Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Занятие 6. Законы логики



2019-12-29 438 Обсуждений (0)
Занятие 6. Законы логики 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Цели занятия: сформировать знания и представления о характере логических законов и их значении для правильного мышления, выработать навыки практического применения важнейших логических законов и принципов.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие логического закона. Основные принципы формального мышления.

2. Закон тождества и его роль в процессе рассуждения.

3. Закон непротиворечия и его роль в процессе рассуждения.

4. Закон исключенного третьего и его роль в процессе рассуждения.

5. Закон достаточного основания и его роль в процессе мышления.

6. Софизмы и паралогизмы. Логическая природа парадоксов.

Основные понятия и термины:

закон, логический закон, принцип, закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания, софизм, паралогизм, парадокс.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему законы логики носят нормативный характер?

2. К каким логическим ошибкам приводит нарушение закона тождества?

3. К каким логическим ошибкам приводит нарушение закона непротиворечия?

4. Приведите примеры типичных ошибок, связанных с нарушением закона достаточного основания.

5. Как и почему возникают софизмы? Приведите пример софизма.

6. Как и почему возникают паралогизмы?

7. В чем сущность парадоксов? Приведите несколько примеров.

 

Задачи и упражнения:

Упражнение 1 . Объясните, почему данные суждения являются неопределенными.

1. Он долго садился на лошадь с поломанной ногой.

2. Утром все получили новые наряды.

3. Она спрятала в карман записку от мужа.

4. Федор Федорович очень гордился этой операцией.

5. Магазин оказался пустым.

Упражнение 2 . Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными или одновременно ложными данные пары суждений.

1. Все студенты 3-й группы подготовились к зачету. Ни один студент 3-й группы не подготовился к зачету.

2. В некоторых государствах существует монархическая форма правления. В некоторых государствах нет монархической формы правления.

3. Окна во всех этажах дома были ярко освещены. Окна были ярко освещены во многих этажах дома.

Упражнение 3 . Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений.

1. Ни один гриб не является съедобным. Некоторые грибы являются съедобными.

2. Преступник не может не оставить следов. Преступник может не оставить следов.

3. Страусы - перелетные птицы. Некоторые страусы не являются перелетными птицами.

Упражнение 4 . Какие законы формальной логики нарушены в следующих рассуждениях?

1. Семенов – студент, так как он сдает экзамены.

2. «Прошу вашего разрешения развести меня с Царевым Н.М. без моего присутствия, но я согласия на развод не даю» (заявление в суд).

3. «Шофер Синельщиков не прав, так как при выезде из гаража не взял устного распоряжения в устной форме» (из протокола).

4. Учитель: «Надеюсь, Том, я не увижу, что ты списываешь с чужой тетради».

Том: «Я тоже на это надеюсь».

  

Упражнение 5 . Прокомментируйте с логической точки зрения следующие ситуации.

1. Мэр города на севере Нормандии однажды вечером столкнулся на улице с горожанином. После этого он отдал приказ, чтобы никто не выходил на улицу вечером без фонаря. Но вскоре мэр снова столкнулся с тем же горожанином.

- Вы не читали моего приказа? – спросил мэр сердито.

- Читал, - ответил нормандец. – Вот мой фонарь.

- Но в фонаре у вас ничего нет!

- В приказе об этом ничего не упоминается.

На утро снова появился приказ, обязывающий горожан вставить в фонарь свечу при выходе ночью на улицу. Вечером мэр снова наткнулся на этого горожанина.

- Где фонарь?! – закричал мэр.

- Вот он, и в нем – свеча.

- Но она не зажжена.

 - В приказе не сказано, что свечу надо зажигать.

И мэру пришлось издать еще один приказ. (Яшин Б. Л. Задачи и упражнения по логике. М., 1996, с. 103).

2. В самый солнцепек, вернувшись домой, Насреддин попросил жену: «принеси-ка мне миску простокваши! Нет ничего полезней и приятней для желудка в такую жару!» Жена ответила: «Миску? Да у нас даже ложки простокваши нет в доме!» Эфенди сказал: «Ну и ладно, ну и хорошо, что нет. Простокваша вредна человеку». «Странный ты человек, - сказала жена, - то у тебя простокваша полезна, то вредна. Какое же из твоих мнений правильно?» Эфенди ответил: «Если она есть дома, правильно первое, а если ее нет, правильно второе». (Яшин Б.Л. Задачи и упражнения по логике. М., 1996, с. 104).

 

Занятие 7.Дедуктивные умозаключения

 

Цели занятия: сформировать понятие об умозаключении, его структуре и основных видах, приобрести навыки непосредственных выводов.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие об умозаключении. Структура умозаключения. Виды умозаключений.

2. Непосредственные умозаключения: превращение, обращение, противопоставление предикату, выводы по «логическому квадрату».

 

Основные понятия и термины :

умозаключение, логический вывод, выводное знание, посылки, заключение, отношение логического следования, простой категорический силлогизм, энтимема.

 Вопросы для самоконтроля:

1.Что такое умозаключение? Из чего оно состоит?

2.Что такое отношение логического следования?

3. Чем различаются демонстративные и недемонстративные умозаключения?

4. Чем различаются непосредственные и опосредованные умозаключения?

5. Какова роль умозаключений в познании? Что такое выводное знание?

Задачи и упражнения:



2019-12-29 438 Обсуждений (0)
Занятие 6. Законы логики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Занятие 6. Законы логики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (438)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)