Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Занятие 1. предмет, значение и история логики



2019-12-29 554 Обсуждений (0)
Занятие 1. предмет, значение и история логики 0.00 из 5.00 0 оценок




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ставропольский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра теории государства и права

 

Учебно-методическое пособие

Л О Г И К А

 

Ставрополь, 2005

 

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Ставропольского государственного

университета

 

 

Логика: Учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета. – Ставрополь: Издательство СГУ,2005. – 52 с.

 

Пособие включает планы семинарских занятий с заданиями и вопросами для самопроверки, задачи и упражнения, тематику и вопросы для организации самостоятельной контролируемой работы с заданиями для индивидуальной работы студентов и темами рефератов, рекомендуемую литературу, а также контрольные вопросы и тесты для проверки знаний.

Учебно-методическое пособие соответствует требованиям Государственного стандарта высшего профессионального образования второго поколения и предназначено для студентов юридического факультета университета.

 

 

Составитель: канд.филос.наук, доцент И.Н. Павлова

Рецензент: канд. филос. наук, доцент В.Е. Коротков

 

© Издательство Ставропольского

государственного университета, 2005

 

Предисловие

 

«Вырази ложную мысль ясно, и она сама себя опровергнет»

Вовенарг

 

Целью изучения логики является выработка умений и навыков правильного мышления, которые составляют необходимый базис интеллектуальной культуры каждого человека, так как помогают мыслить ясно, четко, последовательно и доказывать истинные утверждения и опровергать ложные. Особое значение имеет логика для формирования профессиональной культуры юриста, способствуя выработке навыков решения логическими средствами различного рода задач, которые возникают в практической деятельности. К ним относятся, прежде всего, навыки логического анализа языка, проясняющего смыслы и значения используемых в правовой практике слов и выражений, различных понятий, высказываний и рассуждений. Приобретение знаний и умений корректно и логически безупречно формулировать вопросы, обнаруживать имеющиеся в рассуждениях несоответствия или противоречия, грамотно построить гипотезу или версию, отобрать и систематизировать факты, ее подтверждающие, а также овладение рациональными приемами ведения диалога и аргументации в самых разнообразных формах – все это важнейшие задачи изучения логики.

Наиболее эффективные способы их реализации - это, во-первых, систематическая работа в освоении форм и законов мышления, и, во-вторых, решение логических задач и выполнение упражнений. Только так можно обеспечить наилучшее усвоение теории и самостоятельное практическое ее применение.

Учебно-методическое пособие по логике подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения, предусматривающим следующий обязательный минимум знаний по дисциплине:

Логика и язык права. Суждение и норма. Вопросно-ответные ситуации. Понятие. Определение и классификация. Дедукция, индукция и аналогия. Логические основы аргументации. Формы развития знания: проблема, гипотеза, судебно-следственная версия, теория.

Содержание учебного пособия соответствуют двум важным составляющим организации учебного процесса – это подготовка к семинарским занятиям и самостоятельная контролируемая работа студентов. Структура учебного пособия предусматривает разнообразные формы изучения логики. Сюда входят две части: тематика семинарских занятий с заданиями и вопросами для самопроверки, практикум, включающий задачи и упражнения, и тематика самостоятельной контролируемой работы с заданиями для индивидуальной работы студентов, темами рефератов и творческими заданиями для «продвинутых» студентов.

Основными источниками учебной информации являются учебники, учебные пособия, конспект лекций, методические рекомендации.

Рекомендуемая учебная литература

Гетманова А.Д. Логика. Учебник для вузов. – М.,1997.

Иванов Е.А. Логика. Учебник. М., 1996.

Ивин А.А. Логика. Учебник для вузов. – М., 1999.

Ивин А.А., Никифоров А.Д. Словарь по логике. М., 1998.

Ивлев Ю.В. Логика. М., 1997.

Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. М., 1997.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. – М., 1998

Коротков В.Е. Логика. Учебное пособие. Ставрополь. Изд-во СГУ, 2000.

Краткий словарь по логике / Под ред. Горского Д.П. – М.,1991.

Логика: Учебник для юридических вузов / Под ред. Сальникова В.П., Назаренко А.Ф., Караваева Э.Ф. – СПб.: Издательство «Лексикон», 2001.

Маковельский А.О. История логики. – М., 1967.

Малахов В.П. Основы формальной логики. Учебное пособие для юристов. М., 1998.

Рузавин Г.И. Логика и аргументация. М., 1997.

Солодухин С.А. Логика для юристов. М., 1998.

Упражнения по логике / Под ред. Кириллова В.И. – М., 1993.

Челпанов Г.И. Учебник логики. – М., 1994.

Яшин Б.Л. Задачи и упражнения по логике. М., 1996.

 


Семинарские занятия

При подготовке к семинарским занятиям необходимо сначала изучить теоретические вопросы, уяснив ключевые слова (термины), составляющие основу понятийно-терминологического аппарата этой темы. Очень полезно зафиксировать их в специальном словарике. Для лучшего усвоения и закрепления теоретических знаний, следует непременно выполнить прилагающиеся к теме упражнения и задачи.

 

 

Занятие 1. предмет, значение и история логики

Цель занятия - сформировать целостное представление о предмете логики, основных этапах ее развития и методологических функциях. Для этого необходимо выявить специфику абстрактного мышления как логического инструментария науки.

Основные понятия и термины :

логика, мышление, абстрактное мышление, формальное мышление, логическая форма, логический закон, правильность мышления, истинность мышления, метод, методология, логическая культура, классическая и неклассическая логики, традиционная и современная логика.

 

Вопросы для обсуждения:

   1. Мышление как предмет логики.

2. Понятие логической формы мысли. Основные формы мышления, их взаимосвязь.

3. Истинность и формальная правильность мысли. Понятие логического закона. Основные формально-логические законы, их природа и функции.

4. История логики. Традиционная и современная (символическая) логика.

5. Значение логики для профессиональной деятельности.

Вопросы для самоконтроля:

1. В каких значениях употребляется термин «логика»?

2. Какой аспект мышления изучает логика?

3. Почему логику называют «выводным знанием»?

4. Что такое «логическая форма мысли»?

5. Как выявить логическую форму мысли?

6. Почему законы логики носят нормативный характер?

7. Как соотносятся понятия «логическая форма» и «логический закон»?

8. В чем принципиальное отличие современной логики от традиционной?

 

Задачи и упражнения:

Упражнение 1. Объясните с точки зрения логики, почему приведенные ниже высказывания выглядят нелепо.

1. Из объявления: «Продаются куры, несущие яйца, холодильник, кухонный стол, диван, стулья». (Яшин Б.л. Задачи и упражнения по логике. М., 1996, с. 11)

2. Во времена маккартизма в США один из сенаторов, выступая в сенате, заявил: «Всякий коммунист нападает на меня. А так как этот человек нападает на меня, то, значит, он – коммунист».

Сразу же после его выступления другой сенатор сказал, что это заявление подобно следующему: «Все гусеницы едят капусту. Я ем капусту. Значит, я – гусеница». (Там же).

3. Из объявления: «Уважаемые жильцы! В среду 20 августа в вашем доме будут производить дезинсекцию против тараканов. Просим убедительно жильцов быть в это время дома, так как уничтожение тараканов будет производиться вместе с ними». (Там же).

 

 

Упражнение 2. Определите логическую форму следующих выражений:

1. Наиболее удаленная точка Вселенной.

2. Человек может ошибаться или лгать.

3. Некоторые люди мудрые.

4. Мудрец.

5. У него заболели глаза, так как он долго смотрел на солнце.

6. Человек, которому не повезло.

7. Солнце еще не взошло, значит, утро не настало.

8. Если человек совершил преступление, то он должен быть наказан. Этот человек преступления не совершал. Значит, он не должен быть наказан.

9. Нет такого лабиринта, из которого не было бы выхода.

 

Упражнение 3. Установите, какие из перечисленных ниже выражений имеют одинаковую структуру:

1. Москва – столица России.

2. Все адвокаты – юристы.

3. Среди следователей есть женщины.

4. Некоторые юристы – прокуроры.

5.  «Если человек сильно захочет, то добьется своего» (Р. Амундсен).

6. Каждый человек имеет право на труд.

7. «Если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать его в любом случае» (ст. 302 ГК РФ).

8. Мексика – родина кактусов.

9. Он был свидетелем происшествия и может его описать.

Темы рефератов

1. Мышление как предмет логики. Понятие абстрактного мышления и его роль в познании.

2. Формальное мышление, его особенности. Формальное мышление и формальное поведение, их взаимосвязь.

3. Логика как инструмент познания и общения. Роль логики в теоретической и практической деятельности человека.

4. Логика и методология. Понятие метода.

5. Логика формальная и диалектическая.

6. Логика и другие науки.

7. История возникновения логики и этапы ее развития.

8. Основные направления современной логики.

9. Роль логики в профессиональной подготовке, формировании культуры мышления.

10. Логическая культура и ее основные элементы.

11. Значение правильного мышления в профессиональной деятельности юриста.

12. Логика в правовом процессе.

 



2019-12-29 554 Обсуждений (0)
Занятие 1. предмет, значение и история логики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Занятие 1. предмет, значение и история логики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (554)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)