.
Количество игр в течение дня планируется от 4 до 6. Продолжительность каждой игры 6-8 минут.
Простейший туризм (пеший, лыжный), ф изкультурное занятие с элементами туризма представляют собой пешие и лыжные прогулки. Проводятся в естественных условиях с целью реализации двигательной потребности детей, совершенствования функционального состояния опорно-двигательного аппарата, повышения выносливости и устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Длительность пеших и лыжных прогулок зависит от возраста, физической подготовленности детей, погоды и времени года.
Пеший и лыжный туризм закрепляет и совершенствует двигательные навыки и умения детей в естественных условиях. Дозировка прогулок зависит от возраста и двигательной подготовленности детей. Она также меняется в зависимости от времени года, погоды. Расстояние пеших и лыжных прогулок от одной возрастной группы к другой увеличивается от 1 до 5 километров (в обе стороны) и предусматривает на пути место для отдыха, игр, развлечений. В проведении прогулок за пределы детского сада участвуют двое взрослых.
Самостоятельная двигательная деятельность.
Самостоятельные движения детей всех возрастов должны составлять не менее 2/3 объема их общей двигательной активности. Этому способствует создание физкультурно-игровой среды, дающей возможность переходить от "чисто двигательной" деятельности к игровой и наоборот.
Руководство самостоятельной двигательной деятельностью предусматривает следующие обязательные моменты:
- закрепление в режиме для специального времени для самостоятельной деятельности;
- владение воспитателем специальными опосредованными методами активизации движений детей;
- достаточное место для движений, нужное количество, разнообразие, сменяемость пособий.
Новые формы физического воспитания .
Ритмическая гимнастика, спортивный танецпозволяют избирательно воздействовать на определенные мышечные группы в широком диапазоне динамичных и статических напряжений, поэтому наиболее ценны для детей с функциональными отклонениями в развитии костно-мышечной системы. Музыкальное сопровождение повышает интерес детей к занятиям, его можно рекомендовать для утренней гимнастики физкультурного занятия, а фрагменты - для физкультминуток.
Ритмопластика. Включает упражнения ритмического, пластического, хореографического, акробатического и спортивно-гимнастического характера. Занятия проводятся в спортивном или гимнастическом зале.
Гидропластика. Новая эффективная форма, которая предназначена для стимулирования работы сердечнососудистой, нервной, дыхательной систем детского организма. Вода благотворно влияет на детский организм, снижает возбудимость, улучшает сон, делает гладкой кожу. Эффект влияния физических упражнений в воде заключается в следующем: за счет водного сопротивления невозможно выполнить движения так же, как они могут быть выполнены в воздушной среде. Значительно большая плотность воды, чем воздуха, принуждает ребенка выполнять движения медленнее и плавней, как бы делить движение на этапы, испытывая при этом значительную физическую нагрузку. Тем самым пластические упражнения в воде позволяют корректировать неправильно сформированные навыки в основных видах движений, как бы сглаживая резкие, отрывистые движения. Кроме того, использование в водной среде динамических и статических упражнений позволяет увеличить амплитуду движений, и тем самым быстро увеличить физическую нагрузку на основную группу мышц.
Помимо оздоровительной и корректирующей задачи, гидропластика может способствовать восстановлению функций опорно-двигательного аппарата. В воде создаются условия для разгрузки тела и исполнения разнообразных движений, выполнение которых в обычных условиях крайне затруднительно.
2019-12-29 | 229 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Длительность структурных частей |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы