Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные теоретические  положения темы 1



2020-02-03 280 Обсуждений (0)
Основные теоретические  положения темы 1 0.00 из 5.00 0 оценок




1 Эволюция понятий «менеджмент» и «управление». Менеджмент (от англ. management - управление, организация) - система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции. Он изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, коллективом.

В научной литературе менеджмент рассматривается как комплекс взаимосвязанных действий, таких как:

- организация и управление (производством и коллекти­вом);

- постановка и корректировка задач;

- разработка этапов работы;

- принятие управленческих решений, выбор методов и форм передачи информации;

- регулирование процессов;

-сбор и обработка информации;

- анализ информации;

- подведение итогов работы.

Основными целями управления предприятием являются:

- получение (увеличение) прибыли;

- повышение эффективности хозяйствования;

- удовлетворение потребностей рынка;

- решение социальных вопросов.

Можно выделить следующие задачи управления предприятием:

- организация производства конкурентоспособных това­ров;

- совершенствование процессов;

- внедрение наукоемких технологий;

- обеспечение и улучшение качества процессов и продукции;

- снижение затрат на производство.

Существует множество подходов к раскрытию понятия управления предприятием. Одно из наиболее современных определений приводится в английском издании «Международного справочника по менеджменту»: «Менеджмент - эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал (производительный, финансовый и человеческий) для достижения целей с максимальной эффективностью» [2]. В последние годы растет значимость информационных ресурсов в менеджменте, поэтому приведенное выше определение можно расширить, добавив в перечень ресурсов еще и информационный.

Многие авторы рассматривают менеджмент как управление производством, как совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разработанных с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли [5].

Термин "менеджмент" применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять и в отношении непредпринимательских организаций.

Однако, по мнению О.С. Виханского и А.И. Наумова управление и менеджмент являются синонимами [6]. Они рассматривают управление организацией как процесс осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов предприятия для достижения поставленных целей. Термин менеджмент обычно не употребляется для обозначения государственного или общественного управления.

Следовательно, можно отметить, чтопонятие «управление» можно рассматриваеть как:

1) особый вид профессиональной деятельности, направленной на достижение определенных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением определенных принципов, функций и методов;

2) совокупность лиц, идентифицируемых с менеджерами, а также с органами или аппаратом управления.

Проведенные исследования позволили выделить и систематизировать основные подходы к раскрытию понятия «управление» по отношению к понятию «менеджмент» (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Подходы к раскрытию понятий «менеджмент» и «управление»

Источник Содержание понятий
Энциклопедия социологии Менеджмент – интегрирует управленческую деятельность, кадровую политику, состояние управленческой инфраструктуры в различных масштабах
Виханский О.С Менеджмент - совокупность принципов, форм, методов, приёмов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления
Современный экономический словарь Управление - руководство предприятиям, фирмой, руководящий орган
Веснин В.Р. Менеджмент это не просто управление, а его особая разновидность, возможная только в условиях рынка, - управление предпринимательского типа
Герчикова И.Н. Менеджмент - самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов управления
Словарь по экономике и финансам [ Менеджмент - управление производством: совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли
Международный справочник по менеджменту Менеджмент это эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал, здания, материалы и труд, для достижения заданных целей организации с максимальной эффективностью
Мэскон М. менеджмент как собирательное от менеджеров — это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению
Гудилин А.А. Менеджер — это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях

 

Анализ приведенных подходов показывает, что содержание понятия «менеджмент» можно рассматривать:

- как способ управления, руководства, направления или контроля;

- как искусство управления и руководства;

- как орган управления, контролирующий и направляющий работу коллектива предприятия,

- как процесс;

- как наука управления.

Таким образом, менеджмент является деятельностью, направленной на проявление умения добиваться поставленных целей, используя трудовой потенциал, инновационный и интеллектуальный потенциалы, мотивы вовлеченности работников в процессы принятия и реализации управленческих решений.

Следовательно, управление включает комплекс функций, выполняемых руководителями разных уровней управления с учетом эффективного делегирования обязанностей и ответственности на основе применения парсипативных методов управления.

Структуризацию подходов к раскрытию понятий «менеджмент» и «управление» можно представить в виде схемы (рис.1.1).

Рис. 1. 1. Сравнение понятий «менеджмент» и «управление»

2 Менеджер как субъект управления предприятием. Для того, чтобы стать менеджером, необходимо занять управленческую должность, стать руководителем. Осознавать свою профессиональную принадлежность к менеджменту. Освоить знания, относящиеся к менеджменту. Придерживаться стандартов, внешних атрибутов поведения, которые присущи менеджерам. Уметь хорошо управлять. Достигать поставленных целей.

Менеджер не имеет однородности в своей работе. Для менеджера характерна кратковременность, разнообразие и фрагментарность осуществляемой деятельности.

М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури считают, что содержанием работы менеджера является роль руководителя. Г. Минцберг определяет роль «набором определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкурентной должности». Им выделяются 10 ролей, которые принимают на себя руководители в различные периоды и в различной степени. 

Г. Минцберг отмечает, что роли не могут быть независимы одна от другой. Они взаимосвязаны и взаимодействуют для создания единого целого. Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействий с людьми.

Межличностные роли делают руководителя сосредоточением информации; он действует в качестве центра обработки информации. Принимая межличностные и информационные роли, руководитель играет роли, связанные с принятием решений: распределение ресурсов, улаживание конфликтов, поиск возможностей для организации, ведение переговоров от имени организации. перечисленные роли, взятые вместе, определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от особенностей организаций.

Из приведенных определений следует, что менеджер на предприятии может выступать как:

- наемный профессиональный управляющий, специалист по управлению,

- работник предприятия, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи,

- специалист по управлению производством и обращением товаров, наёмный управляющий,

- организатор, который руководят функциональной деятельностью групп сотрудников предприятия,

- должностное лицо, в котором он работает и входит в средний и высший руководящий состав предприятия. Нельзя любого инженера или экономиста, занятого управлением считать менеджером, т.к. менеджер - человек, имеющий специальную подготовку.

Многие авторы считают, что менеджер должен являться предпринимателем, т.е. уметь вырабатывать идеи и организовывать их реализацию с учетом элементов внутреннего потенциала предприятия.

Но, в любом случае менеджер должен пройти специальную профессиональную подготовку, хорошо знать деятельность предприятия, уметь планировать и организовывать работу персонала.

Следовательно, термины "предприниматель" и "менеджер" не являются синонимами. Предприниматель берет на себя риск организации нового предприятия или реализации новой предпринимательской идеи, в дальнейшем он может нанять менеджера для управления деятельностью предприятия.

Предприниматель - лицо, которое изыскивает средства для организации предприятия и тем самым берет на себя предпринимательский риск создания и организации нового дела.

Основными чертами предпринимателя являются: стремление к изменению и развитию деятельности, постоянный поиск новых направления деятельности и возможности расширения номенклатуры продукции.

Альтернативой понятию предприниматель является термин бизнесмен, т.е. деловой человек, занимающееся собственным бизнесом, имеющее свое дело в целях получения прибыли или иной выгода

Обобщение приведенных понятий позволяет сделать вывод, что приведенные понятия не являются однозначными. Бизнесмен — это тот, кто «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правления.

Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди. Несколько более частный случай бизнеса — это предпринимательство. Этот вид деятельности еще больше связывается с личностью человека — предпринимателя, который осуществляет бизнес, затевая новое дело, реализуя некоторое нововведение, вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на себя личный риск.

Различия между менеджером и предпринимателем будут очень велики, если менеджер тяготеет к бюрократическому стилю руководства, но они в определенной мере стираются, если он придерживается предпринимательского стиля управления.

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что менеджер должен являться профессионалом по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладать административно-хозяйственной самостоятельностью, нести персональную ответственность за принятые решения и за результаты их реализации.

3 Распределение служебных полномочий в системе управления предприятием. Условно менеджеров подразделяют на три основные группы:

- высший уровень— это генеральные дирек-торы, директоры, члены правления предприятия;

- среднее звено— руководители управ­лений, отделов, цехов;

- низшее звено— руководители подотде­лов, секторов, бригад, групп.

На каждом предприятии существует определенная дифференциация функций управления и органиков управления по вертикали, которая связана с уровнем сложности задач и функций, возлагаемых на того или иного менеджера.

Управленцы высшего уровня определяют основное направление деятельности предприятия, ее цели и задачи. Как показывает практика работы крупных компаний, такой менеджер более 80 % рабочего времени отдает формированию стратегии развития бизнеса, осуществлению контактов с федеральными, региональными и местными органами власти, банками, поставщиками сырья, материалов, комплектующих и т.д.

Оставшееся время уходит на реализацию программ и планов работы, контроль работы подчиненных, т.е. менеджеру необходимо знать технологию производства. Однако в гораздо большей степени он должен обладать умением подбора и расстановки кадров, в первую очередь руководящих, т.е. менеджеров среднего и низшего звеньев.

Таким образом, если высшее руководство практически целиком ориентируется на формулирование общей политики и стратегии предприятия, то на среднее управленческое звено ложится основная часть ответственности за практическую реализацию решений, в том числе:

- за изменение организационных структур;

- разработку систем производства и сбыта продукции;

- организацию взаимодействия функциональных подразделений компании;

- своевременное обеспечение высшего руководства необходимой информацией;

- координирование и управление работой руководителей низшего звена.

Выполнение таких задач требует от менеджеров среднего звена способности аналитически мыслить, проявлять гибкость, способность быстро воспринимать и своевременно реализовывать новые идеи, умения видеть проблему и использовать новейшие методы и технические средства ее решения.

В свою очередь особенностью работы управленцев низшего звена является руководство деятельностью непосредственных исполнителей работы (рабочих и служащих). Это наиболее многочисленная часть управленческого персонала. Специфика функционирования различных предприятий и организаций объективно затрудняет определение круга обязанностей менеджеров.

Обобщение характеристик трудовой деятельности менеджера любого уровня управления приведено на рис. 1.2.

 

 


Рис. 1.2. Характеристики деятельности менеджеров

 

Однако в целом можно отметить следующие основные функции, которые выполняются руководителями низшего звена управления:

- планирование деятельности подчиненных;

- организация производственного процесса;

- мотивация труда персонала;

- контроль рационального расходования ресурсов и соблюдением правил техники безопасности;

- сбор, анализ и представление вышестоящему руководству информации о результатах текущей деятельности подразделения.

Менеджеры также различаются также по характеру выполняемых

служебных функций. Наиболее распространенными должностью является: менеджер по продажам, менеджер по работе с регионами, менеджер по логистике, менеджер по управлению проектом, менеджер по управлению качеством, менеджер по управлению персоналом и т.д.

В любом случаи основной задачей менеджера является достижение цели получения максимальной прибыли предприятию. В свою очередь предприятия должны поддерживать своих менеджеров, развивать их таланты, положительно мотивировать и способствовать дальнейшим успехам.

4 Социальная ответственность в управлении предприятием. Социальная сторона деятельности менеджера предполагает, с одной стороны, заботу о создании благоприятных условий работы для своих подчиненных (достойный уровень оплаты труда, комфортные условия в производственных помещениях и др.). Однако есть и другая сторона социальных обязанностей менеджера, о которой, к сожалению, многие менеджеры забывают. Речь идет о необходимости честного отношения к стране, народу, обществу, которые создали объективные условия для плодотворной деятельности менеджера и возглавляемой им компании. Здесь возможности для участия менеджера в решении социальных проблем безграничны. Это не только своевременная уплата налогов, но и различные формы благотворительной деятельности.

Хороший пример для подражания в этом отношении продемонстрировал в свое время К. Мацусита, основатель японской компании Matsushita Electric Industrial, сформулировал основные цели менеджмента, которые состоят в производстве товаров высокого качества, удовлетворяющих требо­ваниям потребителей, внедрение инноваций, формирование и развитие корпоративной культуры. Он разработал семь основных положений менеджмента:

- не хитри, будь честным;

- будь хозяином на своем месте;

- не живи вчерашним днем, постоянно совершенствуй свои познания;

- относись с уважением и вниманием к окружающим;

- все время помни о внешнем мире, приспосабливайся к законам его развития;

- с благодарностью относись к тому, что имеешь и получаешь — мы все берем у общества в долг;

- не уставай вопрошать: на кого ты работаешь? Ответ только один — на общество.

Таким образом, современное управление основано на выборе различных вариантов управленческих решений в конкретных условиях деятельности предприятия, с учетом закономерностей, принципов и функций управления. Принято считать, что если предприятие работает плохо, то это означает отсутствие эффективного менеджмента.

Ведущий специалист по менеджменту Питер Ф.Друкер так формулирует основные правила эффективного руководства:

1) хорошо обдумайте цели и задачи, которые вы ставите. При неясной цели требуются двойные усилия;

2) сосредоточьтесь на чем-нибудь одном. Редкий человек может успешно справляться с разными делами одновременно;

3) считайтесь со своими возможностями и возможностями ваших сотрудников. Как отличить способного руководителя от неспособного? Один из главных критериев здесь такой: боится ли он больше всего, что его сотрудники не справятся с задачей, или он обращает в первую очередь внимание на то, что они хорошо делают и соответственно распределяет работу. Изучая условия рынка, хороший менеджер ищет такие возможности, которые его фирма может использовать с максимальным успехом.

Эффективность работы менеджеров могут снижать характерные недостатки:

- озабоченность тем, чем, собственно, не следует заниматься;

- недооценка своей роли;

- непонимание того, что деятельность менеджера как руководителя коллектива приобретает все большее значение.

К недостаткам также можно отнести:

- стремление к получению более высокой заработной платы и других материальных благ в ущерб интересам дела;

-стремление к внешним атрибутам, символам власти (дом, кабинет, автомобиль и др.);

- заботу о собственной карьере в ущерб интересам своих подчиненных, присвоение себе заслуг других;

- самоизоляцию (потерю интереса к подчиненным, их нуждам и заботам); сокрытие своих мыслей, чувств, эмоций от сотрудников.

Приведем краткое содержание Кодекса чести менеджера, который является совокупностью убеждений и правил поведения. «Менеджмент — это не только профессия, но и образ мышления, деятельности, жизни (приложение 1). Менеджер — творец конкретной деловой ситуации, он не ждет, когда кто-то создаст ему благоприятные условия для деятельности, а создает эти условия сам. Менеджер категорически воздерживается от участия в незаконном или безнравственном деле и предпримет все возможное, чтобы не допустить его».

5 Обзор положений современных концепций развития российского управления. В настоящее время вследствие глобального кризиса в России наблюдается неустойчивость всего механизма управления. Поэтому для современного управления особенно важно анализировать предыдущий опыт в условиях нестабильности и проектирование этого опыта при составлении прогноза развития.

Рассмотрим три генеральные стратегии развития российского управления:

1. Стратегия копирования западной теории менеджмента. Она не учитывает особенностей российского менталитета. России “надо брать модель менеджмента в готовом виде и использовать ее в управлении экономикой...”. Для овладения теорией надо будет лишь перевести западные учебники и монографии на русский язык. Затем, ничего не меняя, использовать данные положения на практике. Вероятность реализации этой концепции весьма высока в силу своей простоты и привычки бездумного копирования западного опыта. Но она несет и большую опасность. Достаточно вспомнить использование неадаптированной к условиям России теории “монетаризма”, концепций “шоковой терапии”, ваучеризации и т.д. Можно спрогнозировать новые потрясения, которые ждут Россию при осуществлении данной концепции.

2. Стратегия адаптации западной теории менеджмента. Предполагает частичный учет особенностей русской ментальности, т.е. не слепое копирование, а приспособление западной теории к современным российским условиям. При этом возникает важная проблема, какую из западных теорий менеджмента мы будем адаптировать? Системы управления Японии, США, Западной Европы сильно отличаются между собой. Какой из данных вариантов принять за аналог? Но при любом выборе мы рискуем использовать теорию, учитывающую специфические особенности, условия функционирования экономики, уровень социально-экономического развития данных стран, ментальность их жителей. Здесь целесообразно вспомнить слова М.Вебера: “Капитализм западного типа мог возникнуть только в западной цивилизации”.

3. Стратегия создания российской теории менеджмента. Исходит из полного учета особенностей российской ментальности с использованием аспектов мирового опыта управления. При этом невозможно ни слепое копирование западного и восточного опыта, ни полное отрицание достижений западной и восточной школы менеджмента. И первое, и второе одинаково неприменимо. Поэтому, российский менеджмент должен иметь свое специфическое содержание, формы и методы управления, соответствующие специфике российского менталитета.

Поскольку менеджмент - это вид деятельности человека, который имеет также и специфические черты, и отражает национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономических отношений, культуру, именно поэтому существует понятие не только менеджмента вообще, но и признание существования американской, японской, и, конечно же, российской модели менеджмента. Это говорит о наиболее вероятной третьей концепции, как наиболее приемлемой для развития российского подхода к управлению предприятием.

6 Обобщение современных концепций управления предприятием. Ориентация теоретических исследований на область управления производством и другими сферами деятельности на уровне отдельных предприятий была и остается основополагающей тенденцией развития современного управления предприятием. На современном этапе важнейшее значение в теории управления приобретают проблемы взаимодействия с внешней средой, учета ее изменений при планировании деятельности предприятий, ориентации на полное удовлетворение требований потребителей и других заинтересованных сторон.

1 Концепция адаптации, или стратегия приспособлениясостоит в том, что в реальной хозяйственной жизни стратегии предприятия это всегда комбинация наиболее выгодных курсов действий с учетом факторов внешней среды. То есть, это стратегия маневрирования в распределении и перераспределении производства и товаров между предприятиями, расположенными в разных странах, в зависимости от уровня издержек производства, стоимости рабочей силы, темпов экономического роста, политической стабильности страны.

2 Концепция глобальной стратегииакцентирует внимание на необходимость выработки единой стратегии, направленной на оптимизацию деятельности всей корпораций, а не ее отдельных частей. Существуют две теории этой концепции:

- теория множественных целей, когда глобальная стратегия направлена на реализацию многих целей и отрицается максимизация прибыли в качестве главной цели;

- теория оптимизации осуществляется в целях максимизации прибыли и направлена на получение максимальной прибыли в результате лучшего приспособления организационной структуры к изменяющимся условиям (децентрализация, координация). Оптимизация осуществляется путем совершенствования основных функций управления, в частности долгосрочного планирования.

3 Концепция целевой ориентацииутверждает, что должна до- минировать роль целеполагания в процессах планирования, организации, контроля и мотивации.

4 Концепции управления в условиях рынка.В ее основе лежит объективная тенденция к обобществлению производства, в результате которого у предприятий появляется возможность воздействовать на рынок, осуществляя его раздел, влиять на характер и механизм экономических отношений, регулирующих связи между рынком и производителем. Цель этой концепции - совершенствование управления отдельным предприятием. Упор в ней делается на большую связь отдельных предприятий с рыночными отношениями, а точнее, с проблемой регулирования рыночных отношений.

Учитывая важное значение регулированию рыночных отношений, особый упор делается на необходимость приспособления предприятия к требованиям рынка по каждому конкретному продукту. Поэтому организационно-технический аспект концепции направлен на так называемое «планирование продукта», которое охватывает систему мероприятий по изучению рынка конкретного товара, составлению программ и прогнозов, разработке и внедрению нового товара с учетом требований к качеству, активизации спроса и получению высокой прибыли от реализации.

 

Вопросы для самостоятельного изучения

1 Характеристика подходов к раскрытию понятия управление. Сравнение понятий  «менеджмент» и «управление».

2 Перечислите характерные особенности современного управления предприятием.

3 Охарактеризуйте отличия понятий «менеджмент» и «управление».

4 Характеристика менеджмента как науки и практики управления.

5 Опишите цели и задачи управления предприятием.

6 Дайте краткую характеристику различных моделей системы управления предприятием.

7 Постройте и опишите схему делегирования полномочий в системе управления предприятием.

8 Каково значение управления как науки?

9 Выделите основные элементы, составляющие понятие управление. Сформулируйте на их базе собственное определение управления.

9 Менеджмент – это наука или искусство? Аргументируйте ответ.

10 Как меняется сущность управления предприятием в последние годы в России и за рубежом?

11 Дайте сравнительную характеристику полномочий менеджеров разных уровней управления.



2020-02-03 280 Обсуждений (0)
Основные теоретические  положения темы 1 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные теоретические  положения темы 1

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (280)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)