Тема 5. Зарождение и развитие мировых культур
1. По мнению представителей____________культуры, самореализация человека достигается лишь через отрицание своей телесной природы и растворение в универсальной духовной субстанции, через разрыв связей с обществом и миром: а) античной; б) западноевропейской; в) индийской; г) мусульманской.
2. Западная культура ориентирована на: а) погружения во внутренний мир человека; б) ценности технологического развития, идею автономности личности; в) стремление к гармонии с природой; г) вечность, циклы, круговороты рождений и смертей.
3. Принятие христианства: а) способствовало расцвету богословско-схоластической мысли и философского критицизма; б) принесло богатые культурные традиции Византии: стала распространяться письменность, появились монастырские библиотеки; в) привело к культурной изоляции России; г) привело к культурной отсталости России от стран Запада. 4. Причина, по которой славянофилы приписывали русскому народу особую историческую миссию: а) православие обеспечивает единство чувства, ума и воли для достижения истины; б) российское самодержавие - идеальная политическая модель; в) русский народ не затронут влиянием революционных идей. 5. Общинный коллективизм предполагает: а) регулирующую роль морали; б) следование закону; в) беспрекословное подчинение церкви; в) признание авторитета духовенства.
6. Функция искусства в современной западной культуре: а) просвещение среднего класса; б) эстетическое наслаждение; в) воспитание культуры. 7. Укажите соответствие между типом культуры и характерным для неё представлением о личности: 1) первобытная культура; 2) культура Возрождения; 3) культура Нового времени; а) подчинение интересов индивида интересам коллектива; б) появление интереса к человеческой личности; в) рождение концепции прав человека. 8. Духовность считается основной характеристикой ___локальной культуры: а) американской; б) античной; в) китайской; г) русской. 9. Современная культурная эпоха в России характеризуется как: а) многостилевая, сочетающая советское и буржуазное; б) эпоха духовного возрождения; в) смешанная из привычного и нового; г) переходная от традиционной к индустриальной.
10. Установите соответствие между типом культуры и характерным для неё представлением о личности: 1) античная культура; 2) культура Нового времени; 3) культура Древнего мира; а) рождение идеи предопределенности человеческой жизни; б) рождение концепции прав человека; в) человек - мерило всех вещей.
11. Установите соответствие между типом культуры и её отношением к знанию: 1) культура Античности; 2) культура Средневековья; 3) культура Нового времени; а) развитие основ научных знаний; б) пропаганда научных знаний; в) развитие науки под контролем религии.
12. Укажите соответствие между страной и возникшим в ней культурным явлением: 1) Франция; 2) Италия; 3) Армения; 4) США; а) первое республиканское государство; б) родина Ренессанса; в) родина Просвещения; г) первое христианское государство. 13. Интеграция России в общемировой рынок способствует: а) обогащению тех, кто в этот момент сумел оказаться у власти; б) освоению современных экономических и экологических технологий; в) рост благосостояния всех граждан России; г) преодолению внутренних социальных противоречий.
14. Научный подход, на основе_которого были созданы разнообразные модели культуры как целостной системы различных форм активности людей: а) ценностного; б) семиотического; в) деятельностного; г) гносеологического.
15. Европоцентризм – это: а) подход к изучению сущности и ценности культуры, основанный на идее равноценности культур; б) способ изучения и исследования европейской культуры; в) установка на строго научное изучение культуры, основанное на сборе и анализе эмпирических данных; в) способ судить о культуре разных народов на основе их соответствия европейскому образцу.
16. К числу причин, обусловивших различия восточного и западного типа культур, не относится: а) типы хозяйства; б) природные условия; в) особенности социально-экономического развития; г) наличие у европейцев «авантюрного» гена. 17. Установите соответствие между культурными явлениями и их характеристиками: 1) культурная динамика; 2) культурная диффузия; 3) культурная инерция; 4) культурная традиция; а) тенденция некоторых элементов культуры сопротивляться изменениям и сохраняться, несмотря на утрату значимых социальных функций; б) культурное наследие, передающееся от поколения к поколению в) историческое распространение элементов культуры от одного общества к другому; г) изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур.
Первобытная культура
1. Уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ – это: а) антропоморфизм; б) магия; в) крещение; г) моление.
2. Практика углубленной психической сосредоточенности и отрешенности от внешних объектов и внутренних переживаний: а) психика; б) самосознание; в) медитация; г) сознание.
3. Понятие, характеризующее слитность, нерасчлененность мировоззренческих представлений в первобытном обществе: а) транскультурация; б) единство; в) этноцентризм; г) синкретизм.
4. Наделение человеческими качествами окружающей природы: а) тотемизм; б) антропоморфизм; в) анимизм; г) фетишизм.
5. Форма социального действия первобытных людей, связанная с верой в сверхъестественную способность человека воздействовать на людей и явления природы: а) фетишизм; б) анимизм; в) магия; г) тотемизм.
6. Повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе? а) миф; б) предание; в) сказка; г) притча. 7. Первая историческая форма сознания людей, переносящая на мир и его законы свойства человека и рода, совокупность мифов: а) летопись; б) мифология; в) былина; г) сказание.
8. Вера в существование душ и духов: а) анимизм; б) сказание; в) религия; г) фетишизм.
9. Термин, обозначающий запрет в первобытном обществе: а) нельзя; б) плохо; в) табу; г) ругань.
10. Почитание различных объектов действительности, которым приписываются сверхъестественные свойства: а) религия; б) верования; в) тотемизм; г) фетишизм.
11. Вера в существование сверхъестественной связи группы людей с каким-то видом животных или растений: а) анимизм; б) религия; в) тотемизм; г) магия.
12. Совокупность верований и обрядов, в основе которых - вера в возможность воздействия на людей, предметы, явления окружающего мира сверхъестественным путем: а) жертвоприношение; б) медитация; в) молитва; г) магия.
13. Вера в духовные сущности, заключенные в предметах, или существующие отдельно: а) миф; б) анимизм; в) верование; г) религия.
14. Известный палеолитический каменный комплекс, расположенный в Соединенном королевстве: а) Стоунхендж; б) Альтамира; в) Ласко; г) Капова пещера.
15. Анимизм - это: а) вера в бога - животного, покровителя рода; б) первобытная форма; религиозных верований; в) поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства; г) вид магии.
16. Понятие, которому соответствует следующее определение: "Разнообразные суеверные действия человека с целью оказать влияние на тот или иной материальный предмет, явление или человека сверхъестественным образом?": а) фетишизм; б) оккультизм; в) магия; г) религия; д) язычество.
17. Понятие, которому соответствует следующее определение: "Нерасчлененность, слитность искусства, мифологии, религии, характеризующая первоначальное состояние первобытной культуры": а) анимизм; б) фетишизм; в) синкретизм; г) тотемизм.
18. Форма верования, сущность которой состоит в поклонении какому-либо животному или растению и в вере в свое происхождение от них: а) анимизм; б) тотемизм; в) фетишизм; г) магия. 19. Подберите правильное определение к понятию "мифология": а) фантастическое отражение действительности, возникающее в результате одушевления природы и всего мира в первобытном сознании; б) наука, изучающая мифы и сказания; в) оба определения правильны; г) оба определения неправильны.
20. Ранняя форма верований, сущностью которой является поклонение неодушевленным предметам, обладающим сверхъестественными свойствами: а) анимизм; б) фетишизм; в) тотемизм; г) магия.
21. Подберите верное определение к понятию "анимизм": а) поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства; б) обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека воздействовать на людей и явления природы; в) вера в духов и в души, управляющих людьми и предметами и явлениями окружающего мира; воззрение согласно которому люди, животные, растения и предметы, наряду с чувственно воспринимаемой стороной обладают особым, активным, независимым от телесной природы началом – душой; г) все определения неверны.
22. Обряд, оформлявший переход подростков в мир взрослых в роде, племени, мужском союзе на ранней стадии развития человечества, характеризовавший социализацию, новую социальную идентичность: а) взросление; б) инициация; в) посвящение в рыцарство; г) посвящение в касту самураев.
23. Миф – это: а) сказка; б) форма знания; в) рассказ о событиях и людях; г) особый вид духовного - практического освоения мира, специфическое образно-смысловое, синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни.
24. Для первобытной культуры характерно: а) ориентация на повторение некогда заданного образа жизни, обычаев, традиций и воспроизводство сложившихся социальных структур; б) приверженность существующим образцам поведения, господство сакральных, канонизированных представлений в сознании; в) правильной является первая характеристика; г) верными являются обе характеристики.
25. Тотемизм - это: а) отожествление людей с видами животных; б) особый вид творчества; в) наделение природных явлений человеческими качествами; г) вид первобытного искусства.
26. Современные формы мифологического сознания: а) суеверия; б) оккультизм; в) паранаука; г) все вышеперечисленное - современные формы мифологического сознания.
27. Мегалиты - это каменные сооружения, к которым относятся: а) дольмены; б) кромлехи; в) менгиры; г) все вышеперечисленные. 28. Петроглифы – это: а) амулеты; б) рисунки на камнях и скалах; в) рисунки в пещерах; г) татуировка на теле.
29. Научное направление, в рамках которого изучаются примитивные и традиционные общества с учетом этнических особенностей культур: а) все ниже перечисленные; б) культурная антропология; в) социальная антропология.
30. Привычные, мало подвергаемые осознанию целостные образцы поведения: а) тотемы; б) формы духовной культуры; в) мифы; г) обычаи. 31. Палеолитическое искусство носило характер: а) творчества; б) интуитивно-спонтанного подхода; в) высокохудожественной выразительности; г) творческого обобщения.
32. Основные черты первобытной культуры: а) однородность; б) антропоцентризм; в) синкретизм; г) агностицизм; д) мифологичность; е) отсутствие рефлективности; ж) все перечисленные, кроме «б», «г».
33. В первобытную эпоху человек предпринимал "разнообразные суеверные действия с целью оказать влияние на тот или иной материальный предмет, явление или человека сверхъестественным образом." К какому из понятий относится это определение: а) язычество; б) религия; в) магия; г) фетишизм.
34. Термин, который употребляется для обозначения религиозных верований, в которых все специфически человеческое, все социальное, личностное или "духовное" приравнено к природному? Всякая сила, с которой сталкивается человек, будь она доброй или злой "возвышенной" или "низменной", предполагает неизменное соответствие в божественном мире. Боги в этих верованиях смертны, но в отличие от "смертных" они подобны природе, которая осуществляет свое бессмертие в циклическом чередовании умирания и возрождения: а) тотемизм; б) магия; в) политеизм; г) все перечисленное; д) все перечисленные, кроме магии.
Древние культуры
1. В основе древних культур лежали религиозные догматы. Укажите, догмат какой религии изложен в следующем отрывке: «Знайте, что жизнь в здешнем мире есть обманчивая утеха, обольщение, суетный наряд, тщеславие между вами, желание отличиться множеством имущества и детей. Она подобна тем произрастаниям при дожде, которые собой пленяют земледельца, потом увядают, после того видишь их потемневшими, напоследок делаются сухими стеблями. Жизнь в здешнем мире есть только обманчивое наслаждение»: а) синтоизм; б) ислам; в) буддизм; г) христианство. 2. Символом восточной культуры является: а) человек - борец; б) человек - бог; в) образ человека в лодке без весел; г) образ человека как кузнеца своего счастья.
3. К какой культуре относится цикл сказаний о Гильгамеше: а) древнего Египта; б) древнего Шумера; в) древнего Аккада; г) древней Индии.
4. Основные признаки появления ранних цивилизаций: а) появление нации; б) письменность; в) государство; г) города; д) социальные институты; е) монументальные сооружения.
5. Соотнесите древние культуры с наиболее характерными их чертами: 1) Древний Египет; 2) Древняя Месопотамия; 3) Древняя Индия; 4) Древний Китай; 5) Древняя Греция; 6) Древний Рим; а) Жестуальность б) Традиционализм; в) Агонистичность; г) Взрывной характер; д) Практицизм; е) Ведическая направленность; ж) Жесткость. 6. Одна из основных особенностей культуры Византии состоит в том, что: а) византийская культура является связующим звеном между нецивилизованными и цивилизованными культурами; б) эта культура совмещения греко–римских (античных) и восточных традиций; в) это полисная культура; г) это агонистичная культура; д) это сциентистская культура.
7. Исторический тип культуры, к которому относится характеристика, данная А.Ф. Лосевым: «Культура внеличностна, построена на восприятии космоса объективно–материальным, одушевленно–разумным и чувственным». Космос абсолютен. Все существует только в космосе и ничего кроме него нет. Основное представление о мире сводится к тому, что это есть театральная сцена. А люди – актеры, которые появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят… Приходят они с неба… и уходят они туда же и там растворяются, как капли в море. А земля – это сцена, где они исполняют свою роль. Кто-то спросит: какую же пьесу разыгрывают эти актеры? Отвечу: сам Космос сочиняет драмы и комедии»?: а) ориньякская культура; б) античная культура; в) культура Древнего Египта; г) культура Древней Индии; д) европейская Средневековая культура.
8. Соотнесите очаги древней культуры и произведения искусства: 1) Древний Египет, 2) Древняя Месопотамия,
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (289)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |