Занятие 2. Логические операции с понятиями
Цели занятия: приобрести знания об основных операциях с понятиями и их правилами, сформировать умения и навыки в обобщении и ограничении понятий, их определении и классификации, а также в логическом анализе операций с понятиями.
Вопросы для обсуждения: 1. Обобщение и ограничение понятий, их значение в развитии мышления. 2. Определение понятий. Виды определений. Правила и ошибки в определении. 3. Деление понятий. Правила и ошибки в делении. Классификация, и ее виды.
Основные понятия и термины: обобщение, ограничение, множество, содержание понятия, объем понятия, определение, явное определение, реальное определение, номинальное определение, остенсивное определение, деление, классификация, род, вид.
Вопросы для самоконтроля: 1. Существуют ли пределы обобщения и ограничения понятий? 2. В чем различие явных и неявных, номинальных и реальных определений? 3. Какие определения называются остенсивными? 4. Назовите приемы, сходные с определением. 5. Назовите логические ошибки, возникающие при нарушении правил определения. 6. Чем отличается логическое деление от физического? 7. В чем преимущества дихотомического деления? 8. Назовите логические ошибки, возникающие при нарушении правил деления. 9.Что такое классификация, каким условиям она должна удовлетворять?
Задачи и упражнения:
Упражнение 1. Проведите обобщение и ограничение следующих понятий: Теория; правонарушение; суд; государство; Луна; инспектор, обвиняемый, уголовно наказуемое деяние.
Упражнение 2. Проверьте правильность обобщения или ограничения понятий. 1. Общество - классовое общество - рабочий класс. 2. Море - Балтийское море - Финский залив. 3. Карликовая береза - береза - березовый лес. 4. Россия – Российская федерация. 5. Русский язык - язык - знаковая система. 6. Университет - факультет – юридический факультет. 7. Клевета – ложь. 8. Январь - месяц – год. 9. Москва - столица России. 10. Преступник – преступная группа – банда. 11. Районный суд – городской суд - Верховный суд. 12. Юрист – адвокат – адвокат, который ведет дело, связанное с обманом покупателей.
Упражнение 3. Проанализируйте определение, укажите его вид, структуру, определите его правильность; в неправильных – укажите ошибки. 1. Вакансия - незамещенная должность. 2. Нормативный акт - это правовой акт государства, в котором содержатся предписания - нормы права, регулирующие общественные отношения определенного вида. 3. Право – совокупность устанавливаемых или санкционируемых государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия, включая принуждение. 4. Право – система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. 5. Догма - утверждение, принимаемое без обоснования на основе религиозной веры или слепого подчинения авторитету. 6. Всенощная - богослужение православной церкви, совершаемое накануне воскресных дней или отдельных праздников. 7. Феодализм - общественный строй, основанный на эксплуатации. 8. Правоспособность - способность иметь права. 9. Покой - это отсутствие беспокойства. 10. Истина - дочь разума, мать мудрости. 11. Криминалистика – юридическая наука о раскрытии преступлений. 12. Подсудимым именуется обвиняемый, дело в отношении которого принято к производству судом. Упражнение 4. Дайте родовидовые определения следующим понятиям: Монархия; демократия; логика; наука; мышление; правоохранительные органы; государство; конституционное право.
Упражнение 5. Определите, в каких случаях имеет место логическое деление, а в каких - физическое. 1. Животные делятся на позвоночных и беспозвоночных. 2. Год делится на 12 месяцев. 3. Дома бывают одноэтажные и многоэтажные. 4. Земной шар делится на Восточное и Западное полушария. 5. В книге можно выделить введение, заключение, основную часть и список литературы. 6. Преступления бывают умышленные и неумышленные.
Упражнение 6. Проанализируйте деление, укажите его структуру, способ; проверьте правильность деления и назовите ошибки, если они допущены. 1. Государства делятся на монархические, республиканские и демократические. 2. Работа может быть выполнена добросовестно и недобросовестно. 3. Леса делятся на лиственные и хвойные. 4. Революции бывают мирные и немирные. 5. Люди делятся на мужчин, женщин и детей. 6. Деревья бывают хвойные, а также дубы, березы и другие. 7. Созвучия бывают гармоничными и дисгармоничными. 8. Преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности делятся на деяния небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления. 10. Брак может быть заключен по любви, либо по расчету. 11. Ложь делится на клевету и искажение истины.
Упражнение 7. Разделите объемы следующих понятий, укажите основание деления. Право; наука; государство; Земной шар; лицо, совершившее преступление; социальная норма.
Упражнение 8. Постройте классификацию следующих понятий: Правовая норма; право; наука; правоохранительный орган; государство.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (345)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |