Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности бенчмаркинга в деятельности вуза



2020-02-03 238 Обсуждений (0)
Особенности бенчмаркинга в деятельности вуза 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В связи с нарастающим развитием конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг, вступлением России в Болонский процесс, интернационализацией высшего образования и т.д. все большее значение в работе вуза приобретает качество тех услуг, которые оказывает высшее образовательное учреждение. Требование к высшему образованию, которые возникают в данных условиях, меняют методы, с помощью которых учебные заведения достигают успеха. Среди современных средств и технологий менеджмента, которые могут применяться в сфере высшего образования, такие как: всеобщий менеджмент качества (Total Quality Management – TQM), непрерывное улучшение качества (Continuous Quality Improvement – CQI), реинжиниринг бизнес процессов (Business Process Reengineering – BPR) и т.д.. Именно бенчмаркинг стал полезным и эффективным инструментом для поддержания конкурентоспособности вузов и для улучшения качества образования.

Для большинства учреждений высшего образования желание учиться друг у друга и делиться хорошей практикой почти столь же старо как университет непосредственно. С возрастанием международной роли университетов, потребность в изучении опыта других вузов стала все больше, поэтому возникали различные профессиональные ассоциации как академические, так и неакадемические; появилась практика многочисленных делегаций от одного вуза в другой; большую роль приобрели конференции и симпозиумы. Бенчмарикнг – это лишь новый, усовершенствованный этап в подобной, уже укрепившейся практики вузов делиться опытом друг с другом.

Из-за точных данных и хорошей методологии исследования, бенчмарикнг идеально подходит для высших учебных заведений, где преподаватели и профессоры достаточно хорошо знакомы с подобного рода исследованиями. Бенчмаркинг помогает создать прочную структуру для внешней оценки деятельности как данного вуза, так и других вузов, а так же помогает создать новую сеть коммуникаций между вузами. Бенчмаркинг является позитивным процессов в деятельности вуза, он так же позволяет объективно определить первоначальную стоимость услуги, он позволяет определить те нововведения, которые необходимы для деятельности вуза и пути для их наименее болезненного внедрения.

Несмотря на большинство позитивных рекомендаций для использования бенчмаркинга и большое количество примеров его успешного использования, есть противники бенчмаркинга в высшем образовании. Они заявляют, что бенчмаркинга является лишь мелкой стратегией для улучшения существующих процессов, что эта стратегия применима исключительно для административных процессов. Противники бенчмарикнга считают, что это лишь средство копирования, что он не является способом поиска инноваций и что он может принести лишь вред и развить недостатки. Эти проблемы в значительной степени необоснованны, поскольку применение данного метода может привести к радикальному изменению процессов, концепция бенчмарикнга может применяться как к административным процессам, так и процессам обучения, ведения практики и т.д. Бенчмаркинг может позволить организации совершить «скачок» в своем деле путем выявления и привлечения передовой практики.

Для вузов, в работе которых не малое значение имеет международная деятельность, очень важно применение бенчмарикнга. При разработке совместных программ с зарубежными вузами бенчмаркинг может выступать как инструмент взаимного изучения будущими партнерами по созданию совместных программ ключевых аспектов деятельности друг друга и последующего принятия лучших практик в качестве общих стандартов совместно создаваемого в рамках проекта.

Современное общество – это информационное общество. Наше общество динамично развивается, постоянно появляются различные новинки в области техники, технологии, медицины и т.д. В связи с развитием процессов глобализации и интернационализации повышаются требования к качеству образования, стандартам системы высшего образования и т.д.

Бенчмаркинг необходим, в первую очередь, для того, чтобы «держать руку на пульсе конкурентов», иметь реальное представление о происходящих изменения в области образования, найти свое место при достаточно быстро изменяющейся конкурентной ситуации и постоянно учиться у лучших, совершенствуя свою деятельность. Кроме того, бенчмаркинг может служить мощным мотивационным фактором, являясь источником информации для сотрудников университета и студентов о достижениях в области науки и практики в зарубежных вузах.

Непосредственное знакомство с чужим опытом может служить неистощимым источником новых идей или адаптации уже существующей практики для своего вуза, так как легче и дешевле принять и адаптировать чьи-то апробированные идеи.

Бенчмарикнг можно использовать не только как инструмент совершенствования процессов, но и для стратегического планирования, прогнозирования и мониторинга, поскольку он включает в себя изучение и анализ как внутренней, так и внешней среды, анализ окружения и различных тенденций в данной сфере, а так же поиск целей, ориентирование и мониторинг внедряемых процессов.

Опыт использования бенчмарикнга в высшем образовании имеется у таких стран как США, Канада, Австралия.

Существенные изменения происходят в европейском высшем образовании. В связи с все более ожесточающейся конкуренцией на рынке образовательных услуг, европейское высшее образование стремится выглядеть привлекательней на рынке образовательных услуг и статье еще более значительным для потребителей. Все учебные планы вызов Европы должны быть преобразованы в соответствии с Болонским Процессом и проводимые исследования должны носить стратегический характер. Качество является ключевым аспектов всех нововведений. И именно бенчмаркинг, это тот инструмент, с помощью которого вузы Европы смогут достичь желаемого результата, так считают европейские эксперты. Поэтому все большее количество европейских вузов отдает свое предпочтение бенчмаркингу.

Достаточно успешно функционируют отраслевые глобальные бенчмаркинговые сообщества в сфере образования, такие как Consortium for Higher Education Benchmarking Analysis (CHEBA), Public Sector Benchmarking Service (PSBS), Educational Benchmarking, Inc. (EBI) и другие международные центры эталонного сопоставления.

Активному развитию глобального бенчмаркинга способствуют мировые конкурсы в области качества: Национальная премия качества Малколма Болдриджа (США), Японская премия качества, Европейская премия качества и другие.

Если говорить о сфере образования, то мировые премии по качеству имеют в своих структурах отдельные конкурсные категории для общественных организаций (Европейская премия качества) или отдельно для сферы образования (премия Болдриджа).

Организатором Европейской премии по качеству (с января 2006 г. – Премия совершенства EFQM) является Европейский фонд управления качеством (EFQM), в тоже время фонд успешно развивает бенчмаркинг на базе премии, организует посещения лучших компаний Европы – лауреатов премии качества, координирует работу групп эталонного сопоставления, исследовательских консорциумов, практических сообществ.

В рамках образовательного сообщества EFQM – «Education Community of Practice» сотрудничают более 150 европейских вузов из 20 стран, проводя ежеквартальные встречи, конференции, семинары.

Если говорить о бенчмаркинге только как об инструменте мониторинга и сравнения, или как о способе выработке неких обобщенных стандартов отрасли, то в России такая работа, конечно, ведется.

В настоящее время в нашей стране осуществлен переход к комплексной оценки деятельности вузов, совмещающий процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации на базе утвержденного перечня показателей. Действующая система показателей для учреждений высшего профессионального образования включает качественные и количественные показатели, оцениваемые экспертно в ходе комплексной оценки образовательного учреждения, в том числе при проведении самообследования, предшествующего аттестационной процедуре.

Однако существующая в настоящее время практика мониторинга качества образования далека от совершенства. Подобные системы самостоятельно разрабатываются и внедряются отдельными вузами в качестве методического инструмента обеспечения государственного образовательного стандарта. В то же время комплексные системы мониторинга качества образования отсутствуют как на региональном, так и на федеральном уровне. Таким образом, наблюдается тенденция к переносу центра тяжести с процедур внешнего контроля качества образовательного процесса и его результатов на базе национальных систем аттестации и аккредитации в сторону внутренней самооценки вузов.

Можно отметить некоторые интересные работы, которые проводились в рамках программ Министерства образования РФ «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники», «Научная, научно-методическая, материально-техническая и информационное обеспечение системы образования» и др. программ, на пример по разработке структуры системы качества университетских центров дополнительного образования и сертификации персонала в соответствии с требованиями ИСО 9004 – 2 и EN 45013, разработки методических основ управления качеством в области научно-исследовательской деятельности в высшей школе, разработке методологии описания и моделирования основных рабочих процессов вуза на базе структурного анализа и функционального моделирования для реализации информационной поддержки системы менеджмента качества вузов.

Однако конкретных примеров реализации бенчмаркетинговой деятельности с выявлениям лучшей практики для последующей адаптации либо в отдельно взятом вузе, либо в системе образования в целом имеет не много.

 



2020-02-03 238 Обсуждений (0)
Особенности бенчмаркинга в деятельности вуза 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности бенчмаркинга в деятельности вуза

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (238)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)