Программа элективного курса
«Основы агрохимии»(8 часов)
Пояснительная записка В школьном курсе неорганической химии имеются достаточно обширные, но весьма разрозненные сведения о значении ряда химических элементов для жизнедеятельности зелёных растений (программа О.С.Габриеляна, 9 класс, темы «Металлы», «Неметаллы»). Эти же вопросы поднимаются и в других образовательных курсах: биология, технология, трактора и сельскохозяйственные машины. Для обобщения имеющейся у учащихся информации и для систематизации определённого багажа фактических знаний имеет место включить в образовательную программу 9 класса курс «Основы агрохимии», по окончании которого обучающиеся будут иметь также навыки практической работы в сфере сельскохозяйственного производства (приусадебный участок). Означенный элективный курс предназначен для учащихся, ориентированных на поступление в классы естественнонаучного и сельскохозяйственного профиля старшей школы, средние специальные учебные заведения. Общий объём учебной нагрузки курса определён в 8 часов. Программой предусматривается изучение теоретических вопросов (25% учебного времени), проведение лабораторного практикума, практикума по решению задач (75%). Элективный курс направлен и имеет целью усиление экологической подготовки учащихся основной школы через расширение информации о почвах, их свойствах, удобрениях и их применении в сельскохозяйственном производстве. Основные задачи курса: -закрепить, систематизировать и расширить знания обучающихся о процессах, происходящих в зелёном растении; -сформировать представления о специфических свойствах почв и их роли в природной среде; -сформировать представления о роли минеральных удобрений и воды в почвенном питании растений; -продолжить формирование у школьников умения анализировать ситуацию и делать прогнозы; -продолжить формирование умения решать расчётные задачи, выполнять опыты в соответствии с требованиями техники безопасности и охраны труда; -продолжить формирование навыков исследовательской деятельности; -развивать учебно-коммуникативные умения. Формы контроля: домашняя практическая работа, домашняя контрольная работа, рефераты, итоговая конференция. Требования к знаниям и умениям обучающихся после изучения данного элективного курса заключаются в следующем: должны знать – 1) понятия: почва, почвенный поглощающий комплекс, питательные элементы; 2)классификацию удобрений; 3)способы улучшения почвы; должны уметь – 1) владеть навыками химического эксперимента по проведению качественных реакций на ионы, содержащиеся в составе минеральных удобрений; 2) решать расчетные задачи с экологическим содержанием; 3) работать в группе; 4) определять цель, выделять объект исследования, способы регистрации полученной информации и её обработку; 5) представлять реферат по определённой структуре.
Содержание. Введение (1ч.) Растения и почва. Питание растений. Понятие о почвенном поглощающем комплексе. Тема 1. Основы почвоведения (3 ч.). Изучение агрохимических свойств почвы. Химическая мелиорация почв. Гипсование. Известкование. Лабораторный практикум: Практическая работа №1.Полевое обследование почв. Знакомство с физическими свойствами почвы пришкольного учебно-опытного участка. Практическая работа №2. Качественное определение химических элементов почвы. Тема 2. Удобрения и их классификация (3 ч.). Минеральные удобрения и их классификация. Важнейшие азотные, калийные, фосфорные удобрения. Микроудобрения. Органические удобрения: навоз, сапропель, торф и др. Лабораторный практикум: Практическая работа №3. Качественный анализ минеральных удобрений. Практическая работа №4. Расчёт доз минеральных удобрений с учётом содержания в них питательных элементов. Итоговое занятие (1 ч). Агрохимия на службе человека. Учебно-тематический план
Сокращения: слс – структурно-логическая схема. Темы рефератов: 1. История изучения почв. 2. Как возникли почвы. 3. Почвенное питание растений. 4. Физико-химические методы улучшения почв. 5. Почвы Курганской области. 6. Проблемы выращивания экологически чистой сельскохозяйственной продукции (рациональное использование удобрений). 7. О чём рассказало растение (определение содержания питательных элементов в почве по внешнему виду растений). 8. История становления и развития агрохимии. 9. Сидераты: секреты применения. 10. Медь, железо, никель…(о значении и использовании микроудобрений в сельскохозяйственном производстве). 11. Эти удивительные клубеньки (о процессах фиксации атмосферного азота бобовыми растениями). 12. Элементы жизни (о значении азота, калия и фосфора в жизнедеятельности зелёного растения). 13. Круговорот минеральных элементов в природе (биохимические циклы азота, фосфора, серы, углерода).
Творческие задания: · Химическое обоснование процесса питания зелёного растения. · Опорные конспекты по курсу «Основы агрохимии». · Подборка задач по агрохимии.
Структура реферативной работы: - титульный лист (ф.и.о. автора, название образовательного учреждения, тема реферата, ф.и.о. руководителя); - оглавление (в нём последовательно излагаются название пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт); - введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется её значимость и актуальность, указывается цель и задачи реферата, даётся анализ использованной литературы); - основная часть (каждый раздел её, раскрывая проблему или вопрос, является продолжением предыдушего, даются все определения понятий, теоретические рассуждения, исследования автора или его изучение проблемы); - заключение (подводятся итоги или делается обобщённый вывод по теме, даются рекомендации); - список литературы. Литература для учащихся: 1. Анспок П.И.Микроудобрения:Справочная книга.- Л.: Колос,1978.-272с. 2. Васильев В.А., Филлипова Н.В. Справочник по органическим удобрениям.- М.: Россельхозиздат, 1984.- 254 с. 3. Грин Н., Стаун У., Тейлор Д. Биология: В 3 т. т 1,2: Пер. с англ./ Под ред. Р.Сопера.- М.: Мир, 1990.-325 с. 4. Дерюгин И.П., Кулюкин А.Н. Агрохимические основы системы удобрения овощных и плодовых культур. – М.: Агропромиздат, 1988.- 270 с. 5. Дояренко А.Г. Занимательная агрономия.- М.: Государственное издательство сельскохозяйственной литературы, 1956.- 184 с. 6. Дукаревич Б.Н. Удобрения овощных культур.- М.: Россельхозиздат, 1979.- 48 с. 7. Калюкун А.Н. Школьнику об агрохимии защищённого грунта.- М.: Просвещение, 1979.-96 с. 8. Коровин А.И., Коровина О.Н. Погода, огород и сад любителя.- Л.: Гидрометеоиздат, 1990.- 232 с. 9. Литвак Ш.И. Фосфор на службе урожая.- М.: Просвещение, 1984.- 128с. 10. Мосиенко Н.А., Дерингер А.А. Почвенная влага и урожай. – Челябинск: Южно-Ур.кн. изд-во, 1980.-78 с. 11. Органические удобрения: Справочник/ П.Д.Попов, В.И. Хохлов, А.А. Егоров и др. –М.: Агропромиздат, 1988.- 207 с. 12. Орлова А.Н., Литвак Ш.И. От азота до урожая.- М.: Просвещение, 1983.-160 с. 13. Панников В.Д., Минеев В.Г. Почва, климат, удобрение и урожай.- М.: Агропромиздат, 1987.- 512 с. 14. Польских Б.Н. Рассказы о почве.- М.: Просвещение, 1977.- 144 с. 15. Постников А.В. Химизация сельского хозяйства.- М.: Росагропромиздат, 1989.- 223 с. 16. Справочник агронома. – Челябинск: Юж.-Урал. Кн. Изд-во, 1989.- 288с. 17. Справочник агрохимика.- М.: Россельхозиздат, 1980.-286 с. 18. Тетюрев В.А. Спросим мнения самого растения.- М.: Детская литература, 1980.- 94 с. 19. Устименко Г.В. и др. Основы агротехники полевых и овощных культур: Учеб.пособие для уч-ся 9-10 кл. сельс.шк.- М.: Просвещение, 1984.- 255 с. 20. Фриндланд В.М., Буяновский Г.А. Просто земля.- М.: Просвещение, 1977. – 143 с. 21. Энциклопедический словарь юного земледельца. /сост. А.Д. Джанангиров, В.П.Кузьмищев.- М.: Педагогика, 1983.-368 с.
Литература для учителя: 1. Асаров Х.К., Замяткин Г.А. Методика практикума по агрохимии. – М.: Просвещение, 1974.- 143 с. 2. Евсеева И.И. и др. Химия в сельском хозяйстве. (Основы агрохимии).- М.: Просвещение, 1973 -144 с. 3. Макаров Ю. Работа над экологическими проектами. // Сельская школа.- №1, 2004.- С. 74-80. 4. Макарова С., Иванова Е. Метод проектов в малокомплектной школе.// Сельская школа.- №2, 2004.- С.78-80. 5. Минеев В.Г., Ремпе Е.Х. Агрохимия, биология и экология почвы.- М.: Росагропромиздат, 1990.- 206 с. 6. Организация научно-исследовательской деятельности студентов: Учебно-методическое пособие / Н.А. Криволапова, ИПКиПР.- Курган, 2003.- 78 с. 7. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника.// Сельская школа.- №2, 2004.- С.75-78. 8. Предпрофильная подготовка в основной школе: Методические рекомендации /Л.Г.Бобкова, ИПКиПР.- Курган, 2003.- 68 с. 9. Химическая энциклопедия: В 5т. т.1 /Редкол.: Кнунянц И.Л. и др. –М.: Совет.энцикл., 1988.- 623 с. 10. Черкунов Н.Е. Охрана труда при работе с минеральными удобрениями и пестицидами. – М.: Россельхозиздат, 1985.-159 с.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |