Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Занятия 11 – 12. Доказательство и опровержение



2019-12-29 1103 Обсуждений (0)
Занятия 11 – 12. Доказательство и опровержение 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Цели занятия: сформировать знания и представления о логических основах аргументации, научиться определять вид и структуру доказательства и опровержения, приобрести навыки аргументации и критики.

Вопросы для обсуждения:

1. Доказательство и опровержение, их логические функции и роль в профессиональной деятельности.

2. Структура доказательства. Виды доказательства: прямое и косвенное.

3. Понятие опровержения. Способы опровержения: опровержение тезиса (прямое и косвенное), критика аргументов, выявление несостоятельности демонстрации.

4. Правила доказательства: по отношению к тезису, по отношению к аргументам, по отношению к демонстрации. Логические ошибки в доказательстве.

 

 Основные понятия и термины:

 аргументация, критика, доказательство, опровержение, тезис, аргумент, демонстрация.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое аргументация?

2. Что представляет собой аргументационный процесс?

3. Как соотносятся понятия «аргументация» и «доказательство»?

4. Назовите структурные элементы доказательства.

5. Чем отличается косвенное доказательство от прямого?

6. Назовите основные виды косвенного доказательства, изобразите их структуру.

7. В каких случаях используется разделительное косвенное доказательство?

8. Что такое демонстрация?

9. Какова форма демонстрации в доказательстве?

10. Почему опровержение аргументов или демонстрации не опровергает самого тезиса?

11. Назовите способы опровержения тезиса.

12. Назовите основные ошибки в доказательстве и опровержении. Почему они возникают?

Задачи и упражнения:

Упражнение 1. Найдите тезис, аргументы и укажите способ доказательства или опровержения.

1. Доказательств вины подозреваемого вполне достаточно, - сказал следователь. – Судите сами. Во-первых, потерпевшая при опознании однозначно указала на подозреваемого. Во-вторых, подозреваемый был задержан при попытке продать валюту, которой у него раньше никогда не было. Это подтверждают все знакомые подозреваемого. А в сумочке, которую отняли у потерпевшей, была немалая сумма в долларах. В-третьих, в тот день, когда было совершено ограбление, подозреваемого видели примерно за полчаса до этого недалеко от места преступления.

 2. «Назойлив только глупец, умный человек сразу чувствует, приятно ли его общество или наскучило, и уходит за секунду до того, как станет ясно, что он – лишний». (Ж. Лабрюйер).

 3. Если бы не существовало того, что мы называем пустотой, простором или неосязаемой природой, то телам негде было бы двигаться. И сквозь что двигаться; между тем как очевидно, что они движутся (Эпикур).

 4. Вселенная беспредельна. В самом деле, что имеет предел, то имеет край, а край - это то, на что можно смотреть со стороны; стало быть, края Вселенная не имеет, а значит, и предела не имеет. А что не имеет предела, то беспредельно и неограниченно (Эпикур).

5. Выступая по делу Сапогова, выдающийся адвокат И. Г. Казаринов заявил: «В каждом преступлении, совершенном нормальным человеком, мы можем различать, во-первых, достаточный мотив, во-вторых, внутреннюю борьбу человека, замыслившего преступление, со всем запасом его моральных сил, затем всегда налицо чувство самосохранения, рекомендующее человеку совершить преступление наиболее безопасным для себя, обыкновенно тайным способом. И, наконец, можно различить со стороны преступника некоторую расчетливость, так сказать, экономию зла. Всякому человеку свойственен ужас перед злом, и никто не станет совершать зло излишне, а ограничится самым необходимым. В настоящем деле я не вижу мотива для убийства, не могу уловить ни малейших признаков внутренней борьбы, ни тени чувства самосохранения. По моему убеждению, Сапогов – субъект, затронутый душевным недугом, и стоит на грани между преступлениями по страсти и преступлениями психически ненормальными». (Речи знаменитых юристов. М., 1985, с. 206).

 

Упражнение 2. Постройте прямое и косвенное доказательство следующих тезисов

1. Россия дала миру многих выдающихся ученых, писателей и композиторов. 2. Человеку свойственно ошибаться 3. Излишества губят здоровье. 4. Судья Петров не может принимать участие в уголовном деле Антонова и подлежит отводу. 5. Кража в магазине не могла быть совершена посторонним лицом. 6. Свидетель Максимов обязан давать правдивые показания. 7. Некоторые люди легкомысленны.

 

Упражнение 3. Постройте прямое и косвенное опровержение тезисов.

1. Все суждения являются утвердительными. 2.Обвиняемый Соколов имеет алиби. 3. Понятие «студент» является единичным. 4. Данный силлогизм является правильным. 5. Каждое преступление совершено в состоянии аффекта.

 

Упражнение 4. Определите, какие правила аргументации нарушены в следующих рассуждениях

1. Пьер Леже – веселый и остроумный человек, так как он – француз, а французы веселы и остроумны. 2. Она ему ничего не сказала, так как если бы он ее об этом спросил, она ему сказала бы, но он ее не спрашивал. 3. Жители домов NN 3, 6 и 8 по нашей улице выписывают газету «Вечерний Ставрополь». Поэтому можно утверждать, что все живущие на нашей улице – подписчики этой газеты. 4. Можно утверждать, что Антонов – уроженец Севера, так как он – голубоглазый человек, а большинство северян голубоглазы.

 

Самостоятельная контролируемая работа

 

Цели и задачи. Учебный процесс, помимо аудиторных форм работы (лекций, семинарских занятий), включает такую важную составную часть, как самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя. Эта работа может контролироваться разными способами: коллоквиум (собеседование), письменные отчеты по выполнению практических заданий, рефераты, тесты. Главной задачей этой учебной формы работы является самостоятельное изучение важных вопросов программного курса логики с целью углубления теоретических знаний и отработки практических навыков логического анализа и правильного рассуждения. Для этого в учебном пособии приводятся необходимые для усвоения понятия и термины, контрольные вопросы, задачи и упражнения, темы рефератов, а также тесты, позволяющие дать оценку (и самооценку) полученных знаний по логике.

Примерные критерии оценки (и самооценки):

90 % правильных ответов – «отлично».

80 % правильных ответов – «хорошо».

70 % правильных ответов – «удовлетворительно».

 

 

Тема: Логика и язык права

 

Основные понятия:

логика,язык, семиотика, знак, значение (денотат), смысл (концепт),   семантика, семантические категории, имя, предложение, дескриптивные термины, логические термины, функциональные знаки, логические переменные и логические константы.

 

Контрольные вопросы:

1. Взаимосвязь мышления и языка.

2. Язык как знаковая информационная система.

3. Понятие знака. Виды знаков. Какой вид знаков исследует логика?

4. Языки естественные и искусственные.

5. Основные аспекты языка: семантика, синтаксис, прагматика.

6. Специфика языка права. Предметное и смысловое значение языковых выражений. Знак, значение, смысл.

7. Учение логики об именах.

8. Основные семантические категории языка и их значение для выражения логических форм.

Задачи и упражнения

1. Определите имя, значение, смысл следующих выражений:

Летчик-космонавт; композитор, написавший музыку к балету «Щелкунчик»; правовая норма; кодекс законов о труде; неотвратимость наказания.

 

2. Укажите, какие из приведенных выражений являются именными, а какие пропозициональными функциями; определите их местность и получите из них имена или предложения, выражающие истинные или ложные высказывания:

1. Сумма чисел 17 и х.

2. Х - друг у.

3. Х – самая высокая гора в мире.

4. Х – причина у.

5. х – у = 10.

6. Разность х и у.

 

3. В нижеследующих высказываниях выделите имена, предикаторы, функциональные знаки и логические термины:

1. Неверно, что Солнце вращается вокруг Земли.

2. Если он честный человек, то он даст правдивые показания.

3.Возможно, что преступник воспользовался не отмычкой, а проник в помещение, используя какой-либо иной способ.

4. Ни один человек не имеет права нарушать законы.

 

4. Определите, к каким семантическим категориям относятся следующие выражения:

1. Самая северная в мире АЭС.

2. Самая северная в мире АЭС находится на Кольском полуострове.

3. Автоматизированная система управления.

4. Неверно, что…

5. Иметь правоспособность.

6. Граждане России имеют право на образование.

7. Быть расположенным между…

8. Светает.

9. Действие или бездействие.

10. Невменяемость.

 

5. Используя пропозициональные переменные, установите, какие из следующих высказываний имеют одинаковую логическую форму.

1. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

2. Неверно, что Ставрополь расположен на берегу реки.

3. Если он честный человек, то ему нечего скрывать.

4. Он был свидетелем происшествия и может подробно его описать.

5. Некоторые люди не обладают достаточной волей, чтобы бросить курить.

6. Неверно, что Солнце вращается вокруг Земли.

7. «Если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать его в любом случае» (ст. 302 ГК РФ).

 

 



2019-12-29 1103 Обсуждений (0)
Занятия 11 – 12. Доказательство и опровержение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Занятия 11 – 12. Доказательство и опровержение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1103)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)