Программа объединения дополнительного образования
«Химия на службе человека» (34 часа)
Пояснительная записка. Программа кружка рассчитана на разновозрастной состав участников (обучающиеся 8-11 классов). Содержание программы предусматривает реализацию взаимосвязи химии и биологии, медицины, физики. Задачи кружка – 1)определить основные пути развития химической науки в направлении улучшения условий жизни человека, оздоровления окружающей среды; 2) продолжить развитие интереса обучающихся к химии как науке и учебному предмету. Программа кружка составлена на комплексной межпредметной основе и включает следующие основные части: а) теоретическую – знакомство с химическими веществами, составляющими основу организма человека, его пищи, косметики, лекарственных препаратов; а также знакомство с химическими процессами, лежащими в основе загрязнения, очищения и самоочищения биосферы; б) практическую – включающую 17 практических работ и 24 расчётные задачи, содержание которых отражает суть обсуждаемых теоретических вопросов. Общий объём учебной нагрузки курса определён в 34 часа. Схема проведения занятий может иметь произвольный характер: 1 час в неделю – в течение всего учебного года, 2 часа в неделю – в первом или во втором полугодии. Занятия проводятся в свободное от учебной деятельности время, определённое расписанием кружковых занятий. Форма проведения занятий разнообразна: эвристические беседы, практические работы, практикум по решению задач. Формы контроля: домашняя практическая работа, домашняя контрольная работа, рефераты, итоговая конференция. Обучающимся предлагаются самостоятельные творческие работы, темы которых оговариваются заранее, определяется порядок работы над ними и форма предоставления итогов работы. Основные задачи курса: -закрепить, систематизировать и расширить знания обучающихся о химических веществах, играющих важную роль в жизнедеятельности человека; -сформировать представления о специфических свойствах ряда веществ и их роли в природной среде; -продолжить формирование у школьников умения анализировать ситуацию и делать прогнозы; -продолжить формирование умения решать расчётные задачи, выполнять опыты в соответствии с требованиями техники безопасности и охраны труда; -продолжить формирование навыков исследовательской деятельности; -развивать учебно-коммуникативные умения. Требования к знаниям и умениям обучающихся после освоения образовательной программы заключаются в следующем: должны знать – 1) понятия: биогенный элемент, пищевые продукты и добавки, фармацевтическая химия, лекарственное вещество, загрязнение и очистка биосферы; должны уметь – 1) владеть навыками химического эксперимента по проведению качественных реакций на присутствие ряда веществ и ионов, содержащиеся в составе биогенных объектов; 2) решать расчетные задачи с экологическим содержанием; 3) работать в группе; 4) определять цель, выделять объект исследования, способы регистрации полученной информации и её обработку; 5) представлять реферат по определённой структуре. Теоретические и практические работы доступны для обучающихся 8-11 классов. Программа адаптирована к условиям массовой школы, усвоение её теоретической и практической частей может быть осуществлено на базе кабинетов химии и биологии средних общеобразовательных школ. Содержание. Введение (1 ч.). Химия как прикладная наука. Тема 1. Химические элементы в организме человека (6ч.). Классификация химических элементов, содержащихся в организме человека. Макроэлементы. Микроэлементы. Элементы жизни. Биологическая роль металлов. Биологическая активность химических элементов. Связь химического состава тканей с психофизиологическим состоянием человека. Лабораторный практикум: Практическая работа №1. Обнаружение ионов магния и кальция в костной ткани. Практическая работа №2. Выявление роли ионов кальция в свёртывании крови. Практическая работа №3. Разложение пероксида водорода каталазой крови. Расчетные задачи: №1-6. Тема 2. Химия пищи (6ч.). Основные химические вещества пищи: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли. Пищевые продукты: зерновые, сахар, молочные, мясные продукты, яйца. Пищевые добавки: подсластители, консерванты, ароматизаторы, антиокислители. Основные химические процессы, происходящие при тепловой кулинарной обработке. Химия пищеварения. Основы рационального питания. Лабораторный практикум: Практическая работа №4. Обнаружение белков в молоке. Практическая работа №5. Обнаружение молочной кислоты в скисшем молоке и мышечной ткани. Практическая работа №6. Выделение лактозы из молока и определение её свойств. Практическая работа №7. Получение сахара из сахарной свёклы. Расчётные задачи: №7-12. Тема 3. Химия и медицина (6ч.). Медицинское направление химии. Методы лечения Парацельса. Иатрохимия. Работы И.Р.Глаубера. Фармацевтическая химия. Применение неорганических и органических веществ в медицине. Растительное лекарственное сырьё. Создание новых лекарств. Лабораторный практикум: Практическая работа №8. Определение состава лекарственных препаратов по коллекции. Классификация лекарств. Практическая работа №9. Влияние антисептиков на рост и развитие микроорганизмов. Практическая работа №10. Способы сбора и заготовки лекарственного растительного сырья. Расчётные задачи: №13-16. Тема 4. Косметическая химия (6ч.). Сырьё для косметики. Вазелин и парафин, моющие средства, душистые вещества, красители. Средства для ухода за кожей: кремы, лосьоны, средства для отбеливания кожи, фотозащитные вещества. Декоративная косметика: пудры, помады, тени, лаки для ногтей. Средства, применяемые для бритья. Растительная косметика. Лабораторный практикум: Практическая работа №11. Определение химического состава косметических средств по коллекции. Практическая работа №12. Приготовление косметических средств из растительного сырья. Расчётные задачи: №17-20. Тема 5. Химия и проблемы защиты окружающей среды (6ч.). Загрязнение исамоочищение биосферы. Парниковый эффект. Озоновый слой Земли. Кислотные дожди. Выбросы автотранспорта. Проблема отходов. Как защитить природу. Лабораторный практикум: Практическая работа №13. Влияние смс и нефти на водную экосистему. Практическая работа №14. Очистка воды от смс. Практическая работа №15. Очистка воды от нефтяного загрязнения. Практическая работа №16. Действие солей тяжёлых металлов на белок. Практическая работа №17. Действие на белок минеральных и органических кислот. Расчётные задачи: №21-24. Итоговое занятие (3ч.). Научно-практическая конференция «Химия на службе человека». Учебно-тематический план
Темы творческих работ (рефераты, стенгазеты, альбомы и др.): 1. Великие химики 2. Химия и химики у истоков Победы. 3. Земля – наш общий дом. 4. Химия Земли. 5. Химия на службе здоровья.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |