Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие, сущность и становление бенчмаркинга как инструмента управления и развития конкурентоспособности предприятия



2020-02-03 332 Обсуждений (0)
Понятие, сущность и становление бенчмаркинга как инструмента управления и развития конкурентоспособности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

За последние десять лет бенчмаркинг стал одним из эффективных и признанных методов совершенствования бизнеса и входит в число самых популярных инструментов управления. Данные различных зарубежных исследований свидетельствуют о вовлечении в процесс эталонного сопоставления от 60 до 90 % компаний. В России уже появляются фирмы, использующие бенчмаркинг в качестве элемента стратегии повышения конкурентоспособности, но пока таких компаний не так уж и много. Для большинства же руководителей «бенчмаркинг» – это незнакомое слово, а эталонное сопоставление воспринимается не как метод управления, а как обычный анализ конкурентов или маркетинговое исследование.

Термин «бенчмаркинг» является англоязычным. Этот термин произошел от слова «benchmark», которое означает отметку на фиксированном объекте, например, отметку на столбе, указывающую высоту над уровнем моря. В наиболее общем смысле benchmark – это нечто, обладающее определенным количеством, качеством и способностью быть использованным как стандарт или эталон при сравнении с другими предметами.

Энциклопедия менеджмента (encyclopedia of management) дает следующую трактовку понятия бенчмаркинг: «бенчмаркинг – это процесс сопоставления, сравнивания, измерения внутренних процессов (сторон) организации; анализ уже существующих лучших аналогов и адаптация этих аналогов для своей организации, с учетом ее специфики и возможностей».

Х. Дж. Харрингтон и Дж. С. Харрингтон в своей книге «Бенчмаркинг в лучшем виде! 20 шагов к успеху» дают практически похожее определение бенчмаркинга. «Бенмаркинг – это систематический способ определения, понимания и развития наилучших по качеству продуктов, услуг, дизайна, оборудования, процессов и практик с целью улучшения реальной эффективности вашей организации». Но данное определения более четко определяет объект бенчмаркинга нежели первое, это может быть «продукт, услуга, дизайн, оборудование, процессы или практики».

В. Градобоев в статье «Бенчмаркинг как направление стратегического планирования» дает так же дает достаточно четкое определение бенмаркингу: «бенчмаркинг представляет собой систематическую деятельность, направленную на выявление «контрольных точек» – лучших бизнес – примеров независимо от их масштабов, сферы и географического положения. Он стал эффективным инструментом стратегического планирования, помогающим руководству компании отслеживать тенденции развития рынка в интересах получения конкурентных преимуществ». Однако упор в этом определение делается больше не на объект бенчмаркинга, а на то, что не имеет значение масштабы, сфера деятельности и географическое положение лидеров, главное – это то, за счет чего они достигли своего успеха и что этот пример может использовать любая фирма, лишь адаптировав его под себя.

Данилов И.П., Михайлова С.Ю., Данилова Т.В. в своей работе «Бенчмаркинг – эффективный инструмент повышения конкурентоспособности» дают обзор мнений крупнейших специалистов о том, что такое бенчмаркинг:

«Руководитель Глобальной сети бенчмаркинга (Global Benchmarking Network) доктор Роберт К. Кэмп считает: Бенчмаркинг – это постоянный процесс изучения и оценки товаров, услуги опыта производства самых серьезных конкурентов либо тех компаний, которые являются признанными лидерами в своих областях». Исполнительный директор компании Allied Sigпa Лоуренс Боссиди под бенчмаркингом понимает анализ конкретных приемов, заимствование выгод, полученных на основе анализа опыта других компаний, и использование в собственной компании лучших приемов, привнесенных в нее извне. Профессор Норвежского университета науки и технологии Бьерн Андерсен отмечает, что перевод английского термина «benchmarking» буквально означает «каменная скамейка» и приводит следующий пример. Представьте себе, что на вершине горы, хорошо всем видной, две каменные плиты установлены на ребро и слегка отодвинуты друг от друга. Сверху на них положена третья плита. Получилась каменная скамейка. Данная идея – сравнение с неким эталоном – нашла широкое применение в экономике. Б. Андерсен дает наиболее полное определение бенчмаркинга: «Бенчмаркинг – это постоянное измерение и сравнение отдельно взятого бизнесс-процесса с эталонным процессом ведущей организации для сбора информации, которая поможет рассматриваемому предприятию определить цель своего совершенствования и провести мероприятия по улучшению работы». Большинство специалистов придерживается мнения, что бенчмаркинг – изучение и внедрение методов управления других, успешно работающих при их помощи организаций, путем сравнения с ними после выявления слабых сторон своей организации».

В мнениях этих специалистов появляется слово, которое не использовалось в приведенных выше определениях – «это постоянное измерение и сравнение», «постоянный процесс изучения и оценки товаров» и т.д. Это слово – «постоянный», т.е. бенчмаркинг – это не одно действие, это постоянный процесс, который должен присутствовать в деятельности фирмы на всем ее жизненном этапе. 

Подводя итог выявлению точного понятия «бенчмаркинг», приведем мнение Михайловой Е.А.: «Бенчмаркинг – продукт эволюционного развития концепции конкурентоспособности, предполагающий разработку программ улучшения качества продукции. В основе бенчмаркинга лежит сравнение продукта конкурента, или какой-либо его части, с продуктом компании, проводящей анализ, с целью повышения конкурентоспособности последнего». В данном определении очень четко подчеркнута причина появления бенчмаркинга – это рост конкуренции, а для того, что бы определить процесс, необходимо знать, откуда он проистекает.

Исходя из всех приведенных выше определений бенчмаркинга, можно сделать вывод, что бенчмаркинг – это постоянная систематическая деятельность, направленная на определение наилучших по качеству продуктов, услуг, дизайна, оборудования, процессов и практик у фирм-лидеров независимо от их масштабов, сферы и географического положения с целью повышения конкурентоспособности вашей фирмы.

Существует несколько версий истории развития бенчмарикнга, мы же приведем лишь наиболее ярки имена, которые способствовали развитию бенчмаркинга и лишь наиболее значительные вехи в истории развитии 

Временем рождения бенчмаркинга можно считать конец 50-х годов. Именно в этот период японские специалисты посещали наиболее известные компании, в основном США и Западной Европы, с целью поглощения идей, которые незамедлительно реализовывались в японских компаниях. Вскоре использование лучших мировых технологий и ноу-хау как в области производства, так и менеджмента, которыми до недавнего времени владел только Запад, японцы стали считать своими конкурентными преимуществами. Они тщательно исследовали западные товары и услуги с тем, чтобы выявить их сильные и слабые стороны, а затем произвести более конкурентоспособные модификации, предложив их рынку по более низкой цене. При этом японцы успешно переносили технологии и ноу-хау из одной сферы бизнеса в другую. Период интенсивного заимствования западных технологий продолжался до конца 60-х годов. К этому времени японские компании догнали западные. Успех японцев в использовании западных технологий, как базы развития национальной промышленности, очевиден и не подлежит сомнению.

На западе бенчмаркинг, в современной его трактовке, впервые был использован корпорацией Xerox в 1979 году в целях преодоления рыночных проблем, обусловленных катастрофически быстро уменьшающейся долей рынка корпорации. Компания решила сравнить продукцию, производимую в США, с продукцией ее японского филиала Fuji-Xerox. Руководство компании было подавлено тем фактом, что Fuji-Xerox продает копировальные устройства по цене, эквивалентной себестоимости их производства в США. Этот случай послужил толчком, приведшим к созданию успешной программы, нацеленной на снижение затрат в производственном процессе фирмы Xerox в США. В результате проведенного бенчмарикнга, на основе достигнутого успеха в производстве, менеджмент компании решил в 1981 году применить бенчмаркинг во всех областях предпринимательской деятельности.

В 1981 году Xerox совместно с фирмой L.L. Bean провели межотраслевой бенчмаркинг в области логистики и сбыта. Успешная реализация этого проекта стала доказательством того, что бенчмаркинг можно использовать и для непроизводственных процессов, а партнеры для сравнения по бенчмаркингу не обязательно должны быть из одной и той же отрасли.

В 1983 году компания Xerox сформулировала новый основной принцип предпринимательской деятельности: «Лидерство на рынке определяется качеством». Благодаря развитию бенчмаркинга компания Xerox получила престижные премии в области поддержки качества: приз Deming Application Prize – компания Fuji Xerox (Япония), премию Malcolm Baldrige National Quality Award – компания Xerox, сертификат European Quality Award – компания Rank Xerox.

В США методы бенчмаркинга получили распространение в конце 1980-х годов. Произошло это по двум причинам. Во-первых, это было инициировано комитетом по присуждению премии Malcolm Baldrige National Quality Award 1987, который, начиная с 1991 года, предписывает всем претендентам на получение премии использовать бенчмаркинг. Во-вторых, Роберт Кемп опубликовал в 1989 году рекомендации по проведению бенчмаркинга – «Бенчмаркинг. Поиск лучших промышленных решений». До сих пор в печати появлялись лишь статьи и отчеты о проведении бенчмаркинга. Книга Кемпа предложила детальное руководство и подход к внедрению и проведению бенчмаркинга.

В 1992 году в Американском центре качества продукции (American Productivity Quality Center) был создан Международный информационный центр по бенчмаркингу (International Benchmarking Clearinghouse – IBC). Почти одновременно там же в США стал работать Совет по бенчмаркингу Института стратегического планирования (Strategic Planning Council on Benchmarking – SPIC).

В 1993 году открылись центры бенчмарикнга в Англии и в скандинавских странах. В 1994 году в ФРГ при Fraunhofer – Institut так же открылся центр бенчмаркинга, а в 1998 году был создан Немецкий центр бенчмаркинга. Обе организации находятся в Берлине.

Глобализация промышленности невозможна без проведения международного бенчмаркинга. В 1995 году была основана Глобальная сеть бенчмаркинга (Global Benchmarking Network - GBN). В эту сеть входят центры бенчмарикнга многих стран мира. Сеть создана для поиска партнеров по бенчмаркингу.

Можно привести ряд фирм из многих, которые глубоко вовлечены в процесс бенчмаркинга:

Alcoa, Allied Signal, Bell Atlantic, Boing, Digital Equipment Corporation, Hewlett-Packard, Johnson and Johnson, Motorola, Procter and Gamble и т.д.

Сегодня в США владение и эффективное использование технологий бенчмаркинга – неотъемлемое условие рыночного успеха компании. Джексон Грейсон-младший, глава International Benchmarking Clearinghouse, так определил причины сегодняшней популярности бенчмаркетинга:

1. Глобальная конкуренция

Сегодня, в эпоху глобализации бизнеса, компании осознают необходимость всестороннего и детального изучения и последующего использования лучших достижений конкурентов в целях собственного выживания.

2. Вознаграждение за качество

В последние годы все большее распространение получают проходящие на национальном уровне кампании по определению и вознаграждению фирм – лидеров качества. Условия участия в подобных программах предполагают, помимо демонстрации компаниями – участниками конкурентных преимуществ выпускаемых ими продуктов, обязательное применение концепции бенчмаркинга в практике управления компанией.

3. Необходимость повсеместной адаптации и использования мировых достижений в области производственных и бизнес-технологий

Чтобы не остаться позади своих конкурентов, всем компаниям, независимо от размера и сферы деятельности, необходимо постоянно изучать и применять передовой опыт в области производственных и бизнес-технологий.

Процесс эволюции бенчмаркинга аналогичен классической модели «перехода от искусства к науке».

Как показывает рис.1. первое поколение бенчмаркинга интерпретируется как реинжиниринг или ретроспективный анализ продукта.

Второе поколение, бенчмаркинг конкурентоспособности - развивается как наука в 1976-1986 гг., благодаря деятельности фирмы Ксерокс.

Третье поколение бенчмаркинга развивается в период 1982-1986 гг., когда предприятия-лидеры качества выясняют возможность поучиться более просто у предприятий вне их сектора или отрасли, чем исследуя конкурентов.

Четвертое поколение бенчмаркинга – это стратегический бенчмаркинг, который рассматривается как систематический процесс, направленный на оценку альтернатив, реализацию стратегий и усовершенствование характеристик производительности на основе изучения успешных стратегий внешних предприятий партнеров.

Пятое поколение – глобальный бенчмаркинг рассматривается будущим инструментом организации международных обменов с учетом культуры и национальных процессов организации производства (Рис. 1).

Рис. 1. Развитие бенчмаркинга

Из-за большого количество определений, на первый взгляд, бенчмаркинг может показаться довольно запутанным делом, но на практике бенчмаркинг обычно включает в себя:

· регулярно сравниваемые аспекты деятельности (функции или процессы) с лидерами в подобной деятельности;

· определение пробелов в деятельности компании;

· поиск свежих подходов для внесения улучшений в работу компании;

· мониторинг внедряемых улучшений у других;

· отслеживание прогресса на предприятии и постоянная корректировка и пересмотр результатов и прибылей.

Правильно используемый бенчмаркинг показал себя как один из наиболее эффективных современных инструментов, способствующих устранению недостатков в работе компании. Бенчмаркинг обеспечивает:

a. эффективный «будильник», который помогает созреть готовности к изменениям;

b. практические пути, которыми могут быть достигнуты пошаговые изменения в работе посредством обучения у других, кто уже проводил подобные изменения;

c. стимул для поиска новых путей и формирования культуры, восприимчивой к свежим подходам и идеям;

d. возможности для персонала учиться новым навыкам и быть вовлеченным в процесс трансформации компании.

Успешный бенчмаркинг в результате приносит значительную и ощутимую выгоду:

· Пошаговые изменения в работе и инновациях.

· Улучшение качества и производительности.

· Улучшение в процессе индикативного измерения деятельности предприятия.

Бенчмаркинг может также производить положительный эффект на те аспекты, которые необходимы для поддержки постоянного улучшения работы предприятия, например:

ü Повышается внимание к работе своей компании, внутри компании открыто обсуждаются ее сильные и слабые стороны.

ü Изучение опыта других дает больше уверенности в развитии и применении новых методов и подходов.

ü Больше вовлекается и мотивируется персонал в рамках программ внутренних изменений на предприятии.

ü Повышается желание обмениваться с другими компаниями решениями общих проблем и достигать консенсуса в проведении изменений.

ü Лучше видна «общая картина» и разворачивается более широкая перспектива взаимодействия факторов, которые способствуют внедрению наилучшего опыта.

ü Определение объективного уровня производительности.

ü Соответствие требованиям клиентов.

Повышается качество сотрудничества и приходит понимание взаимодействия между и внутри организаций.

Табл.2. Эффект от использования бенчмаркинга.

Прямой эффект Косвенный эффект
Анализирует деятельность предприятий Дает представление о бизнес-процессах на собственном предприятии
Сравнивает как подразделения собственного предприятия между собой, так и предприятия друг с другом Устанавливает предпринимательские цели
Определяет лучшие достижения Перепроверяет предпринимательские стратегии
Определяет недостатки в производственной деятельности Повышает конкурентоспособность
Оценивает альтернативные решения Инициирует процесс постоянных улучшений

 



2020-02-03 332 Обсуждений (0)
Понятие, сущность и становление бенчмаркинга как инструмента управления и развития конкурентоспособности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие, сущность и становление бенчмаркинга как инструмента управления и развития конкурентоспособности предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (332)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)