Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Занятие 9. Дедуктивные умозаключения (продолжение)



2019-12-29 541 Обсуждений (0)
Занятие 9. Дедуктивные умозаключения (продолжение) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Цели занятия: научиться определять виды умозаключений в форме выводов из сложных суждений, приобрести навыки правильного рассуждения в такой форме.

Вопросы для обсуждения:

1. Выводы из сложных суждений, их особенности.

2. Чисто условное умозаключение.

3. Условно-категорическое умозаключение. Утверждающий и отрицающий модусы. Вероятные модусы.

4.  Разделительно-категорическое умозаключение. Утверждающе-отрицающий и отрицающе-утверждающий модусы.

5.  Условно-разделительное умозаключение. Конструктивная и деструктивная дилеммы.

 

Основные понятия и термины :

чисто условное умозаключение, условно-категорическое умозаключение, разделительно-категорическое умозаключение, условно-разделительное умозаключение (лемма).

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем отличаются выводы логики высказываний от выводов, основанных на структуре простых категорических суждений?

2. Напишите формулу каждого вывода из сложных суждений и докажите, что они являются законами логики.

Задачи и упражнения:

 

Упражнение 1. Определите вид и правильность следующих умозаключений:

1. Если человек не виновен, то его оправдают. Данного человека не оправдали.

2. Если судья потерпевший, то он не может участвовать в рассмотрении данного дела. А так как этот судья - потерпевший, то, значит, он не может участвовать в рассмотрении дела.

3. Наполеон либо укреплял свою власть, либо заботился об интересах государства. Известно, что Наполеон заботился об интересах государства. Следовательно, он не укреплял свою власть.

4. Если К. – участник преступления, то он был на месте преступления и, кроме того, мог знать потерпевшего. Однако К. не был на месте преступления или не знаком с потерпевшим. Значит, К. не может быть участником этого преступления.

5. Для того, чтобы процессуальный порядок был соблюден, необходимо присутствие при обыске понятых. Однако в данном случае понятые не были приглашены. Значит, процессуальный порядок не был соблюден.

6. «Кто находится в нищете, тот не может развить своих умственных сил, в ком не развиты умственные силы, тот не способен пользоваться властью выгодным для себя образом; кто не пользуется политической властью, тот не может спастись от угнетения…» (Н. Г. Чернышевский).

7. Пожар в магазине мог возникнуть в результате самовозгорания, неосторожного обращения с огнем или поджога. Расследование показало, что здесь не было ни поджога, ни неосторожного обращения с огнем. Значит, пожар возник в результате самовозгорания.

8. «Чармиэн принялась рассказывать о наших с ней подвигах.

- Чтобы найти сокровища дядюшки, нам нужно было знать, либо место, куда старый скряга зарыл их, либо найти ценные бумаги, в которые он, возможно, вложил свое состояние.

Но мы перерыли весь свой участок на вилле в Эштенде, и как утверждает личный секретарь: дядюшка не доверял ценным бумагам.

Мисс Марпл покачала головой:

- Вы действительно очень старательны, милочка. Но все ваши муки не увенчались успехом.» (А. Кристи)

9. «Знаете, - сказала мисс Марпл. – все старики имеют свои причуды и любят всякого рода шуточки. А как вы сказали, ваш дядюшка был уже «древний».

Я думаю, что он сыграл с вами шутку. И деньги лежат в самом простом укрытии». (А. Кристи)

 

Занятие 10. Недедуктивные умозаключения:

Индукция и аналогия

 

Цели занятия: сформировать представление о недедуктивных умозаключениях, усвоить виды этих умозаключений и требования, повышающие степень вероятности их выводов; научиться определять вид недедуктивного умозаключения и характер его вывода, а также приобрести навыки рассуждения в форме индуктивного умозаключения и по аналогии.

 

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Понятие индуктивного умозаключения. Роль индукции в процессе познания. Виды индукции.

2. Полная индукция, ее структура и демонстративный характер.

3. Неполная индукция. Виды неполной индукции: популярная и научная.

4. Научная индукция и ее объективная основа. Методы научной индукции.

5. Аналогия как умозаключение. Структура аналогии.

6.Виды аналогии. Строгая и нестрогая аналогия. Ложная аналогия.

 

Основные понятия и термины:

индукция, полная индукция, неполная индукция, энумеративная индукция, элиминативная индукция, методы исследования причинных связей, научная индукция, методы научной индукции, аналогия, аналогия свойств, аналогия отношений, строгая аналогия, нестрогая аналогия, ложная аналогия.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем отличие индукции от дедукции?

2. Каково методологическое значение индукции в процессе познания?

3. Какова логическая структура полной индукции, неполной индукции?

4. Каков характер знания, получаемого в результате неполной индукции?

5. Что такое популярная индукция? Приведите пример.

6. Назовите логические ошибки, которые чаще всего встречаются в процессе индуктивного умозаключения.

7. Назовите методы научной индукции. Напишите их схемы.

8. Дайте определение каждому методу научной индукции.

9. В чем специфика умозаключения по аналогии? На чем основано рассуждение по аналогии?

10. В чем различия аналогии свойств и аналогии отношений? Напишите их схемы.

11. Чем различаются строгая и нестрогая аналогия?

12. Что такое ложная аналогия? Для чего она используется?

Задачи и упражнения:

Упражнение 1. Определите вид индуктивного умозаключения, найдите посылки и заключение.

1. На первом курсе института восемь студенческих групп. Анализ итогов сессии показал, что студенты 1.2.3.8 групп успешно сдали все экзамены. На этом основании был сделан вывод о том, что все студенты 1 курса успешно сдали экзамены.

2. В 1581 г. Ермак начал освоение Сибири. В 1639 г. Иван Москвитин достиг Охотского моря и первым из европейцев увидел с востока Тихий океан. В 1648 Семен Дежнев вместе с Поповым проплыл от устья Колымы в Тихий океан, обогнул Чукотский полуостров, открыл пролив между Азией и Америкой. Все это говорит о том, что наши соотечественники еще в 16-17 вв. прокладывали морские пути, обследовали и осваивали далекие северные просторы.

3. Систематической тренировкой можно развить любой анализатор. Так, некоторые парфюмеры очень тонко различают оттенки и запахи духов, одеколона и других ароматических веществ. У дегустаторов вин сильно развит вкусовой анализатор, а также обонятельный. Некоторые мукомолы умеют определять "на ощупь", из какого зерна сделана мука.

4. Чижов вчера опоздал на занятия, сегодня он тоже опоздал. Как видно, Чижов всегда и везде опаздывает.

 

Упражнение 2. Определите, можно ли получить данные обобщения с помощью полной индукции.

1. Все студенты нашей группы сдали зачет по логике. 2. Все рыбы дышат жабрами. 3. Ни один вопрос не остался без ответа. 4. Гадюки ядовиты. 5. Все планеты Солнечной системы обращаются вокруг Солнца по эллиптическим орбитам. 6. На всякое тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости. 7. Всю неделю стояли морозы.

 

Упражнение 3. Определите метод научной индукции, который используется в следующих рассуждениях, запишите его схему.

1. Всякий раз при восхождении на игорные вершины альпинисты испытывают одни и те же симптомы: нехватку воздуха для дыхания, одышку, физическую слабость и другие признаки кислородного голодания. Очевидно, причиной нарастания кислородного голодания является разреженность воздуха, увеличивающаяся с подъемом на высоту.

2. Исследуя условные рефлексы, академик И.П. Павлов установил следующее: если удалить затылочную долю мозга собаки, зрительный рефлекс исчезает. Новые эксперименты дали те же результаты - собаки практически слепли. Ученый сделал вывод, что затылочная доля головного мозга - центр образования зрительного рефлекса.

3. Чем больше воздуха попадает в горн, тем жарче в нем разгорается огонь. Если же доступ воздуха в горн совсем прекратить, тот огонь погаснет. Следовательно, воздух является необходимым условием горения.

4. На месте убийства были обнаружены следы ног Иванова и Петрова, которые сознались в совершении убийства и утверждали, что совершили его одни. Однако отпечатки пальцев на ноже, которым было совершено убийство, не принадлежали ни Иванову, ни Петрову. Было сделано заключение, что в убийстве участвовал еще один человек. Им оказался неоднократно судимый Федоров.

 

Упражнение 4. Определите вид умозаключения по аналогии, запишите его схему.

1. Существует легенда о том, что когда однажды в Древнем Риме взбунтовались плебеи, сенатор Минений Агриппа умиротворял их так: «Каждый из нас знает, что в организме человека существуют разные части, причем каждая из этих частей выполняет свою определенную роль: ноги переносят человека с одного места на другое, голова думает, руки работают. Государство - это тоже организм, в котором каждая часть предназначена для выполнения своей определенной роли: патриции - это мозг государства, плебеи - это его руки. Что было бы с человеческим организмом, если бы отдельные его части взбунтовались и отказались выполнять предназначенную для них роль?! Если бы руки человека отказались работать, голова - думать, тогда человек был бы обречен на гибель. То же самое случится и с государством, если его граждане будут отказываться выполнять то, что является их естественной обязанностью».

2. Исследуемые млекопитающие животные имеют теплую кровь. Отношение между организаций млекопитающих и теплой кровью настолько известно, что можно сказать, что теплота крови есть следствие организации животного. Если же затем у кита замечено несколько признаков, указывающих, что он принадлежит к классу млекопитающих, то можно заключить, что его кровь теплая.

3. «Любовь подобна лихорадке. Она родится и гаснет без малейшего участия воли» (Стендаль).

4. «Человека ослепляет переоценка самого себя. И чем выше он себя оценивает, тем обычно становится хуже. Человек подобен дроби: числитель ее то, что он есть, а знаменатель - то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь» (Л. Толстой).

5. Сравнение обстоятельств двух последних краж показало, что обе они совершены, скорее всего, одной и той же группой. Этот вывод был сделан на том основании, что в первом и во втором случаях в квартиру проникли с помощью отмычки; в обоих случаях преступники находились в квартире не более 5 минут, но взяли с собой ценное; кроме того, в обоих случаях примерно в то время, когда были совершены преступления, у подъезда домов , где жили потерпевшие, были замечены «Жигули» зеленого цвета.

 

 



2019-12-29 541 Обсуждений (0)
Занятие 9. Дедуктивные умозаключения (продолжение) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Занятие 9. Дедуктивные умозаключения (продолжение)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (541)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)