Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации для проведения ряда занятий и практических работ, предусмотренных программой курса.



2020-02-03 202 Обсуждений (0)
Методические рекомендации для проведения ряда занятий и практических работ, предусмотренных программой курса. 0.00 из 5.00 0 оценок




Занятие №1.

Тема: Растение и почва. Питание растений. Понятие о почвенном поглощающем комплексе.

Цель: - обобщить и систематизировать представления учащихся о почве, о почвенном питании зелёного растения, сформировать понятие о почвенном поглощающем комплексе;

- продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения (установление причинно-следственных связей, зависимости сущности и явления, связи живой и неживой материи) на конкретном фактическом материале;

- продолжить развитие общеучебных умений и навыков: работа с учебной литературой, умение устанавливать причинно-следственные связи, обобщать материал, выстраивать логические схемы, оценивать свою деятельность.

Оборудование: плакаты и таблицы, отражающие процессы питания растений (Фотосинтез, Всасывание почвенной влаги корневыми волосками и т.д.), карточки с терминами (растение, почва, питательные элементы, минеральные соли, удобрения, питательные вещества: белки, жиры, углеводы, вода, свет, фотосинтез), игровое поле, кубик, фишки.

Эпиграф: Сквозь прелые листья и соломины пробивается зелень, лист жил, трава жила, и теперь, пожив хорошо, как удобрение переходят в новую зелёную жизнь. М.Пришвин.

Ход занятия: 1) Организационный момент:

· знакомство обучающихся со структурой курса, с требованиями к зачёту, формами и способами оформления Портфеля ученика;

· актуализация знаний по теме, формирование положительной мотивации к усвоению учебного материала.

Учащимся предлагается прослушать отрывок из стихотворения Р.Бёрнса (шотландский поэт 18 века) «Джон Ячменное Зерно», проанализировать его и сделать вывод о том, какие условия необходимы для роста и развития растений.

Велели выкопать сохой

Могилу короли,

Чтоб славный Джон, боец лихой,

Не вышел из земли.

Травой покрылся горный склон,

В ручьях воды полно,

А из Земли выходит Джон

Ячменное Зерно.

 

Учащиеся называют факторы, определяющие жизнедеятельность растений. Учитель вывешивает на магнитную доску вокруг рисунка растения карточки с терминами (почва, вода и т.д.) в произвольном порядке и ставит перед учащимися вопрос о целях и задачах занятия.

· озвучивание темы занятия и его целей (выяснить вопрос о том, как происходит питание растений, какова в этом процессе роль почвы и воды, установить связи между всеми факторами, влияющими на развитие зелёных растений).

2) Усвоение знаний:

Познавательная игра «Путешествие по зелёному растению».

Условия игры: игра рассчитана на произвольное количество участников от 2 до 15. При количестве игроков 15 и более человек последние могут быть объединены в группы по любому критерию (выбор самих учащихся, выбор учителя, жеребьёвка по цвету, геометрическим фигурам, порядковым номерам и т.д.). Игровое поле оформлено в виде рисунка растения, вокруг которого тянется цепочка с цифрами. Цифры обозначены разными цветами и соответствуют номеру того вопроса, на который предстоит ответить игроку. Цвет номера вопроса означает его принадлежность к определённому блоку: чёрные - «Почва», зелёные – «Фотосинтез», жёлтые – «Корневое питание», красные - «Удобрения».

Этап 1. Распределение вопросов.

Играющие поочерёдно бросают кубик и с помощью фишки выбирают номер вопроса на игровом поле. Выбор вопросов продолжается до тех пор, пока все вопросы не будут распределены между участниками игры.

Этап 2. Самостоятельная работа учащихся с учебной литературой.

Используя предложенную учителем литературу, учащиеся отыскивают ответы на выбранные вопросы в течение 5-7 минут. О своей готовности каждый объявляет поднятием зелёного сигнала. При наличии затруднений в работе ученик может обратиться за помощью к учителю, товарищу. При этом используется красный сигнал.

Этап 3. Обсуждение вопросов.

Учащиеся озвучивают выработанные ими ответы в порядке, определённом игровым полем. Задача учителя заключается в формировании логической связи между отдельными вопросами и подготовкой учащихся к возможности сделать самостоятельный вывод по проблеме.

3) Обобщение и систематизация знаний.

Учащимся предлагаются ключевые фразы (см. карточки с терминами) и предлагается в течение 3-5 минут связать последние в единую схему, которая бы отражала процесс питания зелёного растения. Работа может носить и групповой, и индивидуальный характер.

Обсуждение представленных схем, выработка единого подхода к проблеме.

4) Рефлексия.

Осуществляется с помощью цветовых сигналов: красный – «нет», жёлтый – «не совсем», зелёный – «да».

· Было ли тебе интересно на занятии?

· Справились ли мы на занятии с поставленной целью?

· Есть ли у тебя предложения по поводу изменения хода занятия?

· Как ты оцениваешь, хорошо ли поработал ты на занятии?

· Сможешь ли ты сейчас объяснить слова М.Пришвина, которые являются эпиграфом занятия?

 

Вопросы игры «Путешествие по зелёному растению»

 

1. Что такое почва?

2. Какие вещества входят в состав почвы?

3. Что вы знаете о плодородии почвы?

4. Каково значение почвы для растения?

5. Дайте определение процессу фотосинтеза.

6. Чем растения отличаются от животных?

7. Какие продукты образуются в процессе фотосинтеза?

8. Почему растения имеют преимущественно зелёный цвет?

9. Что происходит с зелёными частями растений после их отмирания?

10. Какие виды удобрений вы знаете?

11. Приведите примеры органических удобрений.

12. Что происходит в почве с минеральными солями (удобрениями) прежде чем они попадут в растение?

13. Как происходит всасывание почвенной влаги растением?

14. Какие части растения участвуют в передвижении воды по растению?

15. Проследите путь продвижения воды по зелёному растению.

 

Схема игры «Путешествие по зелёному растению»

 

 

                  

 

 

Занятие №2.

 

Тема: Изучение агрохимических свойств почвы.

Практическая работа №1. Полевое обследование почв. Знакомство с физическими свойствами почвы пришкольного учебно-опытного участка.

 

Цель: - сформировать у учащихся представления о полевом обследовании почв, познакомить с методикой проведения полевых работ, простейшими способами определения физических свойств почвы;

- продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения (установление причинно-следственных связей, зависимости сущности и явления, связи живой и неживой материи) на конкретном фактическом материале;

- продолжить развитие общеучебных умений и навыков: умение делать выводы по работе, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические схемы, оценивать свою деятельность.

 

Оборудование: инструктивная карта, лопата, ведро, пол-литровая банка.

 

Ход занятия: 1) Организационный момент:

· актуализация знаний по теме, формирование положительной мотивации к усвоению учебного материала;

Полевое обследование почв проводят для оценки их плодородия. В результате этого получают данные о физических и химических свойствах почвы, составляют агрохимические картограммы содержания элементов питания растений. Все работы по полевому обследованию подразделяют на подготовительные, полевые и камеральные.

Подготовительные работы включают в себя определение объекта, подлежащего изучению, его площади и географического положения.

При полевых работах берут почвенные образцы и наносят на план условными знаками место их нахождения.

Камеральная обработка включает оформление полевой документации, проведение химического анализа почвенных образцов, вычерчивание агрохимических картограмм.

· знакомство обучающихся с инструктивными картами, этапами выполнения практической работы, правилами техники безопасности во время выполнения полевых работ.

2) Выполнение практической работы на местности.

3) Камеральная обработка полученных данных (работа над отчётом по Практической работе №1).

4) Рефлексия.

 

 

Инструктивная карта выполнения практической работы №1.



2020-02-03 202 Обсуждений (0)
Методические рекомендации для проведения ряда занятий и практических работ, предусмотренных программой курса. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации для проведения ряда занятий и практических работ, предусмотренных программой курса.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)