Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Программа объединения дополнительного образования



2020-02-03 186 Обсуждений (0)
Программа объединения дополнительного образования 0.00 из 5.00 0 оценок




«Химия на службе человека» (34 часа)

 

 

Пояснительная записка.

Программа кружка рассчитана на разновозрастной состав участников (обучающиеся 8-11 классов). Содержание программы предусматривает реализацию взаимосвязи химии и биологии, медицины, физики. Задачи кружка – 1)определить основные пути развития химической науки в направлении улучшения условий жизни человека, оздоровления окружающей среды; 2) продолжить развитие интереса обучающихся к химии как науке и учебному предмету.

Программа кружка составлена на комплексной межпредметной основе и включает следующие основные части: а) теоретическую – знакомство с химическими веществами, составляющими основу организма человека, его пищи, косметики, лекарственных препаратов; а также знакомство с химическими процессами, лежащими в основе загрязнения, очищения и самоочищения биосферы; б) практическую – включающую 17 практических работ и 24 расчётные задачи, содержание которых отражает суть обсуждаемых теоретических вопросов. Общий объём учебной нагрузки курса определён в 34 часа. Схема проведения занятий может иметь произвольный характер: 1 час в неделю – в течение всего учебного года, 2 часа в неделю – в первом или во втором полугодии. Занятия проводятся в свободное от учебной деятельности время, определённое расписанием кружковых занятий. Форма проведения занятий разнообразна: эвристические беседы, практические работы, практикум по решению задач. Формы контроля: домашняя практическая работа, домашняя контрольная работа, рефераты, итоговая конференция. Обучающимся предлагаются самостоятельные творческие работы, темы которых оговариваются заранее, определяется порядок работы над ними и форма предоставления итогов работы.

Основные задачи курса:

-закрепить, систематизировать и расширить знания обучающихся о химических веществах, играющих важную роль в жизнедеятельности человека;

-сформировать представления о специфических свойствах ряда веществ и их роли в природной среде;

-продолжить формирование у школьников умения анализировать ситуацию и делать прогнозы;

-продолжить формирование умения решать расчётные задачи, выполнять опыты в соответствии с требованиями техники безопасности и охраны труда;

-продолжить формирование навыков исследовательской деятельности;

-развивать учебно-коммуникативные умения.

Требования к знаниям и умениям обучающихся после освоения образовательной программы заключаются в следующем:

должны знать – 1) понятия: биогенный элемент, пищевые продукты и добавки, фармацевтическая химия, лекарственное вещество, загрязнение и очистка биосферы;

должны уметь – 1) владеть навыками химического эксперимента по проведению качественных реакций на присутствие ряда веществ и ионов, содержащиеся в составе биогенных объектов; 2) решать расчетные задачи с экологическим содержанием; 3) работать в группе; 4) определять цель, выделять объект исследования, способы регистрации полученной информации и её обработку; 5) представлять реферат по определённой структуре.

Теоретические и практические работы доступны для обучающихся 8-11 классов. Программа адаптирована к условиям массовой школы, усвоение её теоретической и практической частей может быть осуществлено на базе кабинетов химии и биологии средних общеобразовательных школ.

Содержание.

Введение (1 ч.). Химия как прикладная наука.

Тема 1. Химические элементы в организме человека (6ч.). Классификация химических элементов, содержащихся в организме человека. Макроэлементы. Микроэлементы. Элементы жизни. Биологическая роль металлов. Биологическая активность химических элементов. Связь химического состава тканей с психофизиологическим состоянием человека.

Лабораторный практикум:

Практическая работа №1. Обнаружение ионов магния и кальция в костной ткани.

Практическая работа №2. Выявление роли ионов кальция в свёртывании крови.

Практическая работа №3. Разложение пероксида водорода каталазой крови.

Расчетные задачи: №1-6.

Тема 2. Химия пищи (6ч.). Основные химические вещества пищи: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли. Пищевые продукты: зерновые, сахар, молочные, мясные продукты, яйца. Пищевые добавки: подсластители, консерванты, ароматизаторы, антиокислители. Основные химические процессы, происходящие при тепловой кулинарной обработке.

Химия пищеварения. Основы рационального питания.

Лабораторный практикум:

Практическая работа №4. Обнаружение белков в молоке.

Практическая работа №5. Обнаружение молочной кислоты в скисшем молоке и мышечной ткани.

Практическая работа №6. Выделение лактозы из молока и определение её свойств.

Практическая работа №7. Получение сахара из сахарной свёклы.

Расчётные задачи: №7-12.

Тема 3. Химия и медицина (6ч.). Медицинское направление химии. Методы лечения Парацельса. Иатрохимия. Работы И.Р.Глаубера. Фармацевтическая химия. Применение неорганических и органических веществ в медицине. Растительное лекарственное сырьё. Создание новых лекарств.

Лабораторный практикум:

Практическая работа №8. Определение состава лекарственных препаратов по коллекции. Классификация лекарств.

Практическая работа №9. Влияние антисептиков на рост и развитие микроорганизмов.

Практическая работа №10. Способы сбора и заготовки лекарственного растительного сырья.

Расчётные задачи: №13-16.

Тема 4. Косметическая химия (6ч.). Сырьё для косметики. Вазелин и парафин, моющие средства, душистые вещества, красители. Средства для ухода за кожей: кремы, лосьоны, средства для отбеливания кожи, фотозащитные вещества. Декоративная косметика: пудры, помады, тени, лаки для ногтей. Средства, применяемые для бритья. Растительная косметика.

Лабораторный практикум:

Практическая работа №11. Определение химического состава косметических средств по коллекции.

Практическая работа №12. Приготовление косметических средств из растительного сырья.

Расчётные задачи: №17-20.

Тема 5. Химия и проблемы защиты окружающей среды (6ч.). Загрязнение исамоочищение биосферы. Парниковый эффект. Озоновый слой Земли. Кислотные дожди. Выбросы автотранспорта. Проблема отходов. Как защитить природу.

Лабораторный практикум:

Практическая работа №13. Влияние смс и нефти на водную экосистему.

Практическая работа №14. Очистка воды от смс.

Практическая работа №15. Очистка воды от нефтяного загрязнения.

Практическая работа №16. Действие солей тяжёлых металлов на белок.

Практическая работа №17. Действие на белок минеральных и органических кислот.

Расчётные задачи: №21-24.

Итоговое занятие (3ч.). Научно-практическая конференция «Химия на службе человека».

Учебно-тематический план

 

Тема занятия Количество  часов Практическая часть занятия Образовательный продукт
  Введение. Химия как прикладная наука.   1   Слс «Значение химической науки в жизни человека»
1.1 Химические элементы в организме человека. Классификация химических элементов, содержащихся в организме человека. Макроэлементы. Микроэлементы. Элементы жизни. 1 Практическая работа №1. Обнаружение ионов магния и кальция в костной ткани. Задача №1 Отчёт по практической работе, решение задачи.
1.2  Биологическая роль металлов. 1 Практическая работа №2. Выявление роли ионов кальция в свёртывании крови. Задача №2 Отчёт по практической работе, решение задачи.
1.3 Биологическая активность химических элементов. 2 Практическая работа №3. Разложение пероксида водорода каталазой крови. Задача №3 Отчёт по практической работе, решение задачи.
1.4 1.5 Связь химического состава тканей с психофизиологическим состоянием человека. 2 Задачи №4-6 Решения задач
2.1 2.2  Химия пищи. Основные химические вещества пищи: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли. 2 Практическая работа №4. Обнаружение белков в молоке. Задача №7 Отчёт по практической работе, решение задачи. Подготовка сообщений об основных веществах пищи
2.3 Пищевые продукты: зерновые, сахар, молочные, мясные продукты, яйца. 1 Практическая работа №5. Обнаружение молочной кислоты в скисшем молоке и мышечной ткани. Задача №8 Отчёт по практической работе, решение задачи.
2.4 Пищевые добавки: подсластители, консерванты, ароматизаторы, антиокислители. 1 Практическая работа №6. Выделение лактозы из молока и определение её свойств. Задача №9,10 Отчёт по практической работе, решение задачи.
2.5 Основные химические процессы, происходящие при тепловой кулинарной обработке. 1 Практическая работа №7. Получение сахара из сахарной свёклы. Задача №11 Отчёт по практической работе, решение задачи.
2.6 Химия пищеварения. Основы рационального питания.   1 Практическая работа №7. Получение сахара из сахарной свёклы. Задача №12 Отчёт по практической работе, решение задачи. Разработка правил питания, выпуск листовок для учащихся
3.1 3.2 Химия и медицина. Медицинское направление химии. Методы лечения Парацельса. Иатрохимия. Работы И.Р.Глаубера. 2 Задача №13,14 Решения задач Подготовка сообщений об учёных-основателях фармацевтич. химии.
3.3 Фармацевтическая химия. 1 Практическая работа №8. Определение состава лекарственных препаратов по коллекции. Классификация лекарств.   Отчёт по практической работе.
3.4 3.5 Применение неорганических и органических веществ в медицине. 2 Практическая работа №9. Влияние антисептиков на рост и развитие микроорганизмов. Задача №15 Подготовка сообщений о химических веществах, применяемых в медицине
3.6 Растительное лекарственное сырьё. Создание новых лекарств. 1 Практическая работа №10. Способы сбора и заготовки лекарственного растительного сырья. Задача №16 Отчёт по практической работе, решение задачи.
4.1 4.2 Косметическая химия . Сырьё для косметики. Вазелин и парафин, моющие средства, душистые вещества, красители. 2 Задачи №17,18 Решения задач.
4.3 Средства для ухода за кожей: кремы, лосьоны, средства для отбеливания кожи, фотозащитные вещества. 1 Практическая работа №11. Определение химического состава косметических средств по коллекции. Задача №19 Отчёт по практической работе, решение задачи.
4.4 Декоративная косметика: пудры, помады, тени, лаки для ногтей. Средства, применяемые для бритья. 1 Практическая работа №11. Определение химического состава косметических средств по коллекции. Задача№20 Отчёт по практической работе, решение задачи.
4.5 4.6 Растительная косметика.   2 Практическая работа №12. Приготовление косметических средств из растительного сырья.   Составление рецептов косметических средств
5.1 Химия и проблемы защиты окружающей среды. Загрязнение исамоочищение биосферы. 1 Практическая работа №13. Влияние смс и нефти на водную экосистему. Задача №21 Отчёт по практической работе, решение задачи.
5.2 Парниковый эффект. Озоновый слой Земли. 1 Практическая работа №14. Очистка воды от смс. Задача №22 Отчёт по практической работе, решение задачи.
5.3 Кислотные дожди. Выбросы автотранспорта. 1 Практическая работа №15. Очистка воды от нефтяного загрязнения. Задача №23 Отчёт по практической работе, решение задачи.
5.4 Проблема отходов. 1 Практическая работа №16. Действие солей тяжёлых металлов на белок. Практическая работа №17. Действие на белок минеральных и органических кислот.   Отчёт по практической работе, решение задачи. Разработанные способы утилизации отходов
5.5 5.6 Как защитить природу.   2 Задача №24 Сообщения о способах защиты окружающей среды.Решение задачи.
  Итоговое занятие. Научно-практическая конференция «Химия на службе человека».   3   Сообщения и доклады по проблеме
  Итого: 34    

 

Темы творческих работ (рефераты, стенгазеты, альбомы и др.):

1. Великие химики

2. Химия и химики у истоков Победы.

3. Земля – наш общий дом.

4. Химия Земли.

5. Химия на службе здоровья.

 



2020-02-03 186 Обсуждений (0)
Программа объединения дополнительного образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Программа объединения дополнительного образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)