Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Занятие 2. Логические операции с понятиями



2019-12-29 345 Обсуждений (0)
Занятие 2. Логические операции с понятиями 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Цели занятия: приобрести знания об основных операциях с понятиями и их правилами, сформировать умения и навыки в обобщении и ограничении понятий, их определении и классификации, а также в логическом анализе операций с понятиями.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Обобщение и ограничение понятий, их значение в развитии мышления.

2. Определение понятий. Виды определений. Правила и ошибки в определении.

3. Деление понятий. Правила и ошибки в делении. Классификация, и ее виды.

 

 Основные понятия и термины:

обобщение, ограничение, множество, содержание понятия, объем понятия, определение, явное определение, реальное определение, номинальное определение, остенсивное определение, деление, классификация, род, вид.

 

  Вопросы для самоконтроля:

1. Существуют ли пределы обобщения и ограничения понятий?

2. В чем различие явных и неявных, номинальных и реальных определений?

3. Какие определения называются остенсивными?

4. Назовите приемы, сходные с определением.

5. Назовите логические ошибки, возникающие при нарушении правил определения.

6. Чем отличается логическое деление от физического?

7. В чем преимущества дихотомического деления?

8. Назовите логические ошибки, возникающие при нарушении правил деления.

9.Что такое классификация, каким условиям она должна удовлетворять?

 

   Задачи и упражнения:

 

Упражнение 1. Проведите обобщение и ограничение следующих понятий:

Теория; правонарушение; суд; государство; Луна; инспектор, обвиняемый, уголовно наказуемое деяние.

 

Упражнение 2. Проверьте правильность обобщения или ограничения понятий.

1. Общество - классовое общество - рабочий класс.

2. Море - Балтийское море - Финский залив.

3. Карликовая береза - береза - березовый лес.

4. Россия – Российская федерация.

5. Русский язык - язык - знаковая система.

6. Университет - факультет – юридический факультет.

7. Клевета – ложь.

8. Январь - месяц – год.

9. Москва - столица России.

10. Преступник – преступная группа – банда.

11. Районный суд – городской суд - Верховный суд.

12. Юрист – адвокат – адвокат, который ведет дело, связанное с обманом покупателей.

 

Упражнение 3. Проанализируйте определение, укажите его вид, структуру, определите его правильность; в неправильных – укажите ошибки.

1. Вакансия - незамещенная должность. 2. Нормативный акт - это правовой акт государства, в котором содержатся предписания - нормы права, регулирующие общественные отношения определенного вида.

3. Право – совокупность устанавливаемых или санкционируемых государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия, включая принуждение. 4. Право – система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. 5. Догма - утверждение, принимаемое без обоснования на основе религиозной веры или слепого подчинения авторитету. 6. Всенощная - богослужение православной церкви, совершаемое накануне воскресных дней или отдельных праздников. 7. Феодализм - общественный строй, основанный на эксплуатации. 8. Правоспособность - способность иметь права. 9. Покой - это отсутствие беспокойства. 10. Истина - дочь разума, мать мудрости. 11. Криминалистика – юридическая наука о раскрытии преступлений. 12. Подсудимым именуется обвиняемый, дело в отношении которого принято к производству судом.

Упражнение 4. Дайте родовидовые определения следующим понятиям:

Монархия; демократия; логика; наука; мышление; правоохранительные органы; государство; конституционное право.

 

Упражнение 5. Определите, в каких случаях имеет место логическое деление, а в каких - физическое.

1. Животные делятся на позвоночных и беспозвоночных.

2. Год делится на 12 месяцев.

3. Дома бывают одноэтажные и многоэтажные.

4. Земной шар делится на Восточное и Западное полушария.

5. В книге можно выделить введение, заключение, основную часть и список литературы.

6. Преступления бывают умышленные и неумышленные.

 

Упражнение 6. Проанализируйте деление, укажите его структуру, способ; проверьте правильность деления и назовите ошибки, если они допущены.

1. Государства делятся на монархические, республиканские и демократические. 2. Работа может быть выполнена добросовестно и недобросовестно. 3. Леса делятся на лиственные и хвойные. 4. Революции бывают мирные и немирные. 5. Люди делятся на мужчин, женщин и детей.

6. Деревья бывают хвойные, а также дубы, березы и другие. 7. Созвучия бывают гармоничными и дисгармоничными. 8. Преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности делятся на деяния небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления. 10. Брак может быть заключен по любви, либо по расчету. 11. Ложь делится на клевету и искажение истины.

 

Упражнение 7. Разделите объемы следующих понятий, укажите основание деления.

Право; наука; государство; Земной шар; лицо, совершившее преступление; социальная норма.

 

Упражнение 8. Постройте классификацию следующих понятий: Правовая норма; право; наука; правоохранительный орган; государство.

 



2019-12-29 345 Обсуждений (0)
Занятие 2. Логические операции с понятиями 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Занятие 2. Логические операции с понятиями

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (345)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)