Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 9. Цены. Ценовая пол итика. Инфляция. Антиинфляционная политика.



2019-12-29 227 Обсуждений (0)
Тема 9. Цены. Ценовая пол итика. Инфляция. Антиинфляционная политика. 0.00 из 5.00 0 оценок




План

1. Цена как экономическая категория, функции цен, методы ценообразования, виды цен и их поэлементный состав.

2. Ценовая политика.

3. Инфляция: понятие, измерение инфляции. Причины, виды и типы инфляции.

4. Социально-экономические последствия инфляции.

5. Антиинфляционная политика государства.

 

Основные понятия и определения

    Цена – выраженная в определенном количестве денежных знаков, признанная и подтвержденная на рынке ценность товара или услуги.

    В рыночной экономике цены выполняют три функции:

· информационную, то есть цены ориентируют действия покупателей и продавцов;

· стимулирующую, что выражается в стремлении организовать наиболее экономически эффективное производство;

· распределительную – через цены происходит распределение доходов между участниками рыночных отношений.

Размер цены товара – один из самых сложных вопросов экономической теории. Поскольку всякий товар есть результат труда, то сторонники и последователи трудовой теории стоимости в качестве пропорций обмена товаров предлагают оценку затрат живого и овеществленного труда. По их мнению денежное выражение этих затрат и есть цена товара. При этом денежная цена товара может сильно отклоняться от его стоимости под влиянием разных факторов, включая инфляцию. Другая точка зрения состоит в том, что цена товара зависит не столько от затрат производителей, сколько от оценки полезности товара покупателями и их желания платить за товар.

В экономической теории существует два основных подхода к ценообразованию. Первый – на базе исчисления издержек (затрат) на производство товара, услуги. Второй – определяет цену как равновесную величину, устанавливающуюся на рынке в результате колебаний спроса и предложения, других условий.

Нижняя граница цены товара – это оценка затрат (издержек) предприятия – материальных, финансовых, трудовых – в расчете на единицу продукции. Издержки в бухгалтерской отчетности выступают в виде себестоимости продукции.

    Верхняя граница цены товара – определяется платежеспособным спросом покупателей на рынке, который зависит от доходов населения и субъектов хозяйствования, от количества покупателей, их вкусов и предпочтений, от уровня цен на взаимозаменяемые товары, от налогов, от других факторов.

    Закон спроса гласит, что спрос на товар находится в обратной зависимости от его цены, при прочих равных условиях.

    Закон предложения гласит, что предложение товара находится в прямой зависимости от его цены, при прочих равных условиях (рис. 8).

 

 


Рис. 8. Кривые спроса и предложения.

 

    Цена, уравновешивающая спрос и предложение, есть равновесная цена. Она отражает ситуацию, при которой на рынке отсутствует дефицит или избыток товара, услуги, ресурса (рис. 8).

    Изменение объемов спроса и предложения при изменении цены конкретного товара, услуги, ресурса характеризуется понятием эластичность спроса по цене.

    Эластичный спрос – процентное изменение величины спроса превышает процентное изменение цены (характерен для товаров не первой необходимости – например, предметов роскоши). Неэластичный спрос – процентное изменение величины спроса меньше, чем аналогичное изменение цены (характерен для предметов первой необходимости – например, хлеба, соли, сахара, медикаментов).

    Эластичность спроса по цене выражается коэффициентом эластичности:

 

                    (1).

 

    Виды цен. Исходя из особенностей продаваемой продукции: 1) оптовые; 2) закупочные; 3) розничные; 4) на продукцию строительства; 5) тарифы на услуги. По способу установления: свободные и регулируемые.

    Поэлементный состав (структура цен):

· издержки производства;

· прибыль;

· налоги;

· торговые и сбытовые скидки.

Основные виды цен в Республике Беларусь:

1. Свободные оптовые цены на продукцию производственно-технического назначения – устанавливаются изготовителем по согласованию с потребителем:

 

Свобод. = издержки + прибыль + НДС + спец. налоги (2)

опт. цена

 

2. Закупочные цены – это цены на продукцию, поставляемую через посредников, то есть через торгово-закупочные и снабженческие организации:

 

Закуп. = Свобод. опт. + снабжен.-сбыт.                       (3)

             цена   цена              надбавки

 

3. Свободные розничные цены применяются при реализации населению продукции производственно-технического назначения:

 

Свобод. = изд. + прибыль + НДС + спец. налоги + надбавка + надбавка      рознич.                                                         торговая   снаб.-сбыт.

цена                                                                                                            (4)                                                                                      

 

4. Свободная отпускная цена на потребительские товары устанавливается изготовителями по согласованию с розничными торговыми и другими предприятиями-посредниками:

 

Цена на           

потреб. = издержки + прибыль + НДС + спец. + акцизный налог (5)

товары                                                      налоги

 

5. Закупочная цена на потребительские товары:

 

Цена закуп.                                                                                надбавка

на потреб. = издержки + прибыль + НДС + спец. + акциз + закупоч. (6)

товары                                                             налоги          или торг.

 

6. Свободные оптовые (отпускные) цены на импортную продукцию устанавливаются предприятием, закупающим эту продукцию у иностранных поставщиков, исходя из конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств товара:

 

  Свобод.      Фактурная Таможенная Налог на

  оптов. цена = стоимость + пошлина + импорт     (7)

  на импорт   товара       или тариф

 

7. Свободная розничная цена на импорт:

Свобод.

   рознич. цена = свободная + торговая                    (8)   

                   на импорт   оптов. цена     надбавка

                                                                          на импорт

 

    В мировой практике ценообразования цены различаются по особенностям купли-продажи товаров. Наиболее практикуемые виды цен:

· «Базисная цена» – согласовывается на переговорах между покупателем и продавцом. Она больше издержек на величину прибыли.

· «Фактурная цена» – цена купли-продажи, определяемая условиями поставки, то есть с учетом затрат на доставку товара:

– «Ex works» – если товар переходит к покупателю уже на складе;

– «FOB» – если продавец доставляет товар на борт судна в порту, указанном в контракте;

– «CAF» – если продавец оплачивает расходы по фрахту до места назначения;

– «CIF» – если в цену «CAF» включается еще и страховка от риска гибели или порчи при перевозке.

· «Мировая цена» – определяется в зависимости от вида товара или уровнем цен стран-экспортеров, или по ценам бирж (аукционов), или по ценам ведущих мировых фирм;

· «Номинальные цены» – это денежные цены товаров, которые публикуются в прейскурантах, справочниках и биржевых котировках;

· «Оптовые цены» – цены, по которым товар поставляется крупными партиями;

· «Договорные цены» – которые устанавливаются по согласованию сторон на определенные объемы и сроки.

Ценовая политика.

    Все государства (правительства) вмешиваются в процессы ценообразования. В кризисные периоды этот контроль возрастает, вплоть до «замораживания» цен.

    Методы прямого регулирования цен – это административное установление цен, особенно в энергетике, на траспорте, водоснабжении, в сфере производства и сбыта сельхозпродукции, в высокомонополизированных отраслях.

    Методы косвенного регулирования цен – изменение конъюнктуры рынка, государственные закупки, налогообложение, регулирование денежного обращения и кредита, валютного курса, регулирование государственных расходов из бюджета, установление учетной ставки банковского процента, установление минимальной заработной платы, инвестиционная политика, установление норм амортизации, поддержка конкуренции.

    Ценовая политика в Республике Беларусь ориентирована на либерализацию большинства цен. Государственный контроль остается над ценами на сырую нефть, электроэнергию, природный газ, на важнейшие виды коммунальных услуг.

    Инфляция – это повышение общего уровня цен на товары, услуги и экономические ресурсы – факторы производства. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями в различных отраслях и сферах экономики. Это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением товаров, услуг, экономических ресурсов.

    Инфляция проявляется как переполнение денег в каналах обращения, при накачке их «пустыми», то есть необеспеченными товарами и услугами, деньгами сверх потребности товарооборота – вследствие чего и растут цены.

    Для оценки и измерения инфляции используются следующие показатели: индекс потребительских цен (ИПЦ), индекс цен производственно-промышленной продукции и дефлятор ВВП как самый сводный индекс цен, отражающий общий рост цен в целом в экономике страны.

    Индекс потребительских цен измеряет отношение между ценой определенного набора потребительских товаров и услуг – «рыночной корзинки» для данного периода времени с аналогичной «корзинкой» базового периода (9):

 

  (9)

 

    Инфляционные причины роста цен:

· дефицит госбюджета, если он устраняется с помощью простого печатания денег;

· финансирование инвестиций через печатание денег;

· чрезмерная милитаризация экономики, создающая дополнительный платежеспособный спрос без товарного покрытия в стране;

· монопольные тенденции в структуре рынков, так как монополисты – это несовершенные конкуренты, заинтересованные в завышении своих цен;

· рост «открытости» экономик и угроза импорта инфляции;

· инфляционные ожидания населения, предприятий и предпринимателей.

Существуют две концепции, объясняющие причины инфляции: инфляция спроса и инфляция издержек. Инфляция спроса – это нарушения равновесия в экономике со стороны спроса, когда «слишком много денег гоняется за слишком малым количеством товаров». Ее причины: расширение государственных заказов – военных и социальных; рост покупательной способности населения вследствие роста зарплаты и доходов, увеличение спроса на средства производства при их полной, т.е. 100% загрузке.

Инфляция издержек – рост цен вследствие увеличения издержек производства или вследствие уменьшения совокупного предложения. Ее причины: рост цен на сырье и энергоносители, рост зарплаты трудящихся, олигополистическая практика ценообразования.

На практике довольно сложно отличить один тип инфляции от другой.

Виды инфляции:

По темпам роста цен:

– умеренная или ползучая – рост цен не более 10% за год;

– галопирующая – рост цен от 20 до 200% за год;

– гиперинфляция – рост цен свыше 200% за год.

    Умеренная, галопирующая и гиперинфляция – это открытая инфляция. При скрытой (подавленной) инфляции роста цен нет, но имеет место дефицит товаров.

    При сбалансированной инфляции – рост цен одновременный на все товары и экономические ресурсы, при несбалансированной инфляции – имеют место разные темпы роста цен на различные товары.

    Социально-экономические последствия инфляции противоречивы. К положительным последствиям инфляции можно отнести:

· структурные изменения в производстве товаров и услуг в соответствии с требованиями спроса;

· увеличение объемов денежной прибыли и, как следствие, рост объемов инвестиций;

· выигрывают от инфляции сильные фирмы, имеющие более современное оборудование и организацию производства;

· выигрывают люди, живущие на нефиксированные доходы, то есть предпринимательский сектор, что стимулирует его развитие.

К отрицательным последствиям инфляции можно отнести следующие явления:

· теряют ценность накопленные денежные сбережения;

· перераспределяются доходы, происходит сильное расслоение общества на богатых и бедных;

· как правило, темпы роста зарплаты и других фиксированных доходов отстают от темпов роста инфляции;

· обесценивается неиспользуемый капитал;

· длительная инфляция ведет к постепенному сворачиванию хозяйственной деятельности.

Отрицательные последствия инфляции более весомы, чем положительные, поэтому государство проводит антиинфляционную политику, суть которой в следующем:

· государство должно «оседлать» инфляцию, то есть прогнозировать ее ход и формировать у населения доверие к деньгам, чтобы люди хранили свои сбережения в сбербанках;

· государство должно управлять инфляцией, то есть ввести ее норматив, регулярно его объявлять, индексировать цены, зарплаты, денежные вклады в банках;

· государство должно устранить причины инфляции;

· государство должно регулировать экспортно-импортные операции и курсы иностранных валют;

· государство должно следить за уровнем банковских процентных ставок для притока капиталов в страну.

 

Контрольные вопросы, тесты, задачи к теме 9:

1. Что такое цена? Раскройте функции цен в рыночной экономике.

2. Что такое равновесная цена товаров, денег, рабочей силы?

3. Охарактеризуйте методы ценообразования и виды цен в рыночной экономике.

4. Что такое ценовая эластичность спроса?

5. Виды цен в рыночной экономике. Поэлементный состав цены.

6. Ценовая политика. Методы прямого и косвенного регулирования цен.

7. Что такое инфляция? Какими показателями измеряется?

8. Охарактеризуйте причинно-следственную связь инфляции спроса и инфляции издержек.

9. Назовите положительные и отрицательные последствия инфляции. Каких больше?

10. Перечислите основные меры государственной антиинфляционной политики?

11. Назовите три наиболее значимых фактора повышения цен в Республике Беларусь в перестроечный период:

а) рост цен на энергоносители;

б) рост номинальных доходов населения;

в) переоценка основных фондов;

г) рост цен на импорт;

д) сокращение объемов производства;

е) инфляционные ожидания;

ж) кризис сбыта продукции;

з) кризис неплатежей предприятий.

12. Кто из ниже перечисленных лиц выгадает в начальном периоде инфляции:

а) кредитор, предоставивший ссуду;

б) заемщик, взявший ссуду;

в) квартиросъемщик, заплативший за квартиру вперед на полгода;

г) работник бюджетной сферы, индексация доходов которого производится 1 раз в квартал;

д) пенсионер;

е) индивидуальный предприниматель;

ж) человек, имеющий нефиксированные доходы.

13. В качестве показателя инфляции в стране используется:

а) индекс цен внешней торговли;

б) номинальный обменный курс;

в) индекс потребительских цен;

г) паритет покупательной способности валют;

д) дефлятор ВВП;

е) индекс цен производителей промышленной продукции.

14. Предположим, что условная «потребительская корзинка» студента состоит из 5 наименований товаров, цены на которые в течение года изменились следующим образом (смотри таблицу). Рассчитайте сводный индекс потребительских цен (ИПЦ)? Какое количество наименований товаров и услуг входит в набор не условной, а стандартной «минимальной потребительской корзинки»?


 

 

Количество (единиц)

Цена за единицу (рублей)

2004 год 2005 год 2004 год 2005 год
1. Рубашки 2. Брюки 3. Учебники 4. Обеды 5. Дискотека 5 2 8 365 20 7 3 10 365 20 28000 40000 5000 2500 5000 30000 44000 5500 3000 10000

15. Рассчитайте суммарный уровень инфляции за 5 лет (с 2001 по 2005 год), если индекс потребительских цен по годам составил 161,1%; 142,6%; 128,4%; 118,1%; 108,0 %. За этот же период дефлятор ВВП составил 179,5%; 144,9%; 130,7%; 121,8%; 109%.

16. Для того, чтобы рассчитать дефлятор ВВП следует:

а) реальный ВВП разделить на номинальный;

б) номинальный ВВП разделить на реальный;

в) от номинального ВВП отнять реальный;

г) от реального ВВП отнять номинальный.

17. В прогнозе развития РБ на 2005 г. был заложен годовой уровень инфляции в 8%. Найдите ежемесячный средний уровень инфляции, при условии, что рост цен должен быть примерно одинаковым каждый месяц.

18.  Какие темпы инфляции ожидаются в текущем году? Какие меры денежной и социально-экономической политики предполагается осуществить в Республике Беларусь в период 2006-2010 гг. для стабильной ценовой политики?

19. Как влияет на инфляцию в стране финансирование дефицита госбюджета с помощью внутренних и внешних займов?

20. Если цены в национальной валюте на товары в стране растут, а цены на те же товары в СКВ стабильны, то означает ли это, что инфляции в стране нет? (см. задачу № 21).

21. Цена телевизора «Витязь» в январе 2003 г. равнялась 350000 рублей. Курс доллара в этот период равнялся 2000 рублям за 1 доллар. Индекс внутренних цен в июле 2003 г. составил 115%. Как изменилась ценовая конкурентоспособность телевизоров «Витязь» на внешних рынках в июле 2003 г., если правительство девальвировало рубль в соответствие с инфляцией? Как могла отразиться на ценовой конкурентоспособности телевизоров на внешних рынках ситуация с неизменным курсом рубля по отношению к доллару?

22.  Какое из сочетаний видов инфляции в экономике любой страны наиболее предпочтительно:

а) сбалансированная, умеренная, ожидаемая;

б) ползучая, неожидаемая, сбалансированная;

в) несбалансированная, галопирующая и ожидаемая;

г) ожидаемая, галопирующая и сбалансированная;

д) умеренная, ожидаемая и несбалансированная.

23. Вы планируете через год купить новый автомобиль, текущая цена которого равна 36 тыс. д. ед. Годовая ставка банковского процента равна 10%. Ожидаемый уровень инфляции 5%. Какую сумму денег следует положить сегодня в банк, чтобы при указанных условиях возможно через год купить новый автомобиль?

24. Гражданин имеет 100 д.ед. и решает: сберечь их или потратить? Если он положит деньги в банк, то через год получит 112 д.ед. Инфляция составляет 14% в год:

а) какова номинальная процентная ставка?

б) какова реальная процентная ставка?

в) что можно посоветовать гражданину?

г) как повлияет на этот совет снижение темпа инфляции до 10% при неизменной номинальной ставке банковского процента?

Литература к теме 9:

1. Современная экономика. Лекционный курс. / Под ред. О.Ю. Мамедова. – Ростов-на-Дону, 2001. С. 141-154.

2. Макроэкономика: социально ориентированный подход. / Под ред. Э.А. Лутохиной. – Мн., 2005. С. 116-136, 273-284.

3. Инфляция: природа, сущность и регулирование. – Мн., 1996.

4. Экономическая теория. Задачи. Логические схемы. Методические материалы. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб: 1999. С. 107-108, 375-381.

5. Практическое пособие к семинарским занятиям по экономической теории: Учеб. пособие. / Под ред. В.Д. Камаева. – М., 2001. С. 206-221.

 



2019-12-29 227 Обсуждений (0)
Тема 9. Цены. Ценовая пол итика. Инфляция. Антиинфляционная политика. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 9. Цены. Ценовая пол итика. Инфляция. Антиинфляционная политика.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)