Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Магия звука: от рока до рэйва



2020-02-03 211 Обсуждений (0)
Магия звука: от рока до рэйва 0.00 из 5.00 0 оценок




Заканчивая рассмотрение взаимоотношений искусства и новой религиозности, обратимся к современной (последней трети ХХ в. - начала XXI в.) "массовой" музыке, точнее, к ее некоторым характерным направлениям. Заглавие настоящего подраздела - "магия звука" - это, конечно, красивый образ, но за ним стоит определенная реальность, нуждающаяся в осмыслении.

Сегодня влияние рок-музыки (в широком смысле этого слова)490 ощущается не только в молодежных субкультурах, но – благодаря средствам массовой коммуникации – практически во всех слоях общества. А "юниоризация" всей культуры и ее коммерциализация привели к тому, что рок-музыка стала частью официальной культуры, а некоторые ее представители - "живыми классиками". В этом контексте становится ясно, что религиозность или духовность большей части рока - показная, подобно тому, как это имеет место во всей массовой культуре. Хотя были и есть исполнители (правда, весьма немногочисленные), по отношению к которым справедливы слова Е. Летова (лидера группы "Гражданская Оборона"): "Рок по сути - не музыка и не искусство, а некоторое религиозное действо - по типу шаманизма - которое существует, дабы утвердить определенную установку. Человек, занимающийся роком, постигает жизнь, но не через утверждение, а через разрушение, через смерть. Шаманство здесь ритм, на который накладывается импровизация. И чем больше шаманства, тем больше рока. И, наоборот, если над шаманством начинает преобладать искусство, музыка, - то рок умирает"491 .

Рок-музыка очень популярна, она имеет сильное влияние на умы и чувства, что привлекает пристальное внимание представителей "традиционной религиозности", прежде всего - христианской церкви. Чаще всего она безоговорочно осуждается, объявляется антихристианской и сатанинской (впрочем, для некоторых ее направлений это в какой-то мере справедливо). Но интересно, что аргументация у гонителей рока, каких бы мировоззренческих позиций они ни придерживались, в целом совпадает. Бунтарство и протест (по крайней мере - на словах) рок музыки казался опасной как для коммунистической идеологии, так и для традиционного религиозного сознания492 .

Но корни проблемы - не только в асоциальности рока (часто показной), но гораздо глубже. Так, Е.В. Касьянова в своем диссертационном исследовании рок-культуры пишет, что "…сам рок-н-ролл (в широком смысле слова), возрождающий к жизни дионисийские культы, высвобождающий массовую энергию, апеллирующий к коллективному бессознательному, стал выступать в качестве "новой религии", а его проповедники - рок-музыканты - порой облекались правами святых"493 . Ей вторит В. Посиделов, считающий, что современная рок-музыка - ничто иное, как урбанистическая религия. Рок-звезды - божества, которым поклоняются миллионы людей разных возрастов. И иронически замечает: "…Рок-музыканты - современные урбанистические шаманы. Имя им - легион, число нескончаемо. Какому Богу они служат, как делают деньги, вдохновляют массы и отравляют отдельные умы?"494 На этот вопрос мы и постараемся ответить ниже.

К сожалению, мы не можем предложить хоть сколько-нибудь удовлетворительную типологию современных направлений рок-музыки, поскольку границы между ними (как и границы между роком и поп-музыкой) весьма размыты.

Тем не менее, в развитии рок-культуры можно выделить несколько достаточно четких этапов (Е.В. Касьянова):

"Конец 50-х - начало 60-х годов ХХ в. Американский рок-н-ролл и британский бит.

60-е - начало 70-х годов ХХ в. Музыка хиппи. "Золотой век" рок-музыки.

70-е годы ХХ в. Панк-движение.

80-е годы ХХ в. "Новая волна".

90-е годы ХХ в. - настоящее время. Рок-культура крайне эклектична, включает в себя множество течений и движений не только прежних десятилетий, но и новых"495 .

Нас интересует, прежде всего, современный этап, в частности, такие направления, как блэк метал (black metal), готик (gothic), рэйв (rave) и эмбиент (ambient). Но вначале все равно обратимся к истокам рока, так как иначе нам будет непонятна сложившаяся сегодня ситуация.

На протяжении тысячелетий все виды искусства были тесно переплетены с религиозным культом, и музыка не являлась исключением. В Европе Нового времени искусство постепенно секуляризировалось, но в ХХ веке неожиданно происходит возврат светского искусства к своим религиозным истокам. В частности, практически все направления рок-музыки испытали на себе влияние разнообразных религиозных идей – от пятидесятничества и африканских культов до восточного мистицизма и философии "New Age"496 . Наблюдалось и встречное влияние рок-музыки на общую духовную атмосферу современности. "В 60-е годы рок-кумиры были в первых рядах тех, кто пронзительно кричал о том, что западное христианство исчерпало себя – время обратиться к "новой религиозности". "Битлз" едут в Индию учиться Трансцендентальной медитации, а за ними вскоре следуют и "Роллинг Стоунз" и проч. Рок обращается к африканским ритмам и шаманской практике. Рок рекламировал "психоделическую революцию" – расширение сознания с помощью наркотиков…"497 . И действительно, "вторая волна" новой религиозности, вызвавшая к жизни бум новых религиозных движений, привела и к широкому распространению наркотика-галлюциногена ЛСД (его попробовали практически все известные рок-музыканты и множество их поклонников). А для некоторых современных направлений музыки характерен т.н. "драйв" (drive) – физиологическое воздействие звука, при котором творческая роль сознания, "слышания" сводится к нулю, а подсознательное действие возводится до максимальных пределов.

Поэтому Е.В. Касьянова сравнивает рок-музыку с древними языческими и эзотерическими практиками. В частности, скоморохи (а также их зрители) "…впадали в состояние транса, то есть, особого духовного настроя (прелести). Не удивительно, что при этом важную роль играло употребление алкоголя или иных психотропных средств (возможно, грибов). То, что современная культура использовала некоторые элементы эзотерических языческих культов - бесспорно"498 . Возрождение архаики, языческих ритуалов в полной мере было характерно уже для Дж. Моррисона (лидера группы Doors)499 , эта же линия сегодня продолжается многими группами в стиле блэк метал500 .

М. Зуева утверждает, что "из всех видов искуссотв, как свременных, так и искусств прошлого, Black metal оказался наиболее близок мистериальным практикам древности. Параллели наблюдаются как на уровне идей, так и средств их подачи. Концерты black-исполнителей могут быть охарактеризованы как некие "современные ритуалы", а ритуал, как правило, носит инициационный характер, и современные шоу не являются в этом плане исключением"501 . Далее автор подробно рассматривает проявление "черного феномена" (культа смерти, суицидальных устремлений) в этом направлении рока и указывает на его разновидности: "…сам Black metal имеет два крыла, исповедующие разную идеологию, но единые в основе: Black metal - это, прежде всего, антихристианство. Соответственно он включает в себя сатанизм и язычество…"; впрочем, границу между ними провести довольно сложно, часто встречаются "гибриды" этих мировоззрений502 .

Впрочем, жизнь показывает, что "магия денег" гораздо сильнее "настоящего" сатанизма и язычества: коммерциализация рока "переваривает" даже такое, если за это согласны платить деньги. Поэтому многие современные рок-группы имеют тщательно разработанные имиджи оккультистов и человеконенавистников. "Есть категория людей, которые любят книги или фильмы ужасов. Им мы и подыгрываем. Это не серьезнее, чем фильмы Стивена Спилберга", утверждает Джон Тарди из группы Obituary503 . Или вот строки из интервью с неким "практикующим сатанистом" рок-администратором Андреем Б. (взято В. Посиделовым): "Обвислого Купера и представителей металла - всех поголовно - я бы уничтожил. Эпигоны, профанаторы идеи, псевдоужасы, маскарад ради денег. Iron Maiden - просто смех. Сегодня - "нет войне", завтра - пингвинов спасают от атомного ледокола "Ленин". А российские металлюги - здесь даже говорить не о чем! <…> Этот металл - ненастоящее, театр. Все настоящее происходит без того, чтобы за ним наблюдали"504 .

Гораздо более миролюбивы поклонники так называемой "готической" музыки (несмотря на название, не имеющей никакого отношения к средневековью) - очень широкого направления, включающего в себя такие разные стили как gothic rock, gothic ambient, darkwave, и т.д. Даже их игры в вампиров и некрофилов, приводящие к частым походам на кладбища, опасности для общества не представляют. Как правило, готическая музыка создает мрачное или сюppеалистическое настpоение, в текстах обыгрывается тема смерти, а "продвинутые" поклонники этой музыки носят черные одежды, гримируются, чтобы придать лицу "мертвенную бледность", и красят ногти черным лаком (все это относится и к лицам мужского пола).

Впрочем, готы - это не просто одна из многочисленных музыкальных группировок, но отдельная субкультура, все больше расширяющая свое влияние, своеобразное возрождение декаданса вековой давности. Позволим привести себе пространную выдержку из статьи В. Камши "Люди в черном на наших улицах".

"Началось все в Англии лет тридцать назад, когда панк-волна, достигнув апогея, стала стихать, одновременно мутируя. Тотальный панковский нигилизм смягчался, становился меланхоличней и лиричней. Так возник пост-панк, декадентски-депрессивное музыкальное течение. Музыканты и их аудитория и стали тем питательным бульоном, из которого вышла новая субкультура…

К середине 90-х готы обрели развитую изолированную инфраструктуру – журналы, радио, лейблы, клубы, магазины. "Темные" жили рядом со всеми остальными и при этом были сами по себе, а количество уже начинало переходить в качество.

Конец ХХ века среди всего прочего ознаменовался формированием общей "темной" субкультуры, включившей в себя готов, любителей вампирской тематики, всевозможных фетишистов, оккультистов, "темных" язычников и прочая. Скачку изрядно способствовало развитие интернета…

Впрочем, готы не только сидят за мониторами, они активно встречаются в реальной жизни, организуя крупные фестивали. Не стоит на месте и музыка. К "темным" перешло и продолжает переходить множество сторонников металла. Неудивительно, что возник gothic metal, который, пройдя недолгую стадию неприятия со стороны "настоящих" готов, стал третьей волной готической музыки и вызвал очередной виток ее популярности"505 .

И "металлисты", и "готы", в сущности, лишь примеряют маски язычников, сатанистов, вампиров и пр., хотя, по большому счету, вся массовая культура является большим маскарадом, где имидж может не иметь никакого отношения к действительности. Но встречаются и исключения - например, группа "Dead Can Dance" и ее солистка Лайза Джеррард (Lisa Gerard). Пение Лайзы Джеррард, придающее композициям ритуальную глубину, изысканность аранжировок (в том числе - использование элементов самых различных музыкальных культур) поставили группу вне общеизвестных рок-направлений.

Одним из направлением "готики" является музыка в стиле dark ambient, вполне пригодная для создания ненавязчивого фона к фильмам ужасов. Но сам стиль ambient (англ. - "обволакивающий, окружающий") не исчерпывается только этим направлением, но подразумевает синтез своеобразной электронной музыки. Этот стиль "использует электронную реверберацию и пространственную технологию звука, здесь важную роль играет сама "текстура" звучания, а не написание текстов и музыки. Музыка меняется медленно, имеет повторяющуюся природу, поэтому для неискушенного слушателя может показаться одинаковой. Хотя содержание и тембр композиций эмбиент-исполнителей имеет большие различия между собой. Стиль ambient стал популярной, культовой музыкой в начале 1990-х годов…"506 . Вообще говоря, этот стиль сам по себе прямого отношения к новой религиозности не имеет, но эмбиент-композиции нередко используют элементы ритуальной музыки Востока и применяются для медитации. Вплотную к эмбиенту примыкает и музыка в стиле "Нью Эйдж" - в основном инструментальная, предназначенная для создания "медитативного фона" и сочетающая в себе элементы народной музыки, церковных песнопений и современных "электронных" стилей (например, техно).

Рэйв (rave) в какой-то степени примирил и синтезировал идеологии давних антагонистов - хиппи и панков. Как и хиппи, рэйверы используют для стимуляции физической и психической активности (особенно для достижения измененных состояний сознания) легкие наркотики (особенно экстази), как и панки призывают к анархии. Рэйв - это скорее событие, чем музыкальный жанр, своеобразная вечеринка под специфическое музыкальное сопровождение (на основе стилей techno и house) с наркотиками и танцами.

Исследователь феномена рэйва С.В. Родионов пишет о том, что "идеологическими истоками рэйв-культуры по преемственности стали мистические тенденции Востока и Запада, оккультизма, выраженного в шаманических формах и архаических верованиях, философские и этические принципы хиппи, неоромантические тенденции в искусстве, художественный авангард, книги битников, киберпанков, ньюэйджеров"507 . Он усматривает связь рэйв-культуры с синкретичным движением "Нью-Эйдж": так, "танцевальные техно-вечеринки сопоставимы с первобытными магическими ритуальными танцами, в которых музыка является ключом к достижению особого эмоционального и психологического состояния "тотального слияния" с окружающим миром. Развитие искусства есть выделение личности из общего русла народного творчества, из ритуала. Рэйв же, в свою очередь - это некоторое растворение личности, возвращение в ритуал. Близость музыки к ритуалу и обусловливает ее, в общем-то, прикладной характер"508 .

Интересные размышления о рэйве принадлежат С. Корневу, который считает, что рэйв возрождает утраченные Западом мистику и соборность, а потому должен быть особенно близок русскому человеку. "Рэйв обвиняют в том, что он обращается к первобытным человеческим инстинктам, - как в музыке, так и в практике танцпола, которая напоминает культовые пляски первобытных народов, где люди входят в настоящий транс. И действительно, с этим спорить нельзя: рэйв-, техно- культура, психоделическая музыка возвращает человека к древним, первобытным состояниям, напрямую обращается к глубинам бессознательного. Но именно это разрушение западной ментальности и является в рэйве самым ценным и главным. Для восточных людей, для которых западная ментальность - только искусственная надстройка, рэйв - это дорога к себе, это еще одно средство отбросить шелуху западной цивилизации, которая спеленала наше сознание. Глубинная сущность русского человека этой деконструкцией никак не затрагивается - наоборот, освобождается и пробуждается к жизни… <…> Рэйв - это не толпа, это сумма индивидов. Единство в рэйве приходит изнутри, а не снаружи. Коллективность рэйва - это коллективность События. Это не растворение в массе, коллективе, а растворение в Событии, когда человек ощущает себя органичной частью События. В Событии чувство общности не означает смерть индивида. Общее дело и общее чувство здесь не превращаются в духовное рабство. На другом уровне и в другом масштабе рэйв возрождает атмосферу древних церковных соборов, атмосферу коллективной молитвы. К этому очень близко лежит то единство русской культуры, единство русской души, которое должна возродить трансгрессивная революция…"509 На наш взгляд, это достаточно спорные утверждения (хотя мы не подвергаем сомнению связь рэйва с новой религиозностью): в России за последние 10-15 лет "рэйволюции" не произошло, а рэйв получил распространение преимущественно в модных клубах мегаполисов (впрочем, сегодня отечественная электронная музыка активно развивается, поэтому не будем спешить с окончательными выводами).

В заключение обратим внимание на ситуацию в российской рок-культуре, имеющей свои особенности по сравнению с Западом (известно, что на формирование русского рока повлияли как западная рок-традиция, так и отечественные поэтическая, бардовская, фольклорная традиции510 ). Многие советские/ российские рок-музыканты имели мировоззрение, названное М. Эпштейном "бедной религией", балансируя между атеизмом и неприкрытым язычеством511 (хотя были, конечно, и исключения). Назовем только несколько известных имен.

Так, лидер "Аквариума" Борис Гребенщиков известен своими духовными поисками – от дзен-буддизма до православия. Многим текстам его песен присуща многоплановая религиозная символика, требующая определенных усилий для понимания. Как считает В. Ветюков, "быть может, этой мягкости, ненавязчивости религиозного в поэзии Б.Г. способствует его недогматический подход к вере. Параллельно с Евангелием он читал сочинения китайских философов, которые учат видеть проявления истинного бытия во всех вещах нашего текучего и изменчивого мира. Именно поэтому, наверное, Гребенщиков и умеет петь о Боге, не опошляя свои песни упоминанием имени Божьего всуе. Когда, подобно древним христианам, Б.Г. поет о Спасителе как о "рыбе, что плавает быстрее всех", чувство благоговейного отношения к святыне не нарушается"512 .

Этого нельзя сказать об агрессивном "православии" Константина Кинчева – лидера группы "Алиса". Если лет 10-15 назад его песни не отличались христианским духом, но, напротив, представляли собой яркий пример "инфернальной" религиозности (альбом "Шабаш", 1991), то сегодня Кинчев пропагандирует национал-патриотические ценности в псевдоправославном оформлении (альбомы "Солнцеворот" (2000), "Сейчас позднее, чем ты думаешь" (2003)).

Языческие мотивы отчетливо звучат в творчестве, например, Дмитрия Ревякина - лидера группы "Калинов мост". ""Шаман", возможно, самое точное слово, которое можно применить по отношению к Ревякину. И дело даже не в его видении мира, но отчасти и в глубине корней, проникающих невесть в какую временную глубь… Шаманизм Ревякина, конечно… современный, но столь же действенный и традиционный, что и у наших далеких предков"513 .

"Наутилус Помпилиус" был одной из немногих рок-групп, которая не выставляла напоказ свою религиозность. По словам С. Дунаева, "Вячеслав Бутусов меньше других мэтров отечественного рока распространялся о религиозной составляюшей своего творчества. И песни его не изобиловали цитатами, и откровенных свидетельств чего-либо конкретного в них не было. И тем не менее только “Наутилус” можно по праву назвать группой, которой во многом удалось определить духовную температуру современной ей молодежи. “Наутилус” не заигрывал с религиозной темой — просто потому, что других у него не было"514 .

Но все эти овеянные славой имена сегодня являются лишь достоянием истории (по словам того же Б.Г.: "Рок-н-ролл мертв, а я еще жив"), а носители этих имен получили высокооплачиваемые, но незавидные должности "свадебных генералов" шоу-бизнеса. "На смену року приходит новая культурная форма - неоново-целлулоидный мир ди-джеев, dance generation, экстези, габбера, эмбиента и нарко-виртуального кайфа"515 .

По мнению А.Н. Огаркова и Е.А. Станкевича (пишущих о массовой музыке в России), у нас в стране рок всегда был далек от народа (последнему более импонирует частушка и "русский шансон"). Прорыв рока в народную среду был осуществлен только в середине 1980-х с помощью минимализма "Кино". И если на Западе граница между рок- и поп-музыкой практически отсутствует, то для России всегда была характерна резкая поляризация музыкальной среды. Сегодня "полюс шоубиза состоит из технически примитивных копий национальных поп-брендов Азии и Европы, полюс электронной музыки представлен оригинальной лабораторной продукцией отечественного авангарда для модной столичной молодежи… <…> В России рокер занимается самоистреблением, поп-певец является наемным работником, обслуживающим растительный вкус, а производство музыки является выгодным капиталом из-за невысоких запросов огромного рынка и быстрой оборачиваемости вложенных денег… Обозначилась еще одна линия опошления рок-культуры, когда ее пожилые лидеры соскользнули в пограничные стандарты поп-музыки, дезориентируя и без того слабый вкус"516 .

"Технологический прорыв" начала 1990-х годов (широкое распространение домашней аудиоаппаратуры, постоянная работа музыкальных радиостанций, MTV и т.д.) привел к тому, что музыка стала простым фоном. Как отмечает Ю.У. Фохт-Бабушкин, "музыка все чаще становится элементом быта. Она широко звучит, часто в качестве фона во время работы, домашних дел, встреч, отдыха. Ее слышат, однако специально не слушают"517 . Впрочем, этот самый "фон" еще и товар, пользующийся популярностью, для некоторых - чуть ли не легкая разновидность наркотика. К культовым персонажам - Героям - сегодня относят уже не суровых рокеров, а поп-певцов и модных ди-джеев, но суть от этого не меняется: "…массовая музыка вновь, как и в древности, становится универсальным медиатором сознания и тела. Точно так же, как современная вещь выступает посредником между человеком и продуктами его бессознательного в технологии и идеологии, современная музыка, переплетая звуки, вещи и состояния, устраняет саму возможность разведения позиций слушателя, автора и божественной инстанции, гарантирующей бесконечность этого предприятия"518 .

Итак, можно считать, что рок-музыка - это важнейший проводник идей новой религиозности в современную культуру, а в каком-то смысле (учитывая особенности таких ее направлений как блэк метал, готика, рэйв) - даже одна из форм новой религиозности. "Многообразие религиозного опыта", характерное для массовой культуры, проявляется и в рок-музыке, крайне эклектичной и неоднородной. На сегодняшний день рок-музыка (по крайней мере, большинство ее направлений) ассимилирована доминантной массовой культурой, а ее ценности стали социально приемлемы.

Что же касается "магии звука"… На наш взгляд, ее победила "магия денег". Коммерциализация рок-музыки, ее сращивание с шоу-бизнесом приводит как к снижению ее художественно-эстетической ценности, так и к эксплуатации религиозных и оккультно-мистических идей и символов в имиджах исполнителей, т.е. к симуляции религиозности. Тем не менее, подлинно религиозная составляющая в современной музыке, несомненно, присутствует, хотя и в весьма скромных масштабах.

ПРИМЕЧАНИЯ

424 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 447.

425 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 450, 452.

426 Характерно уже само наименование массового искусства: "шоу-бизнес", в котором коммерческое превалирует над художественным.

427 Хренов Н.А. Социальная психология искусства: переходная эпоха. М., 2005. С. 408.

428 Якимович А.К. Магическая вселенная. Очерки по искусству, философии и литературе ХХ века. М., 1995. С. 11, 12.

429 Соловьев В.С. Три речи в память Достоевского // Соловьев В.С. Избранное. М., 1990. С. 79.

430 Николаева О. Современная культура и Православие. М., 1999. С. 157.

431 Якимович А.К. Магические игры на горизонтальной плоскости // Мировое древо, 1993, №2. С. 123.

432 Там же. С. 129.

433 Например, в предыдущем разделе мы говорили о культе Героя, преодолевающего ограниченность бытия, как бы соединяющего мир земной и мир сверхъестественный. Очевидно, что Герой "выпадает" из привычного нам мира, не подчиняется его законам, - но само его существование в нынешних формах определяется массовой культурой, которая приемлет любые системы ценностей, лишь бы они не мешали сложившемуся порядку. Жесткий диктат традиционных ценностных иерархий сменяется "мягким" диктатом масскульта, который лишь внешне выглядит антииерархичным.

434 Бычков В.В. Художественная культура ХХ века // КорневиЩе 0А: Книга неклассической эстетики. М., 1999. С. 226.

435 Бычков В.В. Эстетика. Краткий курс. М., 2003. С. 280.

436 Там же. С. 281-282.

437 Батракова С.П. Искусство и миф: Из истории живописи ХХ века. М., 2002. С. 49.

438 Бычков В.В. Авангард // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века. / Под ред. В.В.Бычкова. М., 2003. С. 23.

439 Ringbom S. The Sounding Cosmos. A Study in the Spiritualism of Kandinsky and the Genesis of Abstract Painting // Acta Academiae Aboensis, ser. A. Humaniora. Vol. 38, No. 2. Abo, 1970.

440 Рейнгарт Л. Абстракционизм. - В сб.: Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М., 1987. С. 150.

441 Языкова И. "Черный квадрат" К. Малевича как антиикона // "Страницы", 1997, т. 2, вып. 2. С. 273-277.

442 Бычков В.В. Эстетика. Краткий курс. М., 2003. С. 285.

443 Андреева Е.Ю. Актуальное искусство ХХ века и религиозное сознание // Религиоведение, 2005, № 1. С. 99-117.

444 Бердяев Н. Пикассо // "София", 1914, № 3. С. 58.

445 Булгаков С. Труп красоты. По поду картин Пикассо // "Русская мысль", 1915, август.

446 См.: Линник Ю. Путь к Плеядам: Русские художники-космисты. Петрозаводск, 1995.

447 Несомненному влиянию если и не самой теософии, то, по крайней мере, "духа эпохи" подверглось даже "естественнонаучное направление русского космизма (К. Циолковский, А. Чижевский, В. Вернадский). По мнению Чижевского, "в каждый данный момент органический мир находится под влиянием космической среды и самым чутким образом отражает в себе, в своих функциях перемены или колебания, имеющие место в космической среде" (Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976. С. 31). С этими словами охотно согласились бы практически все эзотерики последнего столетия.

448 Бычков В.В. Эстетика. Краткий курс. М., 2003. С. 292.

449 Бычков В.В. Эстетика. Краткий курс. М., 2003. С. 293.

450 Генис А. Вавилонская башня: искусство настоящего времени. М., 1997. С. 231.

451 Клюева И.В. Феномен панэстетизма: от романтизма к постмодерну // От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации. (Сб. статей). М., 1998. С. 74-88.

452 См., напр., художественный альбом "Русь и христианство" (М., 1991) со вступительной статьей О. Кандаурова.

453 Багдасаров Р.В. За порогом: Статьи, очерки, эссе. М., 2003. С. 179.

454 Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М., 2005. С. 31.

455 Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М., 2005. С. 9.

456 Платон. Государство // Платон. Собр. соч. в 4-х тт. Т. 3. М., 1994. С. 85.

457 Жабский М., Тарасов К., Фохт-Бабушкин Ю. Кино в современном мире: Функции - воздействие - востребованность. М., 2000. С. 98-104.

458 См.: Там же. С. 105-126.

459 Якимович А.К. Магическая вселенная. Очерки по искусству, философии и литературе ХХ века. М., 1995. С. 104.

460 Там же. С. 116.

461 Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин, 1973. С. 16, 18.

462 Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М., 2005. С. 112.

463 Максимов Ю. Восприятие религии в современном массовом кинематографе. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// www.pravoslavie.ru/jurnal/arts/kino.htm

464 Сайр Дж. Парад миров. СПб., 1997. С. 166.

465 Нечай О. Ракурсы. О телевизионной коммуникации и эстетике. М., 1990. С. 14.

466 Цуладзе А. Политическая мифология. М., 2003. С. 251.

467 Разлогов К. Экран как мясорубка культурного дискурса // Языки культур: Взаимодействия / Сост. и отв. ред. В. Рабинович. М., 2002. С. 273.

468 Герасимова С.А. Телевидение как средство формирования культурных ценностей личности. Дисс. ... канд. культурологии. СПб., 2000. С. 109-110, 116.

469 Соколов Е.Г. Аналитика массовой культуры. Дисс. ... д-ра филос. наук. СПб., 2002. С. 105-107, 109.

470 Хотя внешне "традиционные" формы могут сохраняться.

471 Сундеева А.В. Эволюция культуры в техноцентрическом обществе. Дисс. ... канд. филос. наук. СПб., 2000. С. 137.

472 В.М. Розин. Природа виртуальной реальности (условие философского дискурса) // Виртуальные реальности. Труды лаборатории виртуалистики. Выпуск 4. М., 1998. С.197.

473 Копылов Г.Г. От культур - к инженерным мирам // От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации. (Сб. статей). М., 1998. С. 25-26.

474 Штепа В.В. RUтопия. Екатеринбург, 2004. С. 73.

475 Романов О.В. Философия Интернета (генезис и синтез фундаментальных идей). Самара, 2003. С. 157.

476 Никитаев В.В. Пространство и время WWW // Влияние Интернета на сознание и структуру знания. М., 2004. С. 86.

477 Там же. С. 88.

478 Эко У. От Интернета к Гутенбергу // Общество и книга: От Гутенберга до Интернета. М., 2000. С. 276-279.

479 Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2005. С. 241-242.

480 Бурлаков И. Homo gamer. Психология компьютерных игр. М., 2000. С. 72.

481 Массовая культура России конца ХХ века (фрагменты к...). Часть I. СПб., 2001. С. 146. Здесь же приводится достаточно характерный пример операционной системы Inferno (в пер.: "ад, преисподняя"), в состав которой входят язык программирования Limbo ("преддверие ада") и коммуникационный протокол "Styx" (река смерти).

482 Рашковский Е.Б. Постмодерн: культурная революция или культурная контрэволюция? // Христианство в истории, №11. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.krotov.info/yakov/dnevnik/1994/hvi11_05.html

483 Шехтер Т.Е. Процессы маргинализации в современной художественной культуре. Дисс. ... д-ра филос. наук. СПб., 1998. С. 302-303.

484 Жидков В.С., Соколов К.Б. Искусство и картина мира. СПб., 2003. С. 71-76.

485 Жидков В.С., Соколов К.Б. Искусство и картина мира. СПб., 2003. С. 71.

486 Бычков В.В. Телесность // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века. М., 2003. С. 435.

487 Пирумов А. Кое-что о рэйве // Вавилонская башня. "Новое религиозное сознание" в современном мире. Сб. статей. М., 1997. С. 36.

488 Шичанина Ю.В. Феномен иномерности в современной культуре (философско-культурологический анализ). Ростов н/Д., 2004.

489 Викторов А.Ш. К проблеме особенностей развития русской художественной культуры в конце ХХ века // Личность. Культура. Общество М., 1999. Т. 1. Вып. 1. № 1-2. С. 95-102.

490 Здесь и далее под словами "рок", "рок-музыка" мы будем понимать не только и не столько "классический" рок-н-ролл 1950-60-х годов, сколько совокупность всех направлений современной массовой музыки - от собственно рок-н-ролла и ритм-энд-блюза до рэйва и эмбиента.

491 Летов Е. Я не верю в анархию. М., 2001. С. 35.

492 Разница в том, что представители церкви особенно подчеркивают оккультный характер рок-музыки: "Использование магических предметов, наркотиков, а также волшебство и заклинание оккультных сил стали составной частью искусства не только сегодня... Во всех областях искусства находят их следы, и рок-н-ролл также не свободен от этого. Может быть, рок-н-ролл даже особо пригоден для этих влияний" (Боймер У. Нам нужна только твоя душа. Рок-сцена и оккультизм: даты, факты, подоплека. Bielefeld, 1992. С. 6). К "оккультистам" огульно причисляют практически все известные группы, даже Beatles. Примеры положительного отношения церкви к рок-музыке также существуют (например, о. Сергий (Рыбко)), но они не так многочисленны.

493 Касьянова Е.В. Рок-культура в контексте современной культуры. Дисс. ... канд. филос. наук. СПб., 2003. С. 73.

494 Посиделов В. Магия рок-музыки. Ростов н/Д., 2001. С. 12.

495 Касьянова Е.В. Рок-культура в контексте современной культуры. Дисс. ... канд. филос. наук. СПб., 2003. С. 97.

496 См.: Тернер С. "Лестница в небо". Рок-н-ролл в поисках искупления: история рока и религии. М., 2001. На сегодняшний день это наиболее фундаментальная книга по рассматриваемой проблеме, доступная русскоязычному читателю.

497 Чапнин С. Вавилон - это состояние ума // Вавилонская башня: "Новое религиозное сознание" в современном мире. Сб. статей. М., 1997. С. 31.

498 Касьянова Е.В. Рок-культура в контексте современной культуры. Дисс. ... канд. филос. наук. СПб., 2003. С. 24.

499 См.: Еремеева О.В. Джим Моррисон: Логос смерти // "Мир культуры", №1, 2002. С. 22-35.

500 Именно эти группы чаще всего обвиняются (часто справедливо) в сатанизме и оккультизме.

501 Зуева М. Черное на черном // Развлекательное искусство в социокультурном пространстве 90-х годов. СПб., 2004. С. 82

502 Там же. С. 91.

503 Цит. по: Тернер С. "Лестница в небо". Рок-н-ролл в поисках искупления: история рока и религии. М., 2001. С. 121.

504 Посиделов В. Магия рок-музыки. Ростов н/Д., 2001. С. 31-32.

505 Камша В. Люди в черном на наших улицах: Кто такие готы? // Независимая газета, 30.09.2005.

506 Ambient // Энциклопедия стилей альтернативной музыки. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://websiter.ru/nikitin/ mus.styles/

507 Родионов С.В. Рэйв: философско-культурологнческие аспекты. Саратов, 2000. С. 12.

508 Там же. С. 21.

509 Корнев С. Трансгрессивная революция. Посвящение в постмодерн-фундаментализм. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://kitezh.onego.ru/trans_4.html

510 См.: Кормильцев И., Сурова О. Рок-поэзия в русской культуре: возникновение, бытование, эволюция // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Сб. научн. трудов. Тверь, 1998. С. 5-33.

511 Е. Дайс, рассматривая сферу религиозных представлений русских рокеров, особо выделяет манихейские и гностические базовые ментальные установки, т.е. дуализм, бинарные оппозиции (Дайс Е. Русский рок и кризис современной отечественной культуры // Нева, 2005, №1). Но, на наш взгляд, этот дуализм носит скорее внешний характер и обусловлен определенными социально-политическими причинами; в целом же для русского рока характерна постмодернистская игра со смыслами, реже - нигилистический пафос.

512 Ветюков В. Крестом и гитарой // "НГ-Религии", 5 ноября 2003 г. С. 8.

513 Слово о русском шамане. Встреча редколлегии "Мифов и Магии" с Дмитрием Ревякиным ("Калинов Мост") // Мифы и магия индоевропейцев. Вып. 9. К., 2000. С. 161.

514 Дунаев С. "Боже мой, не проси танцевать на погосте..." [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://kitezh.onego.ru/nau.html

515 Штепа В. ИNВЕРСИЯ. Петрозаводск, 1998. С. 228.

516 Массовая культура России конца ХХ века (фрагменты к...). Часть II. / Под ред. Б.Г. Соколова и Е.Г. Соколова. СПб., 2001. С. 206, 209.

517 Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни людей (конкретно-социологические исследования искусства в России второй половины ХХ века. История и методология). СПб., 2001. С. 410.

518 Массовая культура России конца ХХ века (фрагменты к...). Часть II. СПб., 2001. С. 197.

Заканчивая рассмотрение новой религиозности, подведем итоги всему сказанному ранее и обозначим возможные тенденции развития этого феномена.

В нашем исследовании новая религиозность рассматривалась в контексте современного переходного этапа в развитии культуры, для чего мы выбрали и в дальнейшем использовали синтетическую циклическо-эволюционную (спиралевидную) модель исторического времени. В рамках этой модели "снимаются" противоречия между цикличностью, определяющей динамику социокультурных систем, и общей эволюцией культуры и общества.

Рассмотрев различные подходы к религии и религиозности, к их соотношению с системой культуры в целом и с отдельными социокультурными феноменами, мы дали и проанализировали определение религиозности как любой системы взглядов и действий, дающие индивиду или группе людей систему ориентации и объект поклонения. Также был обозначен наш подход и к некоторым другим понятиям (священному, светскому, секуляризации, идеологии, и т.п.).

Сравнив между собой категории религиозного и эстетического, мы сделали вывод об их несомненной близости (хотя и не тождестве), причем именно сегодня существует устойчивая тенденция к "ремифологизации" культуры, возникновению синкретического сознания, отчасти уже воплощенного в новой религиозности.

Далее мы рассмотрели существующие научные подходы к феномену новой религиозности и дали ему свое опреде



2020-02-03 211 Обсуждений (0)
Магия звука: от рока до рэйва 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Магия звука: от рока до рэйва

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)