Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Христианский взгляд на брак



2019-12-29 197 Обсуждений (0)
Христианский взгляд на брак 0.00 из 5.00 0 оценок




Принятие христианства как единой религии для Древней Руси стало основой ее укрепления, просвещения и развития. Несмотря на трудности, стало православие опорой власти государственной. С соизволения князей церковь взяла на себя регулирование всех семейных дел и поведения человека в быту.

 Устремления святых отцов были благими. Церковь брала под защиту права женщин и детей, не позволяя бить их, мучить и изгонять из дому, пресекала многоженство, умыкание девиц, насильственную выдачу замуж. Постепенно формировалась православная обрядовая система, позволяющая унифицировать все стороны личной жизни, в том числе сочетание браком и свадебные церемонии.

По канонам православной церкви брак есть Таинство, в котором при свободном (перед священником и Церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз и испрашивается благодать Божия для взаимной помощи и благословенного рождения и христианского воспитания детей.

Брак установлен самим Господом еще в раю. По сотворении Адама и Евы благословил их и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1, 28).

Иисус Христос освятил это таинство своим присутствием на браке в Канне Галилейской и подтвердил это божественное установление: «Сотворивший вначале мужчину и женщину… сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, а одна плоть. Итак, что бог сочетал, того человек не разлучает» (Мф. 19, 4-6).

Апостол Павел говорит: «Мужья, любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь и предал себя за нее… Жены, повинуйтесь своим мужьям, как господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос, глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5, 25).

 Церковный брак официально признаётся таинством, совершённым на небесах, направленным на наиболее полное физическое и духовное общение супругов. Таинство брака не обязательно для всех, но остающиеся безбрачными обязаны проводить целомудренную, чистую жизнь, которая по учению Христову выше брачной, и есть один из величайших подвигов.

 С приходом христианства принимается византийское брачно-семейное законодательство, представления о браке закрепляются в «Кормчей книге». Эта книга является образцом документа, регламентирующего обрядовую сторону культурной жизни.

 В XI веке было введено церковное венчание. Однако языческий обряд не сразу ушёл из жизни «простых» людей. Церковное венчание практиковалось среди высших слоёв общества, остальное же население заключало браки по традиционным обрядам, справедливо считавшимся пережитком язычества, с которым церковь пыталась бороться.

 Согласно «Кормчей книге», венчанию предшествовало обручение – сговор, во время которого родители невесты и жениха договаривались о заключении брака и размере приданного. Акт обручения оформлялся специальной сговорной записью, а за нарушение обещания вступить в брак устанавливалась неустойка. Одновременно священник, производивший обручение, делал венечную запись, которую было необходимо предъявить при венчании. Обручение связывало жениха и невесту почти так же, как брак. Нарушение верности жениху рассматривалось как прелюбодеяние.

 Был установлен возраст для вступления в брак - 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Верхний предел не ограничивался, однако священнику предписывалось отказываться венчать лиц престарелых и имевших «великую разницу в летах». Не разрешались браки с близкими родственниками, между лицами, состоявшими в духовном родстве, основанном на совершении обряда крещения, а также с нехристианами. Нельзя также было вступать в брак при наличии другого, не расторгнутого брака. Взаимное согласие было необходимо, но на деле согласия невесты не требовалось. Расторжение брака всё более усложнялось. Основным поводом было прелюбодеяние, неспособность к брачному сожитию, бесплодие жены, постриг в монахини (Петр I постриг свою первую жену Евдокию Лопухину в монахини, несмотря на её сопротивление). Ещё был возможен развод по обоюдному согласию супругов. «Как мы по своей воле сошлись, так по доброй воле разошлись», - свидетельствуют грамоты разных лет.

       

Глава 2. Свадебные обряды и традиции

 Для каждого народа на определённой ступени его развития характерен свой традиционный устойчивый комплекс свадебных обрядов, сочетающийся со всеми видами народного искусства: танцы, музыка, пение, театрализованные действия.

 В России с религиозной православной религией с одной стороны, с обычаями и ритуалами, уходящими корнями языческую, дохристианскую эпоху с другой, сформировался особый слой культурных традиций проведения свадьбы. 

 Рассмотрим особенности проведения свадьбы в городе и деревне, на юге и севере России, в Белгородской области.

Свадьба в деревне

 

 Свадьба – от слова «свой», «свой человек». Играть свадьбу, значит, вводить в жизнь села новую семью.

 В основе обряда свадьбы – дорога, по которой поезд жениха движется в новую жизнь, дорога, превращающая ранее разрозненное в единое, событие купли-продажи, проходящее через этапы:

· Сватовство – слово-запрашивание.

· Сговор, смотрины, пропой, просватанье – слово-плач невесты по дому.

· Подготовка к свадьбе – слово-прощание с родным домом, отцом, матерью.

· Девичник – слово прощание с былой девичьей жизнью.

· Парневник – слово прощание жениха с холостой жизнью.

· День свадьбы.

 

Сватовство

 

 Свадебный обряд начинался со сватовства. После сватания обе стороны ещё могли отказаться от брака, но после сговора рукобития или городской помолвки это было недопустимым. Поскольку брак заключался по соглашению между родственниками невесты и женихом или его родственниками, значительную роль играли т.н. свахи и сваты.

 Сватовство сопровождалось иносказательным словом: общение шло в форме загадок, иносказаний, оберегов, то есть формой «обиняка» (не напрямую). Приходили свататься обычно вечером, шли огородами.

Молодые назывались иносказательно «бычком и тёлочкой». Говорилось о том, что, мол, «у вас ком теста и у нас ком теста, нельзя ли их свалять в одно место». С темой сватовства связано немало песен типа этой:

Садил мужик черемушку,

Садил, поливал:

«Расти, расти, черемушка,

Не тонка, не высока.

Цвети, цвети, черемушка,

Как белая заря.

Созрей, моя черемушка,

Как чёрна грязь».

  Незрелая черемушка

  Нельзя её сорвать;

  Просватана невестушка,

  Нельзя её так взять.

  Приходил к нам селезень,

  Приходил к нам селезень,

  Приходил к нам на двор,

  Приходил к нам на двор,

  К нам на двор, к нам на двор:

«Ты, утица, выйди к нам,

Ты, утица, выйди к нам,

Ты, серая, выйди к нам,

Ты, серая, выйди к нам,

Выйди к нам, выйди к нам!

Узнай своего женишка,

Узнай своего женишка,

Женишка, женишка!» -

  «То не мой, то не мой,

  Иван – сударь румяной,

  Иван – сударь румяной –

  То не мой!»

 



2019-12-29 197 Обсуждений (0)
Христианский взгляд на брак 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Христианский взгляд на брак

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)