Основные теоретические положения темы 7
1 Содержание современной концепции тотального менеджмента качества. Термин TQM (Total quality management) или всеобщий менеджмент качества появился в 60-е годы для обозначения японского подхода к управлению компаниями. Этот подход предполагал непрерывное улучшение качества в различных сферах деятельности – производстве, закупках, сбыте, организации работы и пр. В современном понимании TQM рассматривают как философию управления организацией, способ ведения бизнеса, а не одна программа, и ее внедрение требует большой длительной работы при участии всех сотрудников предприятия. Всеобщий менеджмент качества включает в себя различные теоретические принципы и практические методы, инструменты количественного и качественного анализа данных, элементы экономической теории и анализа процессов, которые направлены на одну цель – непрерывное улучшение качества. TQM можно определить как подход к управлению предприятием, сфокусированный на качестве. Качество достигается за счет вовлечения всего персонала в деятельность по совершенствованию работы. Целью повышения качества является удовлетворение потребителей и получение выгоды всеми заинтересованными сторонами (работники, владельцы, смежники, поставщики) и обществом в целом. Следовательно, всеобщее управление качеством является философией управления предприятием, которая основана на стремлении к качеству в практике управления, сущность корпоративной культуры предприятия. Сравнительная характеристика базовых концепций всеобщего менеджмента качества приведены в таблице 1.10. Таблица 1.10 Содержание базовых концепций всеобщего качества
Обобщение принципиальных положении основных теорий позволило сформировать сущность TQM как систему управления, сфокусированную на людях, цель которой — постоянное повышение степени удовлетворения потребителей при постоянном снижении фактических затрат на обеспечение качества. Философия «всеобщего менеджмента качества» или «всеобщей ответственности за качество» строится на следующих базовых принципах: - фокусированность на потребителях и стейкхолдерах, - ориентация на процесс, - постоянное совершенствование и обучение, - наделение сотрудников полномочиями и командная работа, - масштабное лидерство, в котором «всеобщая ответственность за качество» рассматривается как стратегический аспект деятельности, - всеобщая вовлеченность персонала на основе взаимоответственности и заинтересованности, - принятие решений на основе риск-ориентированного подхода, - стратегическое управление и системный подход. В концепции «всеобщего управления качеством» особую важность приобретает совершенствование организации процессов производства, постоянное обучение работников, организация командной работы, которые должны быть органически встроены в деятельность предприятия. 2 Формирование структуры системы всеобщего управления качеством. Рассматривая содержание функций системы менеджмента качества, можно сказать, что их целью является обеспечение качества продукции путем совершенствования всей деятельности на предприятии, в том числе процессов управления. Для реализации функций необходимо построить логическую цепочку процессов и определить ресурсное обеспечение. На основе анализа базовых принципов, функционирующих процессов и ресурсного обеспечения построена концептуальная модель TQM (рис. 3.13). Рассмотрим содержание базовых элементов, выделенных в соответствии с основными принципами системы TQM и их влияние на совершенствование процессов управления предприятием. 1 Приверженность руководства идеям всеобщего качества. Система менеджмента качества находится в компетенции генерального директора, успех или провал тех или иных изменений зависит от способности руководства управлять изменениями на предприятии как один из важнейших факторов успешного достижения цели. 2 Мониторинг процессов и видов деятельности. Организация должна планировать и осуществлять процессы мониторинга, измерения, анализа и улучшения, необходимые для постоянного повышения результативности системы менеджмента качества. Таким образом, управленческие действия, связанные с поиском путей и направлений повышения результативности TQM и планированием мероприятий по улучшению качества должны осуществляться на стратегическом уровне управления предприятием. В результате применения такой методологии решающим является улучшение системы управления в целом. Следовательно, критерии оценки целесообразности улучшений, должны устанавливаться на системном уровне, а не на уровне процессов. 3 Стратегия успеха и эффективность политики по качеству. Стратегическое планирование организационных изменений гарантирует правильное поведение предприятия во внешней среде. В контексте управления изменениями стратегический план должен устанавливать, в каких изменениях нуждается предприятие и идентифицировать ответственность за их реализацию по уровням управления. При этом, управление изменениями представляет собой процесс выполнения стратегических требований, а текущее планирование должно быть ориентировано на установление направлений работы персонала и поиск источников финансирования требующихся инвестиций. Бизнес-планы могут содержать перечни организационных изменений и стратегии развития в области маркетинга, производства и управления человеческими и финансовыми ресурсами. 4 Межфункциональное управление процессами. Управление процессами, протекающими на предприятии в соответствии с стандартами ИСО и принципом PDCA строится в следующей последовательности: · шаг 1 - формирование системы процессов; · шаг 2 - планирование процесса; · шаг 3 - обеспечение процесса; · шаг 4 - управление процессом; · шаг 5 - улучшение процесса. Для каждого процесса, определённого на первом шаге и находящегося в управляемом состоянии, для достижения целей улучшения необходимо инициировать проведение улучшения. При этом должна быть сформирована группа по улучшению. В зависимости от сложности процесса и размера организации в состав группы могут включаться специалисты и руководители подразделений, участвующих в процессе. Все участники этой деятельности должны принять идеологию PDCA, выбрать один из практических циклов улучшения для планирования работы группы, освоить и применить на практике методику описания процесса для его анализа и стандартизации. 5 Оценка затрат и эффективности системы управления. Система учета затрат на качество позволяет количественно выразить результаты выполняемых проектов и представляет собой измеритель качества, связанный с финансовыми показателями». Главные факторы успеха при реализации программы оценки затрат на качество: · объединение учета затрат на качество со стратегическими инициативами руководства; · выявление скрытых затрат на качество; · интенсивное обучение учету затрат на качество; · создание кроссфункциональных команд; · электронный сбор данных; · ежемесячная и ежеквартальная отчетность; · отказ от ненужных измерений; · использование значимых единиц измерения, допускающих графическое представление; · использование затрат на качество как связующего звена между инициативами и инвестициями в области качества. Таким образом, изучение и учет приведенных положений, описывающих структуру системы TQM, позволят современным российским предприятиям облегчить задачу внедрения концепции тотального менеджмента качества в свою практику. 3 Методы преодоления сопротивления персонала при внедрении всеобщей ответственности за качество. Практика деятельности предприятий показывает, что основными факторами, влияющими на процесс организации производства, являются: структурные изменения; формирование прозрачных информационных потоков; развитие новой организационной культуры, которая предполагает вовлечение сотрудников в процесс по обеспечению качества производственных процессов. В контексте исследуемой проблемы необходимо проводить исследование организационных изменений на предприятии, анализ причин сопротивления персонала и разрабатывать положения по их преодолению. Как было отмечено, основным принципом на формирование системы TQM является процессный подход, применение которого требует глобальной структурной перестройки системы управления предприятием, которую в общем виде можно представить как совокупность взаимодействующих и взаимообусловленных процессов и функциональных действий, связанных с достижением целей и задач по обеспечению и улучшению качества. Использование процессного подхода на предприятиях сопровождается определенными проблемами организационного и управленческого характера: неготовность линейно-функциональных структур к практическому применению процессного подхода; неготовность руководителей и специалистов к работе в новых условиях (узкая специализация, недостаток знаний основных положений и особенностей процессного подхода, психологическая напряженность). Результаты обобщения проблем приведены в таблице 1.11. Для ликвидации многих из указанных проблем необходимо, прежде всего, привести в соответствие применяемую организационную структуру управления предприятием и структуру системы обеспечения качества процессов.
Таблица 1.11 Анализ проблем управления предприятием при внедрении методологии TQM
Обобщение результатов исследований позволило выделить следующие причины сопротивления персонала организационным изменениям: 1) несоответствие производственной культуры новым положениям по обеспечению качества процессов; 2) отсутствие заинтересованности руководства предприятия в неформальном внедрении системы качества; 3) низкая квалификация и компетентность персонала в области обеспечения качества; 4) отсутствие заинтересованности у персонала в вовлеченности в работу по улучшению качества процессов производства. 4 Разработка системы управления предприятием в соответствии с принципами TQM. Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что концепция TQM предусматривает всестороннее целенаправленное и хорошо скоординированное управление предприятием во всех функциональных направлениях деятельности при участии руководства и работников всех уровней, а также рационального использования технических возможностей и кадрового потенциала. Следовательно, для разработки системы управления предприятием в соответствии с принципами TQM необходимо привлекать весь персонал предприятия, использовать современные информационные технологии, проектировать эффективные организационные структуры, применять адаптивные методы, инструменты и стили управления, обеспечивать сбалансированную работу всех структурных подразделений, а также организации постоянного обучения персонала. Каждое предприятие является уникальным в отношении культуры, практики управления, содержания применяемых процессов создания продукции или оказания услуг, следовательно, не существует единого подхода к внедрению концепции TQM. Тем не менее, можно выделить несколько ключевых элементов методологии, которые целесообразно учитывать в управления предприятием: - разработка интегрированной стратегии деятельности предприятия, ориентированная на полном удовлетворении требований и ожиданий всех заинтересованных сторон, - фокус на методологию системы тотального менеджмента качества, определяющую инструменты и методы управления предприятием, - обеспечение участия всех работников, подразделений и руководителей в совершенствовании процессов и системы управления, - формирование новой культуры, основанной на всеобщей ответственности и заинтересованности всего персонала, - управление деятельностью предприятия на основе интеграции всех процессов по вертикали и горизонтали. Таким образом, проведенные исследования показали, что квалифицированное использование методологии TQM обуславливает следующие изменения в системе управления предприятием: 1. Увеличение степени удовлетворенности качеством продукции и услуг, что определяет уровень доверия потребителя и повышает надежность партнёрских отношений. 2. Улучшение имиджа и репутации фирмы, связано с созданием и поддержанием конкурентных преимуществ предприятия на рынке сбыта. 3. Повышение результативности и эффективности труда с учетом принципов всеобщей ответственности за качество и вовлеченности персонала. 4. Увеличение прибыли обеспечивается реализацией принципа управления на основе анализа рисков, связанных с неудовлетворенностью качеством и ростом затрат на его обеспечение. 5. Постоянное улучшение качества и повышение конкурентоспособности продукции и предприятия. 6. Обеспечение экономической устойчивости предприятия на основе применения процессного подхода к управлению, а также рационального использования всех видов ресурсов. 7. Идентификация ответственности руководителей и топ-менеджжеров за качество управленческих решений. 8. При разработке стратегии развития предприятия и совершенствования его деятельности необходимо учет требований всех заинтересованных сторон. Проведенные исследования позволяют выявить ряд проблем, связанных с внедрением в практику предприятия принципов концепции TQM (табл. 1.12). Таблица 1.12 Проблемы управления предприятием и направления решения
Следует отметить, что повышение эффективности управления предприятием обеспечивается правильным поведением руководителей и персонала, новой культурой взаимоотношений, основанных на понимании того, что достижение и улучшение качества является задачей каждого работника предприятия в рамках функциональных обязанностей. При этом основной целью общего управления является правильная идентификация ответственности и делегирование полномочий. Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что новая корпоративная культурадолжнабазироваться на следующих положениях: • рассмотрение сотрудников предприятия как основного ресурса, от качества и вовлеченности которого зависит качество процессов и их результатов; • организация самоуправления работы на основе принципа PDCA, позволяющего своевременное предотвращать ошибки и постоянно улучшать качество; • применение принципа командного управления, позволяющего достичь синергетический эффект путем личного участия в выработке оперативных решений; • эффективная мотивация участия в командах и процессах обучения, позволяющая повысить степень заинтересованности работника в постоянном улучшении качества; • использование реальных фактов и учет рисков при принятии и реализации управленческих решений, обуславливающие применение риск-ориентированного подхода к управлению. Таким образом, практическое применение принципов всеобщего управления качеством (TQM) позволяет совершенствовать методы и инструменты управления предприятием и тем самым, обеспечить взаимовыгодные отношения между работниками предприятия и партнерами по бизнесу. При этом, основным правилом работы является полное удовлетворение требований внутреннего и внешнего потребителя за счет постоянного совершенствования управления деятельностью предприятия.
Вопросы для самостоятельного изучения 1 Эволюция развития современного подхода к менеджменту качества. 2 Сущность и содержание концепции TQM. 3 Изменение роли руководства предприятия при внедрении принципов концепции «всеобщего менеджмента качества». 4 Характер организационных изменений в системе управления предприятием. 5 Использование методологии TQM для разработки эффективной стратегии развития предприятия. 6 Направления развития и совершенствования управленческой деятельности на предприятии при применении концепции TQM. 7 Применение положений базовых концепций философии тотального менеджмента в системе управления предприятием. 8 Влияние базовых концепций TQM на методы и процессы управления предприятием. 9 Формирование новой корпоративной культуры на основе принципа всеобщей ответственности за качество. 10 Обобщение проблем в системе управления предприятием, связанных с внедрением в практику предприятия принципов концепции TQM. 11 Характеристика направлений решения проблем в системе управления предприятием при внедрении методологии «всеобщего качества». 12 Подходы к идентификации ответственности за качество и методы делегирования полномочий в системе управления предприятием. 13 Тенденции изменения форм и методов управления предприятием в контексте процессного подхода к менеджменту качества. 14 Методы преодоления сопротивления персонала организационным изменениям в системе управления предприятием.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (266)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |