Рекомендации для проведения практической части занятий.
Инструктивные карты к выполнению практических работ, включённых в содержание программы кружка. Практическая работа №1. Обнаружение ионов магния и кальция в костной ткани. Оборудование и реактивы: колба, стеклянная палочка, воронка, фильтр, 0,5% раствор серной кислоты, насыщенный раствор оксалата аммония, концентрированный раствор аммиака, навеска костной ткани. Ход работы: В колбу помещают 5 г костной ткани, приливают к ней 25 мл 0,5% раствора серной кислоты, перемешивают и оставляют на сутки для растворения неорганических веществ, содержащихся в ткани. Смесь фильтруют. К 4-5 мл фильтрата добавляют 3-4 капли насыщенного раствора оксалата аммония. Наблюдают за выпадением осадка оксалата кальция. Полученный оксалат кальция отфильтровывают, к фильтрату добавляют концентрированный раствор аммиака. Наблюдают за выпадением осадка оксалата магния-аммония. Задания: 1) запишите уравнения химических реакций, протекающих с выпадением осадка; 2) представьте уравнения в полном и сокращённом ионном виде; 3) сделайте вывод о наличии в костной ткани ионов кальция и магния. Практическая работа №2. Выявление роли ионов кальция в свёртывании крови. Оборудование и реактивы: пробирки, донорская кровь, раствор оксалата натрия, 2% раствор хлорида кальция. Ход работы: В две пробирки наливают по 2-3 мл крови, к которой предварительно добавлен оксалат калия для связывания ионов кальция и предотвращения свёртывания крови. Одна пробирка остаётся контрольной, ко второй добавляют 0,5 мл 2% раствора хлорида кальция. Через 10-15 мин наблюдают за процессом свёртывания крови – образованием сгустка фибрина. Содержание обеих пробирок сравнивают. Задания: 1) сделайте вывод о значении ионов кальция в процессе свёртывания крови; 2) с какой целью применяют раствор хлорида кальция в медицинской практике? Практическая работа №3. Разложение пероксида водорода каталазой крови. Оборудование и реактивы: пробирки, донорская кровь, 1% раствор пероксида водорода. Ход работы: В 2 цилиндра наливают 10-15 мл 1% раствора пероксида водорода. В один цилиндр добавляют 1 мл крови, после чего наблюдают бурное выделение газа: жидкость вспенивается, пена заполняет весь цилиндр. Задания: зная, что в состав крови входит каталаза – железосодержащий геминовый фермент, сделайте вывод о значении каталазы в процессе разложения пероксида водорода. Практическая работа №4. Обнаружение белков в молоке. Оборудование и реактивы: молоко, 0,1% раствор уксусной кислоты, 1% раствор гидроксида натрия, 5% раствор гидроксида калия, 1% раствор сульфата меди (2), колба, пробирки, воронка, фильтр. Ход работы: 25 мл молока растворяют в дистиллированной воде в отношении 1: 3. К полученному раствору добавляют несколько капель 0,1% раствора уксусной кислоты. В результате реакции выпадает осадок, который необходимо отфильтровать, разделить на две равные части. Одну часть обрабатывают 1% раствором гидроксида натрия для растворения казеина. Раствор отфильтровывают. К 2 мл фильтрата добавляют 2 мл 5% раствора гидроксида калия и 2 капли 1% раствора сульфата меди (2). Наблюдают появление розовато-фиолетового или пурпурного окрашивания. Задания: Появление характерного окрашивания говорит о присутствии в растворе белковых соединений (биуретовая реакция). Сделайте вывод о присутствии в молоке белка. Практическая работа №5. Обнаружение молочной кислоты в скисшем молоке и мышечной ткани. Оборудование и реактивы: Практическая работа №6. Выделение лактозы из молока и определение её свойств. Оборудование и реактивы: молоко, 0,1% раствор уксусной кислоты, свежеприготовленный гидроксид меди (2). Ход работы:25 мл молока растворяют в дистиллированной воде в отношении 1: 3. К полученному раствору добавляют несколько капель 0,1% раствора уксусной кислоты. В результате реакции выпадает осадок, который необходимо отфильтровать. К фильтрату добавляют свежеприготовленный гидроксид меди(2). Содержимое пробирки медленно нагревают. Наблюдают изменение окраски: синяя – зелёная –жёлтая - кирпично-красная. Задания: Зная, что изменение окраски раствора в соответствующих условиях является качественной реакции на глюкозу, сделайте вывод о присутствии в молоке углеводов. Практическая работа №7. Получение сахара из сахарной свёклы. Оборудование и реактивы: корнеплоды сахарной свёклы, тёрка, фильтр, гидроксид кальция (тв.), водяная баня, бюретка с активированным углём. Ход работы: 1) Извлечение свекловичного сока. 50 г сахарной свёклы измельчите на тёрке и поместите в стакан. Прилейте 20 мл воды и нагрейте на водяной бане. Через 5 мин раствор слейте во второй стакан, а в первый - добавьте воды. Повторить операцию вновь. Полученный раствор сахара профильтруйте для освобождения от мелких кусочков свёклы. 2) Очистка и осветление. Размешайте 2 г гидроксида кальция в 10 мл воды и полученное «известковое молоко» вылейте в свекловичный сок. Нагревайте 5 мин на водяной бане. Раствор отфильтруйте, через фильтрат пропустите углекислый газ до появления слабощелочной реакции. Раствор вновь фильтруют и пропускают его через помещённый в бюретку активированный уголь для окончательного освобождения от пигментов. 3) Кристаллизация сахарозы. Раствор упарьте в выпарительной чашке, когда его объём уменьшиться примерно в два раза, поставьте кристаллизоваться. Задания: 1)Получите сахарозу, используя инструктивную карту. 2) Проведите анализ полученного сахара: · Отберите в пробирку несколько капель раствора сахарозы, испытайте действие на раствор гидроксида меди (2). · Проведите гидролиз отобранного образца в присутствии разбавленной серной кислоты (несколько капель) при нагревании. · Испытайте гидролизат гидроксидом меди (2). · Напишите уравнения реакций, протекающих при получении и анализе сахара. Практическая работа №9. Влияние антисептиков на рост и развитие микроорганизмов. Оборудование и реактивы: чашки Петри с выращенными культурами микроорганизмов, лупа, растворы антисептиков (спирт, пероксид водорода, марганцовка и т.д.). Ход работы: В чашки Петри прилить небольшое количество растворов антисептиков. Через 2-3 дня исследовать состояние колоний культур микроорганизмов. Задания: 1)Опишите явления, наблюдаемые в каждой чашке. 2)Сделайте вывод о влиянии антисептиков на рост и развитие организмов. Практическая работа №13. Влияние смс и нефти на водную экосистему. Оборудование и реактивы: стеклянные банки объёмом 500 мл, водные растения, нефть, смс, микроскоп. Ход работы: три стеклянные банки наполняют водой, помещают в них водные растения. В первую банку добавляют несколько капель нефти, во вторую – раствор смс, третья – контрольная. Наблюдение проводят в течение недели. По истечении срока берут каплю воды из каждой банки и исследуют её содержимое под микроскопом. Задания: 1)Сделайте вывод о содержании и количестве микроскопических водорослей в капле воды. 2)Как влияет нефтяное пятно и раствор смс на водную экосистему? (Рассмотрите состояние клеток водорослей: целостность, состояние хлорофила, размеры клеток, токсическое действие – прекращение роста, изменение внешнего вида, гибель). Практическая работа №14. Очистка воды от смс. Оборудование и реактивы: раствор смс в воде, хлорид натрия кристаллический, нагревательный прибор (плитка, газовая горелка). Ход работы: В ёмкость (пробирка, стакан, колба) наливают раствор смс, нагревают и добавляют хлорид натрия до получения насыщенного раствора. По мере насыщения раствора хлоридом натрия растворимость смс уменьшается. СМС всплывает на поверхность воды в виде творожистых хлопьев, которые можно отфильтровать. Задания: 1) Какой способ используется для очистки воды от смс? 2) Перечислите причины, по которым, по вашему мнению, необходимо производить мероприятия по очистке воды от смс? Практическая работа №15. Очистка воды от нефтяного загрязнения. Оборудование и реактивы: кристаллизатор, нефть, измельчённая пробковая крошка (пенопласт, опилки, жгуты из пеньки). Ход работы: В кристаллизатор наливают воду и добавляют 2-3 мл нефти. На образовавшуюся нефтяную плёнку насыпают пробковую крошку, которая служит адсорбентом. Через некоторое время пропитанную нефтью крошку собирают с поверхности воды. Задания:1) Каким способом можно удалить с поверхности воды нефтяное загрязнение? 2) Перечислите причины, по которым, по вашему мнению, необходимо производить мероприятия по очистке воды от нефтяного загрязнения. Практическая работа №16. Действие солей тяжёлых металлов на белок. Оборудование и реактивы: раствор белка куриного яйца, растворы солей свинца (2), ртути (2), меди (2). Ход работы: К 1-2 мл раствора белка куриного яйца, помещённого в 3-4 пробирки, добавляют несколько капель растворов солей тяжёлых металлов. Одну пробирку оставляют контрольной. Наблюдают выпадение осадка, осаждение белка. Задания:1) Опишите процессы, происходящие с раствором белка в разных пробирках при добавлении к ним растворов разных солей.2) Сделайте вывод о влиянии растворов солей тяжёлых металлов на белок. Практическая работа №17. Действие на белок минеральных и органических кислот. Оборудование и реактивы: раствор белка, раствор азотной, уксусной кислот, раствор гидроксида натрия, раствор фенола, пробирки. Ход работы: В 5 пробирок наливают раствор белка объёмом 3-4 мл, затем в первые четыре пробирки добавляют по нескольку капель азотной, уксусной кислот, гидроксида натрия, фенола соответственно. Пятая пробирка остаётся контрольной. Наблюдают изменения происходящие с раствором белка после прохождения химических реакций. Задания: 1) Опишите процессы, происходящие с раствором белка в разных пробирках при добавлении к ним растворов разных веществ.2) Сделайте вывод о влиянии растворов агрессивных жидкостей на белок.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (329)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |