Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сговор, пропой, смотрины, просватанье



2019-12-29 234 Обсуждений (0)
Сговор, пропой, смотрины, просватанье 0.00 из 5.00 0 оценок




Эта часть обряда в области – продолжение торга продажи-купли. Называлось это действо ещё «помолвкой».

Договор в селе Большебыково проходил без песен. Под вечер, в «лёгкий день» (вторник, четверг, субботу, воскресенье) приходят свататься родственники жениха. Его мать, войдя к невесте в дом, незаметно оставляет в укрытом месте палку. Родители зовут дочь, она садиться по правую сторону от своей матери: значит, согласна.

 На следующий вечер родичи жениха приносят пирог – сдобную пшеничную хлебину, а так же блины, курочку.

- Можно? Мы пришли за делом.

- Можно. За каким?

- Да были мы у вас и палку забыли. Мы её возьмём. Доколе же ей тут быть? Не одни мы первые, не одни мы последние, принесли «повесть» и желаем договориться.

 

Обсудив необходимые приготовления к свадьбе, родные жениха встают из-за стола. Мать шутливо говорит палке: «Ну, пойдём домой. Хватит тут быть, надо и дверь закрыть».

В селе Роговатом пели. Когда к воротам невестиного дома подъезжали сваты на сговор. Подруги невест выбегали во двор, запирали ворота, не пускали сватов, и девушки пели:

Ох, вы подуйте, буйны ветрушки,

Раскачайтеся, верееюшки,

Растворитеся, воротушки!

     Ворота отворялись только после выкупа.

 В Старооскольском районе священник должен был благословить молодую пару. Этот обряд назывался «образование». После жениху должны были отдать сумму денег, причитающуюся за невестой. Если не отдавали, то жених мог отказаться от свадьбы, несмотря на благословение. Смотрины здесь назывались «поглядки» и проходили в доме невесты. С момента сговора невесту называли «просватанная».

 В селе Алексеевка подруги невесты пели во время сговора:

Брала, выбирала Марьюшка лён, лён.

Гнала подруг вон, вон, вон.

Нечего было подруг гнати.

Нечего было лён пряти.

        Нечего подруг выгоняти вон, вон.

        

Подготовка к свадьбе

В основном от сговора до венчания в Старооскольском районе проходила неделя. Если приданое было готово заранее. Срок сокращали до нескольких дней. В это время жених ходит к невесте, которая с подругами поёт песни. В субботу, с заходом солнца, у ворот невестиного дома слышится песня «Пойду я по улице, два двора минуючи». Девушки три раза поют её. Провожая парней «рубашников», которые идут к жениху. Они несут ему праздничную рубаху. Обычно старший здесь – невестин брат, он несёт рубаху в платке, который был на невесте в день встречи со своим женихом.

После заката солнца, девушки заплетали невесте косу.

 

Девичник

В области, на девичнике невеста прощалась с уходящей незамужней жизнью «хоронила» её, поэтому здесь основное слово-плач.

Татьяна Васильевна Давыдова, жительница села Большебыково, так рассказывала о девичнике:

 «Собирая нас, сажали за стол. Самую любимую подругу сажали под святые. А какие не очень любимые, садятся на скамейки, на лавки. Вот играем мы песни. Вечерние играют к вечеру. Петь одной как-то неудобно… Проиграем песню одну, вторую, третью и начинают девок кормить. Покормят девок, а потом невеста кланяется три раза, выходя и начиная девок целовать. Любимая подруга ложиться с нею спать, а остальные все – рядом на полу. Утром встаём, умываемся, она подаёт нам мыло, которое принёс жених ей вечером с полыстью. Этим мылом мы умываемся. А потом заиграем песню и начинаем плесть плетёньки и песни поём:

Поплыла утушка, поплыла серая.

Да тростник качала, ути,

Ой, люли, люли,

Да тростник качали.

Да за нею глядел,

Да за нею смотрел,

Да сизой селезенька,

Ой, люли, люли…..

На этом утренняя церемония окончена. Мы расходимся по домам, одеваемся в красный наряд. Вечером в белых рубахах, утром – в красных. Потом идём к жениху. Становимся посередь дома и играем песню:

Эх, взыграли да взыграли,

Ивановы кони взыграли,

Ой, люли, взыграли…

 А, побыв у жениха, приходим опять до невест. Садимся за стол, играем песни. Много песен играли днём» [4].

 

День свадьбы

В селе Большебыково Красногвардейского района невеста в день свадьбы должна была встать первой, чтобы разбудить оставшихся ночевать с ней подружек. Песня, с которой начинается свадебный день, как бы торопит черёд будущих событий. В течение этого дня будет возрастать напряжённость, возбуждение. Более подвижными станут песни. У молодой расчёсывают волосы, плетут плетёнки, напевая: «Поплыла утушка, поплыла серая в тростник ночевать». В полдень подружки садятся готовить каравай. Непрерывно, одна за другой следуют обрядовые песни. Под их звучание и лепят каравай и ставят его в печь, а затем « по солнцу» трижды обносят испечённый каравай от дверей по всей хате вокруг стола. А перед домом жениха собирается праздничный «поезд» (до 10 – 14 тарантасов или саней, если лежит снег). Запрягают коней. Звенят бубенчики. Дугу обматывают кумачём. В гриву конюх вплетает три яркие ленты.

В хате поют свадебные песни, но обращены они непосредственно к жениху. Он слушает последние наставления.

Из дома жениха направляются к молодой несколько женщин, несущих для девушек булочку. Сваха тут же разрезает её, даёт всем подружкам по кусочку. Поются, чередуясь, медленные песни – «унылые». Молодая сидит в красном углу.

         

 

 

Приезжает поезд. Невестина свашка прометает дорогу от ворот до двери. Отец и мать встречают жениха у порога: «Добро в любви». Мальчонка лет одиннадцати (невестин племянник) берёт скалку и выгоняет девушку из за стола. Свахи усаживают жениха рядом с молодой. Перед ними – связанные ложки. Невестина сваха ставит в красном углу свечу, а женихова ещё две свечки, обёрнутые концами длинного полотна. Один конец передают «дядьке», а другой – подростку, чтобы гонял невестиных подружек. Они натягивали «покрывало», загораживая молодых от глаз присутствующих.

 

 

 

 Много людей в хате! Какая-нибудь женщина начинает петь: «Затрубили трубушки…». Под песню невесте сваха медленно расплетает косу. Вторая сваха чинно расчёсывает кудри жениху. Невестины волосы сваха сплетает в две косы и связывает их на макушке. Пук волос она обматывает шнурком вместе с «рогами» кички – части сложного женского головного убора. Наконец, с песней «Господи, благослови, Кузьма – Демьян, свадьбу ковать!» на голову молодой водружают сверкающую золотыми нитями « сороку». А поверх шапочки – сороки повязывают дорогой нарядный платок. Молодую «повели», свадьба скреплена.

В день венца в Старооскольском районе «забирали постель», то есть имущество невесты перевозили в дом жениха. В день свадьбы сваха мыла невесту в бане. Жених обряд бани не совершал.

 

Завершение свадьбы

В завершающий день свадьбы играли «ряженую» свадьбу. Гости, родня наряжались в маски и костюмы цыган – у кого, на что хватало фантазии. Тёщу и свекровь возили к колодцу, обливали их водой. Вместо мыла брали кирпич, чтобы свекровь отмыть, отчистить. Вытирали её тряпкой, да погрязней.

 Свадьба отшумела. В следующее воскресенье молодые ехали к невестиным родителям в гости на неделю. К этому хорошо готовились. С ними приезжали и родственники жениха. Они гостили недолго, уезжали домой.

        



2019-12-29 234 Обсуждений (0)
Сговор, пропой, смотрины, просватанье 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сговор, пропой, смотрины, просватанье

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)