Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учителю истории и обществознания



2020-02-03 206 Обсуждений (0)
Учителю истории и обществознания 0.00 из 5.00 0 оценок




Малокомплектные школы, независимо от специфики организации учебного процесса, работают по учебным программам и планам, единым для всех типов общеобразовательных учреждений, что определяет сильные стороны и сложности в преподавании школьных предметов. Успешность образовательного процесса во многом будет зависеть от возможности для учителя получить необходимую методическую помощь и информационную поддержку от специалистов разного уровня методических служб и системы повышения квалификации.

Подготовка учителя истории и обществознания к проведению занятий должна начинаться с изучения нормативных документов в преподавании предметов: Государственных образовательных стандартов, Федерального базисного учебного плана, регионального компонента образования, примерных образовательных программ по предметам, регионального и школьного учебных планов. Далее, учитель должен определиться с подбором УМК (учебно-методического комплекта) по предмету, исходя из федерального перечня учебников (или созданного на основе его регионального перечня учебников), особенностей образовательного учреждения и собственных предпочтений (заказ необходимых учебников на следующий учебный год, как правило, делается в феврале – марте месяце). Следующим этапом подготовки учителя к занятиям является составление календарно-тематического планирования.

Календарно-тематическое планирование должно состоять из пояснительной записки и основной части. В пояснительной записке необходимо указать:

· предмет, класс, фамилию учителя, учебный год;

· стандарты (1998 или 2004 гг.), ФБУП, программы, учебники (авторы, название, выходные данные);

· профиль класса или его особенности;

· особенности методики преподавания в зависимости от курса, класса, педагогической проблемы, над которой работает образовательное учреждение, учитель;

· прохождение программы за прошлый учебный год, степень корректировки программы текущего года;

· количество часов на годовой курс, из них резервное время, количество часов на вводный, промежуточный и итоговый контроль.

Основная часть календарно-тематического планирования может представлять собой таблицу, состоящую их следующих граф.

дата

Название разделов (с указанием количества часов) и тем уроков

Учебника

Примечание
1 7.09

Вводный урок. Что изучает история?

 

 
   

Тема 1. От первобытности к цивилизации, 6 часов

 

 
2 9.09

1.

3

 
3 14.09

2.

4

 
7  

6. ПОУ. От первобытности к цивилизации

 

 
    Основные понятия

Основные умения

Средства обучения

   

 

 

 

   
   
    Тема 2

 

 

8    

 

 

             

1. № урока по порядку;

2. дата – проставляется на ближайшие 1,5–2 месяца, в процессе работы может корректироваться;

3. название разделов (с указанием количества часов) и тем уроков;

4. указание параграфа учебника;

5. примечания – могут быть указаны нетрадиционные формы уроков, индивидуальные или опережающие домашние задания (если в этом есть необходимость), межпредметные, межкурсовые связи и другое, что посчитает нужным учитель;

6. основные понятия – те, которые изучаются в разделе и знание которых необходимо для изучения последующих тем и разделов, их не должно быть много, операционные понятия необходимо опустить;

7. основные умения – планируются также на весь раздел в соответствии с целями образования и требованиями к уровню подготовки выпускников. В профильных классах совершенствование умений планируется еще и в соответствии с видами проверяемых знаний и умений в заданиях ЕГЭ по истории (а в последующем и по обществознанию).

8. средства обучения указываются также на весь изучаемый раздел: карты, таблицы, схемы (если систематизированные, то кратко), ТСО, мультимедиа, хрестоматия, дополнительная литература и т. д.

По ходу работы в календарно-тематическое планирование могут быть внесены коррективы и дополнения:

· меняются даты проведения занятий, количество часов на изучение отдельных разделов и тем (в том числе и за счет резервного времени);

· дополняются графы «средства обучения» и «примечания»;

· корректируются графы «основные понятия», «основные умения».

Темы уроков, записанные в классном журнале, могут отличаться от тем, записанных в календарно-тематическом планировании, они могут быть более яркими, образными, могут быть использованы цитаты, крылатые выражения, но общий смысл и содержание урока должны сохраниться.

В данном виде календарно-тематический план вдвое сокращает подготовку поурочного конспекта, поможет учителю перейти от традиционных методик к блочно-модульной технологии изучения предмета.

В помощь учителю для составления календарно-тематического планирования предлагается примерное распределение учебных часов на изучение курсов истории и обществознания (Федеральный компонент образования).

Класс ФБУП Предмет Кол-во часов в неделю Примерное распределение часов
V 2004 История 2 10 ч – пропедевтика, 50 ч – история древнего мира, 10 ч – резерв
VI 2004 История 2 30 ч – история средних веков, 30 ч – история России до к. XV века, 10 ч – резерв
VI 2004 Обществознание 1 34 ч
VII 2004 История 2 XVI – XVIII вв. 36 ч – история России, 24 ч – новая история, 10 ч – резерв
VIII 2004 История 2 XIX – начало XX вв. 36 ч – история России, 24 ч – новая история, 10 ч – резерв
VIII 2004 Обществознание 1 34 ч
IX 1998 История 3 XX век 70 ч – история России 35 ч – всеобщая история
IX 1998 Обществознание 1 34 ч
X 2004 История (базов.) 2 С древнейших времен до сер. XIX в. 36 ч – история России, 24 ч – всеобщая история, 10 ч – резерв
X 2004 История (профиль) 4 С древнейших времен до сер. XIX в. 72 ч – история России, 48 ч – всеобщая история, 20 ч – резерв
X 2004 Обществознание (базов.) 2 68 ч

или

X 2004 Обществознание (базов.) Экономика (базов.) Право (базов.) 1 0,5 0,5 34 ч 17 ч 17 ч
X 2004 Обществознание (профиль) 3 102 ч
X 2004 Экономика (профиль) 2 68 ч
X 2004 Право (профиль) 2 68 ч
XI 2004 История (базов.) 2 сер. XIX в. – до наших дней 36 ч – история России, 24 ч – всеобщая история, 10 ч – резерв
XI 2004 История (профиль) 4 сер. XIX в. – до наших дней 72 ч – история России, 48 ч – всеобщая история, 20 ч – резерв
XI 2004 Обществознание (базов.) 2 68 ч

или

XI 2004 Обществознание (базов.) Экономика (базов.) Право (базов.) 1 0,5 0,5 34 ч 17 ч 17 ч
XI 2004 Обществознание (профиль) 3 102 ч
XI 2004 Экономика (профиль) 2 68 ч
XI 2004 Право (профиль) 2 68 ч

Резервное время учитель может использовать по своему усмотрению: либо на изучение всеобщей истории, либо на изучение истории России, либо частично на один и второй курс, в выпускных классах эти часы могут быть использованы для предэкзаменационного повторения.

Основным условием успешности обучения школьников истории и обществознанию в соответствии с современными требованиями является овладение педагогом, наряду с традиционными, активными и интерактивными методиками, что в свою очередь теснейшим образом связано с обеспеченностью образовательного процесса необходимыми современными средствами обучения: техническими, наглядными, раздаточными материалами, словарями, хрестоматиями, электронными образовательным ресурсами.

Учителю географии

Малокомплектная школа с её спецификой организации учебного процесса работает по государственным стандартам, учебным программам и планам, единым для всех типов общеобразовательных школ. Особенности преподавания географии в малокомплектных школах пока не нашли своего отражения в специфике учебников и методических пособий по предмету.

Ведущими направлениями модернизации преподавания географии являются:

· формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

· переход на личностно ориентированное и практико-ориентированное образование,

Учителя, работающие в 9-х классах в 2009/2010 учебном году, должны ориентироваться на обязательный минимум основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 19.05.1998 года (№ 1236). В Федеральном базисном учебном плане на изучение географии в 9-х классах отводится 70 часов (2 часа в неделю). Требования к уровню подготовки выпускников основной школы являются для учителя основой при осуществлении отбора или разработки заданий. Содержание заданий и характер учебной деятельности, которую учащиеся осуществляют при их выполнении, должны находиться в строгом соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего образования по географии (приложение к приказу Минобразования России от 19.05.1998 № 1236 «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования»).

Оценить общеобразовательную подготовку по географии выпускников
9-го класса общеобразовательных учреждений с целью их государственной итоговой аттестации (ГИА) (в новой форме) позволяет экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов, демонстрационный вариант которой, а также кодификатор и спецификация экзаменационной работы представлены на сайте WWW.fipi.ru.

Учителя географии, работающие в 6, 7, 8, 10, 11-х классах, должны руководствоваться следующими документами:

· Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004 г.;

· Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03.2004 г.;

· Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2007/2008 учебный год, утвержденный приказом МО РФ № 321 от 14.12.2006 г.;

· Приказ Управления образования администрации Камчатской области «Об утверждении регионального базисного учебного плана образовательных учреждений Камчатского края, реализующих программы общего образования» № 630 от 14.08.2007 г.

Согласно приказу № 630 от 14.08.2007 г. в общеобразовательных школах Камчатского края сохранён 2-часовой предмет «География» в 6-м классе за счёт регионального компонента (в режиме шестидневной учебной недели) и
1,5-часовой (в режиме пятидневной учебной недели). Для составления календарно-тематического планирования учителю рекомендуется воспользоваться статьёй «О преподавании учебного предмета «География» (6 класс) в условиях введения регионального компонента государственного стандарта общего образования» (Информационный бюллетень: методические материалы к августовским совещаниям педагогических работников. – Вып. 12. Петропавловск-Камчатский: Изд-во КОИПКПК, 2007. – 210 с.)

В 7-м классе введён отдельный региональный предмет «Камчатка на карте мира» (1 час при шестидневной неделе, 0,5 часа при пятидневной учебной неделе). Примерная программа данного курса размещена в 13 выпуске информационном бюллетеня за 2008 г.

В настоящее время в школе существует два подхода к изучению курса «География России». Первый – традиционный, предусматривающий изучение в 8-м классе курса «География России. Природа», а в 9-м – «География России. Население и хозяйство». Данный подход был единственным на протяжении последних десятилетий. Второй подход – комплексно-страноведческий, продиктован новой концепцией географического образования. В его рамках, в свою очередь, можно выделить две разновидности.

Первая предполагает изучение в 8-м классе географического положения, особенностей природы и населения России. В 9-м классе учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно-страноведческой характеристикой крупных регионов России.

Вторая разновидность только начинает формироваться. Структуризация материала здесь несколько иная: в 8-м классе, помимо упомянутых разделов, изучается география природоэксплуатирующих отраслей. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой огромной страны, как Россия. Сочетание принципа интегративности и регионализации курса привело к пересмотру сетки изучаемых регионов страны. Нецелесообразно отдельно изучать только физико- или экономико-географические районы, которые значительно разделяются по принципам выделения, масштабам и конфигурации границ и при этом не учитывают исторических особенностей заселения, национальных и социальных различий территорий. В связи с этим структурно-содержательным новшеством курса является использование в региональной части комбинированной системы таких природно-хозяйственных районов, как Север, Центр и Юг европейской части России, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток с последующим делением некоторых районов на подрайоны.

Наиболее полно интегрирующая роль территории раскрывается с помощью краеведческого подхода, который, как и экологический, в данном курсе играет роль «сквозного» направления. Постоянные сопоставления общероссийских особенностей природы, населения и хозяйства со спецификой «малой родины» позволят учащимся лучше понять не только специфику своей местности, но и её роль и место в масштабах огромной страны. Данное требование, с одной стороны, должно обеспечивать доступность содержания курса для всех учащихся. Для этого необходим количественный и качественный анализ слагающего его материала с учётом возрастных закономерностей развития учащихся. С другой стороны, курс должен быть приведён в соответствие со здоровьесберегающими технологиями обучения. Разгрузку курса предполагается осуществить по двум основным направлениям.

Первое из них – исключение дублирования материала, неизбежное при раздельном изучении физической и социально-экономической географии России, особенно в региональной части курсов, так как практически каждый крупный регион страны изучался дважды.

Второе направление разгрузки предполагает перенос материала из ранга основного в разряд дополнительного (повышенной сложности) либо перенос из основной школы в старшую. Это относится:

- к материалу, носящему не общеобразовательный, а специально-научный географический характер (различные коэффициенты, формулы и т. п.);

- некоторым сложным для усвоения вопросам теоретического характера, в частности проблемам формирования территориальных комплексов, некоторым аспектам географического районирования и пр.;

- излишне детализированным сведениям (детальное описание климатических поясов, строения почвы, географии отдельных отраслей хозяйства и регионов);

- избыточному фактическому материалу (избыточная географическая номенклатура, некоторые частные параметры, характеризующие компоненты природы, населения и хозяйства страны в целом и её регионов).

Для реализации первого и второго подходов изданы необходимые УМК. Следует отметить, что более полный и апробированный УМК существует для реализации первого подхода. Это, прежде всего, два учебника для 8-х классов (авторы Э. М. Раковская и И. И. Баринова соответственно) и два учебника для 9-х классов (А. И. Алексеев, В. В. Николина; В. Я. Ром, В. П. Дронов). УМК для реализации второй разновидности находится в стадии формирования. В 2004 году издательство «Дрофа» выпустило учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В. П. Дронова в двух книгах: «География России: Природа. Население. Хозяйство. 8 класс» и «География России: Хозяйство и географические районы. 9 класс». Этим же издательством выпущено методическое пособие (авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов), в котором представлены варианты изучения курса, его тематическое и поурочное планирование, современные технологии и возможные типы уроков по курсу «География России».

Исходя из рекомендаций Министерства образования РФ, при изучении географии своей страны следует отказаться от любого администрирования по данному вопросу, оставляя решение об использовании тех или иных подходов, программ и учебников за учителем. В связи с этим рекомендуется два варианта программы курса «География России»: традиционный и комплексно-страноведческий. Общими для обоих вариантов будут цели и задачи курса, планируемые результаты обучения, обязательная номенклатура. Различными – пути, обеспечивающие достижение поставленных целей и планируемых результатов обучения, последовательность и принципы изложения учебного материала.

Модернизация содержания курса «География России» должна осуществляться не только с учётом требований современности, но и с учётом традиций преподавания, сложившихся в отечественной школе. В этой связи, прежде всего, необходимо сохранять и приумножать мировоззренческий и воспитывающий потенциал курса, его огромную роль в формировании патриотизма и духовно-нравственной сферы учащихся. В связи с поэтапным введением регионального компонента географического образования в
2009/2010 учебном году со второго полугодия в 8-м классе вводится
17-часовой курс «География Камчатки» в условиях шестидневной учебной недели. Методический комплект, разработанный доцентом кафедры географии КамГУ имени Витуса Беринга Т. А. Наймушиной и включающий программу, методическое пособие для учителя и рабочую тетрадь для учащихся, поступит во все школы Камчатского края к началу нового учебного года. Учителю следует учитывать тот факт, что данный курс не заменяет темы «География своей области», которую в новых условиях рекомендуется изучать в
I полугодии в разделе «Общая характеристика природы России» федеральной программы по компонентам природы.

Малочисленность учащихся в классе обеспечивает учителям возможности: хорошего знания каждого из них, осуществления на хорошем уровне индивидуализации обучения и тем самым усвоения знаний в основном на уроке, разнообразить формы домашних заданий. При выборе оптимальных методов и приемов обучения школьников рекомендуется сократить фронтальные методы работы, шире использовать индивидуальные, парные, групповые методы работы, проводить самостоятельные, практические занятия по формированию и отработке умений и навыков. Один из вариантов организации учебных занятий – соединение нескольких уроков в единый блок. Соединение уроков в крупные блоки можно представить следующим образом. На первом уроке учитель сообщает, как будет проходить изучение данной темы. На доске записываются темы для самостоятельной работы, причём часть их предназначается всем учащимся в обязательном порядке, а часть на выбор, по желанию учеников. Вторую часть урока учитель отводит лекции, которая помогает ученикам сконцентрировать внимание на главном, познакомиться с учебным материалом в системе, подводит учащихся к пониманию основных идей и понятий темы.

Следующие уроки могут строиться по-разному. Начало урока –фронтальная беседа по общим для всех заданиям, далее идут сообщения учащихся о результатах индивидуальной самостоятельной работы. Таким образом, индивидуальные формы учебной работы чередуются с групповыми, коллективными.

Заключительный урок блока является обобщающим уроком темы. Те составляющие части общего крупного понятия, явления, процесса, о которых шла речь на предыдущих уроках, сводятся воедино, в целостное представление.

Знания учащихся целесообразно оценивать по всей теме и сообщать оценки на заключительном уроке.

Блоковая форма организации уроков не исключает возможности проведения самостоятельных уроков-лекций и уроков-семинаров.

Блочно-модульное обучение (или его элементы) базируется на специфических принципах, связанных с общедидактическими. Общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации определяют следующие принципы: модульности, выделения из содержания обучения обособленных элементов, динамичности, действенности знаний, гибкости, осознанной перспективы, разносторонности методического консультирования, паритетности. В соответствии с этими принципами обучение строится по отдельным функциональным узлам – модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей. Для реализации этих принципов необходимо выполнять следующие педагогические правила:

· учебный материал необходимо конструировать таким образом, чтобы он вполне обеспечивал достижение каждым обучающимся поставленных перед ним дидактических целей;

· учебный материал должен быть представлен законченным блоком, чтобы имелась возможность конструирования единого содержания обучения, соответствующего комплексной дидактической цели, из отдельных модулей;

· в соответствии с учебным материалом следует интегрировать различные виды и формы обучения, подчинённые достижению намеченной цели.

Принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов требует рассматривать учебный материал в рамках модуля как единую целостность, направленную на решение интегрированной дидактической цели, т. е. модуль имеет чёткую структуру. Он предполагает деление учебного материала на части, наименьшей единицей содержания обучения является определённая тема конкретного курса или фрагмент темы, отвечающей конкретной дидактической цели, называемой элементом модуля.

Разрешить противоречие между стабильным и меняющимся содержанием учебного материала можно, реализуя принцип динамичности:

· содержание каждого элемента и каждого модуля может легко меняться или дополняться;

· конструируя элементы различных модулей, можно создавать новые;

· модуль должен быть составлен в такой форме, чтобы его элементы могли быть легко заменимы.

Реализация деятельностного подхода предполагает обучать не только видам деятельности, но и способам действий.

Знания приобретаются успешнее при условии, если учащиеся в ходе самостоятельного решения задач проявляют инициативу, находчивость, способность использовать имеющиеся знания в ситуациях, отличных от тех, в которых они приобретались. Формирование компетентностного подхода предполагает самостоятельное и свободное применение знаний и умений в практической деятельности.

Педагогические правила, которыми следует руководствоваться при реализации принципа действенности:

· формулировка целей обучения в терминах умственных и практических методов деятельности;

· возможность использования межпредметных связей;

· обучение должно организовываться на основе проблемного подхода к усвоению знаний;

· необходимость показывать возможности переноса знаний из одного вида деятельности в другой.

Принцип гибкости требует построения модулей таким образом, чтобы легко обеспечивалась возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным особенностям учащихся:

· необходима исходная диагностика знаний;

· соблюдение индивидуального темпа усвоения;

· использование индивидуальной технологии обучения;

· индивидуальный контроль и самоконтроль после достижения определённой цели обучения.

При реализации принципа осознанной перспективы необходимо соблюдать следующие педагогические правила:

· каждому учащемуся вначале надо представить всю модульную программу;

· модульная программа включает учебные действия для достижения намеченной цели, учащийся обеспечивается путеводителем для достижения целей;

· в начале каждого модуля необходимо описать цели учения в качестве результатов деятельности;

· в начале каждого элемента следует точно указать частные цели обучения в качестве результатов деятельности.

Принцип разносторонности методического консультирования требует обеспечения профессионализма в познавательной деятельности учащегося. На эффективность учения влияет, прежде всего, соответствие содержания обучения возможностям школьников. Пути решения этих проблем:

· представление учебного материала в модулях с использованием личных объяснительных методов, облегчающих усвоение информации;

· использование различных методов и путей усвоения содержания обучения, которые школьник может выбирать свободно;

· свободный выбор учителем предложенных методов обучения или работа по своим, оригинальным методам и организационным схемам.

Принцип паритетности требует соблюдения следующих правил:

· обеспечение возможности самостоятельного усвоения знаний по модульной программе до определённого уровня;

· освобождение учителя от выполнения чисто информационной функции и создание условий для более яркого проявления консультативно-координирующей функции;

· создание условия для совместного выбора педагогом и учеником оптимального пути обучения;

·  передача некоторых функций управления учителя модульной программе.

Цель разработки модулей – расчленение содержания курса или каждой темы курса на компоненты в соответствии с дидактическими задачами, определение для всех компонентов целесообразных форм и методов обучения. Границы модуля определяются установленной при его разработке совокупностью теоретических знаний и навыков, практических действий. Каждый модуль обеспечивается необходимыми дидактическими и методическими материалами, перечнем основных понятий, навыков и умений, которые необходимо усвоить в ходе обучения. Такой перечень служит основой для составления программы предварительного и итогового контроля. Для каждого модуля подбирается справочный и иллюстративный материал, список рекомендуемой литературы. Каждый ученик переходит от модуля к модулю по мере усвоения материала и проходит этапы текущего, тематического и итогового контроля независимо от своих товарищей.

Для оценки знаний при блочно-модульном обучении используется новая система, состоящая из текущего, тематического и итогового контроля. Контрольные мероприятия – это выполнение тестовых заданий, обучающих, тренировочных и итоговых практических работ, географических диктантов, творческих работ и т. д., позволяющих установить уровень знаний учащегося.

Преимущества блочно-модульного обучения:

· обеспечение методически обоснованного согласования всех видов учебного процесса внутри каждого модуля и между ними;

· системный подход к построению курса и определению его содержания;

· гибкость структуры модульного построения курса;

· эффективный контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся;

· при значительном сокращении времени на объяснение и лекции учитель успевает дать школьникам необходимые знания, умения и навыки;

· взаимосвязь различных форм обучения позволяет целенаправленно управлять познавательной деятельностью учащихся;

· даёт возможность осуществлять перераспределение времени;

· позволяет более полно удовлетворить потребности творческой личности в образовательной деятельности;

· усиливает мотивацию обучения, т. к. школьник сам решает вопрос поэтапного контроля;

· индивидуализирует обучение;

· не создает стрессовых ситуаций.

Бесспорно, внедрение блочно-модульного обучения или его элементов потребует организационной перестройки учебного процесса, планирования работы учителя, разработки соответствующего методического обеспечения.

При организации учебного процесса в классах малокомплектной школы особенно актуальной является проблема организации самостоятельной работы учащихся с учебником, дополнительной литературой. Рекомендуются следующие группы задач и виды работы с текстом.

I. Усвоение содержания текста параграфа, урока

· воспроизведение информации параграфа,

· воспроизведение ранее усвоенных знаний,

· объяснение явлений, фактов, закономерностей,

· анализ содержания текста параграфа,

· сравнение явлений, фактов, объектов, описанных в параграфе,

· установление причин явлений, процессов,

· установление последствий явлений, процессов,

· определение значения явлений, событий, процессов,

· характеристика явлений, объектов,

· формирование выводов,

· подбор примеров,

· обобщение материала, содержания параграфа, урока.

II. Развитие речи

· пересказ текста,

· рассказ по иллюстрациям, схемам, рисункам, таблицам,

· устное описание объекта, события,

· построение диалога,   

· построение доказательства,

· выразительное чтение,

· чтение в лицах,

· сочинение рассказа, эссе, отзыва, отчета, письма, воспоминания (стиль: публицистический, научно-популярный, художественный),

· подготовка и публичное выступление с докладом, сообщением.

III. Работа с книгой

· разбивка текста на абзацы,

· озаглавливание текста, абзаца,

· формирование главной мысли текста, абзаца,

· составление схемы, таблицы при помощи текста,

· заполнение схем, таблиц,

· конспектирование текста,

· составление плана,

· формулирование вопросов к тексту,

· работа с оглавлением книги.

IV. Формирование личностного отношения к содержанию текста

· оценка явлений, событий,

· высказывание собственного мнения,

· выявление интереса к содержанию текста,

· использование социального опыта.

V. Установление межпредметных связей

VI. Умение пользоваться дополнительными источниками информации (словари, спра­воч­ники, определители, дополнительная литература, СМИ, Интернет, ту­ризм и т.п.).

VII. Практические предметные умения

Учителю информатики

Сегодня как за рубежом, так и в нашей стране дистанционное обучение широко распространяется и развивается, внедряется в систему образования на разных ее уровнях. В стороне не осталось и обучение в малокомплектных сельских школах, которому благодаря реформам современной системы российского образования в настоящее время уделяется большое внимание, в частности, вопросы организации профильного обучения в малокомплектных сельских школах решаются с помощью учителей-тьюторов. Поскольку именно профильное обучение и учет индивидуальных особенностей с помощью учителей-тьюторов у школьников позволит в рамках обучения еще на ступени общего среднего образования даже в малокомплектной сельской школе наиболее полно учитывать их интересы, склонности и способности, создавать условия для обучения в соответствии с их будущими профессиональными и образовательными интересами.

Одним из путей возрождения сельской школы, выведения ее из кризисного состояния и сокращения разрыва между городской и сельской школами является информатизация сельской школы, ее активное вовлечение в формируемую единую информационно-образовательную среду, приобщение к достижениям мировой цивилизации при сохранении региональных и местных социокультурных традиций.

Значимость информатизации сельской школы как механизма снижения уровня информационно-образовательной изоляции, повышения доступности и качества образовательных услуг актуализирована в принятой в 2000 году Концепции компьютеризации сельских школ.

Одновременно с программой компьютеризации сельской школы, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17.12.2001 № 871
«О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности», начался эксперимент по отработке моделей реструктуризации сети сельских школ:

- образовательный комплекс;

- передвижная лаборатория, оснащенная современным интегрированным учебным оборудованием;

- центры и системы дистанционного обучения в сельских районах с экстремальными природными условиями и неразвитой транспортной сетью;

- базовая и профильная сельские школы.

Большинство из этих моделей не только неразрывно связаны с информатизацией, но и могут быть реализованы лишь в ситуации сформированной образовательной информационной среды.

Особенности деятельности учителя-тьютора малокомплектной сельской школы по использованию образовательных средств ИКТ
в профильном обучении

Основные направления (независимо от варианта организации) деятельности учителя-тьютора, использующего ИКТ в образовательном процессе профильной школы:

1) психолого-педагогическая диагностика личности школьника – подбор и разработка диагностических методик, позволяющих выявить доминирующие каналы восприятия, предпочтительные способы передачи информации (графический, текстовый, вербальный, образный), темпы работы с информацией, уровень личной мотивации, личностные ориентации, зону ближайшего развития, коммуникативную включенность, уровень готовности к обучению, сформированность общеучебных умений и навыков;

2) формирование профильных групп (выделение в одном классе групп учащихся, интересующихся гуманитарными, естественно-научными, физико-математическими или технологическими предметами; создание разновозрастных профильных групп на базе 10–11-х классов, составление прогноза совместимости и результативности работы группы);

3) обзор и анализ учебного материала, представленного на электронных носителях. Отбор и структурирование этого материала в содержательные блоки и модули с учетом индивидуальных особенностей учащихся;.

4) продумывание способов мотивации обучающихся на освоение учебного материала с учетом их личностных ориентаций;

5) разработка дифференцированных и индивидуализированных инструкций и заданий для учащихся по работе с электронными и информационными ресурсами;

6) оказание помощи учащимся в овладении навыками работы на компьютере, отслеживание специфических трудностей, связанных с отношением к компьютерной форме общения, особенностями подачи информации и т. д.;

7) разработка контрольных заданий, критериев оценивания, способов анализа ошибок;

8) организация консультаций в ходе изучения учебного курса, направленных на содействие решению личностных, образовательных, коммуникативных проблем учащихся;

9) отслеживание и фиксация динамики достижений как группы в целом, так и каждого ученика в отдельности.

Варианты использования образовательных средств ИКТ
в деятельности учителя-тьютора малокомплектной сельской школы
в организации профильного обучения

Традиционный тип урока с использованием ИКТ (вариант 1)

На этапе подготовки к уроку учителю необходимо проанализировать электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структу

2020-02-03 206 Обсуждений (0)
Учителю истории и обществознания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учителю истории и обществознания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему агроценоз не является устойчивой экосистемой
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему наличие хронического атрофического гастрита способствует возникновению и развитию опухоли желудка?



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)