Тема 12. Государственное регул ирование экономики.
План 1. Объективная необходимость государственного регулирования экономики (ГРЭ). 2. Цели ГРЭ и экономические функции государства. 3. Типы ГРЭ. Методы ГРЭ. 4. Состав системы ГРЭ: объекты, субъекты, регуляторы. 5. Монетарный и кейнсианский подход к ГРЭ. 6. Теневая экономика. Основные виды экономических преступлений. Меры государственной политики по борьбе с ними.
Основные понятия и определения Государственное регулирование экономики (ГРЭ) – это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм, методов и регуляторов (инструментов, рычагов воздействия) обеспечивают достижение поставленных целей и решение экономических и социальных задач. Необходимость ГРЭ обусловлена следующими причинами: · масштабы современной экономики столь велики, что любые экономические кризисы, органически присущие рыночной экономической модели, весьма разрушительны, что особенно наглядно проявилось во время мирового экономического кризиса 30-х годов – Великой депрессии, и этот урок мир хорошо усвоил; · современное производство – это крупное индустриальное производство, порождающее тенденцию к монополизму, который несовместим с конкуренцией и свободным ценообразованием, и при этом только государство может законодательно ограничить влияние монополистов; · в каждой национальной экономике существует большой и жизненно важный так называемый государственный сектор: оборона, магистральный транспорт, почта, связь, наука (особенно фундаментальная), образование, здравоохранение, экология, производственная и социальная инфраструктура, где рыночные механизмы и стимулы работают недостаточно хорошо, и поэтому государство берет на себя содержание и управление этим сектором экономики; · производство и потребление иногда сопровождается внешними эффектами, которые несут третьи лица и которые субъекты рынка обычно не принимают во внимание; государство может применять стимулы или наоборот санкции к тем, у кого производство сопровождается положительными или наоборот отрицательными внешними эффектами. Роль регулирующего центра может выполнять только государство, так как государство это институт, представляющий все общество и имеющий право внеэкономического вмешательства в экономические отношения. Цели ГРЭ: · поддержание экономической и социальной стабильности в обществе; · обеспечение экономической безопасности страны; · повышение качества жизни своего населения; · минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов (безработицы, инфляции, бедности, загрязнения, истощения природной среды). Экономические функции государства: · создание общих условий для эффективного функционирования и поощрения экономического роста; · разработка и реализация долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны; · прогнозирование и планирование темпов и пропорций экономического развития; · обеспечение правовой (законодательной) базы функционирования экономики; · поддержка конкуренции, борьба с монопольными тенденциями и ростом цен; · обеспечение стабильной работы денежной системы; · разработка и исполнение государственного бюджета; · налаживание и регулирование внешнеэкономической деятельности, защита своих товаропроизводителей на мировых рынках; · проведение социальной политики и социальной защиты. Типы ГРЭ: · полный государственный монополизм в управлении национальным хозяйством (примеры – бывший СССР, Куба, Северная Корея); · крайний либерализм, признающий только условия неограниченного частного предпринимательства; · различные варианты сочетания рыночных и государственных регуляторов, реализованные в разных моделях рыночных экономик в 172 странах современного мира. Методы ГРЭ: Различают правовые, административные и экономические методы государственного регулирования экономики. Правовые методы – установленные государством правила экономического поведения для производителей и потребителей. Для управления современной экономикой необходимо примерно четыре тысячи законов и нормативных актов. Основной закон страны – Конституция. Экономическая деятельность регулируется примерно 25 Кодексами (налоговым, трудовым, таможенным, транспортным и другими). Административные методы – это различные разрешения и запреты, лицензирование, квотирование, контроль над системообразующими ценами, валютным курсом и т.п. Эти меры имеют силу приказа и не опираются на экономические интересы и стимулы. Экономические методы прямые – это целевое финансирование из бюджета, дотации, пособия, льготные кредиты, доплаты. Экономические методы косвенные – это различные рычаги бюджетной, кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, внешнеэкономической, таможенно-тарифной, социальной политики, оплаты труда. Рассмотрим систему государственного регулирования экономики на примере Республики Беларусь (схема 6). В состав системы ГРЭ входят субъекты ГРЭ (кто управляет), объекты ГРЭ (кем управляют и какие процессы регулируют), регуляторы (рычаги, способы воздействия).
Субъекты ГРЭ – это органы управления законодательной, судебной и исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы регулирования экономического и социального развития страны. В системе ГРЭ они управляют восемью функциональными подсистемами, а именно правовой, индикативного планирования, административного регулирования, бюджетной, налоговой, кредитно-денежной, ценовой, социальной политики и социальной защиты, а также одиннадцатью отраслевыми и межотраслевыми комплексами и сферами (схема 6, схема ГРЭ). К ним относятся: Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк, Министерство социальной политики и социальной защиты, Министерство промышленности, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство строительства и архитектуры, Министерство транспорта, связи, Министерства здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и другие. Объекты ГРЭ – это различные предприятия, отрасли, сферы, регионы и экономические процессы, которыми управляют и которые регулируют.
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Регуляторы (рычаги, способы воздействия): · в подсистеме правового регулирования – законы и законодательные акты, регулирующие институциональные преобразования и социально-экономическое развитие: всего примерно 4-4,5 тыс. законов и нормативных актов; · в подсистеме индикативного планирования – прогнозы, программы, бизнес-планы; · в подсистеме административного регулирования – это государственный заказ, государственные закупки, квоты, лицензии; · в подсистеме бюджетного и внебюджетного регулирования – уровень централизации финансовых ресурсов в госбюджете страны, соотношение между центральным и местными бюджетами; соотношение между бюджетом и внебюджетными фондами; структура доходов и расходов, дефицит (профицит) госбюджета в процентах к ВВП; · в налоговой подсистеме – перечень централизованных и местных налогов, взимаемых соответственно в центральный и местные бюджеты и внебюджетные фонды, а также льгот по налогам, применяемых в стране; · в кредитно-денежной подсистеме – учетная ставка банковского процента, проценты за кредиты, нормы обязательных резервов и другие показатели и нормативы банковской деятельности; · в подсистеме цен – в качестве экономических рычагов или инструментов выступают цены трех основных видов: договорные, государственные и мировые; · в подсистеме социальной политики и социальной защиты населения – это минимальный потребительский бюджет, минимальная зарплата, бюджет прожиточного минимума (черта бедности), размеры пособий по безработице, размеры пенсий, пособий, адресных потребительских субсидий, индексация доходов в соответствии с темпом инфляции. В настоящее время применяются два наиболее признанных подхода к регулированию развития национальных экономик. Монетарный (неоклассический) исходит из того, что рыночная система может обеспечить макроэкономическую стабильность преимущественно методами саморегулирования с помощью свободного ценообразования и либеральной кредитно-денежной политики. Кейсианский подход делает акцент на активном вмешательстве государства в экономику. В реальности обычно применяются оба подхода в зависимости от реально складывающейся ситуации. Монетарный подход к ГРЭ в качестве способов воздействия предлагает: · максимальное сокращение государственного бюджета; · значительное сокращение государственного сектора; · либерализацию ценообразования; · либерализацию внешнеэкономической деятельности; · либерализацию денежно-кредитной политики и финансового рынка. Кейнсианский подход к ГРЭ предлагает: · сохранение значительного государственного сектора в экономике; · перераспределение ресурсов в приоритетные секторы экономики с помощью бюджетного регулирования; · контроль за экспортом и импортом; · регулирование роста цен и зарплаты; · регулирование учетной ставки банковского процента; · регулирование курса национальной валюты. Теневая экономика – это скрытая от государства предпринимательская и иная экономическая деятельность, приносящая прибыль в результате уклонения от налогов, обмана, подлога, занятия запрещенными и потому криминальными видами экономической деятельности. Размеры теневой экономики в мире оцениваются ориентировочно для развитых стран мира в размере 15-20% от ВВП, в отдельных странах Азии, Африки и Латинской Америки – 30% и более. Теневая экономика не оценивается однозначно негативно. Часть деятельности людей по оказанию бытовых услуг, ремонту и строительству жилья, по обслуживанию автомобилей, бытовой техники, частная медицинская и педагогическая практика – относится к теневой, но не криминальной экономике. Главное противоправное нарушение здесь – уклонение от налогов. За это государством предусмотрена административная ответственность. Если скрытая деятельность является общественно опасной и преступной (наркобизнес, проституция, торговля детьми, порнобизнес, незаконная торговля оружием и т.п.) – предусмотрена за нее уголовная ответственность. Структуру теневой экономики можно представить в виде трех укрупненных блоков: подпольная («серая») экономика – экономическая деятельность, ориентированная на удовлетворение нормальных общественных потребностей, но с целью получения неконтролируемого и необлагаемого налогами дохода; фиктивная (мошенническая) экономика – экономическая деятельность, связанная с обманами, фальсификациями: лжепредпринимательство, выманивание кредитов, изготовление и сбыт поддельных денежных знаков, кредитных и расчетных документов, фиктивное банкротство, ложная реклама и т.п.; криминальная («черная») экономика – ориентированная на удовлетворение деструктивных общественных потребностей: наркобизнес, торговля людьми и т.п. Основные виды экономических преступлений: незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность, лжепредпринимательство, фальшивомонетничество, фиктивное банкротство, злоупотребления при выпуске (эмиссии) ценных бумаг с целью создания «финансовых пирамид», коммерческий шпионаж, криминальная приватизация имущества, легализация (отмывание) криминальных денежных средств, рэкет – т.е. вымогательство имущества и денег путем угроз и насилия, хищения, таможенные нарушения правил перемещения ценностей через границу, контрабанда, недобросовестная конкуренция, взяточничество, коррупция (подкуп) должностных лиц, налоговые правонарушения и преступления. Основная тяжесть борьбы с экономическими преступлениями лежит на органах прокуратуры, внутренних дел, таможенной и пограничной службе, налоговой полиции.
Контрольные вопросы, тесты, задачи к семинарским (практическим) занятиям по теме 12: 1. Назовите причины, по которым возникла необходимость в централизованном управлении экономикой. 2. Перечислите основные функции государства. 3. Охарактеризуйте типы ГРЭ. Какой тип характерен для Республики Беларусь? 4. Покажите на схеме ГРЭ в Республике Беларусь функциональные и отраслевые подсистемы управления. Что такое субъекты, объекты и регуляторы ГРЭ на этой схеме? 5. Необходимость государственного вмешательства в экономику обусловлена тем, что рынок: а) не создает постоянно действующих стимулов для повышения эффективности производства; б) не восприимчив к научно-техническому прогрессу; в) не обеспечивает эффективного использования ресурсов; г) обостряет проблему социального неравенства и имущественного расслоения населения; д) не может обеспечить решения таких задач как экология, обустройство территорий, структурные сдвиги и т.п. 6. К функциям государства в рыночной экономике не относятся: а) законотворческая деятельность; б) поддержание конкурентной среды; в) установление цен на продукцию частного сектора; г) антициклическое регулирование экономики. 7. В каких отраслях экономики чаще всего представлен государственный сектор? а) розничная торговля; б) гостиничное хозяйство и общепит; в) сельское хозяйство; г) добыча сырья; д) фундаментальные научные исследования; е) производство одежды и обуви. 8. Назовите отрасли, где государственное регулирование экономики выгоднее обществу, чем предпринимательскому сектору. 9. Назовите выгоды, получаемые потребителями от государственного сектора. 10. Перечислите методы, способы, рычаги воздействия, с помощью которых государство может воздействовать на экономические процессы: а) в бюджетно-налоговой сфере; б) в кредитно-денежной сфере; в) в ценовой сфере; г) в области трудовых отношений; д) в сфере социальной политики. 11. Какое из перечисленных средств решения проблемы внешних эффектов требует участия государства? а) если источник и получатель загрязнения – одно юридическое лицо; б) для определения величины загрязнения, которая не может быть превышена; в) этого требуют общественные обычаи; г) если источник и получатель загрязнения ведут переговоры. 12. Иногда правительство снижает налоги, чтобы стимулировать рост потребительских расходов. С какой целью проводится такая политика: а) в связи с необходимостью оплаты расходов на содержание правительства; б) протекционизм в определенных отраслях экономики; в) регулирование уровня экономической активности в стране; г) стимулирование или сдерживание развития отдельных отраслей. 13. Если в стране возник дефицит товаров и выросли цены, то какие меры в этом случае скорее всего предпримет государство с переходной экономикой? а) заморозит цены и введет штрафные санкции за их повышение; б) введет бюджетное субсидирование некоторых цен с целью их снижения; в) организует выпуск дефицитных товаров на госпредприятиях; г) снимет количественные ограничения на импорт и снизит таможенные пошлины; д) осуществит инвестиции из госбюджета в создание новых производственных мощностей. 14. Что не относится к числу методов прямого государственного вмешательства в экономику: а) инвестиции в госпредприятия с целью обновления их основного капитала; б) перераспределение доходов; в) создание за счет средств госбюджета малоприбыльных предприятий инфраструктуры; г) приобретение государством акций частных фирм; д) размещение госзаказов на предприятиях; е) установление квот во внешней торговле; ж) финансирование целевых комплексных программ и фундаментальных научных исследований. 15. Косвенное вмешательство государства в экономику осуществляется по следующим направлениям: а) стимулирование инвестиций в национальную экономику; б) регулирование занятости и доходов; в) стимулирование экспорта; г) воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации; д) предоставление государственных кредитов; е) налоговое регулирование. 16. Социальная ориентация экономики означает: а) увеличение занятости; б) рост производительности труда; в) уравнительность в распределении доходов; г) увеличение доли госбюджета, направляемой на финансирование социальной сферы. 17. Перечислите и охарактеризуйте основные регуляторы (рычаги воздействия на экономику), характерные для: а) монетарной модели ГРЭ; б) кейнсианской модели ГРЭ.
Литература к теме 12: 1. Экономическая теория. / Под ред. Н.И. Базылева. – Мн., 2002. С. 393-400. 2. Современная экономика. / Под ред. О.Ю. Мамедова. – Ростов-на-Дону, 2001. С. 200-214; Лекция «Теневая экономика». С. 397-428. 3. Государственное регулирование экономики. / Под ред. Н.Б. Антоновой. – Мн., 1996. 4. Практическое пособие к семинарским занятиям по экономической теории. / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2001. С. 221-234. 5. Артюх В.В. Экономическая теория. Практикум. – Мн.: ЦП «ИВЦ Минфина», 2003. С. 142-149.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |