Тема 9. Цены. Ценовая пол итика. Инфляция. Антиинфляционная политика.
План 1. Цена как экономическая категория, функции цен, методы ценообразования, виды цен и их поэлементный состав. 2. Ценовая политика. 3. Инфляция: понятие, измерение инфляции. Причины, виды и типы инфляции. 4. Социально-экономические последствия инфляции. 5. Антиинфляционная политика государства.
Основные понятия и определения Цена – выраженная в определенном количестве денежных знаков, признанная и подтвержденная на рынке ценность товара или услуги. В рыночной экономике цены выполняют три функции: · информационную, то есть цены ориентируют действия покупателей и продавцов; · стимулирующую, что выражается в стремлении организовать наиболее экономически эффективное производство; · распределительную – через цены происходит распределение доходов между участниками рыночных отношений. Размер цены товара – один из самых сложных вопросов экономической теории. Поскольку всякий товар есть результат труда, то сторонники и последователи трудовой теории стоимости в качестве пропорций обмена товаров предлагают оценку затрат живого и овеществленного труда. По их мнению денежное выражение этих затрат и есть цена товара. При этом денежная цена товара может сильно отклоняться от его стоимости под влиянием разных факторов, включая инфляцию. Другая точка зрения состоит в том, что цена товара зависит не столько от затрат производителей, сколько от оценки полезности товара покупателями и их желания платить за товар. В экономической теории существует два основных подхода к ценообразованию. Первый – на базе исчисления издержек (затрат) на производство товара, услуги. Второй – определяет цену как равновесную величину, устанавливающуюся на рынке в результате колебаний спроса и предложения, других условий. Нижняя граница цены товара – это оценка затрат (издержек) предприятия – материальных, финансовых, трудовых – в расчете на единицу продукции. Издержки в бухгалтерской отчетности выступают в виде себестоимости продукции. Верхняя граница цены товара – определяется платежеспособным спросом покупателей на рынке, который зависит от доходов населения и субъектов хозяйствования, от количества покупателей, их вкусов и предпочтений, от уровня цен на взаимозаменяемые товары, от налогов, от других факторов. Закон спроса гласит, что спрос на товар находится в обратной зависимости от его цены, при прочих равных условиях. Закон предложения гласит, что предложение товара находится в прямой зависимости от его цены, при прочих равных условиях (рис. 8).
Рис. 8. Кривые спроса и предложения.
Цена, уравновешивающая спрос и предложение, есть равновесная цена. Она отражает ситуацию, при которой на рынке отсутствует дефицит или избыток товара, услуги, ресурса (рис. 8). Изменение объемов спроса и предложения при изменении цены конкретного товара, услуги, ресурса характеризуется понятием эластичность спроса по цене. Эластичный спрос – процентное изменение величины спроса превышает процентное изменение цены (характерен для товаров не первой необходимости – например, предметов роскоши). Неэластичный спрос – процентное изменение величины спроса меньше, чем аналогичное изменение цены (характерен для предметов первой необходимости – например, хлеба, соли, сахара, медикаментов). Эластичность спроса по цене выражается коэффициентом эластичности:
Виды цен. Исходя из особенностей продаваемой продукции: 1) оптовые; 2) закупочные; 3) розничные; 4) на продукцию строительства; 5) тарифы на услуги. По способу установления: свободные и регулируемые. Поэлементный состав (структура цен): · издержки производства; · прибыль; · налоги; · торговые и сбытовые скидки. Основные виды цен в Республике Беларусь: 1. Свободные оптовые цены на продукцию производственно-технического назначения – устанавливаются изготовителем по согласованию с потребителем:
Свобод. = издержки + прибыль + НДС + спец. налоги (2) опт. цена
2. Закупочные цены – это цены на продукцию, поставляемую через посредников, то есть через торгово-закупочные и снабженческие организации:
Закуп. = Свобод. опт. + снабжен.-сбыт. (3) цена цена надбавки
3. Свободные розничные цены применяются при реализации населению продукции производственно-технического назначения:
Свобод. = изд. + прибыль + НДС + спец. налоги + надбавка + надбавка рознич. торговая снаб.-сбыт. цена (4)
4. Свободная отпускная цена на потребительские товары устанавливается изготовителями по согласованию с розничными торговыми и другими предприятиями-посредниками:
Цена на потреб. = издержки + прибыль + НДС + спец. + акцизный налог (5) товары налоги
5. Закупочная цена на потребительские товары:
Цена закуп. надбавка на потреб. = издержки + прибыль + НДС + спец. + акциз + закупоч. (6) товары налоги или торг.
6. Свободные оптовые (отпускные) цены на импортную продукцию устанавливаются предприятием, закупающим эту продукцию у иностранных поставщиков, исходя из конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств товара:
Свобод. Фактурная Таможенная Налог на оптов. цена = стоимость + пошлина + импорт (7) на импорт товара или тариф
7. Свободная розничная цена на импорт: Свобод. рознич. цена = свободная + торговая (8) на импорт оптов. цена надбавка на импорт
В мировой практике ценообразования цены различаются по особенностям купли-продажи товаров. Наиболее практикуемые виды цен: · «Базисная цена» – согласовывается на переговорах между покупателем и продавцом. Она больше издержек на величину прибыли. · «Фактурная цена» – цена купли-продажи, определяемая условиями поставки, то есть с учетом затрат на доставку товара: – «Ex works» – если товар переходит к покупателю уже на складе; – «FOB» – если продавец доставляет товар на борт судна в порту, указанном в контракте; – «CAF» – если продавец оплачивает расходы по фрахту до места назначения; – «CIF» – если в цену «CAF» включается еще и страховка от риска гибели или порчи при перевозке. · «Мировая цена» – определяется в зависимости от вида товара или уровнем цен стран-экспортеров, или по ценам бирж (аукционов), или по ценам ведущих мировых фирм; · «Номинальные цены» – это денежные цены товаров, которые публикуются в прейскурантах, справочниках и биржевых котировках; · «Оптовые цены» – цены, по которым товар поставляется крупными партиями; · «Договорные цены» – которые устанавливаются по согласованию сторон на определенные объемы и сроки. Ценовая политика. Все государства (правительства) вмешиваются в процессы ценообразования. В кризисные периоды этот контроль возрастает, вплоть до «замораживания» цен. Методы прямого регулирования цен – это административное установление цен, особенно в энергетике, на траспорте, водоснабжении, в сфере производства и сбыта сельхозпродукции, в высокомонополизированных отраслях. Методы косвенного регулирования цен – изменение конъюнктуры рынка, государственные закупки, налогообложение, регулирование денежного обращения и кредита, валютного курса, регулирование государственных расходов из бюджета, установление учетной ставки банковского процента, установление минимальной заработной платы, инвестиционная политика, установление норм амортизации, поддержка конкуренции. Ценовая политика в Республике Беларусь ориентирована на либерализацию большинства цен. Государственный контроль остается над ценами на сырую нефть, электроэнергию, природный газ, на важнейшие виды коммунальных услуг. Инфляция – это повышение общего уровня цен на товары, услуги и экономические ресурсы – факторы производства. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями в различных отраслях и сферах экономики. Это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением товаров, услуг, экономических ресурсов. Инфляция проявляется как переполнение денег в каналах обращения, при накачке их «пустыми», то есть необеспеченными товарами и услугами, деньгами сверх потребности товарооборота – вследствие чего и растут цены. Для оценки и измерения инфляции используются следующие показатели: индекс потребительских цен (ИПЦ), индекс цен производственно-промышленной продукции и дефлятор ВВП как самый сводный индекс цен, отражающий общий рост цен в целом в экономике страны. Индекс потребительских цен измеряет отношение между ценой определенного набора потребительских товаров и услуг – «рыночной корзинки» для данного периода времени с аналогичной «корзинкой» базового периода (9):
Инфляционные причины роста цен: · дефицит госбюджета, если он устраняется с помощью простого печатания денег; · финансирование инвестиций через печатание денег; · чрезмерная милитаризация экономики, создающая дополнительный платежеспособный спрос без товарного покрытия в стране; · монопольные тенденции в структуре рынков, так как монополисты – это несовершенные конкуренты, заинтересованные в завышении своих цен; · рост «открытости» экономик и угроза импорта инфляции; · инфляционные ожидания населения, предприятий и предпринимателей. Существуют две концепции, объясняющие причины инфляции: инфляция спроса и инфляция издержек. Инфляция спроса – это нарушения равновесия в экономике со стороны спроса, когда «слишком много денег гоняется за слишком малым количеством товаров». Ее причины: расширение государственных заказов – военных и социальных; рост покупательной способности населения вследствие роста зарплаты и доходов, увеличение спроса на средства производства при их полной, т.е. 100% загрузке. Инфляция издержек – рост цен вследствие увеличения издержек производства или вследствие уменьшения совокупного предложения. Ее причины: рост цен на сырье и энергоносители, рост зарплаты трудящихся, олигополистическая практика ценообразования. На практике довольно сложно отличить один тип инфляции от другой. Виды инфляции: По темпам роста цен: – умеренная или ползучая – рост цен не более 10% за год; – галопирующая – рост цен от 20 до 200% за год; – гиперинфляция – рост цен свыше 200% за год. Умеренная, галопирующая и гиперинфляция – это открытая инфляция. При скрытой (подавленной) инфляции роста цен нет, но имеет место дефицит товаров. При сбалансированной инфляции – рост цен одновременный на все товары и экономические ресурсы, при несбалансированной инфляции – имеют место разные темпы роста цен на различные товары. Социально-экономические последствия инфляции противоречивы. К положительным последствиям инфляции можно отнести: · структурные изменения в производстве товаров и услуг в соответствии с требованиями спроса; · увеличение объемов денежной прибыли и, как следствие, рост объемов инвестиций; · выигрывают от инфляции сильные фирмы, имеющие более современное оборудование и организацию производства; · выигрывают люди, живущие на нефиксированные доходы, то есть предпринимательский сектор, что стимулирует его развитие. К отрицательным последствиям инфляции можно отнести следующие явления: · теряют ценность накопленные денежные сбережения; · перераспределяются доходы, происходит сильное расслоение общества на богатых и бедных; · как правило, темпы роста зарплаты и других фиксированных доходов отстают от темпов роста инфляции; · обесценивается неиспользуемый капитал; · длительная инфляция ведет к постепенному сворачиванию хозяйственной деятельности. Отрицательные последствия инфляции более весомы, чем положительные, поэтому государство проводит антиинфляционную политику, суть которой в следующем: · государство должно «оседлать» инфляцию, то есть прогнозировать ее ход и формировать у населения доверие к деньгам, чтобы люди хранили свои сбережения в сбербанках; · государство должно управлять инфляцией, то есть ввести ее норматив, регулярно его объявлять, индексировать цены, зарплаты, денежные вклады в банках; · государство должно устранить причины инфляции; · государство должно регулировать экспортно-импортные операции и курсы иностранных валют; · государство должно следить за уровнем банковских процентных ставок для притока капиталов в страну.
Контрольные вопросы, тесты, задачи к теме 9: 1. Что такое цена? Раскройте функции цен в рыночной экономике. 2. Что такое равновесная цена товаров, денег, рабочей силы? 3. Охарактеризуйте методы ценообразования и виды цен в рыночной экономике. 4. Что такое ценовая эластичность спроса? 5. Виды цен в рыночной экономике. Поэлементный состав цены. 6. Ценовая политика. Методы прямого и косвенного регулирования цен. 7. Что такое инфляция? Какими показателями измеряется? 8. Охарактеризуйте причинно-следственную связь инфляции спроса и инфляции издержек. 9. Назовите положительные и отрицательные последствия инфляции. Каких больше? 10. Перечислите основные меры государственной антиинфляционной политики? 11. Назовите три наиболее значимых фактора повышения цен в Республике Беларусь в перестроечный период: а) рост цен на энергоносители; б) рост номинальных доходов населения; в) переоценка основных фондов; г) рост цен на импорт; д) сокращение объемов производства; е) инфляционные ожидания; ж) кризис сбыта продукции; з) кризис неплатежей предприятий. 12. Кто из ниже перечисленных лиц выгадает в начальном периоде инфляции: а) кредитор, предоставивший ссуду; б) заемщик, взявший ссуду; в) квартиросъемщик, заплативший за квартиру вперед на полгода; г) работник бюджетной сферы, индексация доходов которого производится 1 раз в квартал; д) пенсионер; е) индивидуальный предприниматель; ж) человек, имеющий нефиксированные доходы. 13. В качестве показателя инфляции в стране используется: а) индекс цен внешней торговли; б) номинальный обменный курс; в) индекс потребительских цен; г) паритет покупательной способности валют; д) дефлятор ВВП; е) индекс цен производителей промышленной продукции. 14. Предположим, что условная «потребительская корзинка» студента состоит из 5 наименований товаров, цены на которые в течение года изменились следующим образом (смотри таблицу). Рассчитайте сводный индекс потребительских цен (ИПЦ)? Какое количество наименований товаров и услуг входит в набор не условной, а стандартной «минимальной потребительской корзинки»?
15. Рассчитайте суммарный уровень инфляции за 5 лет (с 2001 по 2005 год), если индекс потребительских цен по годам составил 161,1%; 142,6%; 128,4%; 118,1%; 108,0 %. За этот же период дефлятор ВВП составил 179,5%; 144,9%; 130,7%; 121,8%; 109%. 16. Для того, чтобы рассчитать дефлятор ВВП следует: а) реальный ВВП разделить на номинальный; б) номинальный ВВП разделить на реальный; в) от номинального ВВП отнять реальный; г) от реального ВВП отнять номинальный. 17. В прогнозе развития РБ на 2005 г. был заложен годовой уровень инфляции в 8%. Найдите ежемесячный средний уровень инфляции, при условии, что рост цен должен быть примерно одинаковым каждый месяц. 18. Какие темпы инфляции ожидаются в текущем году? Какие меры денежной и социально-экономической политики предполагается осуществить в Республике Беларусь в период 2006-2010 гг. для стабильной ценовой политики? 19. Как влияет на инфляцию в стране финансирование дефицита госбюджета с помощью внутренних и внешних займов? 20. Если цены в национальной валюте на товары в стране растут, а цены на те же товары в СКВ стабильны, то означает ли это, что инфляции в стране нет? (см. задачу № 21). 21. Цена телевизора «Витязь» в январе 2003 г. равнялась 350000 рублей. Курс доллара в этот период равнялся 2000 рублям за 1 доллар. Индекс внутренних цен в июле 2003 г. составил 115%. Как изменилась ценовая конкурентоспособность телевизоров «Витязь» на внешних рынках в июле 2003 г., если правительство девальвировало рубль в соответствие с инфляцией? Как могла отразиться на ценовой конкурентоспособности телевизоров на внешних рынках ситуация с неизменным курсом рубля по отношению к доллару? 22. Какое из сочетаний видов инфляции в экономике любой страны наиболее предпочтительно: а) сбалансированная, умеренная, ожидаемая; б) ползучая, неожидаемая, сбалансированная; в) несбалансированная, галопирующая и ожидаемая; г) ожидаемая, галопирующая и сбалансированная; д) умеренная, ожидаемая и несбалансированная. 23. Вы планируете через год купить новый автомобиль, текущая цена которого равна 36 тыс. д. ед. Годовая ставка банковского процента равна 10%. Ожидаемый уровень инфляции 5%. Какую сумму денег следует положить сегодня в банк, чтобы при указанных условиях возможно через год купить новый автомобиль? 24. Гражданин имеет 100 д.ед. и решает: сберечь их или потратить? Если он положит деньги в банк, то через год получит 112 д.ед. Инфляция составляет 14% в год: а) какова номинальная процентная ставка? б) какова реальная процентная ставка? в) что можно посоветовать гражданину? г) как повлияет на этот совет снижение темпа инфляции до 10% при неизменной номинальной ставке банковского процента? Литература к теме 9: 1. Современная экономика. Лекционный курс. / Под ред. О.Ю. Мамедова. – Ростов-на-Дону, 2001. С. 141-154. 2. Макроэкономика: социально ориентированный подход. / Под ред. Э.А. Лутохиной. – Мн., 2005. С. 116-136, 273-284. 3. Инфляция: природа, сущность и регулирование. – Мн., 1996. 4. Экономическая теория. Задачи. Логические схемы. Методические материалы. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб: 1999. С. 107-108, 375-381. 5. Практическое пособие к семинарским занятиям по экономической теории: Учеб. пособие. / Под ред. В.Д. Камаева. – М., 2001. С. 206-221.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (260)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |