Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологические особенности подростковых суицидов, телефон доверия как средство их профилактики



2020-02-03 179 Обсуждений (0)
Психологические особенности подростковых суицидов, телефон доверия как средство их профилактики 0.00 из 5.00 0 оценок




Сам по себе подростковый возраст означает символическое умирание детства и переход человека на новый уровень. При этом возрасте 13-15 лет должен «подключиться» архетип самоидентификации, сыновний архетип, который помогает человеку оторваться от символической «пуповины», связывающей его с родителями. Психическая организация подростка очень нестабильная на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта. Это и крайняя неустойчивость самооценки и при этом максимализм; и неадекватное представление о собственной компетентности, в частности, и снижение настроение, тревожность, легко возникающие страхи.

Психика подростка наделена такими свойствами, которые предрасполагают его к суициду. Одной из важных причин самоубийств у подростков считается отсутствие уверенности и самоидентификации. Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчётливо, инфантильно. Смерть представляется в виде длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков. Привыкнув к опеке со стороны взрослых, подростки часто рассматривают суицидальные попытки как своеобразную, но подконтрольную взрослым игру, оставаясь в глубине души уверенными, что те не разрешат им довести суицид до конца.

Формирование суицидального поведения в детском и подростковом возрасте во многом зависит также от некоторых особенностей личности суицидента. У детей были обнаружены эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, сензитивность, некоторая эскплозивность, импульсивность. Эти черты, выраженные нередко до уровня акцентуации характера, создавали предпосылки для социально-психологической личности в пубертатном периоде.

«Группа риска» детей, склонных к суициду:

1. Отличники, т.к. к ним все предъявляют повышенные требования, а если они не справляются с заданным стандартом, то начинают испытывать чувство неудовлетворённости собой, способное привести к депрессивному состоянию. К тому же эти дети редко бывают приняты в социальной группе сверстников, что также может привести к суицидальному исходу.

2. Дети, которые резко снижают успехи в учебной деятельности, естественно взывая тем самым недоумение и возмущение родителей и учителей.

3. Дети, к которым окружающие предъявляют завышенные требования, которые они в силу субъективных причин не могут выполнить.

4. Дети с повышенной тревожностью и склонностью к депрессиям (в основном, это дети с родовыми травмами, правополушарные и те, у которых в роду или ближайшем окружении были случаи или попытки самоубийства), особенно в пубертате.

Большинство авторов отмечает, что у подростков, начиная с 14,15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет. Максимализм в оценках, неумение предвидеть истинные последствия своих поступков и прогнозировать исходы сложившейся ситуации, отсутствие жизненного опыта, свойственные периоду детства, и создают ощущение безысходности, неразрешимости конфликта, порождают чувство отчаяния и одиночества. Всё это делает даже незначительную конфликтную ситуацию суицидоопасной для ребёнка и, особенно, для подростка, что подчас недооценивается окружающими. Всё это обуславливает повышенный суицидальный риск в пубертатном возрасте, что, в частности, подтверждается и статистически [9; 13].

Американский исследователь Эрл Гроллман сформулировал несколько требований проведения беседы с подростком, продумывающим способы ухода из жизни. Для начала он рекомендует не просто принять суицидента как личность, способную на самоубийство, но и признать за человеком формальное право совершить такой шаг. Главным и основным способом профилактики суицидального поведения подростков в условиях детского коллектива должны быть внимание и искренний интерес воспитателя к подростку. В профилактику должны входить соответствующие мероприятия, в которых бы реализовывалось создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества. Учащиеся, чувствующие, что учителя к ним справедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство. В работе данного направления у педагога-психолога предполагаются следующие задачи:

– Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

– Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе так и в период трудной жизненной ситуации (составление программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся).

– Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.

– Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

– Прививание существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме. Диагностика предсуицидального синдрома имеет важное профилактическое значение. Лица, находящиеся, в предсуицидальном периоде, нуждающиеся в индивидуальной, групповой и (или) семейной психотерапии. Особую практическую значимость имеет анализ факторов, удерживающих детей от самоубийства. К их числу относят отсутствие психических заболеваний, протекающих с депрессивными расстройствами; интегрированность в семье; когнитивное функционирование, не достигшее уровня конкретного или формального мышления, наличие культуральных и духовно-религиозных факторов, делающих суицид менее приемлемым или табулирующих его, проведение индивидуализированной терапии, направленной на купирование травматизации и избирательно адресующейся к слабым сторонам акцентуированной или психотической личности (сензитивность, склонность к депрессивным состояниям у шизоидов и циклоидов) [7].

Основным звеном в деле предотвращения самоубийств является анонимная телефонная служба (“телефон доверия”) Телефон доверия – это в первую очередь поддерживающая служба. Его основная задача – поддержать человека в кризисной ситуации. подростковый возраст сам по себе является достаточно кризисным периодом жизни человека. В это время легко запутаться и как никогда нужна поддержка. А молодому абоненту гораздо проще раскрыться консультанту-сверстнику, с которым можно поговорить на одном языке о проблемах, которые хорошо понятны и знакомы обоим участникам разговора. Подростковая линия Телефона Доверия оказывается единственным неосуждающим другом для ребят – тех, кто знает о ней и смог дозвониться.

 

Выводы по главе

Телефонное консультирование представляет собой направление в развитии знаний о человеческих отношениях, возникшее на границах прикладной психологии, психотерапии и социальной работы. При обращении в службу телефона доверия абонент не обязан называть себя или сообщать о месте своего нахождения. Это даёт ему возможность свободно говорить о личных проблемах и сложных ситуациях, которые в силу анонимности оказываются как бы отдельными от него, и абонент может на них взглянуть со стороны. Существуют разные виды работы телефона доверия: превенция суицидов; помощь при обращениях людей, подвергшихся насилию, эмоциональная поддержка престарелым, детские телефоны доверия и другие. Но первоначально службы телефонной помощи организовывались именно как центры по предупреждению суицидов.

Лица, обратившиеся за помощью на телефон доверия, характеризуются различными эмоциональными нарушениями, не достигшим клинического уровня, ощущением безысходности в сложившейся ситуации, отчаянием, а также состоянием тревоги, страха, ненависти. Эти состояния часто являются факторами суицидального риска. Одна из проблем современной ситуации в жизни общества и человека заключается в увеличении количества самоубийств. Особенно волнует возрастание подростковых суицидов. Существенный вклад в решение этих проблем призваны внести Телефонные Службы Экстренной Психологической Помощи (Телефоны Доверия). На абонента не возлагается никаких финансовых или каких-либо иных обязательств. Никто из работников службы не может давать показания представителям власти и правопорядка, не получив предварительного разрешения абонента, а также руководителей данной службы. Телефонное консультирование имеет ряд своих особенностей, при которых абоненту комфортно взаимодействовать со специалистом.

Отношение кризисных служб к суициду почти также различается, как и отношение людей, работающих с суицидальными абонентами. Одни считают, что проводят профилактику суицидов, даже если эта тема абонентом вообще не упоминается. Другие в основу работы кладут убеждение, что никогда не следует поддерживать абонента в суицидальном намерении. Третьи исповедуют принцип полного самоопределения клиента до такой степени, что могут подтвердить право абонента на добровольный уход из жизни. Центры Линий Жизни в целом занимают позицию «в пользу жизни», полагая, что любое подобного рода обращение является криком о помощи.

 




2020-02-03 179 Обсуждений (0)
Психологические особенности подростковых суицидов, телефон доверия как средство их профилактики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологические особенности подростковых суицидов, телефон доверия как средство их профилактики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)