Название роли
| Содержание роли
|
1. Творческие роли
|
Генератор идей
| Выдвигает принципиальные идеи, определяет ключевые проблемы, предлагает альтернативы решения, определяет пути и средства реализации идей
|
Компилятор идей
| Доводит фундаментальные идеи до прикладного решения, обладает способностями соединения разных идей, разрабатывает технологию использования выдвинутых идей на практике
|
Эрудит
| Носитель энциклопедических сведений по широкому кругу проблем в прошлом и настоящем
|
Эксперт
| Обладает способностями оценить целесообразность той или иной идеи и дать правильный совет по ходу обсуждения
|
Энтузиаст
| Личным примером и обаянием заражает группу верой в успех общего дела, побуждает других работать добросовестно.
|
Критик
| Подвергает критическому анализу ход и результаты работы группы, дает критическую и часто негативную оценку выдвигаемых идей
|
Организатор
| Организует работу группы, увязывает в процессе «мозгового штурма» работу отдельных членов группы с позиции достижения конечной цели
|
2. Коммуникационные роли
|
Лидер
| Человек, обладающий в группе высоким личным и профессиональным авторитетом, оказывающий влияние на поведение группы в целом и отдельных ее членов
|
Делопроизводитель
| Выполняет важную рутинную работу по фиксации идей, справок, мнений и составлению итогового отчета группы
|
Связной
| Связывает на неформальной межличностной основе членов группы, иногда конфликтующих между собой, обеспечивает внешние взаимосвязи группы
|
«Сторож»
| Распределяет и контролирует потоки информации, оценивая важность или второстепенность сообщений, и доводит их до лидера
|
Координатор
| Осуществляет увязку действий отдельных членов группы с точки зрения достижения конечной цели в контакте с лидером
|
Проводник
| Человек, хорошо знающий географию и историю района, структуру организации и обеспечивающий связи группы с внешней средой
|
3. Поведенческие роли
|
Оптимист
| Всегда уверен в успехе общего дела, находит пути выхода из кризисных ситуаций, заражает своим позитивным поведением членов группы
|
Нигилист
| Всегда не уверен в успехе общего дела, имеет критическую точку зрения, чаще всего отличную от общепринятой, выглядит «черной вороной»
|
Конформист
| Следует общепринятым нормам поведения, пассивно соглашается с решением группы, представляя «молчаливое большинство»
|
Догматик
| Упорно держится известных норм, стоит до последнего в своем мнении, не соглашаясь с рациональным решением группы
|
Комментатор
| Фиксирует и комментирует события, происходящие в жизни людей, в мире, на работе, в спорте и быту
|
Кляузник
| Собирает и способствует распространению слухов, часто не проверенных и ложных. Во всем видит личную обиду и готов писать жалобы во все инстанции
|
Борец за правду
| Является носителем и выразителем общественной морали, философии предприятия, прав человека. Может играть как прогрессивную, так и консервативную роль
|
Общественник
| Увлечен общественной работой, нередко придумывает и выполняет «почины» и «мероприятия» в рабочее время. К своим обязанностям по службе относится посредственно
|
«Важная птица»
| Напускает на себя загадочный важный вид, давая понять, что он многое знает и у него есть «рука»
|
«Казанская сирота»
| Ищет сочувствия у окружающих, жалуясь на свое бедственное положение и непонимание в коллективе и среди руководства
|
«Ерш»
| Обычно пребывает в раздраженном состоянии, отталкивая от себя друзей и наживая врагов, конфликтует с руководством и коллегами
|
«Себе на уме»
| Занимается преимущественно личными делами на работе (читает лекции, пишет диссертацию, обустраивает квартиры и дачи и пр.), при этом используя свое служебное положение
|
Лентяй
| Не проявляет никакой активности в труде, занимается второстепенными делами (спит, читает газеты, курит, ходит по отделам), ведет пустые разговоры
|
«Наполеон»
| Тщеславный человек обычно маленького роста с манией величия, гениальности, непризнанности, стремящийся занять руководящее кресло, любит рассказывать о своих успехах и достижениях
|
Цель деловой игры — приобретение навыков подбора и выдвижения на руководящую должность в условиях, максимально имитирующих производственную обстановку.
В процессе игры студенты приобретают навыки анализа производственных ситуаций, умения дискутировать и определять необходимые качества кандидатов, учатся принимать совместные управленческие решения, связанные с вопросами расстановки кадров аппарата управления в современных условиях и с учетом сложившихся традиций.