Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4. Рыночная организация экономики.



2019-12-29 258 Обсуждений (0)
Тема 4. Рыночная организация экономики. 0.00 из 5.00 0 оценок




План

1. Понятие и основные признаки (условия функционирования) рынка.

2. Функции рынка.

3. Виды рынков.

4. Инфраструктура рыночной экономики.

5. Преимущества и недостатки рыночной организации хозяйства.

6. Основные национально-государственные модели рыночной экономики в современном мире.

7. Белорусская экономическая модель.

Основные понятия и определения

    Рынок – есть результат естественно-исторического процесса развития товарного производства, обусловленный общественным разделением труда и обособлением субъектов хозяйствования, основанным на частной собственности. Первоначально рынком называли место, где люди обменивались товарами и услугами.

    Рынок (в широком значении) – такая организация общественного производства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения («невидимая рука рынка» по А. Смиту). Однако, начиная с 30-х гг. ХХ века, государство (правительство) в подавляющем большинстве стран с рыночной экономикой в той или иной степени через систему государственного регулирования экономики обеспечивает макроэкономическое равновесие и решение важнейших социально-экономических задач.

    Главные признаки (условия функционирования) рынка:

· многообразие форм собственности и видов предприятий при обязательном наличии и преобладании частной формы собственности;

· экономическая свобода и самостоятельность субъектов хозяйствования (в сочетании с экономической ответственностью вплоть до банкротства);

· поддержка и развитие конкуренции;

· установление равновесных цен на рынке в зависимости от спроса и предложения;

· обеспечение принципа примата потребителя, когда производство работает под спрос;

· устойчивость финансовой и денежной систем;

· открытость экономики, фактически это договорная открытость, обеспечивающая перелив через границы материальных, финансовых, трудовых ресурсов, товаров и услуг;

· наличие развитой рыночной инфраструктуры;

· обеспечение социальной защиты населения.

Рынок выполняет важные функции:

· через рынок осуществляется регулирование общественного производства, то есть решаются проблемы: что, как и для кого производить;

· через рынок устанавливается связь между производителями и потребителями. Каждый участник рынка является одновременно и покупателем и продавцом. Он покупает необходимые ему для жизни или производства товары, а продает на рынке либо произведенную продукцию, либо имущество, либо рабочую силу;

· через рынок происходит учет затрат на производство продукции. Рынок определяет не только то, что нужно произвести, но и то, на какие затраты может пойти отдельный предприниматель или общество, чтобы получить данную продукцию;

· важнейшей функцией рынка является установление цены. Цена колеблется под влиянием спроса и предложения. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то снижается цена, а значит, и производство данного товара. И наоборот, высокие цены будут стимулировать производство. Рост производства будет продолжаться, пока не наступит равновесие между спросом и предложением, то есть не установится равновесная цена;

· рынок дифференцирует производителей. В процессе конкуренции выживают только те фирмы, у которых затраты на производство продукции меньше рыночной цены. В этом случае фирма получит прибыль. Если затраты выше рыночной цены, то фирма понесет убытки и разорится.

В зависимости от критериев, положенных в основу классификации, различают следующие виды рынков:

· по экономическому назначению объектов купли-продажи выделяются рынки товарные, финансовые и рынки труда. Товарные рынки включают рынки потребительских товаров и услуг, рынки средств производства, информации и интеллектуального продукта. Финансовые рынки состоят из рынков капиталов (инвестиций), рынков кредитов, рынков ценных бумаг, валютно-денежных рынков. На рынках труда объектом купли-продажи, или точнее найма, служит рабочая сила.

· по географическому положению выделяют: местный, региональный, национальный и мировой рынки;

· по отраслям – автомобильный, зерновой и так далее;

· по характеру продаж – оптовый и розничный;

· по соответствию действующему законодательству – легальный рынок и нелегальный («черный», «теневой»);

· по степени ограничения конкуренции – монопольный, олигополистический, свободный и смешанный.

На рынке совершенной конкуренции количество фирм, выпускающих однородную стандартную продукцию, столь велико, что ни одна из них не знает о рынке больше других и не может изменить рыночную цену. Барьеров для вхождения в отрасль и на рынок нет. Примеры: рынки зерна, ценных бумаг, иностранных валют.

    Если вышеперечисленные условия не выполняются, то можно говорить о рынке несовершенной конкуренции: то есть о монополии, олигополии и монополистической конкуренции.

    Монополия – тип рынка, на котором уникальный продукт предлагается одной фирмой, которая устанавливает монопольно высокую цену. Проникновение в отрасль блокировано. Особое место у так называемой «естественной монополии», то есть у предприятий, эксплуатирующих уникальные или жизненно важные ресурсы. Например, ПО «Беларуськалий», городские теплоэлектростанции, водоснабжение. Обычно они находятся в собственности государства или под его контролем.

    Олигополия – характеризуется ограниченным числом продавцов стандартизированного или дифференцированного товара. Один из соперников становится лидером в ценовой политике. Доступ на рынок крайне сложен, так как требуется значительный размер начального капитала (рынок автомобилей, сложной бытовой техники).

    В условиях монопольной конкуренции число производителей довольно велико, но отраслевой продаваемый продукт имеет отличия, которые позволяют устанавливать на него монопольно высокую цену. Однако это не полное влияние, так как потребители могут переключить спрос на продукты конкурентов. Примеры: сеть ресторанов «Макдональдс», стиральный порошок «Тайд», зубная паста «Колгейт». Здесь велика роль рекламы, торговой марки, патента. Вход в отрасль легкий (рынок одежды, косметики, обуви, сфера услуг).

    Современный рынок невозможен без развитой рыночной инфраструктуры, то есть комплекса деловых услуг, которые обеспечивают нормальное функционирование рынка. Основными элементами классической рыночной инфраструктуры являются: 1) торговая сеть; 2) биржи; 3) банки. К инфраструктуре рынка также относятся страховые компании, аудиторские службы, рекламные агентства.

    Рынок имеет положительные и отрицательные черты. К положительным чертам рынка относятся:

1. гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям;

2. оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек производства и прироста прибыли;

3. способность удовлетворять разнообразные потребности в необходимом количестве и с высоким качеством.

 

Негативные черты рынка:

1. рынок не гарантирует право на труд и доход;

2. рынок воспроизводит социальное неравенство и не имеет механизмов против чрезмерной социальной несправедливости и расслоения на богатых и бедных;

3. рынок не создает стимулов для производства товаров и услуг некоммерческого характера, коллективного пользования (образование, здравоохранение, культура, наука, спорт);

4. реализует принцип обязательного экономического роста производства, истощает и загрязняет природную среду.



2019-12-29 258 Обсуждений (0)
Тема 4. Рыночная организация экономики. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4. Рыночная организация экономики.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)