Тема 1. Культурология в системе гуманитарного знания
1.Причиной возникновения отечественной культурологии в начале 90-х гг. XX века является: а) появление новых университетов, факультетов, кафедр; б) отмена советской цензуры; в) общественный интерес к проблемам культуры; г) либерализация цен и начало приватизации.
2. Кто ввел в научный оборот термин «культурология»: а) А. де Гобино; б) Л. Уайт; в) Л. Фробениус; г) О. Шпенглер. 3. Культурологию нельзя назвать наукой о: а) ценностных основаниях социальной консолидации людей; б) психическом аспекте человеческой деятельности; в) методах воспроизводства общества как социально устойчивой и культурно специфичной общности; г) процессах формирования социальной солидарности.
4. В число основных задач культурологии не входит: а) процессы расогенеза и распределения рас по регионам и континентам; б) изучение языков социальной коммуникации; в) разработка проблем социокультурной динамики; г) анализ культуры как системы феноменов.
5. Предмет культурологии как самостоятельной науки: а) системное исследование процессов генезиса культуры, ее структуры и динамики; б) весь мир созданных человеком вещей и процесс их возникновения; в) изучение отдельных феноменов культуры; г) простое отображение материальных и духовных ценностей.
6. Укажите соответствие между высказываниями о компонентах культуры: 1) функция культуры представляет собой; 2) структура культуры представляет собой; 3) состав культуры представляет собой; а) работа элементов культуры; б) множество элементов культуры; в) отношения элементов культуры. 7. Целью прикладной культурологии не является: а) проектирование социокультурных процессов; б) выявление общих закономерностей развития культуры; в) внедрение механизмов трансляции культурного опыта; г) разработка технологий управления культурными процессами.
8. В культурологии включенное наблюдение относится к методам: а) техническим; б) теоретическим; в) прикладным; г) философским.
9. Культурологическое исследование не предполагает: а) сравнительного анализа культур; б) эмпирического описания культуры; в) изучения форм социального взаимодействия; г) изучения межкультурной коммуникации.
10. Укажите соответствие между функциями культуры и их определениями: 1) интегративная; 2) социализация; а) обеспечивает формирование личности посредством трансляции и усвоения социальных знаний, ценностей и норм; б) обеспечивает объединение людей в социальные элиты. 11. Метод, позволяющий изучить культурные процессы в синхроническом и диахроническом измерениях: а) компаративный; б) семотический; в) герменевтический; г) социологический.
12. Построением концепцииразвития культуры, выявлением культурных универсалий занимается: а) историческая культурология; б) прикладная культурология; в) теоретическая культурология; г) история культурологической мысли.
13. Раздел социологии культуры, представляющий идеи, значения и ценности культуры, которые действенны в силу их фактического признания: а) историческая культурология; б) динамика культуры; в) репрезентативная культура; г) история культуры.
14. Соотнесите термин и его определение: 1) философия культуры; 2) социология культуры; 3) культурная антропология; а) рассматривает культуру с некой обобщенной единой точки зрения; б) изучает строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами; в) исследует исторические процессы взаимоотношений человека и культуры, процессы социализации личности в условиях различных культур. 15. Подход, в рамках которого были созданы разнообразные модели культуры как целостной системы различных форм деятельности человека: а) ценностного; б) деятельностного; в) системного; г) семиотического.
16. Прикладные методы исследования в культурологии обязательно содержат: а) вычисления; б) включенное наблюдение; в) размышления; г) опыты.
17. Укажите соответствие между типом культуры и условиями его возникновения: 1) маргинальная; 2) этническая; 3) национальная; а) общее происхождение; б) отказ от традиционной культуры; в) общие ценности и образ жизни определенной страны. 18. Морфологический метод в культурологии предполагает изучение культуры с точки зрения: а) ее строения и формообразования; б) сопоставления и сравнительного анализа; в) внутреннего смысла ее явлений и ценностей; г) функционирования и динамики.
19. Прикладные методы исследования в культурологии обязательно содержат: а) вычисления; б) опыты; в) размышления; г) включенное наблюдение.
20. Укажите соответствие между функциями культуры и их характеристиками: 1) теоретическая; 2) эмпирическая; 3) житейская; а) позволяет оценивать уровень развития личности или общества б) позволяет создавать модели культур; в) позволяет организовывать исследование конкретного культурного явления. 21. Функцией искусства в современной западной культуре является: а) эстетическое наслаждение: б) привитие хорошего вкуса; в) просвещение среднего класса; г) воспитание культуры.
22. Прикладная культурология: а) занимается разработкой технологии управления культурными процессами; б) исследует повседневную социальную практику; в) занимается эмпирическим исследованием культурных процессов; г) изучает духовно-творческий и просветительский аспекты жизни общества. 23. Один из семиотических методов культурологического исследования состоит в раскрытии системы: а) доходов и расходов; б) воздействия на природу; в) бинарных оппозиций; г) запретов и наказаний. 24. Социология культуры изучает: а) духовное обеспечение реализации политических программ; б) культурную специфику политики; в) историю культурных явлений; г) изменение культурных целей человека в условиях миграции.
25. Среди ценностей индустриального общества присутствует: а) праздность; б) духовность; в) свобода; г) аскеза.
26. Структура современного культурологического знания включает: а) онтологию, гносеологию, этику, эстетику, философию искусства и культуры; б) цивилиографию, историю европейской и отечественной культуры; в) философскую антропологию, культурную антропологию, социальную антропологию; г) историю культуры, социологию культуры, историческую и прикладную культурологию. 27. Объяснительной функцией культурологии является: а) воспроизведение культурной системы изнутри; б) сравнение различных объектов культуры; в) сведение к понятному. 28. Для терминов «историческая культурология» и «история культуры» справедливо утверждение о том, что: а) существует только история культуры, «историческая культурология» - некорректный термин, ведь «неисторической» культурологии не существует; б) это тождественные понятия, историческая культурология, как и история культуры изучает историю материальной и духовной культуры; в) это – нетождественные понятия, историческая культурология объединяет культурологические подходы к истории культуры, она более теоретична; г) существует только «историческая культурология». 29. Гносеологическая функция культуры – это: а) регулирование различных видов общественной и индивидуальной деятельности людей; б) манкуртизм; в) познавательная; г) передача социального опыта.
30. При культурологическом сопоставлении разных обществ и культур существенными критериями являются: а) средняя продолжительность жизни; б) достижения в области образования, науки, искусства; в) тип хозяйствования, структуры общественных связей, религия, язык, историческая ментальность; г) генетический код, антропология. 31. О какой только человеку присущей способности идет речь в (приведенном отрывке) «…приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением, - способностью не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать; а знать, что знаешь» (П. Тейяр де Шарден): а) синкретизм; б) рефлексия; в) абстракция; г) логика.
32. Какие существуют методы анализа культуры: а) сравнительно – исторический, цивилизационно-типологический; б) структурно-функциональный, семиотический; в) морфологический, структурный, диалогический.
33. Критерии, которые используются при культурологическом сопоставлении разных обществ и культур: а) средняя продолжительность жизни; б) достижения в области образования, науки, искусства; в) тип хозяйствования, структуры общественных связей, религия, язык, историческая ментальность; г) генетический код, антропология, JQ коэффициент (коэффициент интеллектуального уровня человека).
34. В чем состоит специфика социогуманитарного знания: а) человек является объектом и субъектом познания; б) социогуманитарному знанию присущи ценностные установки; в) социогуманитарное знание возвышает личность; г) всё перечисленное. 35. Что означает в переводе на русский язык латинское слово, от которого получила свое название наука культурология: а) очеловечивание; б) обработка, возделывание; в) украшение, развлечение; г) всё перечисленное.
36. Какие существуют методы анализа культуры: а) всё перечисленное ниже; б) сравнительно – исторический, цивилизационно-типологический; в) структурно-функциональный, семиотический; г) морфологический, структуральный, диалогический. 37. Выберите правильное высказывание: а) культурология – интегративная дисциплина, изучающая содержание общественной жизнедеятельности людей; б) культурология – система наук о природе и обществе; в) культурология – область естественнонаучного знания; г) культурология – система знаний о видах и жанрах искусства. 38. Шкалы времени (масштабы), которые используются в культурологии: а) 1-25 лет; б) 25-30 лет и 48-55 лет; в) 100 и более лет; г) все перечисленные.
39. Культурология – это: а) наука о наиболее общих законах развития культуры; б) область гуманитарного знания, изучающая сущность, структуру, закономерности функционирования культуры; в) гуманитарная и естественнонаучная область знания, изучающая человека и природу в контексте культуры; г) мера самосознания логоса культуры; д) всё перечисленное. 40. Назовите основные задачи культурологии: а) эмпирическое описание культуры; б) сравнительный анализ культур, межкультурная коммуникация; в) изучение истоков общего и специфического, устойчивого и изменчивого в культуре; г) всё перечисленное.
Тема 2. Основные понятия культурологи и
1. Культурный код – это: а) набор символов, передающих информацию внутри группы; б) навыки каллиграфического письма; в) тайный язык творческой элиты; г) система специальных шифров.
2. Подход, для которого характерно изучение культуры как совокупности ценностей: а) семиотического; б) гносеологического; в) герменевтического; г) аксиологического.
3. Понятие, характеризующее систему мироопределения общества, включая совокупность рациональных знаний, религиозных верований, мифологических текстов, нравов, ментальностей: а) символ; б) обычай; в) мироощущение; г) картина мира. 4. Укажите соответствие между культурологическими подходами и основными терминами, через которые моделируется культура: 1) семиотический; 2) деятельностный; 3) аксиологический; а) способ деятельности; б) иерархия ценностей; в) знаковая система. 5. Система норм: а) кодекс социального поведения, установленный обществом; б) поучения, направленные на закрепление в поведении человека образцов хорошего тона; в) типичное в поведении человека в разных жизнедеятельных ситуациях; г) набор запретов, подавляющих волю человека.
6. Укажите соответствие между культурными явлениями и их характеристиками: 1) культурная динамика; 2) культурная диффузия; 3) культурная инерция; 4) культурная традиция; а) историческое распространение элементов культуры от одного общества к другому; б) тенденция некоторых элементов культуры сопротивляться изменениям и сохраняться, несмотря на утрату значимых социальных функций; в) изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур; г) культурное наследие, передающееся от поколения к поколению.
7. Укажите соответствие между видом определения культуры и самим определением: 1) семиотическое; 2) герменевтическое; 3) дидактическое; а) культура - это то, чем человек научился, а не унаследовал генетически; б) культура - это множество текстов, которые интерпретируются людьми; в) культура - это система знаков и значений, используемых обществом. 8. Укажите соответствие между этнокультурными процессами и их характеристиками: 1) ассимиляция; 2) интеграция; 3) сегрегация; 4) маргинализация; а) утрата членами одной этнической группы своей культуры и усвоение культуры другой этнической группы; б) приобщение этнической группы к другой этнической или национальной культуре без потери своей культурной самобытности. в) изоляция одной этнической группы от другой, препятствующая аккультурации; г) ценностно-нормативная дезориентация членов этнических групп, испытывающих влияние противоречащих друг другу ценностей и норм разных этнокультур.
9. Структурный элемент культуры, выступающий критерием оценки реальных явлений, регулирующий социальные взаимодействия, внутренне побуждающий к деятельности: а) понятие; б) обычай; в) ритуал; г) ценность.
10. Соотнесите термин и его определение: 1) культурология; 2) культурная антропология; 3) философия культуры; а) исследует процесс социализации личности в условиях различных культур; б) фиксирует результаты теоретического интереса к культуре, выявляя наиболее общие законы ее развития; в) исследует реальные факты культуры путем теоретического обобщения эмпирического материала. 11. Установите соответствие между видами определений культуры и их характеристикой: 1) антропологические; 2) психологические; 3) социологические; а) рассматривают культурно обусловленные особенности человеческой психики; б) рассматривают культуру как мир вещей, искусственно созданный людьми; в) представляют культуру как фактор организации общественной жизни.
12. Установите соответствие между понятием и его определением: 1) маргинальная культура; 2) срединная культура; 3)субкультура; а) доминирующая в обществе; б) периферийная, пограничная; в) специфическая, автономно существующая.
13. Установите соответствие между революционными преобразованиями и их характеристиками: 1) научно-техническая революция; 2) неолитическая революция; 3) промышленная революция; 4) научная революция; а) переход от присваивающего к производящему типу хозяйства б) появление новой парадигмы познания; в) переход от сельскохозяйственного общества к индустриальному; г) превращение науки в решающий фактор социокультурного развития.
14. Установите соответствие между уровнем культуры и его характеристиками: 1) трансляционный; 2) обыденный; 3)специализированный; а) наука, религия, право, искусство; б) обмен культурной информацией: сфера образования, средства массовой коммуникации; в) нравы, обычаи, мировоззрение, домашнее хозяйство.
15. Установите соответствие между высказываниями о компонентах культуры: 1) функция культуры представляет собой; 2) структура культуры представляет собой; 3) состав культуры представляет собой; а) отношения элементов культуры; б) работу элементов культуры; в) множество элементов культуры.
16. Ценности человека формируются: а) вместе с молоком матери; б) благодаря научным знаниям; в) в процессе социализации; г) на основе законов добра и справедливости.
17. Установите соответствие между культурными процессами и их характеристиками: 1) сциентизация; 2) информатизация; 3) глобализация; 4) гуманизация; а) выдвижение на первое место в иерархии ценностей достоинства человека, распространение соответствующих практик; б) возрастание влияния научных методов и знаний, прежде всего - естественнонаучных, на другие области культуры; в) формирование единого мирового политического, экономического, культурного пространства, общемировая тенденция к взаимозависимости и открытости стран; г) расширение применения микроэлектронной техники, ресурсов и технологий, существующих на ее основе.
18. Совокупность установок и предрасположенностей индивида действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом: а) менталитет; б) национальный характер; в) идеология; г) идентичность.
19. Укажите соответствие между культурными явлениями и их характеристиками: 1) культурная интеграция; 2) культурная эволюция; 3) культурная инновация; 4) культурное изменение; а) развитие культурных явлений от простых к сложным; б) какая-либо модификация культурных форм; в) процесс согласования культурных элементов; г) формирование оригинальных культурных продуктов.
20. Ориентироваться на ценности – значит: а) подсчитывать цену вопроса; б) заботиться об экономической прибыли; в) учитывать мнение других людей; г) соотносить свое поведение с воспринятым идеалом. 21. Установите соответствие между сферой культуры и ее характеристикой: 1) экономика, торговля, домашнее хозяйство; 2) конфессии, мистика, бытовая магия; 3) управленческая деятельность, идеология; а) хозяйственная культура; б) политическая культура; в) религиозная культура.
22. Общественные формы, в которых совершается человеческая деятельность: а) формы культуры; б) социокультурные институты; в) инцестуозные группы; г) ранговые системы.
23. Установите соответствие между понятием и его определением: 1) маргинальная культура; 2) срединная культура; 3) субкультура; а) доминирующая в обществе; б) специфическая, автономно существующая; в) периферийная, пограничная.
24. Соответствие между функциями культуры и их определениями: 1) адаптивная; 2) интегративная; 3) социализации; а) обеспечивает объединение людей в социальные группы; б) обеспечивает формирование личности посредством трансляции и усвоения социальных знаний, ценностей и норм; в) обеспечивает приспособление человека к окружающей среде и изменение окружающей среды.
25. Инструментально-прагматический характер имеет ___аспект культурологии: а) эмпирический; б) прикладной; в) теоретический.
26. Установите соответствие между понятием и его определением: 1) контркультура; 2) субкультура; 3) маргинальная культура; а) культура, построенная на основе отказа от базовых ценностей данного общества; б) культура, складывающаяся на основе социальных, возрастных, этнических и других отличий от общепринятой культуры; в) культура, складывающаяся на стыке двух культур под влиянием противоречащих друг другу норм и ценностей. 27. Функция культуры, определяющая вхождение индивида в общество: а) приспособление личности к окружающей среде; б) исполнение нормативных актов; в) установление коммуникативных актов; г) социализация личности. 28. Фиксированная в человеческом сознании характеристика отношения объекта к человеку: а) смысл; б) норма; в) знание; г) ценность. 29. Терпимость к чужим мнениям и верованиям является: а) дипломатичностью; б) реакцией; в) толерантостью. 30. Совокупность культурных объектов, форм, черт, смыслов и т.п., выраженных в знаковой форме: а) тезаурус; б) культурный текст; в) литературный текст; г) культурная схема. 31. Отличительными чертами субкультур являются "стили". Стиль характеризует глубину вхождения в субкультуру. Основным элементом стиля не являются: а) манера поведения; б) слэнг; в) образ; г) образование. 32. К биологическим аспектам человеческого существования не относится: а) вода; б) атмосфера; в) символ; г) солнечное излучение. 33. Просветительское понимание культуры - это понимание культуры как: а) знаковой системы; б) средства возвышения человека, совершенствования его духовной жизни; в) совокупности лучших творений человеческого духа; г) мира артефактов. 34. Семиотика изучает: а) внутреннее строение знаковых систем; б) знаковые системы как средство выражения смысла; в) отношения знаковых систем с тем, кто их использует; г) все перечисленное; д) пункты «а» и «б». 35. В каком смысле употребляется в научной литературе понятия "вторая природа": а) общество; б) культура; в) техника; г) образование. 36. Выберите правильное высказывание: а) катарсис - очищение через страдание и страх; б) катарсис - система норм, правил, господствующая в художественном направлении; в) катарсис - гармония внешнего и внутреннего состояния человека; г) все высказывания правильные. 37. Понятие "цивилизация" означает: а) уровень общественного развития; б) ступень общественного развития, следующая за варварством; в) синоним культуры; г) данное понятие используется в научной литературе во всех вышеперечисленных смыслах в зависимости от контекста и взглядов автора. 38. Мимесис – это: а) созвучие; б) подражание; в) гармония; г) раздражение. 39. Выберите правильное высказывание: а) наука - производительная сила общества; б) наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; в) оба высказывания правильны; г) правильным является высказывание «б».
40. Архетипы – это: а) типы архаической культуры; б) прообразы, составляющие содержание коллективного бессознательного в концепции К. Юнга; в) типы мыслительных процессов; г) все перечисленное. 41. Синергетика изучает: а) динамические процессы в открытых, неравновесных, нелинейных системах; б) знаки и знаковые системы; в) проблемы культурных коммуникаций; г) факты культурного процесса. 42. Что означает в переводе на русский язык греческое слово, от которого получила свое название наука этнография: а) народ; б) сообщество; в) быт; г) национальность. 43. Процесс взаимовлияния культур, а также результат этого влияния, заключающийся в восприятии одной из культур (обычно менее развитой, хотя возможно и обратное влияние) элементов другой, или в возникновении новых культурных явлений: а) катарсис; б) конформизм; в) мимесис; г) аккультурация.
44. Условие самоорганизации системы согласно идеям синергетики: а) система должна быть нелинейной; б) система должна быть открытой; в) система должна быть неравновесной; г) все перечисленное.
45. Символ - это: а) условный знак; б) неразвернутый знак, обобщение; в) знак, который несет в себе обобщенный принцип дальнейшего развертывания заключенного в нем смыслового содержания; г) все перечисленное.
46. Выберите правильное высказывание: а) золотое сечение - геометрическое, математическое отношение пропорций, при котором целое так относится к своей большей части, как большая к меньшей; б) золотое сечение - способ построения художественного пространства на плоскости; в) правильным являются оба высказывания; г) правильным является высказывание «б». 47. Какие из нижеперечисленных смыслов соответствуют понятию "логос": а) язык, слово, речь; б) понятие, суждение, смысл; в) логос несет в себе многообразие образов; г) все перечисленное выше. 48. Функции знаковой системы: а) функция передачи сообщения или выражения смысла; б) функция общения; в) функция отражения действительности; г) все перечисленное; д) все перечисленное, кроме "в". 49. Выберите правильное высказывание: а) культура выступает как знаковая модель действительности; б) культура может рассматриваться как текст и знаковая система; в) оба высказывания правильны; г) оба высказывания неправильны. 50. "Субкультура" – это: а) культурная установка, противостоящая основной культуре; б) подпольная культура; в) специфическая часть общей культуры общества; г) неразвитая культура. 51. Культурный ареал - это: а) важный фактор сплочения нации, средство объединения общества в периоды кризисов; б) совокупность культуры труда, культуры быта и культуры топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города); в) географический район, внутри которого у разных культур обнаруживается; сходство в главных чертах; г) национальная культура.
52. Философская мысль провела жесткое разграничение между природой и культурой: а) в восемнадцатом веке; б) в древнеримскую эпоху; в) в культурологии конца двадцатого века; г) в эпоху средневековья. 53. Функции культуры: а) познавательная, создание общенаучной картины мира; б) хранение знаний, создание научной картины мира; в) распространение знаний, воспитательная; г) все перечисленное. 54. Совокупность культурных объектов, форм, черт, смыслов и т.п., выраженных в знаковой форме – это: а) тезаурус; б) культурный текст; в) литературный текст; г) культурная схема. 55. К биологическим аспектам человеческого существования не относится: а) вода; б) атмосфера; в) символ; г) солнечное излучение. 56. Просветительское понимание культуры - это понимание культуры как: а) знаковая система; б) средство возвышения человека, совершенствования его духовной жизни; в) совокупность лучших творений человеческого духа; г) мира артефактов. 57. Семиотика изучает: а) внутреннее строение знаковых систем; б) знаковые системы как средство выражения смысла; в) отношения знаковых систем с тем, кто их использует; г) все перечисленное; д) пункты «а» и «б». 58. В каком смысле употребляется в научной литературе понятие «вторая природа»? а) общество; б) культура; в) техника; г) образование.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (273)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |