Сущность, цели и состав системы управления персоналом организации
Формирование науки об управлении персоналом началось вместе со становлением теории управления как науки, которое произошло сто лет назад в самом начале периода промышленной революции. Тогда управление организацией и управление персоналом не различались. До недавнего времени само понятие управления персоналом в нашей управленческой практике отсутствовало. Система управления каждой организации имела функциональную подсистему управления кадрами и социальным развитием коллектива, но большую часть объема работ по управлению кадрами выполняли линейные руководители подразделений. В настоящее время научное направление «Управление персоналом» формируется на стыке теории и организации управления, психологии, социологии, конфликтологии, этики, экономики труда, трудового права и ряда других наук. Основным структурным подразделением по управлению кадрами в организации является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению работников, а также по организации их обучения, повышения квалификации и переподготовки. Отделы кадров разобщены с отделами организации труда и заработной платы, отделами охраны труда и техники безопасности и другими подразделениями, которые выполняют функции управления кадрами. Схема сложившейся организационной структуры системы управления персоналом крупной организации приведена на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Схема сложившейся организационной структуры системы управления персоналом крупной организации.
Службы управления персоналом, как правило, имеют низкий организационный статус, являются слабыми в профессиональном отношении. В силу этого они не выполняют целый ряд задач по управлению персоналом и обеспечению нормальных условий его работы. В их числе: социально-психологическая диагностика; анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений, отношений руководителя и подчиненных; управление производственными и социальными конфликтами и стрессами; информационное обеспечение системы кадрового управления; управление занятостью; оценка и подбор кандидатов на вакантные должности; анализ кадрового потенциала и потребности в персонале; маркетинг кадров; планирование и контроль деловой карьеры; профессиональная и социально-психологическая адаптация работников; управление трудовой мотивацией; регулирование правовых вопросов трудовых отношений; соблюдение требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда. Если раньше, в условиях командно-административной системы, эти задачи рассматривались как второстепенные, то при переходе к рынку они выдвинулись на первый план, и в их решении заинтересована каждая организация. Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией [17]. Управление персоналом, в такой ситуации приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личностного фактора в построении системы управления персоналом организации. Укрупнено можно выделить три фактора, оказывающих воздействие на людей в организации [17]. Первый - иерархическая структура организации, где основное средство воздействия — это отношения власти-подчинения, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ. Второй - культура, т.е. вырабатываемые обществом, организацией, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения. Третий - рынок — сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя. Эти факторы воздействия — понятия достаточно сложные и на практике редко реализуются в отдельности. Оттого, какому из них отдается приоритет, зависит облик экономической ситуации в организации. При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительной власти к рыночным взаимоотношениям, отношениям собственности, базирующимся на экономических методах. Поэтому необходима разработка принципиально новых подходов к приоритету ценностей. Главное внутри организации — работники, а за пределами — потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику, к прибыли, а не к расточительству, к инициатору, а не к бездумному исполнителю; перейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности. Иерархия отойдет на второй план, уступая место культуре и рынку. В работах зарубежных и отечественных авторов можно встретить множество примеров различного толкования понятия «управление персоналом». Но главное, что составляет "сущность управления персоналом, - это системное, планомерно организованное воздействие с помощью взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер на процесс формирования, распределения, перераспределения рабочей силы на уровне предприятия, на создание условий для использования трудовых качеств работника в целях обеспечения эффективного функционирования предприятия и всестороннего развития занятых на нём работников" [4]. Безусловно, структура системы управления персоналом во многом определяется характером и размерами организаций, особенностями выпускаемой продукции. В мелких и средних организациях многие функции по управлению персоналом выполняют преимущественно линейные руководители, а в крупных формируются самостоятельные структурные подразделения по реализации функций. На рис.1.2 приведен состав подсистем системы управления персоналом организации, объединяющих однородные функции, носителями которых являются различные подразделения по работе с кадрами.
Рис. 1.2. Состав подсистем системы управления персоналом
Функции подсистемы управления планированием и маркетингом персонала: · Разработка кадровой политики · Разработка стратегии управления персоналом · Анализ кадрового потенциала · Анализ рынка труда · Организация кадрового планирования · Планирование и прогнозирование потребности в персонале · Организация рекламы · Поддержание взаимосвязи с внешними источниками, обеспечивающими организацию кадрами
Функции подсистемы управления наймом и учетом персонала: · Организация найма персонала · Организация собеседования, оценки, отбора и приема персонала · Учет приема, перемещений, поощрений и увольнений персонала · Профессиональная ориентация персонала · Организация рационального использования персонала · Управление занятостью персонала · Делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом
Функции подсистемы управления трудовыми отношениями: · Анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений · Анализ и регулирование отношений руководства · Управление производственными конфликтами и стрессами · Социально-психологическая диагностика · Соблюдение этических норм взаимоотношений · Управление взаимодействием с профсоюзами
Функции подсистемы обеспечения нормальных условий труда: · Соблюдение требований психофизиологии труда · Соблюдение требований эргономики труда · Соблюдение требований технической эстетики · Охрана труда и техника безопасности · Охрана окружающей среды · Военизированная охрана организации и отдельных должностных лиц Функции подсистемы управления развитием персонала: · Обучение персонала · Переподготовка и повышение квалификации персонала · Введение в должность и адаптация новых работников · Оценка кандидатов на вакантную должность, текущая периодическая оценка кадров · Организация рационализации и изобретательства · Реализация деловой карьеры
Функции подсистемы управления мотивацией поведения персонала: · Управление мотивацией трудового поведения · Нормирование и тарификация трудового процесса · Разработка систем оплаты труда · Разработка форм участия персонала в прибылях и капитале · Разработка форм морального поощрения персонала · Организация нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом
Функции подсистемы управления социальным развитием: · Организация общественного питания · Управление жилищно-бытовым обслуживанием · Развитие культуры и физического воспитания · Обеспечение здравоохранения и отдыха · Обеспечение детскими учреждениями · Управление социальными конфликтами и стрессами · Организация социального страхования · Организация продажи продуктов питания и товаров народного потребления.
Функции подсистемы управления развитием организационных структур управления: · Анализ сложившейся оргструктуры управления · Проектирование новой оргструктуры управления · Разработка штатного расписания · Формирование новой оргструктуры управления · Разработка и реализация рекомендаций по развитию стиля и методов руководства Функции подсистемы правового обеспечения: · Решение правовых вопросов трудовых отношений · Согласование распорядительных документов по управлению персоналом · Решение правовых вопросов хозяйственной деятельности
Функции подсистемы информационного обеспечения: · Ведение учета и статистики персонала · Информационное и техническое обеспечение системы управления персоналом · Обеспечение персонала научно-технической информацией · Организация патентно-лицензионной деятельности · Организация работы органов массовой информации
В зависимости от размеров организаций состав подразделений меняется: в мелких организациях одно подразделение может выполнять функции нескольких подсистем, а в крупных — функции каждой подсистемы, как правило, выполняет отдельное подразделение [16]. Обобщение опыта отечественных и зарубежных организаций позволяет сформировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и социального развития. В соответствии с этой целью формируется система управления персоналом организации. В качестве базы для построения используются принципы, т.е. правила, а также методы, разработанные наукой и апробированные практикой. Принципы и методы построения системы управления персоналом. Различают две группы принципов построения системы управления персоналом в организации: принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом, и принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом. Все принципы построения системы управления персоналом реализуются во взаимодействии. Их сочетание зависит от конкретных условий функционирования системы управления персоналом (табл.1.1). Таблица 1.1. Принципы построения системы управления персоналом в организации
Важной предпосылкой построения рациональной системы управления персоналом является анализ целей, развертывание их в иерархическую систему целей, установление ответственности подразделений за конечные результаты работы, определение их места в системе производства и управления, устранение дублирования в их работе. Несомненно, структура службы управления персоналом во многом определяется характером и размерами организаций, особенностями выпускаемой продукции. В мелких и средних организациях многие функции по управлению персоналом выполняют преимущественно линейные руководители, а в крупных формируются самостоятельные структурные подразделения по реализации функций. Блочный метод ускоряет процесс формирования новой системы управления персоналом и повышает эффективность функционирования системы при наименьших затратах. В ряде организаций формируются структуры управления персоналом, объединяющие под единым руководством заместителя директора по управлению персоналом все подразделения, имеющие отношение к работе с кадрами. В соответствии с этой целью формируется система управления персоналом организации. В качестве базы для построения используются принципы, т.е. правила, а также методы, разработанные наукой и апробированные практикой. Все принципы построения системы управления персоналом реализуются во взаимодействии. Их сочетание зависит от конкретных условий функционирования системы управления персоналом организации. Применение системы методов позволяет взглянуть на объект совершенствования со всех сторон, что помогает избежать просчетов. Методами управления персоналом называют способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе производства. Все методы [1,17,18] делятся на три группы: административные, экономические и социально-психологические (таблица 1.2) .
Таблица 1.2.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (213)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |